Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

За 1990-е годы резко расширились операции на вторичном рынке долговых инструментов развивающихся стран. Их оборот с 1993 г. по 1996 г. увеличился в 2,7 раза и составил 5,3 млрд долл. в 1996 г., из которых 80,5 % пришлись на Ла­тинскую Америку. На вторичном рынке наиболее широко торгуются долговые ценные бумаги Бразилии, доля которой в 1996 г. составила 27 % рынка долговых инструментов развивающихся стран, Аргентины - 25 %, Мексики - 18 %. Доля азиатских долговых инструментов, обращающихся на вторичном рынке, невелика — 3,1 %, но оборот за рассматриваемые 4 года возрос в 10 раз; доля Африки - 4,2 %.

14.1.4. Программы снижения долговой нагрузки беднейших стран

Особую озабоченность ведущих держав Запада, МВФ и Всемирного банка вызы­вают страны с низким уровнем развития и чрезмерной задолженностью. В 2000 г., по данным МВФ, стран с нижайшим уровнем развития (least developed countries)

Источник: IMF. Official Financing for Developing Countries. - Wash., 2001. - P. 73.



Jil^CJ


' a JO n дающиеся страны; внешнее финансирование, долги, кризисы


I лава 14. Урегулирование внешней задолженности


399



 



было 46, беднейших стран с чрезмерной задолженностью (heavily indebted poor countries — ШРС) — 40. За последние 20 лет неоднократно выдвигались инициа­тивы и предпринимались усилия по снижению их долговой нагрузки.

Накопление чрезмерных и неоплатных долгов этих стран произошло в 1970-е гг., когда среднеразвитые страны набирали банковские кредиты, а многие бедные страны, не имеющие доступа на международные финансовые рынки, накаплива­ли долги официальным кредиторам. Они получали кредиты непосредственно от иностранных правительств, или от кредитно-экспортных агентств развитых стран, или от частных кредиторов с государственной гарантией.

В связи с кризисом 1980-х гг. частные кредиты резко сократились, а официаль­ные кредиторы - члены Парижского клуба начали проводить переоформления I (решедьюлинг) долгов на неконцессионных условиях. Переоформления сочета-I лись с многосторонним новым кредитованием по линии МВФ и региональных I банков развития и кредитно-экспортных агентств, что позволило профинанси-| ровать адаптационные программы МВФ. При этом долги и платежи переоформля­лись на более длительные сроки.

Долги по государственным кредитам стран - членов Парижского клуба реструк­турировались через клуб. Парижский клуб сотрудничает только с теми странами-должниками, которые остро нуждаются в финансовой помощи и не могут выпол­нить свои обязательства по внешним долгам без снижения долговой нагрузки. Кредиторы клуба настаивают на том, чтобы страна-должник, желающая пере­оформить свои долги, предприняла необходимые меры для устранения причин своей неплатежеспособности. В своей деятельности Парижский клуб руковод­ствуется следующими принципами:

• принцип консенсуса — предусматривает принятие решений только с согла­сия всех стран-участниц;

• принцип солидарности кредиторов — означает, что ни один кредитор не мо­жет претендовать на получение лучших условий от должника, чем другие кредиторы;

• принцип обусловленности - означает, что Парижский клуб может пере­оформить долг страны-заемщика только при условии принятия им програм­мы, поддержанной МВФ;

» принцип недискриминации — указывает на то, что кредитор Парижского клуба, как и любой двусторонний кредитор, не входящий в Парижский клуб, никогда не предоставит стране-должнику условия менее благоприятные, чем те, которые содержит многостороннее соглашение с Парижским клубом;

•              принцип соответствия — предполагает, что любое решение, принятое Па­
рижским клубом относительно страны-должника, учитывает реальную эко­
номическую и финансовую ситуацию в принимающей стране.

За 1976-1988 гг. Парижский клуб заключил 81 соглашение о переоформлении долгов па неконцессионных условиях на общую сумму 23 млрд долл. с 27 бедней­шими странами с чрезмерной задолженностью (ШРС). Несмотря на эти меро­приятия, средняя норма обслуживания долга получивших реструктуризацию стран поднялась с 17 % к экспортным доходам в 1980 г. до 30 % в 1986 г., а совокупная задолженность увеличилась, в том числе и за счет капитализации процентов.


Совместная позиция кредиторов и механизмы, направленные на восстановле­ние платежеспособности бедных стран, вырабатывались на совещаниях «большой семерки*. В 1987 г. Парижский клуб впервые одобрил инициативу Великобрита­нии о переоформлении долгов стран с низким уровнем развития на льготных условиях в соединении с увеличением притока финансовых ресурсов. Таким об­разом, было принято предложение о концессионном снижении задолженности по кредитам экспортных агентств, и было введено концессионное финансирование. В связи с этим фонд структурной перестройки (Structural Adjustment Facility) был увеличен в 3 раза и составил более 11 млрд долл.

В дополнение был создан специальный Расширенный фонд структурной пере­стройки МВФ (Enhanced Structural Adjustment Facility) в размере 8 млрд долл. для кредитования беднейших стран, который тоже наполнялся грантами развитых стран. Расширенный фонд для кредитования стран с низким уровнем развития и трудностями по текущим расчетам действовал до 1999 г. Ресурсы фонда предо­ставлялись на 10 лет с льготным периодом в 5,5 лет по ставке 0,5 %. Инициативы имели своей целью не допустить чрезмерного увеличения задолженности наиме­нее развитых стран и существенно снизить их не концессионное кредитование или рефинансирование.

По соглашениям переоформления кредиторы получали в течение консолида-циойного периода только процентные платежи, а в отдельных случаях предостав­лялись отсрочки и по процентам. Английские предложения касались снижения процентных ставок в ходе переоформления. Франция предлагала снизить плате­жи на У при сохранении рыночных ставок на оставшуюся часть. США были не готовы пойти на какое-либо снижение и соглашались только на переоформление долгов с увеличением срока погашения. В 1988 г. в Торонто на саммите «большой семерки* был найден компромисс, который предоставлял кредиторам Париж­ского клуба меню из трех опционов, получивших название «условия Торонто^ по месту проведения саммита.

Торонтские условия представляют собой набор мер по сокращению официаль­ного внешнего долга стран с низким доходом и чрезмерной задолженностью. Они предусматривают введение пониженной процентной ставки, значительное про­дление льготного периода и периода погашения (по коммерческим ставкам). Усло­вия допускают частичное прощение обязательств по обслуживанию долга (на '/3), пересмотр условий погашения оставшейся суммы по коммерческим ставкам, а также сочетание перечисленных мер. В 1988-1991 гг. с 19 странами с низким уровнем развития были заключены 27 соглашений на условиях Торонто на сум­му около 6 млрд долл. с частичным списанием и переоформлением долгов на кон­цессионных условиях.

В осуществление программ помощи развивающимся государствам включи­лись и новые индустриальные страны Азии с активным торговым балансом. В 1988 г. Тайвань предоставил льготные кредиты в рамках программы помо­щи развивающимся странам в размере 3 млрд долл. Правительство Южной Кореи увеличило помощь развивающимся странам через Фонд сотрудниче­ства развитию (360 млн долл. в 1989 г.). Дополнительно были выданы креди­ты для финансирования закупок товаров и осуществления проектов развития — всего на сумму около 162 млн долл. Займы корейского фонда предоставлялись



на довольно жестких условиях — на 20 лет при 5-летнем льготном периоде по 4-5 %-ной ставке.

Существенные льготы для наименее развитых стран предусматривались в от­ношении задолженности по государственным экспортным кредитам в соответ­ствии с планом Миттерана (1989 г.). Странам-кредиторам предлагались на выбор варианты расчетов по существующей задолженности:

•              списание '/3 долга и отсрочка погашения остальных г/3 на 14 лет с начисле­
нием процентов по рыночной ставке;

•              перенос всей суммы долга на 14 лет, проценты по которой устанавливаются
из расчета рыночной ставки, уменьшенной на 3,5 %, а если она будет ниже 7 %
годовых, то на половину рыночной ставки;

•              предоставление отсрочки долговых платежей на 25 лет, но с взиманием про­
центов по рыночной ставке.

Вопрос о предоставлении льгот остро нуждающимся странам стал предметом постоянного рассмотрения и принятия решений на заседаниях «большой семер­ки* и Парижского клуба. На совещании «семерки» в Париже в июле 1989 г. рекомендовалось прощение части долгов увязывать с проведением радикаль­ных экономических реформ в странах-должниках. Появилось и новое направ­ление в урегулировании задолженности - списывать долги в ответ на осущест­вление природоохранительных мер — «долги в природу*.

В 1991 г. были приняты Лондонские условия, в соответствии с которыми кре­диторы согласились на повышение уровня уступок (концессий) до 50 %. При этом кредиторы уточнили, что только после 3-летнего периода выполнения условий они смогут обсуждать возможность заключения соглашения о снижении всего долга. Набор мер по Лондонским условиям состоит из двух льготных вариантов, обеспечивающих дальнейшее снижение внешней задолженности, и одного не­льготного варианта, предусмотренного Торонтскими условиями. Льготный вариант предусматривает списание до 50 % приведенной стоимости платежей по обслу­живанию долга, срок уплаты которых наступает в течение консолидационного периода.

Неконцессионный вариант на Лондонс7<их условиях означает консолидацию долга по коммерческой ставке процента с 25-летним сроком погашения, включая 14-летний льготный период. Этот вариант был принят США и рядом менее круп-| ных стран-кредиторов, которые до принятия этого документа не имели возмож­ности списать долги, не являющиеся задолженностью по официальной помощи развитию (ОПР). Официальные кредиторы Парижского клуба распространили действие Лондонских условий на Гвинею, Гондурас, Мавританию, Мали, Мозам­бик, Сьерра-Леоне и Эфиопию.

В рамках действующего с 1989 г. механизма по сокращению внешнего долга беднейших стран, являющихся членами только Международной ассоциации раз­вития (MAP), резко увеличился объем операций, финансируемых совместно . с рядом двусторонних доноров. Например, такие операции были осуществлены в 1993 г. в Боливии, Гайане, Мозамбике, Нигере и Уганде (14 центов за 1 доллар). Всего на Лондонских условиях с 22 беднейшими странами было подписано 24 со­глашения о переоформлении долгов на сумму 8,8 млрд долл.


глава и. урегулирование внешней задолженности              .                            1

Тринидадские условия (1990 г.) содержат существенные льготные меры по об­легчению внешней задолженности. Эти условия были выдвинуты на конферен­ции министров финансов ЕС и предусматривают сокращение на две трети невы­плаченного долга кредиторам - членам Парижского клуба. Важным элементом является то, что Условия не ограничиваются задолженностью, срок выплаты ко­торой наступает в ближайший период консолидации, а распространяются на всю сумму соответствующего долга. В 1994 г. в Неаполе состоялся саммит «большой семерки», где был достигнут консенсус о 67 %-ном снижении.

С января 1995 г. введены в действие опционы на условиях Неаполя для стран с низким уровнем дохода, в соответствии с которыми долги и платежи по их об­служиванию снижаются на 67 %, льготный период составляет 3-8 лет, срок пога­шения _ 23-33 года. Сроки по кредитам в рамках официальной помощи разви­тию были продлены. В 1995-1997 гг. 18 стран с низким уровнем дохода получили от кредиторов Парижского клуба снижение долговых обязательств на условиях Неаполя в рамках заключенных соглашений. В период до 2000 г. с 28 странами было подписано 35 соглашений на условиях Неаполя, 7 из которых касались всего долга. В результате 16,3 млрд долл. были частично прощены или переоформлены на средний и долгий срок с низкими процентными ставками.

С декабря 1996 г. практикуются опционы на Лионских условиях, дающие сни­жение всех долговых обязательств на 80 %, отношения внешнего долга к экспорту -до 200-250 %, платежей к экспорту - до 20-25 %. В 1998-1999 г. на условиях Лиона были нереоформлены долги Боливии, Гвинеи, Кот-д'Ивуара, Мозамбика, Уганды; всего было заключено 6 соглашений на сумму около 5 млрд долл. Еще большие концессии были предоставлены 7 беднейшим странам, включая Мав­ританию, Мали, Сенегал, Танзанию, Уганду, на условиях Кельна, по которым было заключено 7 соглашений на сумму около 1 млрд долл., при этом прощение долгов превысило 90 %. К 2000 г. общее количество соглашений с беднейшими странами о переоформлении долгов составило 188 на сумму почти А& млрд долл. (табл. 14.2).

Таблица 14,2

Переоформленные долги Парижскому клубу стран с низким уровнем развития и чрезмерной задолженностью за 1976-2000 гг.'

 

Условия

Количество стран

Переоформленный долг, млн долл.

Количество соглашений

Условия Торонто

19

5984

27

Условия Лондона

22

8774

24

Условия Неаполя

28

16325

35

Условия Лиона

5

4875

6

Условия Кельна

7

984

7

Не концессионные соглашения

29

23 738

89

Информация о работе Долговой кризис