Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
Наиболее последовательно эта политика проводилась в Чили с 1990 г., в Аргентине с 1991 г., в Бразилии с 1994 г. Центральным банкам было запрещено осуществлять денежную эмиссию, не подкрепленную адекватным ростом инвалютных резервов. Одновременно проводилась политика снижения процентных ставок по кредитам; к банкам предъявлялись жесткие резервные требования. Наряду с этим поддерживались положительные ставки по депозитным вкладам для привлечения сбережений населения. Правительства усилили контроль на рынке ссудного капитала, особенно за движением «коротких денег» после мексиканского кризиса 1994 г.
Ключевым звеном бюджетной политики является налоговая реформа, направленная на создание эффективной системы, обеспечивающей доходную часть бюджета и одновременно стимулирующей инвестиции в производство. Принципы изменения налоговых систем достаточно универсальны, они тождественны реформам Р. Рейгана и М. Тэтчер. Это расширение базы налогообложения, сокращение числа взимаемых налогов, пересмотр применяемых ставок, в том числе сокращение их множественности, ликвидация большинства налоговых льгот, ужесточение контроля над сбором налогов, частичная передача налогов местным органам власти.
Так, в Мексике за 1988-1992 гг. ставка личного подоходного налога была снижена с 50 до 35 %, корпоративного — с 42 до 38 %, при этом число налогоплатель-
Глава 14. Урегулирование внешней задолженности 415
щиков возросло более чем в два раза. Ставка НДС была снижена с 20 до 10 %, некоторые косвенные налоги были пересмотрены, общее количество федеральных налогов было сокращено с 18 до 6. В результате всех мероприятий налоговые поступления в мексиканский бюджет возросли почти на 30 %.
В Аргентине коренная налоговая система началась на рубеже 1990-х гг. Уровень НДС на все виды товаров и услуг был установлен в размере 18 %. В ходе реформы были отменены многие налоги, тормозившие рост, в том числе на экс- i порт, на финансовые сделки, а также обязательные сборы. Одновременно были аннулированы все режимы стимулирования и освобождения от налогов в металлургии, судостроении и самолетостроении.
В начале 1990-х гг. в Аргентине существовало четыре вида налогов: НДС, подоходный, импортные тарифы и акцизы на некоторые товары. За неуплату налогов были введены разного рода наказания. Корпоративный налог был установлен на уровне 30 %, ставки личного подоходного налога колебались от 10 до 30 % в зависимости от уровня дохода. Были сохранены традиционно высокие налоги на зарплату, из которой 26 % идет на пенсионное обеспечение. Налоговые поступления в бюджет выросли с 12,7 до 22,5 % ВВП за 1989-1992 гг,
В Чили принципы налогообложения были разработаны еще в 1970-е гг. В 1990 г. был принят новый закон об увеличении основных ставок налогообложения для получения дополнительных источников финансирования дорогостоящих социальных программ, к выполнению которых правительство приступило только после пяти лет экономического роста. В Бразилии проведение бюджетной и налоговой реформы началось в 1996 г. В рамках плана стабилизации 1993 г. для ликвидации бюджетного дефицита был сформирован чрезвычайный социальный фонд за счет повышения действующих и установления новых налогов, а также за счет доходов от приватизации.
Пенсионные фонды вместе со страховыми компаниями являются основными национальными инвесторами в производственный сектор экономики. Наибольших успехов в стимулировании сбережений населения добились в Чили, где одно время действовала принудительная система частных сбережений в государственные облигации. В 1980 г. была начата приватизация пенсионной системы. В результате этих и других мер норма внутренних сбережений в Чили составила 25,4 % ВВП в 1995 г., в то время как в Мексике она равнялась 13 %, в Бразилии - 17 %.
В политике бюджетных расходов ведущих латиноамериканских стран можно выделить некоторые общие приоритеты. К ним относятся установление жестких лимитов на расходы центрального правительства; существенное сокращение административных расходов и переориентация высвобождаемых средств на неотложные общественные нужды; сокращение льгот и субсидий, прежде всего государственным предприятиям; приватизация государственной собственности; выборочное прекращение финансирования второстепенных для нужд экономики проектов; реструктуризация государственного долга.
Государственные инвестиции рассматриваются в этих странах в качестве генератора роста, что подтверждено практикой Чили и других стран. Рост государственных капиталовложений вызывает возобновление притока иностранных инвестиций, и только потом подключаются частные местные инвесторы,
416
Раздел 111. Развивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы
Глава 14. Урегулирование внешней задолженности
417
Важным источником получения бюджетных доходов являются разгосударствление и ревизия финансируемых государством проектов в сторону снижения, а также сокращение административных расходов центрального правительства. Сокращение численности занятых в федеральных органах управления было осуществлено, например, в Аргентине и в других странах, что позволило значительно снизить расходы по оплате их труда. Начатые в 1990 г. радикальные реформы в Аргентине были направлены на перестройку государственных финансов через приватизацию и федерализацию. Приватизация, как и в Мексике, сопровождалась ростом частных инвестиций, особенно иностранных.
Наряду с этим осуществлялась политика дерегулирования и децентрализации, направленная на стимулирование рыночной конкуренции, сопровождаемая отменой регулирования рынков и роспуском контролирующих органов. Одновременно государственное регулирование направлялось на разработку механизмов по стимулированию внутренних накоплений, в том числе через частные инвестиционные фонды. Главным инструментом финансовой политики государства стало регулирование ставки банковского процента с целью привлечения частных инвестиций через стимулирование частных сбережений, а также эффективное распределение кредитных ресурсов между производителями.
Кредитная политика в интересах роста, в свою очередь, тесно связана с валютным регулированием. Б Аргентине в 1991 г. была введена свободная конвертируемость национальной валюты по фиксированному обменному курсу к доллару. В Чили правительство гибко управляет номинальным валютным курсом, чтобы предотвратить его чрезмерное завышение. Валютная политика стала важным инструментом перераспределения ресурсов, стимулирования экспорта. За последние годы страна превратилась из поставщика сырья в развитого экспортера с довольно диверсифицированной структурой промышленного экспорта. Поддержание высокого и стабильного реального обменного курса и ограничительная кредитно-денежная политика — основные приоритеты Центрального банка.
В 1989 г. был принят закон о Центральном банке, закрепивший его независимость от центрального правительства и одновременно четко сформулировавший его права и обязанности, в том числе и по соблюдению принципов макроэкономического равновесия. Вместе с тем государство продолжает контролировать деятельность коммерческих банков. Среди латиноамериканских стран Чили осуществляет наиболее жесткое регулирование финансовой сферы. С 1995 г. Центральный банк и министерство финансов Чили используют новые подходы к денежной политике, открыто воздействуя на рынок кредитных ресурсов через механизм регулирования процентной ставки на государственные обязательства. При этом Центральный банк использует для финансирования государственного долга только государственные облигации.
Кредитно-денежная и валютная политика Чили оказалась самой успешной и результативной среди стран региона в решении задачи восстановления и поддержания экономического роста. Экономическая политика была адекватна стратегии, направленной на развитие экспортного и импортозамещающего производства за счет внешних и постоянно растущих внутренних ресурсов. Этому способствовали и аффективная политика урегулирования внешней задолженности, весомая поддержка со стороны США и международных финансовых организаций.
14.2.4. Региональные и национальные особенности экономических реформ 1990-х гг.
В начале 1990-х гг. латиноамериканскому региону в основном удалось преодолеть кризис 1980-х гг. и приступить к формированию структурно-адаптированных хозяйств. Темпы экономического роста региона в 1993-1994 гг. составили 4-5 % ВВП (в 1983-1992 гг. - 2,3 %). Важными показателями выздоровления экономики явились репатриация капиталов и расширение притока иностранных инвестиций. Реформы проходили болезненно с большими издержками. Это крупный и растущий дефицит торгового баланса, вытеснение местной продукции импортом, закрытие предприятий и безработица, кризис обрабатывающей промышленности, которая, по мнению латиноамериканских экономистов, перестала быть мотором экономического роста и генератором новых рабочих мест. Производство сельскохозяйственных культур сократилось, поляризация населения усилилась, выросло число обездоленных, участились волнения и беспорядки в неблагополучных районах.
Аргентина и Мексика пережили валютно-финансовый кризис 1994-1995 гг., и только в 1996-1997 гг. восстановили темпы экономического роста, которые в 1998 г. вновь замедлились в Мексике и стали отрицательными в Аргентине. Бразилия в 1998 г. пережила валютно-финансовый кризис. Темпы роста бразильской экономики сократились до 0,2 %, упал индекс акций, «сбежала капитал в значительных суммах, несмотря на поднятие учетной ставки; сократились золотовалютные резервы, увеличился государственный долг.
Социальная цена реформ в Латинской Америке оказалась очень высокой. В связи с этим на 25-й сессии ЭКЛАК весной 1994 г. главное внимание было уделено социальным аспектам развития. Эксперты МВФ и МБРР стали следить за тем, чтобы стабилизационные программы содержали социальные аспекты и механизмы социального выравнивания. Социальная направленность реформ в латиноамериканских странах усиливается под воздействием критики правительственных мероприятий, слабо учитывающих интересы общества и усиливающих социальную напряженность.
Особого внимания заслуживает изучение опыта Чили, ибо, во-первых, там происходил переход от экономических реформ социалистического характера правительства Г. Альенде к рыночной экономике. Во-вторых, переход Чили к неолиберальной модели развития начался в 1973 г. с приходом к власти правительства Пиночета после трехлетнего правления Фронта народного единства. В-третьих, экономика Чили развивалась наиболее стабильно и динамично в 1984-1997 гг. Среднегодовой прирост ВВП в 1983-1992 гг. составил 5,9 % при двузначной инфляции, в 1993-1997 гг. - 7,6 % при однозначной инфляции (с 1995 г.), в 2000 г. она составила 3,8 %. МВФ в 1997 г. включил Чили в группу быстро индустриализирующихся экспортеров.
На первом этапе неолиберальных реформ (1973-1981 гг.) ключевыми элементами были масштабная приватизация государственной собственности и либерализация внешней торговли. Реформы начались, когда инфляция составляла 600 % в год. Жесткая монетаристская политика военного режима позволила уже к концу 1973 г. снизить инфляцию, и на протяжении последующих пяти лет ее годовой уровень удалось плавно довести до 30 %.
418 Раздел III. Развивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы
Одним из первых шагов военного режима были отмена налоговых льгот, введение единого налога, снижение его ставки и ужесточение контроля над выплатой налогов. Параллельно осуществлялась либерализация рынка капиталов. В 1975 г. началась поэтапная приватизация коммерческих банков. Отменялось регулирование процентных ставок, условий банковского депозита, предоставлялись льготные условия иностранным банкам, ограничения на вывоз капитала были снижены. Вместе с тем была существенно ограничена система льготных займов фермерам, мелким предпринимателям и инвесторам.
Процесс приватизации начался сразу с приходом к власти нового правительства. Были возвращены ранее национализированные мелкие и средние предприятия, а затем началась приватизация государственных фирм, созданных в довоенные и последующие годы. Приватизация в Чили продолжается более 25 лет, она проводится постепенно с использованием многообразных форм. Широко использовалось и распространение акций приватизируемых предприятий среди рабочих и служащих, что привело к их заинтересованности в повышении производительности труда.
В области сельского и лесного хозяйства, рыболовства структурная перестройка была осуществлена на первом этапе реформ. Были ликвидированы сельскохозяйственные кооперативы, но латифундии не были восстановлены. Появились высокорентабельные фермы площадью 40-80 га орошаемых земель, тесно связанные с ориентированными на экспорт переработчиками фруктов и овощей; сохранялось большое число низкорентабельных мелких и средних хозяйств до 20 га. Программа по регулированию, управлению, использованию и развитию лесных ресурсов, разработанная еще в 1960-е гг., начала реализовываться с 1974 г, В результате экспорт древесины увеличился с 1970 по 1980 г. в 12,2 раза и занял третье место в экспорте страны после меди и медной руды.
Во время первого этапа реформ все нетарифные барьеры были устранены, таможенные пошлины были снижены на все товары к 1979 г. В экспортной политике основными определяющими факторами были обменный курс и общая либерализация внешнеторговой деятельности. В 1973-1979 гг. проводились минидеваль-вации, затем обменный курс был заморожен.
Второй этап реформ, содержание которого можно охарактеризовать как сочетание неолиберализма с государственным регулированием, начался в 1982 г. и продолжался до 1989 г. Он охватил период долгового кризиса, бушевавшего в Латинской Америке; в Чили с 1984 г. начался экономический рост. На втором этапе реформ были усилены стимулы для развития экспорта, ибо внутренний рынок в результате торговой либерализации был насыщен импортными товарами. Повышение цен вызвало подъем в развитии некоторых импортозамещающих промышленных и аграрных производств. Частично были восстановлены меры защиты импортозамещающего производства.
Импортные пошлины на некоторые товары, в том числе на пшеницу, сахарную свеклу и масличные культуры, были подняты до 15 % в 1988 г., что обеспечило подъем сельского хозяйства и рост занятости. Экспортная стратегия чилийских корпораций 1970-1980-х гг. существенно отличалась от азиатских корпораций, которые опирались на электронику и другие капиталоемкие и быстро развивающиеся отрасли. Компании Чили ориентировались на производство плодаовощ-