Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
13.3.2. План Бейкера и другие (октябрь 1985 - март 1989 г.)
Вторая половина 1980-х гг. прошла в поиске выхода из долгового кризиса. В эти годы были разработаны и реализованы официальные планы урегулирования задолженности, опробованы рыночные механизмы снижения долгового бремени, начались экономические преобразования, направленные на создание адаптированной экономики. В октябре 1985 г. министром финансов США Дж. Бейкером была объявлена трехлетняя «Программа устойчивого роста*, получившая название «план Бейкера;-. В плане признавалась необходимость проведения торговой либерализации, предлагались сокращение государственных расходов, ослабление регулирования импорта капитала, обеспечение экономического роста и увеличение притока финансовых ресурсов в кризисные страны.
Предусматривалось совместное участие развитых государств, международных финансовых институтов и коммерческих банков в кредитовании 15 крупнейших стран-должников. Общая задолженность этих стран в 1985 г. составила 418,4 млрд долл. (52,5 % ВВП), на их долю приходилось 44,5 % совокупного внешнего долга развивающихся стран, в том числе долг этой группы должников коммерческим банкам равнялся 280,1 млрд долл. Платежи по обслуживанию долга 15 должников составили 41 % от экспорта товаров и услуг, в том числе процентные платежи - более 28 %.
В соответствии с планом Бейкера усиливалась роль МВФ и Всемирного банка в содействии экономическому росту посредством дополнительного финансирова-
-p^fynxin щил| UPUH ivpjr'
ния. Коммерческие банки предоставляли 15 крупнейшим должникам 20 млрд долл. в течение 1986-1988 г г.; еще 20 млрд долл. должники получали от многосторонних кредиторов, в основном от Всемирного байка и Межамериканского банка развития. Важная роль отводилась МВФ, который увязывает предоставление ресурсов с определенными условиями. От принимающих стран требовались повышение доли частного сектора в экономике, приватизация государственных предприятий, снижение налогов на частное предпринимательство, снижение таможенных барьеров и открытие внутреннего рынка для западных товаров и транснационального капитала.
Совершенно очевидно, что речь шла о навязывании развивающимся странам определенной модели развития, означающей укрепление механизмов рынка и свободного предпринимательства в этих странах, еще большее втягивание их в систему мирового хозяйства, в орбиту политических и экономических интересов Запада. Автор плана неоднократно подчеркивал, что долговой кризис угрожает интересам США, подрывает стабильность банковской системы Запада. Задача плана состояла в том, чтобы, несколько облегчив валютно-финапсовое положение крупнейших должников, обеспечить непрерывность выплаты ими процентов банкам-кредиторам. Первым опытом практической реализации плана Бейкера была программа для Мексики.
Программа предусматривала предоставление Мексике в 1986-1987 гг. новых займов на сумму 12,5 млрд долл., из которых 6,5 млрд долл. должны были выделить официальные кредиторы, а 6,0 млрд долл. - коммерческие банки. Программа была нацелена на поддержание 3-4 %-ных темпов роста мексиканской экономики и привлечение дополнительных займов на общую сумму 500 млн долл. для стимулирования государственных инвестиций и новых кредитов в случае снижения базовой цены на нефть ниже 9 долл. за 1 барр. В соответствии с договоренностью Мексике была предоставлена 7-летняя отсрочка на выплату части долга, которая затем погашалась в течение 20 лет.
План Бейкера в некоторой степени отошел от дефляционных предписаний МВФ начала 1980-х гг. В нем признавалась необходимость экономического роста в качестве условия решения платежных проблем развивающихся стран и предоставления им новых долгосрочных займов. Но он не мог оказать существенного воздействия на решение проблемы задолженности, ибо выделенных средств было явно недостаточно даже для покрытия процентных платежей крупнейших должников за 1986-1988 гг. В 1989 г. темпы экономического роста Аргентины и Венесуэлы были отрицательными, а в Бразилии и Мексике составили 3 %; инфляция достигла максимальных значений: в Аргентине 3080 %, в Бразилии 1287 %, в Венесуэле 84 %, в Мексике 20 %. Долг 15 стран-должников банкам-кредиторам к 1988 г. снизился до уровня 1985 г.; долговые платежи превышали 40 % от экспортных доходов.
Кроме плана Бейкера, в 1980-е гг. развитые страны разрабатывали и осуществляли и другие планы оказания помощи и урегулирования задолженности развивающихся стран. Со второй половины 1980-х гг. начало возрастать официальное финансирование развивающихся стран со стороны Японии. Принимающим странам предоставлялись на двусторонней и многосторонней основе неновые кредиты. В 1986 г. объем государственной помощи Японии на двусторонней основе соста-
вил около 4 млрд долл. В 1986-1988 гг. японские власти предоставили международным финансовым организациям около 10 млрд долл., в том числе МБРР —
2.5 млрд долл., МВФ - 3,6 млрд долл., MAP и Азиатскому фонду развития -
2.6 и 1,3 млрд долл.
В конце 1980-х гг. по объему помощи развивающимся странам Япония вышла на первое место в мире, опередив США. В 1989 г. было создано Общество содействия международным кооперационным проектам с целью финансирования прямых японских инвестиций в развивающиеся страны, причем часть экспортной продукции созданных предприятий должна была направляться в Японию. Речь шла об осуществлении крупных проектов в области инфраструктуры, нефтехимии, целлюлозно-бумажной, металлургической промышленности, гостиничного строительства в странах Латинской Америки и Азии. Кроме этого, Япония предоставила торговые преференции на 145 позиций промышленных товаров странам Азии, Африки и Латинской Америки, а 37 наименее развитым из них были предоставлены дополнительные льготы.
За 1978-1988 гг. ФРГ списала долги наименее развитым странам, в основном африканским, на общую сумму 7,5 млрд марок. Объем официальной помощи ФРГ развивающимся странам в 1989 г. составил более 7 млрд марок, из них двусторонняя помощь — 4,5 млрд марок. В том же году были введены более льготные условия предоставления ресурсов развивающимся странам; безвозвратные ссуды; кредиты на 30 лет с 10-летним льготным периодом по 2 %-ной ставке, кредиты на 40 лет с 10-летним льготным периодом но 0,75 %-ной ставке.
В 1987 г. решением английского парламента были снижены процентные ставки по кредитам африканским странам, открылись возможности для переговоров об уступках и другим странам Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ) -ассоциированным членам ЕС. Французские государственные банки увеличили свои кредиты развивающимся странам в самый разгар кризиса в 1983-1985 гг., а французское правительство призывало облегчить бремя задолженности и предложило разработать программу помощи типа плана Маршалла.
С середины 1980-х гг. получают распространение конверсии долгов, их продажа на вторичном рынке. Под конверсией понимаются все способы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для должника. Возможны конверсия долга в инвестиции, погашение товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, взаимозачет и др. Должник ожидает от конверсии притока новых кредитов. Он должен быть убежден в том, что в результате конверсии произойдет немедленное сокращение платежей по обслуживанию долга, увеличится приток иностранных инвестиций, улучшится платежный баланс. В подобных случаях страны-кредиторы обычно предусматривают предоставление новых кредитов, списание части долга.
В тех случаях, когда погашение долгов в полном объеме маловероятно, конверсия предоставляет возможность частичной компенсации и осуществления зарубежных инвестиций при минимальных валютных расходах и нередко на выгодных для инвестора условиях (льготный режим вывоза прибылей, инвестирование в самые прибыльные отрасли хозяйства, доступ на закрытые рынки и др.). Выигрыш кредитора зависит от уровня скидок, финансовых условий инвестирования,
типа задолженности, используемого в ходе конверсии валютного курса или существующей разницы между официальным курсом и ставками «черного рынка», характерного для развивающихся стран. Конверсия в инвестиции обычно сопряжена с потерями для банков и с выигрышем для инвесторов и стран-должников. Это создает определенные стимулы для роста предпринимательских инвестиций из страны-кредитора за счет долговых обязательств.
Предприниматель, нуждающийся в иностранной валюте для приобретения акций, скупает у банка долговые обязательства со скидкой, а конвертирует средства по номиналу. Иногда банки — держатели долговых обязательств сами становятся акционерами предприятий. Конверсия долговых обязательств в акции в дальнейшем получила распространение, что, в свою очередь, способствовало росту производства в странах-должниках. Конверсия долгов в инвестиции расширяет практику поглощений и слияний предприятий. Успех конверсии может повысить платежеспособность должника и курс его долговых обязательств на вторичном рынке.
С 1980-х гг. формируется рынок вторичных долговых обязательств развивающихся стран, где банки-кредиторы могут продать долговые обязательства третьей стороне, в основном другим коммерческим банкам, по сниженной цене. Однако объем операций на этом рынке долго оставался незначительным, ибо эти обязательства продаются со значительной скидкой от номинала и сопряжены с существенными убытками для кредитора. В первые годы функционирования этого рынка в качестве продавцов выступали мелкие и средние банки. Крупные банки воздерживались от больших предложений долговых обязательств, опасаясь снижения их курса и серьезных потерь. По мере накопления резервов крупные банки стали более решительно освобождаться от безнадежных долгов.
С помощью вторичного рынка происходит частичное списание долга. Покупатель, приобретая долговые обязательства со скидкой, не рассчитывает на полное погашение задолженности по номиналу, хотя такие случаи известны. Эффективность конверсии зависит от того, в каком соотношении кредитор и должник делят скидку. При выкупе долговых требований самим должником по курсу вторичного рынка скидка полностью достается должнику. Продажа долгов с большой скидкой от номинала позволяет иностранным и национальным инвесторам приобретать государственные и частные предприятия и банки по сниженным ценам.
Вторичный рынок долгов позволяет ТНК проделывать весьма прибыльные операции, сведения о которых иногда просачиваются в печать. Например, стало известно, что Fiat купил бразильский долг с большой скидкой и предъявил долговые обязательства в Центральный банк, который зарегистрировал их как новое капиталовложение и выдал местную валюту по номинальной стоимости долга. Аналогичную операцию осуществила японская компания в Мексике, американская в Чили и т.д.
Динамика вторичного рынка долгов и цен показывает, что за вторую половину 1980-х гг. объем рынка увеличился в 6-8 раз и составил в 1988 г. 30-40 млрд долл., при этом цены устойчиво снижались и к 1989-1991 гг, опустились до минимальных величин. В эти годы за 1 доллар по номиналу долговых обязательств Аргентины давали 18 центов, Бразилии - 28-22 цента, Венесуэлы - 33-49 центов, Мексики - 33-44 цента. В 1987 г. цена на долговые обязательства Перу опускалась до 5-7 центов за 1 доллар, Чили - 60-61 цент, Эквадора - 33-36 центов.
Вторичный рынок долгов получил наибольшее развитие в крупных странах Латинской Америки, но и в афро-азиатских странах осуществлялись операции с долговыми обязательствами. Первый аукцион в Нигерии, например, состоялся в 1988 г., где долговые обязательства продавались в 4-5 раз ниже их номинальной стоимости. Во многих афро-азиатских странах осуществлялась широкая конверсия долговых обязательств в инвестиции в сельское хозяйство, в обрабатывающую промышленность, горнодобывающую, туризм, гостиничный бизнес и т.д.
Банки-кредиторы увеличили свои резервы для компенсации потерь от реструктуризации долгов развивающихся стран. В мае 1987 г. вслед за бразильским мораторием крупнейший американский банк Citicorp объявил о создании резерва в объеме 3 млрд долл. Его примеру последовали другие банки США и Европы. Создание специальных запасов для страхования от потерь в развивающихся странах прочно вошло в практику международных банков, что снизило банковскую прибыль, дивиденды акционеров и явилось важным подготовительным шагом к прощению или списанию долгов несостоятельным должникам.
В 1980-е гг. с приватизации государственных промышленных и иных предприятий, а позднее и банков начался болезненный масштабный процесс системно-структурного реформирования экономики развивающихся стран. В приватизации активно участвовал иностранный, а также местный национальный капитал, особенно в странах Латинской Америки. В 1984-1986 гг. около четверти прямых иностранных инвестиций, направленных в Латинскую Америку, приходилось на конверсионные долги. Именно в этом регионе большой размах приобрел процесс капитализации долга, т. е. превращения долговых обязательств в частные инвестиции. Приватизация охватила все страны развивающегося мира.
Во многих из них правительства разрабатывали и осуществляли меры для привлечения иностранного капитала. Расширились списки отраслей, в которые допускался иностранный капитал; снижались налоги на корпорации, продлевался льготный период по уплате налогов, облегчался доступ иностранных вкладчиков к местным финансовым ресурсам, иностранным компаниям предоставлялись национальный режим и другие льготы. Одновременно ухудшились условия для государственных предприятий, сократилось их субсидирование. В результате доля государственного сектора снизилась, в том числе и в тех странах, где он занимал сильные позиции. В частности, в Мексике, где был крупнейший государственный сектор среди развивающихся стран, на конец 1986 г. число государственных предприятий сократилось в 1,5 раза по сравнению с 1982 г.
Процесс конверсии долгов, денационализации и привлечения иностранного капитала охватил также многие афро-азиатские страны. Примером успешной реализации программы конверсии долгов в Африке может служить опыт Нигерии, где за 1988-1990 гг. в ходе аукционов было инвестировано в национальную промышленность, гостиничный бизнес, туризм более 200 млн долл., что уменьшило внешний долг страны. В Замбии, Либерии, Того и других странах было принято новое инвестиционное законодательство, содержащее перечень налоговых и валютных льгот иностранным и частным инвесторам, были сокращены субсидии государственным предприятиям, продавались акции государственных компаний, были отменены государственные субсидии на пшеницу и бензин, замораживались государственные социальные расходы.