Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
Новизна и суть плана сводились к разнообразию форм финансовой поддержки развивающихся стран, особое внимание уделялось схемам, которые позволят снизить долг коммерческим банкам и платежи но его обслуживанию в сочетании с проведением рыночных реформ и мероприятий по макроэкономической стабилизации. Предусматривалось, в частности, использование таких форм снижения задолженности, как выкуп развивающимися странами у банков своих долговых обязательств со скидкой, преобразование этих обязательств в ценные бумаги с меньшим номиналом или под более низкие проценты.
Главная новация заключалась в том, что план предусматривал выделение официальной помощи частным банкам со стороны иностранных правительств и международных организаций, чтобы поощрить коммерческих кредиторов к снижению общего долга и платежей по его обслуживанию при получении со стороны государства-должника гарантий по своевременному и полному обслуживанию остальной части выданных кредитов. МВФ и Всемирному банку было предложено выделить 24 млрд долл. для финансирования стран-должников, принявших программы адаптации и успешно осуществляющих снижение долга и соответствующих платежей. На эти же цели Япония предоставила !0 млрд долл.
Первым опытом по реализации плана Брейди стало заключенное в июле 1989 г. соглашение с Мексикой, в соответствии с которым большая часть долга иностранным банкам в размере 48,1 млрд долл. подлежала реструктуризации. Банкам-кредиторам были предложены варианты обмена долговых требований на торгуемые ценные бумаги. Во-первых, предлагались дисконтированные Брейди-бонды (discount bonds) со скидкой 35 % от стоимости долга, но с рыночной процентной ставкой Либор + I3/1G %, Во-вторых, предлагались Брейди-бонды по номинальной стоимости долгов (par bonds) с купоном ниже рыночного процента — 6 '/4 %.
У банков был и третий вариант - они могли сохранить долговые требования в полном объеме при условии предоставления новых кредитов стране-должнику в размере не менее 25 % от предоставленных за последние 3 года средств. Общая сумма банковского долга Мексики была сокращена на 35 %, или почти на 19 млрд долл., в том числе и посредством обмена долговых обязательств на акции национальных предприятий. В отношении Мексики предусматривались доплаты по ее Брейди-бондам в том случае, если мировые цены на нефть поднимутся выше 14 долл./барр. (в ценах 1989 г.).
В 1990-1991 гг. соглашения в рамках плана Брейди заключили Венесуэла, Коста-Рика, Уругвай, в 1993-1994 гг. -Аргентина и Бразилия. К декабрю 1995 г. на основе плана Брейди было заключено 25 соглашений с 23 странами о сниже-
^хцщПСиИ Liypr
i лора it гуъ\ улпииаание!
- -5
задолжники!. m
нии долга и платежей по его обслуживанию. Общая сумма реструктурированных долгов за 1989-1994 гг. составила 370 млрд долл., и 100 млрд долга были прощены. 60 % от общей суммы реструктурированных долгов пришлись на страны с чрезмерной задолженностью, которым была списана четверть долга.
Условия соглашений различались, поскольку они заключались на двусторонней основе по договоренности между заинтересованными сторонами. Однако все соглашения имели в своей основе мексиканскую модель, которая получила дальнейшее развитие. В общем виде систему реструктуризации долгов и платежей на основе механизмов плана Брейди с учетом их дальнейшего развития можно представить следующим образом:
1) банкам-кредиторам предлагается меню, из которого они могут выбирать. Можно снизить основную сумму долга, процентные платежи или и то и другое, обменяв долговые требования на Брейди-бонды;
2) Брейди-бонды бывают различных видов, основными являются: без изменения суммы долга (par bonds), дисконтные (discount bonds), с правом капитализации (capitalization bonds), с правом конверсии в долги (debt conversion bonds);
3) банки могут сохранить большинство своих долговых требований, но предоставить странам-должникам новое кредитование. Если банк желает сохранить свои долговые требования в полном объеме, ему следует дать новые кредиты в объеме 25 % от суммы кредита, предоставленного за последние 3 года. При обмене долговых обязательств на бонды без изменения номинала (par bonds) процентная ставка фиксируется на уровне 6 '/..%, что дает снижение 10 % от прежнего уровня;
4) реструктурированные долги имеют длительный срок погашения (20-30 лет). Выплата основной суммы долга и процентных платежей гарантируется приобретением страной-должником американских казначейских облигаций с нулевым купоном за счет собственных средств и займов, полученных от МВФ и Всемирного банка;
5) в пакет снижения долга и платежей по плану Брейди обязательно входит принятие страной-должником среднесрочной программы МВФ, направленной на обеспечение платежеспособности и макроэкономической стабильности.
Первые Брейди-бонды были выпущены в феврале 1990 г., и к концу десятилетия этот рынок стал самым большим и наиболее ликвидным рынком развивающихся стран. Брейди-бонды представляют собой переоформленный в ценные бумаги дефолтный долг. Они выпускаются в основном в долларах, меньше используются другие валюты; могут иметь фиксированные или плавающие процентные ставки и длительные сроки обращения. Более половины выпущенных Брейди-бондов имели срок погашения более 20 лет, 72 % - более 10 лет. Сначала Брейди-бонды активно покупались инвестиционными и коммерческими банками, а затем их инвестиционная база расширилась за счет прихода на этот рынок взаимных фондов, денежных менеджеров, страховых компаний и пенсионных фондов.
Кроме прямого трейдинга Брейди-бондами развитие рынка привело к появлению деривативов на эти бонды, которые тоже активно торгуются. JP Morgan публикует широко используемый индекс на Брейди-бонды, который называется
Emerging Markets Bond Index (EMBI). Используемые в рамках плана Брейди формы конверсии в облигации со скидкой к номиналу или со сниженной процентной ставкой, а также выкуп развивающимися странами у банков долговых обязательств со скидкой позволяют делать это сразу для большого объема обязательств. Они, как правило, имеют меньший инфляционный эффект и не связаны с ростом иностраннойсобственности.
Вместе с тем для заключения соглашений, предусматривающих снижение долговых обязательств, требуются время и выполнение стран ой-должником определенных условий, а именно — ликвидации просрочек, сокращения дефицита платежного баланса и др. В этот период основным средством снижения долга становится конверсия в капитал. С 1985 по 1989 г. за счет такой формы конверсии было обеспечено свыше 55 % всего снижения долга Аргентины, Бразилии, Мексики и Чили. В марте 1997 г. было заключено соглашение с Перу о реструктуризации долга в Брейди-бонды, после чего их количество в совокупности достигло пика — 156 млрд долл. Вскоре рынок Брейди-бондов начал сокращаться в результате серии перепродаж и обмена на глобальные и евробонды и т. п. Кот-д'Ивуар и Вьетнам были последними, кто вышел на рынок Брейди-бондов в 1997 г.
Сбросу Брейди-бондов, их выкупу и обмену на евробонды и глобальные бонды положила начало Аргентина в 1995 г. После мексиканского кризиса некоторые страны стали активно выкупать или менять свои Брейди-бонды. В 1996 г. Филиппины обменяли треть Брейди-бондов на евробонды; Эквадор, Панама, Польша, следуя такой же стратегии, выкупили свои Брейди-бонды на общую сумму 2,5 млрд долл., в 1997 г. Бразилия обменяла 2,7 млрд долл. Брейди-бондов на 30-летние глобальные бонды.
В 2000-х гг. этот процесс ускорился — среднегодовое снижение долга в Брей-ди-бондах в 1995-1999 гг. составило 9,5 млрд долл,, в 2000-2001 гг. - более 30 млрд долл. Особенно активны были латиноамериканские страны. В 2000 г. Мексика увеличила эмиссию глобальных бондов для выкупа Брейди-бондов. В марте 2000 г. Бразилия выпустила дополнительные 30-летние глобальные бонды для выкупа Брейди-бондов, в августе 2000 г. она выпустила 40-летние глобальные бонды в объеме более 5 млрд долл. в обмен на Брейди-бонды и продолжила эту практику в последующие годы.
Рынок Брейди-бондов постепенно исчезает. Всего за 1995-2001 гг. долговые обязательства развивающихся стран, выраженные в Брейди-бондах, сократились на 80,1 млрд долл. Сокращение рынка стимулируется относительно низкими ценами на Брейди-бонды, что делает выгодным их скупку странами-должниками. Кроме Брейди-бондов на вторичном рынке обращаются корпоративные, государственные и местные долговые ценные бумаги развивающихся стран, а также опционы, варранты на долги и др.
План Брейди принес очевидные положительные результаты, выразившиеся в ослаблении долгового бремени, увеличении притока иностранного и возврата национального капитала. Некоторые страны вновь получили доступ на международный рынок ценных бумаг. В 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила инициативы и меры, направленные на сокращение объема задолженности и платежей в счет обслуживания долга или на уменьшение бремени задолженности развивающихся стран, подчеркнув при этом, что меры по уменьшению бремени
задолженности должны быть направлены на восстановление активного роста и развития в этих странах, скорейшее восстановление их кредитоспособности,
14.1.3. Способы снижения долгов и платежей
К концу 1980-х гг. мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений. Страны-должники должны предпринимать усилия, направленные на достижение экономической эффективности и возвращение к устойчивому развитию путем принятия надлежащей национальной экономической политики. Странам-кредиторам надлежит продолжать корректировку своей политики и практики по сокращению задолженности и платежей в счет обслуживания долга, поддерживать ориентированную на рост политику стран-должников, содействовать возобновлению их роста и развития. Многосторонним финансовым учреждениям следует поддерживать комплексные меры по сокращению объема задолженности и платежей.
Была признана тесная взаимосвязь между проблемой внешней задолженности и международными экономическими условиями, которые формируются в значительной мере развитыми странами. Бремя обслуживания долга усугубляется ростом процентных ставок, ухудшением условий торговли, сокращением притока внешних ресурсов, протекционистскими барьерами в торговле и медленными темпами роста мировой экономики. Все эти негативные факторы определяли ситуацию 1980-х гг., и они продолжали действовать в 1990-х гг.
К кониу 1990-х гг. сложилась комплексная система урегулирования внешней задолженности стран с трудностями в обслуживании долговых обязательств; в 1990 г. число таких стран в развивающемся мире составило 72, к 2000 г. оно сократилось до 55. Современная долговая стратегия включает три основных направления и объединяет блоки мероприятий, комплексная реализация которых направлена па повышение платеже- и кредитоспособности несостоятельных должников. Это, во-первых, снижение долговой нагрузки; во-вторых, увеличение официал ыюго и частного внешнего финансирования; в-третьих, реализация системно-структурных преобразований и мероприятий макроэкономической стабилизации экономики.
Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам в зависимости от уровня их развития и обремененности долгами но внешним обязательствами. Все страны - члены МВФ и ББ подразделяются но уровню развития (БВП на душу населения) на четыре основные группы: с низким уровнем развития - до 756 долл. ВВП на душу населения в 2000 г., с уровнем развития ниже среднего - от 756 до 2995 долл. ВВП на душу населения, с уровнем развития выше среднего — от 2995 до 9265 долл. ВВП на душу населения, с высоким уровнем развития — от 9265 долл. ВВП на душу населения. Степень долговой нагрузки определяется чаще всего отношением общей суммы долга и платежей по его обслуживанию к ВВП и к доходам от экслорга товаров и услуг. Различаются страны с «чрезмерной задолженностью* и с «умеренной задолженностью^.
Урегулирование внешней задолженности осуществляется посредством реструкгуризации долга, под которой понимается любое действие кредитора, изменя-
ющее условия, установленные для погашения долга, и снижающее долговую нагрузку. Реструктуризация может осуществляться посредством переоформления долга (решедыолинга), рефинансирования долга, операций но снижению долга и долговых платежей, обратного выкупа и прощения долга. При переоформлении (Rescheduling) долга просроченные платежи и будущее обслуживание долга в кон-солидационный период преобразуются в новый кредит на условиях, определяемых во время реструктуризации.
Решедьюлинг долга является одним из способов предоставления передышки должнику посредством переноса сроков платежей основной части долга, процентов по долгу или всех платежей но обслуживанию долга на более поздний срок по сравнению с ранее согласованным. Операции переоформления применяются и при капитализации процентных платежей, т.е. включении их в основную сумму долга по договоренности с кредитором. Предоставляемое странам с низким доходом концессионное (льготное) переоформление долгов сопровождается частичным прошением долга и снижением долговых обязательств.
Переоформление долга официальным двусторонним кредиторам осуществляется в рамках Парижского клуба и в целях поддержки экономической программы адаптации должника. Широко применяется в современной практике переоформление процентных платежей в основную сумму долга на основе соглашения с кредитором. Согласно процедуре рефинансирования долга просроченные платежи или будущие обязательства по обслуживанию долга по официально гарантированным экспортным кредитам оплачиваются новыми займами. Заем рефинансирования может быть предоставлен экспортно-кредитным агентством, правительственным институтом или коммерческим банком с гарантией экспортно-кредитного агентства.