Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
За 1990-е годы резко расширились операции на вторичном рынке долговых инструментов развивающихся стран. Их оборот с 1993 г. по 1996 г. увеличился в 2,7 раза и составил 5,3 млрд долл. в 1996 г., из которых 80,5 % пришлись на Латинскую Америку. На вторичном рынке наиболее широко торгуются долговые ценные бумаги Бразилии, доля которой в 1996 г. составила 27 % рынка долговых инструментов развивающихся стран, Аргентины - 25 %, Мексики - 18 %. Доля азиатских долговых инструментов, обращающихся на вторичном рынке, невелика — 3,1 %, но оборот за рассматриваемые 4 года возрос в 10 раз; доля Африки - 4,2 %.
14.1.4. Программы снижения долговой нагрузки беднейших стран
Особую озабоченность ведущих держав Запада, МВФ и Всемирного банка вызывают страны с низким уровнем развития и чрезмерной задолженностью. В 2000 г., по данным МВФ, стран с нижайшим уровнем развития (least developed countries)
Источник: IMF. Official Financing for Developing Countries. - Wash., 2001. - P. 73.
Jil^CJ
' a JO n дающиеся страны; внешнее финансирование, долги, кризисы
I лава 14. Урегулирование внешней задолженности
399
было 46, беднейших стран с чрезмерной задолженностью (heavily indebted poor countries — ШРС) — 40. За последние 20 лет неоднократно выдвигались инициативы и предпринимались усилия по снижению их долговой нагрузки.
Накопление чрезмерных и неоплатных долгов этих стран произошло в 1970-е гг., когда среднеразвитые страны набирали банковские кредиты, а многие бедные страны, не имеющие доступа на международные финансовые рынки, накапливали долги официальным кредиторам. Они получали кредиты непосредственно от иностранных правительств, или от кредитно-экспортных агентств развитых стран, или от частных кредиторов с государственной гарантией.
В связи с кризисом 1980-х гг. частные кредиты резко сократились, а официальные кредиторы - члены Парижского клуба начали проводить переоформления I (решедьюлинг) долгов на неконцессионных условиях. Переоформления сочета-I лись с многосторонним новым кредитованием по линии МВФ и региональных I банков развития и кредитно-экспортных агентств, что позволило профинанси-| ровать адаптационные программы МВФ. При этом долги и платежи переоформлялись на более длительные сроки.
Долги по государственным кредитам стран - членов Парижского клуба реструктурировались через клуб. Парижский клуб сотрудничает только с теми странами-должниками, которые остро нуждаются в финансовой помощи и не могут выполнить свои обязательства по внешним долгам без снижения долговой нагрузки. Кредиторы клуба настаивают на том, чтобы страна-должник, желающая переоформить свои долги, предприняла необходимые меры для устранения причин своей неплатежеспособности. В своей деятельности Парижский клуб руководствуется следующими принципами:
• принцип консенсуса — предусматривает принятие решений только с согласия всех стран-участниц;
• принцип солидарности кредиторов — означает, что ни один кредитор не может претендовать на получение лучших условий от должника, чем другие кредиторы;
• принцип обусловленности - означает, что Парижский клуб может переоформить долг страны-заемщика только при условии принятия им программы, поддержанной МВФ;
» принцип недискриминации — указывает на то, что кредитор Парижского клуба, как и любой двусторонний кредитор, не входящий в Парижский клуб, никогда не предоставит стране-должнику условия менее благоприятные, чем те, которые содержит многостороннее соглашение с Парижским клубом;
• принцип соответствия — предполагает, что любое решение, принятое Па
рижским клубом относительно страны-должника, учитывает реальную эко
номическую и финансовую ситуацию в принимающей стране.
За 1976-1988 гг. Парижский клуб заключил 81 соглашение о переоформлении долгов па неконцессионных условиях на общую сумму 23 млрд долл. с 27 беднейшими странами с чрезмерной задолженностью (ШРС). Несмотря на эти мероприятия, средняя норма обслуживания долга получивших реструктуризацию стран поднялась с 17 % к экспортным доходам в 1980 г. до 30 % в 1986 г., а совокупная задолженность увеличилась, в том числе и за счет капитализации процентов.
Совместная позиция кредиторов и механизмы, направленные на восстановление платежеспособности бедных стран, вырабатывались на совещаниях «большой семерки*. В 1987 г. Парижский клуб впервые одобрил инициативу Великобритании о переоформлении долгов стран с низким уровнем развития на льготных условиях в соединении с увеличением притока финансовых ресурсов. Таким образом, было принято предложение о концессионном снижении задолженности по кредитам экспортных агентств, и было введено концессионное финансирование. В связи с этим фонд структурной перестройки (Structural Adjustment Facility) был увеличен в 3 раза и составил более 11 млрд долл.
В дополнение был создан специальный Расширенный фонд структурной перестройки МВФ (Enhanced Structural Adjustment Facility) в размере 8 млрд долл. для кредитования беднейших стран, который тоже наполнялся грантами развитых стран. Расширенный фонд для кредитования стран с низким уровнем развития и трудностями по текущим расчетам действовал до 1999 г. Ресурсы фонда предоставлялись на 10 лет с льготным периодом в 5,5 лет по ставке 0,5 %. Инициативы имели своей целью не допустить чрезмерного увеличения задолженности наименее развитых стран и существенно снизить их не концессионное кредитование или рефинансирование.
По соглашениям переоформления кредиторы получали в течение консолида-циойного периода только процентные платежи, а в отдельных случаях предоставлялись отсрочки и по процентам. Английские предложения касались снижения процентных ставок в ходе переоформления. Франция предлагала снизить платежи на У при сохранении рыночных ставок на оставшуюся часть. США были не готовы пойти на какое-либо снижение и соглашались только на переоформление долгов с увеличением срока погашения. В 1988 г. в Торонто на саммите «большой семерки* был найден компромисс, который предоставлял кредиторам Парижского клуба меню из трех опционов, получивших название «условия Торонто^ по месту проведения саммита.
Торонтские условия представляют собой набор мер по сокращению официального внешнего долга стран с низким доходом и чрезмерной задолженностью. Они предусматривают введение пониженной процентной ставки, значительное продление льготного периода и периода погашения (по коммерческим ставкам). Условия допускают частичное прощение обязательств по обслуживанию долга (на '/3), пересмотр условий погашения оставшейся суммы по коммерческим ставкам, а также сочетание перечисленных мер. В 1988-1991 гг. с 19 странами с низким уровнем развития были заключены 27 соглашений на условиях Торонто на сумму около 6 млрд долл. с частичным списанием и переоформлением долгов на концессионных условиях.
В осуществление программ помощи развивающимся государствам включились и новые индустриальные страны Азии с активным торговым балансом. В 1988 г. Тайвань предоставил льготные кредиты в рамках программы помощи развивающимся странам в размере 3 млрд долл. Правительство Южной Кореи увеличило помощь развивающимся странам через Фонд сотрудничества развитию (360 млн долл. в 1989 г.). Дополнительно были выданы кредиты для финансирования закупок товаров и осуществления проектов развития — всего на сумму около 162 млн долл. Займы корейского фонда предоставлялись
на довольно жестких условиях — на 20 лет при 5-летнем льготном периоде по 4-5 %-ной ставке.
Существенные льготы для наименее развитых стран предусматривались в отношении задолженности по государственным экспортным кредитам в соответствии с планом Миттерана (1989 г.). Странам-кредиторам предлагались на выбор варианты расчетов по существующей задолженности:
• списание '/3 долга и отсрочка погашения остальных г/3 на 14 лет с начисле
нием процентов по рыночной ставке;
• перенос всей суммы долга на 14 лет, проценты по которой устанавливаются
из расчета рыночной ставки, уменьшенной на 3,5 %, а если она будет ниже 7 %
годовых, то на половину рыночной ставки;
• предоставление отсрочки долговых платежей на 25 лет, но с взиманием про
центов по рыночной ставке.
Вопрос о предоставлении льгот остро нуждающимся странам стал предметом постоянного рассмотрения и принятия решений на заседаниях «большой семерки* и Парижского клуба. На совещании «семерки» в Париже в июле 1989 г. рекомендовалось прощение части долгов увязывать с проведением радикальных экономических реформ в странах-должниках. Появилось и новое направление в урегулировании задолженности - списывать долги в ответ на осуществление природоохранительных мер — «долги в природу*.
В 1991 г. были приняты Лондонские условия, в соответствии с которыми кредиторы согласились на повышение уровня уступок (концессий) до 50 %. При этом кредиторы уточнили, что только после 3-летнего периода выполнения условий они смогут обсуждать возможность заключения соглашения о снижении всего долга. Набор мер по Лондонским условиям состоит из двух льготных вариантов, обеспечивающих дальнейшее снижение внешней задолженности, и одного нельготного варианта, предусмотренного Торонтскими условиями. Льготный вариант предусматривает списание до 50 % приведенной стоимости платежей по обслуживанию долга, срок уплаты которых наступает в течение консолидационного периода.
Неконцессионный вариант на Лондонс7<их условиях означает консолидацию долга по коммерческой ставке процента с 25-летним сроком погашения, включая 14-летний льготный период. Этот вариант был принят США и рядом менее круп-| ных стран-кредиторов, которые до принятия этого документа не имели возможности списать долги, не являющиеся задолженностью по официальной помощи развитию (ОПР). Официальные кредиторы Парижского клуба распространили действие Лондонских условий на Гвинею, Гондурас, Мавританию, Мали, Мозамбик, Сьерра-Леоне и Эфиопию.
В рамках действующего с 1989 г. механизма по сокращению внешнего долга беднейших стран, являющихся членами только Международной ассоциации развития (MAP), резко увеличился объем операций, финансируемых совместно . с рядом двусторонних доноров. Например, такие операции были осуществлены в 1993 г. в Боливии, Гайане, Мозамбике, Нигере и Уганде (14 центов за 1 доллар). Всего на Лондонских условиях с 22 беднейшими странами было подписано 24 соглашения о переоформлении долгов на сумму 8,8 млрд долл.
глава и. урегулирование внешней задолженности . 1
Тринидадские условия (1990 г.) содержат существенные льготные меры по облегчению внешней задолженности. Эти условия были выдвинуты на конференции министров финансов ЕС и предусматривают сокращение на две трети невыплаченного долга кредиторам - членам Парижского клуба. Важным элементом является то, что Условия не ограничиваются задолженностью, срок выплаты которой наступает в ближайший период консолидации, а распространяются на всю сумму соответствующего долга. В 1994 г. в Неаполе состоялся саммит «большой семерки», где был достигнут консенсус о 67 %-ном снижении.
С января 1995 г. введены в действие опционы на условиях Неаполя для стран с низким уровнем дохода, в соответствии с которыми долги и платежи по их обслуживанию снижаются на 67 %, льготный период составляет 3-8 лет, срок погашения _ 23-33 года. Сроки по кредитам в рамках официальной помощи развитию были продлены. В 1995-1997 гг. 18 стран с низким уровнем дохода получили от кредиторов Парижского клуба снижение долговых обязательств на условиях Неаполя в рамках заключенных соглашений. В период до 2000 г. с 28 странами было подписано 35 соглашений на условиях Неаполя, 7 из которых касались всего долга. В результате 16,3 млрд долл. были частично прощены или переоформлены на средний и долгий срок с низкими процентными ставками.
С декабря 1996 г. практикуются опционы на Лионских условиях, дающие снижение всех долговых обязательств на 80 %, отношения внешнего долга к экспорту -до 200-250 %, платежей к экспорту - до 20-25 %. В 1998-1999 г. на условиях Лиона были нереоформлены долги Боливии, Гвинеи, Кот-д'Ивуара, Мозамбика, Уганды; всего было заключено 6 соглашений на сумму около 5 млрд долл. Еще большие концессии были предоставлены 7 беднейшим странам, включая Мавританию, Мали, Сенегал, Танзанию, Уганду, на условиях Кельна, по которым было заключено 7 соглашений на сумму около 1 млрд долл., при этом прощение долгов превысило 90 %. К 2000 г. общее количество соглашений с беднейшими странами о переоформлении долгов составило 188 на сумму почти А& млрд долл. (табл. 14.2).
Таблица 14,2
Переоформленные долги Парижскому клубу стран с низким уровнем развития и чрезмерной задолженностью за 1976-2000 гг.'
Условия | Количество стран | Переоформленный долг, млн долл. | Количество соглашений |
Условия Торонто | 19 | 5984 | 27 |
Условия Лондона | 22 | 8774 | 24 |
Условия Неаполя | 28 | 16325 | 35 |
Условия Лиона | 5 | 4875 | 6 |
Условия Кельна | 7 | 984 | 7 |
Не концессионные соглашения | 29 | 23 738 | 89 |