Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

13.3.2. План Бейкера и другие (октябрь 1985 - март 1989 г.)

Вторая половина 1980-х гг. прошла в поиске выхода из долгового кризиса. В эти годы были разработаны и реализованы официальные планы урегулирования за­долженности, опробованы рыночные механизмы снижения долгового бремени, начались экономические преобразования, направленные на создание адаптиро­ванной экономики. В октябре 1985 г. министром финансов США Дж. Бейкером была объявлена трехлетняя «Программа устойчивого роста*, получившая назва­ние «план Бейкера;-. В плане признавалась необходимость проведения торговой либерализации, предлагались сокращение государственных расходов, ослабление регулирования импорта капитала, обеспечение экономического роста и увеличе­ние притока финансовых ресурсов в кризисные страны.

Предусматривалось совместное участие развитых государств, международных финансовых институтов и коммерческих банков в кредитовании 15 крупней­ших стран-должников. Общая задолженность этих стран в 1985 г. составила 418,4 млрд долл. (52,5 % ВВП), на их долю приходилось 44,5 % совокупного внеш­него долга развивающихся стран, в том числе долг этой группы должников ком­мерческим банкам равнялся 280,1 млрд долл. Платежи по обслуживанию долга 15 должников составили 41 % от экспорта товаров и услуг, в том числе процент­ные платежи - более 28 %.

В соответствии с планом Бейкера усиливалась роль МВФ и Всемирного банка в содействии экономическому росту посредством дополнительного финансирова-



-p^fynxin   щил|  UPUH   ivpjr'



ния. Коммерческие банки предоставляли 15 крупнейшим должникам 20 млрд долл. в течение 1986-1988 г г.; еще 20 млрд долл. должники получали от многосторон­них кредиторов, в основном от Всемирного байка и Межамериканского банка развития. Важная роль отводилась МВФ, который увязывает предоставление ресурсов с определенными условиями. От принимающих стран требовались по­вышение доли частного сектора в экономике, приватизация государственных предприятий, снижение налогов на частное предпринимательство, снижение тамо­женных барьеров и открытие внутреннего рынка для западных товаров и транс­национального капитала.

Совершенно очевидно, что речь шла о навязывании развивающимся странам определенной модели развития, означающей укрепление механизмов рынка и свободного предпринимательства в этих странах, еще большее втягивание их в систему мирового хозяйства, в орбиту политических и экономических интере­сов Запада. Автор плана неоднократно подчеркивал, что долговой кризис угро­жает интересам США, подрывает стабильность банковской системы Запада. Задача плана состояла в том, чтобы, несколько облегчив валютно-финапсовое по­ложение крупнейших должников, обеспечить непрерывность выплаты ими про­центов банкам-кредиторам. Первым опытом практической реализации плана Бейкера была программа для Мексики.

Программа предусматривала предоставление Мексике в 1986-1987 гг. новых займов на сумму 12,5 млрд долл., из которых 6,5 млрд долл. должны были выде­лить официальные кредиторы, а 6,0 млрд долл. - коммерческие банки. Програм­ма была нацелена на поддержание 3-4 %-ных темпов роста мексиканской эконо­мики и привлечение дополнительных займов на общую сумму 500 млн долл. для стимулирования государственных инвестиций и новых кредитов в случае сниже­ния базовой цены на нефть ниже 9 долл. за 1 барр. В соответствии с договоренно­стью Мексике была предоставлена 7-летняя отсрочка на выплату части долга, которая затем погашалась в течение 20 лет.

План Бейкера в некоторой степени отошел от дефляционных предписаний МВФ начала 1980-х гг. В нем признавалась необходимость экономического роста в качестве условия решения платежных проблем развивающихся стран и предо­ставления им новых долгосрочных займов. Но он не мог оказать существенного воздействия на решение проблемы задолженности, ибо выделенных средств было явно недостаточно даже для покрытия процентных платежей крупнейших долж­ников за 1986-1988 гг. В 1989 г. темпы экономического роста Аргентины и Ве­несуэлы были отрицательными, а в Бразилии и Мексике составили 3 %; инфля­ция достигла максимальных значений: в Аргентине 3080 %, в Бразилии 1287 %, в Венесуэле 84 %, в Мексике 20 %. Долг 15 стран-должников банкам-кредиторам к 1988 г. снизился до уровня 1985 г.; долговые платежи превышали 40 % от экс­портных доходов.

Кроме плана Бейкера, в 1980-е гг. развитые страны разрабатывали и осуществ­ляли и другие планы оказания помощи и урегулирования задолженности разви­вающихся стран. Со второй половины 1980-х гг. начало возрастать официальное финансирование развивающихся стран со стороны Японии. Принимающим стра­нам предоставлялись на двусторонней и многосторонней основе неновые кредиты. В 1986 г. объем государственной помощи Японии на двусторонней основе соста-


вил около 4 млрд долл. В 1986-1988 гг. японские власти предоставили междуна­родным финансовым организациям около 10 млрд долл., в том числе МБРР —

2.5 млрд долл., МВФ - 3,6 млрд долл., MAP и Азиатскому фонду развития -

2.6 и 1,3 млрд долл.

В конце 1980-х гг. по объему помощи развивающимся странам Япония вышла на первое место в мире, опередив США. В 1989 г. было создано Общество содей­ствия международным кооперационным проектам с целью финансирования пря­мых японских инвестиций в развивающиеся страны, причем часть экспортной продукции созданных предприятий должна была направляться в Японию. Речь шла об осуществлении крупных проектов в области инфраструктуры, нефтехи­мии, целлюлозно-бумажной, металлургической промышленности, гостиничного строительства в странах Латинской Америки и Азии. Кроме этого, Япония предо­ставила торговые преференции на 145 позиций промышленных товаров странам Азии, Африки и Латинской Америки, а 37 наименее развитым из них были предо­ставлены дополнительные льготы.

За 1978-1988 гг. ФРГ списала долги наименее развитым странам, в основном африканским, на общую сумму 7,5 млрд марок. Объем официальной помощи ФРГ развивающимся странам в 1989 г. составил более 7 млрд марок, из них двусторон­няя помощь — 4,5 млрд марок. В том же году были введены более льготные усло­вия предоставления ресурсов развивающимся странам; безвозвратные ссуды; кре­диты на 30 лет с 10-летним льготным периодом по 2 %-ной ставке, кредиты на 40 лет с 10-летним льготным периодом но 0,75 %-ной ставке.

В 1987 г. решением английского парламента были снижены процентные ставки по кредитам африканским странам, открылись возможности для переговоров об уступках и другим странам Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ) -ассоциированным членам ЕС. Французские государственные банки увеличили свои кредиты развивающимся странам в самый разгар кризиса в 1983-1985 гг., а французское правительство призывало облегчить бремя задолженности и пред­ложило разработать программу помощи типа плана Маршалла.

С середины 1980-х гг. получают распространение конверсии долгов, их прода­жа на вторичном рынке. Под конверсией понимаются все способы, обеспечиваю­щие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обремени­тельными для должника. Возможны конверсия долга в инвестиции, погашение товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых ус­ловиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, взаимозачет и др. Долж­ник ожидает от конверсии притока новых кредитов. Он должен быть убежден в том, что в результате конверсии произойдет немедленное сокращение платежей по обслуживанию долга, увеличится приток иностранных инвестиций, улучшит­ся платежный баланс. В подобных случаях страны-кредиторы обычно предусмат­ривают предоставление новых кредитов, списание части долга.

В тех случаях, когда погашение долгов в полном объеме маловероятно, конвер­сия предоставляет возможность частичной компенсации и осуществления зару­бежных инвестиций при минимальных валютных расходах и нередко на выгод­ных для инвестора условиях (льготный режим вывоза прибылей, инвестирование в самые прибыльные отрасли хозяйства, доступ на закрытые рынки и др.). Выиг­рыш кредитора зависит от уровня скидок, финансовых условий инвестирования,



типа задолженности, используемого в ходе конверсии валютного курса или суще­ствующей разницы между официальным курсом и ставками «черного рынка», характерного для развивающихся стран. Конверсия в инвестиции обычно сопря­жена с потерями для банков и с выигрышем для инвесторов и стран-должников. Это создает определенные стимулы для роста предпринимательских инвестиций из страны-кредитора за счет долговых обязательств.

Предприниматель, нуждающийся в иностранной валюте для приобретения ак­ций, скупает у банка долговые обязательства со скидкой, а конвертирует средства по номиналу. Иногда банки — держатели долговых обязательств сами становятся акционерами предприятий. Конверсия долговых обязательств в акции в дальней­шем получила распространение, что, в свою очередь, способствовало росту произ­водства в странах-должниках. Конверсия долгов в инвестиции расширяет практику поглощений и слияний предприятий. Успех конверсии может повысить плате­жеспособность должника и курс его долговых обязательств на вторичном рынке.

С 1980-х гг. формируется рынок вторичных долговых обязательств развива­ющихся стран, где банки-кредиторы могут продать долговые обязательства третьей стороне, в основном другим коммерческим банкам, по сниженной цене. Однако объем операций на этом рынке долго оставался незначительным, ибо эти обяза­тельства продаются со значительной скидкой от номинала и сопряжены с суще­ственными убытками для кредитора. В первые годы функционирования этого рынка в качестве продавцов выступали мелкие и средние банки. Крупные бан­ки воздерживались от больших предложений долговых обязательств, опасаясь снижения их курса и серьезных потерь. По мере накопления резервов крупные банки стали более решительно освобождаться от безнадежных долгов.

С помощью вторичного рынка происходит частичное списание долга. Покупа­тель, приобретая долговые обязательства со скидкой, не рассчитывает на полное погашение задолженности по номиналу, хотя такие случаи известны. Эффектив­ность конверсии зависит от того, в каком соотношении кредитор и должник делят скидку. При выкупе долговых требований самим должником по курсу вторично­го рынка скидка полностью достается должнику. Продажа долгов с большой скид­кой от номинала позволяет иностранным и национальным инвесторам приобре­тать государственные и частные предприятия и банки по сниженным ценам.

Вторичный рынок долгов позволяет ТНК проделывать весьма прибыльные операции, сведения о которых иногда просачиваются в печать. Например, стало известно, что Fiat купил бразильский долг с большой скидкой и предъявил долго­вые обязательства в Центральный банк, который зарегистрировал их как новое капиталовложение и выдал местную валюту по номинальной стоимости долга. Аналогичную операцию осуществила японская компания в Мексике, американ­ская в Чили и т.д.

Динамика вторичного рынка долгов и цен показывает, что за вторую половину 1980-х гг. объем рынка увеличился в 6-8 раз и составил в 1988 г. 30-40 млрд долл., при этом цены устойчиво снижались и к 1989-1991 гг, опустились до минималь­ных величин. В эти годы за 1 доллар по номиналу долговых обязательств Арген­тины давали 18 центов, Бразилии - 28-22 цента, Венесуэлы - 33-49 центов, Мексики - 33-44 цента. В 1987 г. цена на долговые обязательства Перу опуска­лась до 5-7 центов за 1 доллар, Чили - 60-61 цент, Эквадора - 33-36 центов.


Вторичный рынок долгов получил наибольшее развитие в крупных странах Латинской Америки, но и в афро-азиатских странах осуществлялись операции с долговыми обязательствами. Первый аукцион в Нигерии, например, состоялся в 1988 г., где долговые обязательства продавались в 4-5 раз ниже их номиналь­ной стоимости. Во многих афро-азиатских странах осуществлялась широкая кон­версия долговых обязательств в инвестиции в сельское хозяйство, в обрабатыва­ющую промышленность, горнодобывающую, туризм, гостиничный бизнес и т.д.

Банки-кредиторы увеличили свои резервы для компенсации потерь от ре­структуризации долгов развивающихся стран. В мае 1987 г. вслед за бразильским мораторием крупнейший американский банк Citicorp объявил о создании резерва в объеме 3 млрд долл. Его примеру последовали другие банки США и Европы. Создание специальных запасов для страхования от потерь в развивающихся стра­нах прочно вошло в практику международных банков, что снизило банковскую прибыль, дивиденды акционеров и явилось важным подготовительным шагом к прощению или списанию долгов несостоятельным должникам.

В 1980-е гг. с приватизации государственных промышленных и иных предприя­тий, а позднее и банков начался болезненный масштабный процесс системно-структурного реформирования экономики развивающихся стран. В приватиза­ции активно участвовал иностранный, а также местный национальный капитал, особенно в странах Латинской Америки. В 1984-1986 гг. около четверти прямых иностранных инвестиций, направленных в Латинскую Америку, приходилось на конверсионные долги. Именно в этом регионе большой размах приобрел процесс капитализации долга, т. е. превращения долговых обязательств в частные инвес­тиции. Приватизация охватила все страны развивающегося мира.

Во многих из них правительства разрабатывали и осуществляли меры для при­влечения иностранного капитала. Расширились списки отраслей, в которые до­пускался иностранный капитал; снижались налоги на корпорации, продлевался льготный период по уплате налогов, облегчался доступ иностранных вкладчиков к местным финансовым ресурсам, иностранным компаниям предоставлялись нацио­нальный режим и другие льготы. Одновременно ухудшились условия для госу­дарственных предприятий, сократилось их субсидирование. В результате доля государственного сектора снизилась, в том числе и в тех странах, где он занимал сильные позиции. В частности, в Мексике, где был крупнейший государственный сектор среди развивающихся стран, на конец 1986 г. число государственных пред­приятий сократилось в 1,5 раза по сравнению с 1982 г.

Процесс конверсии долгов, денационализации и привлечения иностранного капитала охватил также многие афро-азиатские страны. Примером успешной реа­лизации программы конверсии долгов в Африке может служить опыт Нигерии, где за 1988-1990 гг. в ходе аукционов было инвестировано в национальную про­мышленность, гостиничный бизнес, туризм более 200 млн долл., что уменьшило внешний долг страны. В Замбии, Либерии, Того и других странах было принято новое инвестиционное законодательство, содержащее перечень налоговых и ва­лютных льгот иностранным и частным инвесторам, были сокращены субсидии государственным предприятиям, продавались акции государственных компаний, были отменены государственные субсидии на пшеницу и бензин, замораживались государственные социальные расходы.

Информация о работе Долговой кризис