Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

Наиболее последовательно эта политика проводилась в Чили с 1990 г., в Арген­тине с 1991 г., в Бразилии с 1994 г. Центральным банкам было запрещено осуще­ствлять денежную эмиссию, не подкрепленную адекватным ростом инвалютных резервов. Одновременно проводилась политика снижения процентных ставок по кредитам; к банкам предъявлялись жесткие резервные требования. Наряду с этим поддерживались положительные ставки по депозитным вкладам для привлече­ния сбережений населения. Правительства усилили контроль на рынке ссудного капитала, особенно за движением «коротких денег» после мексиканского кризи­са 1994 г.

Ключевым звеном бюджетной политики является налоговая реформа, направ­ленная на создание эффективной системы, обеспечивающей доходную часть бюд­жета и одновременно стимулирующей инвестиции в производство. Принципы изменения налоговых систем достаточно универсальны, они тождественны ре­формам Р. Рейгана и М. Тэтчер. Это расширение базы налогообложения, сокра­щение числа взимаемых налогов, пересмотр применяемых ставок, в том числе сокращение их множественности, ликвидация большинства налоговых льгот, ужесточение контроля над сбором налогов, частичная передача налогов местным органам власти.

Так, в Мексике за 1988-1992 гг. ставка личного подоходного налога была сни­жена с 50 до 35 %, корпоративного — с 42 до 38 %, при этом число налогоплатель-


Глава 14. Урегулирование внешней задолженности              415

щиков возросло более чем в два раза. Ставка НДС была снижена с 20 до 10 %, некоторые косвенные налоги были пересмотрены, общее количество федераль­ных налогов было сокращено с 18 до 6. В результате всех мероприятий налоговые поступления в мексиканский бюджет возросли почти на 30 %.

В Аргентине коренная налоговая система началась на рубеже 1990-х гг. Уро­вень НДС на все виды товаров и услуг был установлен в размере 18 %. В ходе реформы были отменены многие налоги, тормозившие рост, в том числе на экс- i порт, на финансовые сделки, а также обязательные сборы. Одновременно были аннулированы все режимы стимулирования и освобождения от налогов в метал­лургии, судостроении и самолетостроении.

В начале 1990-х гг. в Аргентине существовало четыре вида налогов: НДС, по­доходный, импортные тарифы и акцизы на некоторые товары. За неуплату нало­гов были введены разного рода наказания. Корпоративный налог был установлен на уровне 30 %, ставки личного подоходного налога колебались от 10 до 30 % в зависимости от уровня дохода. Были сохранены традиционно высокие налоги на зарплату, из которой 26 % идет на пенсионное обеспечение. Налоговые поступ­ления в бюджет выросли с 12,7 до 22,5 % ВВП за 1989-1992 гг,

В Чили принципы налогообложения были разработаны еще в 1970-е гг. В 1990 г. был принят новый закон об увеличении основных ставок налогообложения для получения дополнительных источников финансирования дорогостоящих социаль­ных программ, к выполнению которых правительство приступило только после пяти лет экономического роста. В Бразилии проведение бюджетной и налоговой реформы началось в 1996 г. В рамках плана стабилизации 1993 г. для ликвидации бюджетного дефицита был сформирован чрезвычайный социальный фонд за счет повышения действующих и установления новых налогов, а также за счет доходов от приватизации.

Пенсионные фонды вместе со страховыми компаниями являются основными национальными инвесторами в производственный сектор экономики. Наиболь­ших успехов в стимулировании сбережений населения добились в Чили, где одно время действовала принудительная система частных сбережений в госу­дарственные облигации. В 1980 г. была начата приватизация пенсионной систе­мы. В результате этих и других мер норма внутренних сбережений в Чили со­ставила 25,4 % ВВП в 1995 г., в то время как в Мексике она равнялась 13 %, в Бразилии - 17 %.

В политике бюджетных расходов ведущих латиноамериканских стран можно выделить некоторые общие приоритеты. К ним относятся установление жестких лимитов на расходы центрального правительства; существенное сокращение административных расходов и переориентация высвобождаемых средств на неот­ложные общественные нужды; сокращение льгот и субсидий, прежде всего госу­дарственным предприятиям; приватизация государственной собственности; вы­борочное прекращение финансирования второстепенных для нужд экономики проектов; реструктуризация государственного долга.

Государственные инвестиции рассматриваются в этих странах в качестве гене­ратора роста, что подтверждено практикой Чили и других стран. Рост государ­ственных капиталовложений вызывает возобновление притока иностранных ин­вестиций, и только потом подключаются частные местные инвесторы,



416


Раздел 111. Развивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы


Глава 14. Урегулирование внешней задолженности


417



 



Важным источником получения бюджетных доходов являются разгосударств­ление и ревизия финансируемых государством проектов в сторону снижения, а также сокращение административных расходов центрального правительства. Сокращение численности занятых в федеральных органах управления было осу­ществлено, например, в Аргентине и в других странах, что позволило значитель­но снизить расходы по оплате их труда. Начатые в 1990 г. радикальные реформы в Аргентине были направлены на перестройку государственных финансов через приватизацию и федерализацию. Приватизация, как и в Мексике, сопровожда­лась ростом частных инвестиций, особенно иностранных.

Наряду с этим осуществлялась политика дерегулирования и децентрализации, направленная на стимулирование рыночной конкуренции, сопровождаемая от­меной регулирования рынков и роспуском контролирующих органов. Одновре­менно государственное регулирование направлялось на разработку механизмов по стимулированию внутренних накоплений, в том числе через частные инвести­ционные фонды. Главным инструментом финансовой политики государства ста­ло регулирование ставки банковского процента с целью привлечения частных инвестиций через стимулирование частных сбережений, а также эффективное распределение кредитных ресурсов между производителями.

Кредитная политика в интересах роста, в свою очередь, тесно связана с валют­ным регулированием. Б Аргентине в 1991 г. была введена свободная конвертиру­емость национальной валюты по фиксированному обменному курсу к доллару. В Чили правительство гибко управляет номинальным валютным курсом, чтобы предотвратить его чрезмерное завышение. Валютная политика стала важным ин­струментом перераспределения ресурсов, стимулирования экспорта. За последние годы страна превратилась из поставщика сырья в развитого экспортера с доволь­но диверсифицированной структурой промышленного экспорта. Поддержание высокого и стабильного реального обменного курса и ограничительная кредитно-денежная политика — основные приоритеты Центрального банка.

В 1989 г. был принят закон о Центральном банке, закрепивший его независи­мость от центрального правительства и одновременно четко сформулировавший его права и обязанности, в том числе и по соблюдению принципов макроэкономи­ческого равновесия. Вместе с тем государство продолжает контролировать дея­тельность коммерческих банков. Среди латиноамериканских стран Чили осуще­ствляет наиболее жесткое регулирование финансовой сферы. С 1995 г. Центральный банк и министерство финансов Чили используют новые подходы к денежной по­литике, открыто воздействуя на рынок кредитных ресурсов через механизм регу­лирования процентной ставки на государственные обязательства. При этом Цент­ральный банк использует для финансирования государственного долга только государственные облигации.

Кредитно-денежная и валютная политика Чили оказалась самой успешной и результативной среди стран региона в решении задачи восстановления и под­держания экономического роста. Экономическая политика была адекватна страте­гии, направленной на развитие экспортного и импортозамещающего производства за счет внешних и постоянно растущих внутренних ресурсов. Этому способство­вали и аффективная политика урегулирования внешней задолженности, весомая поддержка со стороны США и международных финансовых организаций.


14.2.4. Региональные и национальные особенности экономических реформ 1990-х гг.

В начале 1990-х гг. латиноамериканскому региону в основном удалось преодо­леть кризис 1980-х гг. и приступить к формированию структурно-адаптированных хозяйств. Темпы экономического роста региона в 1993-1994 гг. составили 4-5 % ВВП (в 1983-1992 гг. - 2,3 %). Важными показателями выздоровления экономики явились репатриация капиталов и расширение притока иностранных инвестиций. Реформы проходили болезненно с большими издержками. Это крупный и расту­щий дефицит торгового баланса, вытеснение местной продукции импортом, за­крытие предприятий и безработица, кризис обрабатывающей промышленности, которая, по мнению латиноамериканских экономистов, перестала быть мотором экономического роста и генератором новых рабочих мест. Производство сельско­хозяйственных культур сократилось, поляризация населения усилилась, вырос­ло число обездоленных, участились волнения и беспорядки в неблагополучных районах.

Аргентина и Мексика пережили валютно-финансовый кризис 1994-1995 гг., и только в 1996-1997 гг. восстановили темпы экономического роста, которые в 1998 г. вновь замедлились в Мексике и стали отрицательными в Аргентине. Бра­зилия в 1998 г. пережила валютно-финансовый кризис. Темпы роста бразильской экономики сократились до 0,2 %, упал индекс акций, «сбежала капитал в значи­тельных суммах, несмотря на поднятие учетной ставки; сократились золотова­лютные резервы, увеличился государственный долг.

Социальная цена реформ в Латинской Америке оказалась очень высокой. В связи с этим на 25-й сессии ЭКЛАК весной 1994 г. главное внимание было уделе­но социальным аспектам развития. Эксперты МВФ и МБРР стали следить за тем, чтобы стабилизационные программы содержали социальные аспекты и механизмы социального выравнивания. Социальная направленность реформ в латиноамери­канских странах усиливается под воздействием критики правительственных ме­роприятий, слабо учитывающих интересы общества и усиливающих социальную напряженность.

Особого внимания заслуживает изучение опыта Чили, ибо, во-первых, там проис­ходил переход от экономических реформ социалистического характера прави­тельства Г. Альенде к рыночной экономике. Во-вторых, переход Чили к неолибе­ральной модели развития начался в 1973 г. с приходом к власти правительства Пиночета после трехлетнего правления Фронта народного единства. В-третьих, экономика Чили развивалась наиболее стабильно и динамично в 1984-1997 гг. Среднегодовой прирост ВВП в 1983-1992 гг. составил 5,9 % при двузначной ин­фляции, в 1993-1997 гг. - 7,6 % при однозначной инфляции (с 1995 г.), в 2000 г. она составила 3,8 %. МВФ в 1997 г. включил Чили в группу быстро индустриали­зирующихся экспортеров.

На первом этапе неолиберальных реформ (1973-1981 гг.) ключевыми элемен­тами были масштабная приватизация государственной собственности и либера­лизация внешней торговли. Реформы начались, когда инфляция составляла 600 % в год. Жесткая монетаристская политика военного режима позволила уже к кон­цу 1973 г. снизить инфляцию, и на протяжении последующих пяти лет ее годовой уровень удалось плавно довести до 30 %.



418              Раздел III. Развивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы

Одним из первых шагов военного режима были отмена налоговых льгот, вве­дение единого налога, снижение его ставки и ужесточение контроля над выпла­той налогов. Параллельно осуществлялась либерализация рынка капиталов. В 1975 г. началась поэтапная приватизация коммерческих банков. Отменялось ре­гулирование процентных ставок, условий банковского депозита, предоставлялись льготные условия иностранным банкам, ограничения на вывоз капитала были снижены. Вместе с тем была существенно ограничена система льготных займов фермерам, мелким предпринимателям и инвесторам.

Процесс приватизации начался сразу с приходом к власти нового правитель­ства. Были возвращены ранее национализированные мелкие и средние предпри­ятия, а затем началась приватизация государственных фирм, созданных в довоен­ные и последующие годы. Приватизация в Чили продолжается более 25 лет, она проводится постепенно с использованием многообразных форм. Широко исполь­зовалось и распространение акций приватизируемых предприятий среди рабо­чих и служащих, что привело к их заинтересованности в повышении производи­тельности труда.

В области сельского и лесного хозяйства, рыболовства структурная перестрой­ка была осуществлена на первом этапе реформ. Были ликвидированы сельскохо­зяйственные кооперативы, но латифундии не были восстановлены. Появились высокорентабельные фермы площадью 40-80 га орошаемых земель, тесно свя­занные с ориентированными на экспорт переработчиками фруктов и овощей; со­хранялось большое число низкорентабельных мелких и средних хозяйств до 20 га. Программа по регулированию, управлению, использованию и развитию лесных ресурсов, разработанная еще в 1960-е гг., начала реализовываться с 1974 г, В ре­зультате экспорт древесины увеличился с 1970 по 1980 г. в 12,2 раза и занял третье место в экспорте страны после меди и медной руды.

Во время первого этапа реформ все нетарифные барьеры были устранены, та­моженные пошлины были снижены на все товары к 1979 г. В экспортной политике основными определяющими факторами были обменный курс и общая либерали­зация внешнеторговой деятельности. В 1973-1979 гг. проводились минидеваль-вации, затем обменный курс был заморожен.

Второй этап реформ, содержание которого можно охарактеризовать как соче­тание неолиберализма с государственным регулированием, начался в 1982 г. и продолжался до 1989 г. Он охватил период долгового кризиса, бушевавшего в Латинской Америке; в Чили с 1984 г. начался экономический рост. На втором этапе реформ были усилены стимулы для развития экспорта, ибо внутренний рынок в результате торговой либерализации был насыщен импортными товара­ми. Повышение цен вызвало подъем в развитии некоторых импортозамещающих промышленных и аграрных производств. Частично были восстановлены меры за­щиты импортозамещающего производства.

Импортные пошлины на некоторые товары, в том числе на пшеницу, сахарную свеклу и масличные культуры, были подняты до 15 % в 1988 г., что обеспечило подъем сельского хозяйства и рост занятости. Экспортная стратегия чилийских корпораций 1970-1980-х гг. существенно отличалась от азиатских корпораций, которые опирались на электронику и другие капиталоемкие и быстро развиваю­щиеся отрасли. Компании Чили ориентировались на производство плодаовощ-

Информация о работе Долговой кризис