Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

Новизна и суть плана сводились к разнообразию форм финансовой поддержки развивающихся стран, особое внимание уделялось схемам, которые позволят сни­зить долг коммерческим банкам и платежи но его обслуживанию в сочетании с проведением рыночных реформ и мероприятий по макроэкономической стаби­лизации. Предусматривалось, в частности, использование таких форм снижения задолженности, как выкуп развивающимися странами у банков своих долговых обязательств со скидкой, преобразование этих обязательств в ценные бумаги с меньшим номиналом или под более низкие проценты.

Главная новация заключалась в том, что план предусматривал выделение офи­циальной помощи частным банкам со стороны иностранных правительств и меж­дународных организаций, чтобы поощрить коммерческих кредиторов к сниже­нию общего долга и платежей по его обслуживанию при получении со стороны государства-должника гарантий по своевременному и полному обслуживанию остальной части выданных кредитов. МВФ и Всемирному банку было предложе­но выделить 24 млрд долл. для финансирования стран-должников, принявших программы адаптации и успешно осуществляющих снижение долга и соответ­ствующих платежей. На эти же цели Япония предоставила !0 млрд долл.

Первым опытом по реализации плана Брейди стало заключенное в июле 1989 г. соглашение с Мексикой, в соответствии с которым большая часть долга ино­странным банкам в размере 48,1 млрд долл. подлежала реструктуризации. Банкам-кредиторам были предложены варианты обмена долговых требований на торгуе­мые ценные бумаги. Во-первых, предлагались дисконтированные Брейди-бонды (discount bonds) со скидкой 35 % от стоимости долга, но с рыночной процентной ставкой Либор + I3/1G %, Во-вторых, предлагались Брейди-бонды по номинальной стоимости долгов (par bonds) с купоном ниже рыночного процента — 6 '/4 %.

У банков был и третий вариант - они могли сохранить долговые требования в полном объеме при условии предоставления новых кредитов стране-должнику в размере не менее 25 % от предоставленных за последние 3 года средств. Общая сум­ма банковского долга Мексики была сокращена на 35 %, или почти на 19 млрд долл., в том числе и посредством обмена долговых обязательств на акции национальных предприятий. В отношении Мексики предусматривались доплаты по ее Брейди-бондам в том случае, если мировые цены на нефть поднимутся выше 14 долл./барр. (в ценах 1989 г.).

В 1990-1991 гг. соглашения в рамках плана Брейди заключили Венесуэла, Коста-Рика, Уругвай, в 1993-1994 гг. -Аргентина и Бразилия. К декабрю 1995 г. на основе плана Брейди было заключено 25 соглашений с 23 странами о сниже-



^хцщПСиИ   Liypr


i лора it гуъ\ улпииаание!


                            - -5


задолжники!. m



 



нии долга и платежей по его обслуживанию. Общая сумма реструктурированных долгов за 1989-1994 гг. составила 370 млрд долл., и 100 млрд долга были проще­ны. 60 % от общей суммы реструктурированных долгов пришлись на страны с чрезмерной задолженностью, которым была списана четверть долга.

Условия соглашений различались, поскольку они заключались на двусторон­ней основе по договоренности между заинтересованными сторонами. Однако все соглашения имели в своей основе мексиканскую модель, которая получила даль­нейшее развитие. В общем виде систему реструктуризации долгов и платежей на основе механизмов плана Брейди с учетом их дальнейшего развития можно пред­ставить следующим образом:

1) банкам-кредиторам предлагается меню, из которого они могут выбирать. Можно снизить основную сумму долга, процентные платежи или и то и дру­гое, обменяв долговые требования на Брейди-бонды;

2) Брейди-бонды бывают различных видов, основными являются: без измене­ния суммы долга (par bonds), дисконтные (discount bonds), с правом капита­лизации (capitalization bonds), с правом конверсии в долги (debt conversion bonds);

3) банки могут сохранить большинство своих долговых требований, но предо­ставить странам-должникам новое кредитование. Если банк желает сохра­нить свои долговые требования в полном объеме, ему следует дать новые кредиты в объеме 25 % от суммы кредита, предоставленного за последние 3 года. При обмене долговых обязательств на бонды без изменения номина­ла (par bonds) процентная ставка фиксируется на уровне 6 '/..%, что дает снижение 10 % от прежнего уровня;

4) реструктурированные долги имеют длительный срок погашения (20-30 лет). Выплата основной суммы долга и процентных платежей гарантируется при­обретением страной-должником американских казначейских облигаций с ну­левым купоном за счет собственных средств и займов, полученных от МВФ и Всемирного банка;

5) в пакет снижения долга и платежей по плану Брейди обязательно входит принятие страной-должником среднесрочной программы МВФ, направлен­ной на обеспечение платежеспособности и макроэкономической стабильности.

Первые Брейди-бонды были выпущены в феврале 1990 г., и к концу десятиле­тия этот рынок стал самым большим и наиболее ликвидным рынком развиваю­щихся стран. Брейди-бонды представляют собой переоформленный в ценные бумаги дефолтный долг. Они выпускаются в основном в долларах, меньше исполь­зуются другие валюты; могут иметь фиксированные или плавающие процентные ставки и длительные сроки обращения. Более половины выпущенных Брейди-бондов имели срок погашения более 20 лет, 72 % - более 10 лет. Сначала Брейди-бонды активно покупались инвестиционными и коммерческими банками, а затем их инвестиционная база расширилась за счет прихода на этот рынок взаимных фондов, денежных менеджеров, страховых компаний и пенсионных фондов.

Кроме прямого трейдинга Брейди-бондами развитие рынка привело к появле­нию деривативов на эти бонды, которые тоже активно торгуются. JP Morgan пу­бликует широко используемый индекс на Брейди-бонды, который называется


Emerging Markets Bond Index (EMBI). Используемые в рамках плана Брейди фор­мы конверсии в облигации со скидкой к номиналу или со сниженной процентной ставкой, а также выкуп развивающимися странами у банков долговых обяза­тельств со скидкой позволяют делать это сразу для большого объема обязательств. Они, как правило, имеют меньший инфляционный эффект и не связаны с ростом иностраннойсобственности.

Вместе с тем для заключения соглашений, предусматривающих снижение долго­вых обязательств, требуются время и выполнение стран ой-должником определен­ных условий, а именно — ликвидации просрочек, сокращения дефицита платеж­ного баланса и др. В этот период основным средством снижения долга становится конверсия в капитал. С 1985 по 1989 г. за счет такой формы конверсии было обеспечено свыше 55 % всего снижения долга Аргентины, Бразилии, Мексики и Чили. В марте 1997 г. было заключено соглашение с Перу о реструктуризации долга в Брейди-бонды, после чего их количество в совокупности достигло пика — 156 млрд долл. Вскоре рынок Брейди-бондов начал сокращаться в результате се­рии перепродаж и обмена на глобальные и евробонды и т. п. Кот-д'Ивуар и Вьет­нам были последними, кто вышел на рынок Брейди-бондов в 1997 г.

Сбросу Брейди-бондов, их выкупу и обмену на евробонды и глобальные бонды положила начало Аргентина в 1995 г. После мексиканского кризиса некоторые страны стали активно выкупать или менять свои Брейди-бонды. В 1996 г. Филип­пины обменяли треть Брейди-бондов на евробонды; Эквадор, Панама, Польша, следуя такой же стратегии, выкупили свои Брейди-бонды на общую сумму 2,5 млрд долл., в 1997 г. Бразилия обменяла 2,7 млрд долл. Брейди-бондов на 30-летние глобальные бонды.

В 2000-х гг. этот процесс ускорился — среднегодовое снижение долга в Брей-ди-бондах в 1995-1999 гг. составило 9,5 млрд долл,, в 2000-2001 гг. - более 30 млрд долл. Особенно активны были латиноамериканские страны. В 2000 г. Мексика увеличила эмиссию глобальных бондов для выкупа Брейди-бондов. В марте 2000 г. Бразилия выпустила дополнительные 30-летние глобальные бон­ды для выкупа Брейди-бондов, в августе 2000 г. она выпустила 40-летние глобаль­ные бонды в объеме более 5 млрд долл. в обмен на Брейди-бонды и продолжила эту практику в последующие годы.

Рынок Брейди-бондов постепенно исчезает. Всего за 1995-2001 гг. долговые обязательства развивающихся стран, выраженные в Брейди-бондах, сократились на 80,1 млрд долл. Сокращение рынка стимулируется относительно низкими це­нами на Брейди-бонды, что делает выгодным их скупку странами-должниками. Кроме Брейди-бондов на вторичном рынке обращаются корпоративные, госу­дарственные и местные долговые ценные бумаги развивающихся стран, а также опционы, варранты на долги и др.

План Брейди принес очевидные положительные результаты, выразившиеся в ослаблении долгового бремени, увеличении притока иностранного и возврата национального капитала. Некоторые страны вновь получили доступ на междуна­родный рынок ценных бумаг. В 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила инициативы и меры, направленные на сокращение объема задолженности и пла­тежей в счет обслуживания долга или на уменьшение бремени задолженности развивающихся стран, подчеркнув при этом, что меры по уменьшению бремени



задолженности должны быть направлены на восстановление активного роста и развития в этих странах, скорейшее восстановление их кредитоспособности,

14.1.3. Способы снижения долгов и платежей

К концу 1980-х гг. мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений. Страны-должники должны предпринимать усилия, направленные на достижение экономической эффективности и возвращение к устойчивому развитию пу­тем принятия надлежащей национальной экономической политики. Странам-кредиторам надлежит продолжать корректировку своей политики и практики по сокращению задолженности и платежей в счет обслуживания долга, поддерживать ориентированную на рост политику стран-должников, содействовать возобновле­нию их роста и развития. Многосторонним финансовым учреждениям следует под­держивать комплексные меры по сокращению объема задолженности и платежей.

Была признана тесная взаимосвязь между проблемой внешней задолженности и международными экономическими условиями, которые формируются в зна­чительной мере развитыми странами. Бремя обслуживания долга усугубляется ростом процентных ставок, ухудшением условий торговли, сокращением прито­ка внешних ресурсов, протекционистскими барьерами в торговле и медленными темпами роста мировой экономики. Все эти негативные факторы определяли си­туацию 1980-х гг., и они продолжали действовать в 1990-х гг.

К кониу 1990-х гг. сложилась комплексная система урегулирования внешней задолженности стран с трудностями в обслуживании долговых обязательств; в 1990 г. число таких стран в развивающемся мире составило 72, к 2000 г. оно со­кратилось до 55. Современная долговая стратегия включает три основных на­правления и объединяет блоки мероприятий, комплексная реализация которых направлена па повышение платеже- и кредитоспособности несостоятельных долж­ников. Это, во-первых, снижение долговой нагрузки; во-вторых, увеличение офи­циал ыюго и частного внешнего финансирования; в-третьих, реализация системно-структурных преобразований и мероприятий макроэкономической стабилизации экономики.

Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам в зависимости от уровня их раз­вития и обремененности долгами но внешним обязательствами. Все страны - чле­ны МВФ и ББ подразделяются но уровню развития (БВП на душу населения) на четыре основные группы: с низким уровнем развития - до 756 долл. ВВП на душу населения в 2000 г., с уровнем развития ниже среднего - от 756 до 2995 долл. ВВП на душу населения, с уровнем развития выше среднего — от 2995 до 9265 долл. ВВП на душу населения, с высоким уровнем развития — от 9265 долл. ВВП на душу населения. Степень долговой нагрузки определяется чаще всего отношением об­щей суммы долга и платежей по его обслуживанию к ВВП и к доходам от экслор­га товаров и услуг. Различаются страны с «чрезмерной задолженностью* и с «уме­ренной задолженностью^.

Урегулирование внешней задолженности осуществляется посредством реструк­гуризации долга, под которой понимается любое действие кредитора, изменя-


ющее условия, установленные для погашения долга, и снижающее долговую нагруз­ку. Реструктуризация может осуществляться посредством переоформления долга (решедыолинга), рефинансирования долга, операций но снижению долга и дол­говых платежей, обратного выкупа и прощения долга. При переоформлении (Rescheduling) долга просроченные платежи и будущее обслуживание долга в кон-солидационный период преобразуются в новый кредит на условиях, определя­емых во время реструктуризации.

Решедьюлинг долга является одним из способов предоставления передышки должнику посредством переноса сроков платежей основной части долга, процен­тов по долгу или всех платежей но обслуживанию долга на более поздний срок по сравнению с ранее согласованным. Операции переоформления применяются и при капитализации процентных платежей, т.е. включении их в основную сумму долга по договоренности с кредитором. Предоставляемое странам с низким дохо­дом концессионное (льготное) переоформление долгов сопровождается частич­ным прошением долга и снижением долговых обязательств.

Переоформление долга официальным двусторонним кредиторам осуществля­ется в рамках Парижского клуба и в целях поддержки экономической программы адаптации должника. Широко применяется в современной практике переоформ­ление процентных платежей в основную сумму долга на основе соглашения с кре­дитором. Согласно процедуре рефинансирования долга просроченные платежи или будущие обязательства по обслуживанию долга по официально гарантирован­ным экспортным кредитам оплачиваются новыми займами. Заем рефинансирова­ния может быть предоставлен экспортно-кредитным агентством, правительствен­ным институтом или коммерческим банком с гарантией экспортно-кредитного агентства.

Информация о работе Долговой кризис