Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

Меры экономии осуществлялись не за счет разумного снижения потребления, а за счет абсолютного или относительного снижения инвестиций, что тормозило экономический рост. Чрезвычайно низкая эффективность использования инвес­тиционных ресурсов проявлялась в перекосе инвестиций в пользу промышлен­ности в ущерб сельскому хозяйству. В промышленности часто финансировались проекты, неэффективность которых была очевидной уже на стадии планирова­ния. Сельское хозяйство испытывало также дискриминирующее воздействие це­нового и валютного механизмов.

Распыленность капиталовложений, их слабая ориентация на внешний рынок, нехватка квалифицированных кадров, фаворитизм и государственное субсиди­рование привели к тому, что даже сравнительно простые виды промышленных



производств оказались неконкурентоспособными. По мнению представителей МБРР, гипертрофированный государственный аппарат эксплуатировал экономи­ку в собственных интересах, искажая структуру цен и снижая рентабельность. Результатом было возникновение неэффективной и негибкой промышленной структуры, сильно зависящей от импортных факторов производства и неспособ­ной конкурировать на международных рынках.

Отсюда и неспособность многих африканских стран справиться с кризисом внешней задолженности: экономика не смогла переориентироваться и обеспечить быстрое расширение экспорта. Таким образом, внутренними причинами кризиса внешней задолженности в Африке являются:

. неправильная внутриэкономическая политика и слабость производственной структуры;

*              невнимание к сельскому хозяйству;

•              чрезмерное расширение государственного сектора;

*              неэффективная ценовая политика;

•              необоснованный акцент на создании новых производственных мощностей
вместо реконструкции уже существующих.

Вместе с тем в развитии и углублении долгового кризиса в Африке большую роль сыграли внешние факторы. Среди них важнейшими в 1980-е гг. были: кри­зис в промышленно развитых странах, неэффективная система внешнего финан­сирования, просчеты в политике МВФ и Всемирного банка, которая отличалась жесткой обусловленностью. К тому же стабилизационные программы были слиш­ком краткосрочными и рассматривались странами-должниками как нечто навя­занное им против воли.

Кроме тяжкого бремени внешней задолженности экономику сахарского суб­региона обескровливают бегство капитала, общая сумма которого оценивается в 15 млрд долл. за 1990-е гг., а также недостаточность притока официальных ре­сурсов и их разворовывание. В 1985-1990 гг. сальдо чистых финансовых потоков между МВФ и странами АЮС складывалось в пользу Фонда. Безысходность си­туации в обширных зонах Африки вынудила официальных кредиторов/доноров к применению более адекватных ситуации мер по преодолению кризиса.

В начале 1980-х гг. Великобритания, Канада, Италия, ФРГ, Швеция, Фин­ляндия списали долги менее развитым странам региона по линии официаль­ной помощи развитию. В 1985 г. на сессии МВФ/МБРР особое внимание было уделено сокращению бремени двустороннего официального долга стран с низ­ким уровнем дохода на душу населения. В 1987 г. на саммите «большой семер­ки» в Венеции ведущие кредиторы пошли на дальнейшее облегчение плате­жей по двусторонним официальным займам для беднейших стран: льготная отсрочка погашения кредитов была увеличена до 10 лет, обшие сроки креди­тования — до 20 лет.

Высокую внешнюю задолженность имеют арабские страны, особенно импор­теры нефти. Положение арабских импортеров нефти во время долгового кризиса значительно ухудшилось, поскольку страны — экспортеры нефти не могли им ока­зывать такую помощь, как это было в 1970-е гг. Египет расходовал на обслужива­ние внешнего долга в середине 1980-х гг. более половины экспортных доходов.



ii£              газдел in. г спаивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы

В 1990-е гг. долговая нагрузка на экономику Египта, Иордании, Ливана несколько снизилась, но оставалась чрезмерной.

Экспортные доходы стран ОПЕК с 1980 по 1990 г. упали на 41 % и составили 180 млрд долл. Крупные экспортеры нефти из-за нехватки инвалютных ресурсов, необходимых для финансирования национальных программ экономического раз­вития, вынуждены были заимствовать на международном рынке капиталов и сокра­щать объем своих чистых зарубежных активов. В результате этих операций зарубеж­ные активы стран ОПЕК снизились с 350 млрд долл. в 1981 г. до 270 млрд долл. в конце 19S5 г., при этом активы Саудовской Аравии сократились на 20 млрд долл.

В 1985 г, заграничные активы шести стран Персидского залива составили 205 млрд долл., в том числе Саудовской Аравии - 90, Кувейта - 80, ОАЭ - 20, Катара, Бахрейна, Омана вместе взятых - 15 млрд долл. Большая часть этих акти­вов была представлена в форме банковских вкладов в американских долларах, дру­гая часть — в иностранных государственных облигациях, 60 % из которых составили облигации казначейства США. Саудовская Аравия, Иран, Ирак являются крупны­ми получателями официальных экспортных кредитов, сумма которых в 1999 г. составила соответственно 8,5; 8,8 и 9,2 млрд долл., долги по которым преобладают в общем внешнем долге этих стран. Большие долги по экспортным кредитам имеют и другие страны - экспортеры нефти, в том числе Алжир (14,3 млрд долл.), Вене­суэла (5,8 млрд долл.), Индонезия (23,2 млрд долл.).

В азиатском регионе крупнейшим неплатежеспособным должником были Фи­липпины с долгом в 28,1 млрд долл. в 1986 г., который возросло 52,0 млрд долл. к 1999 г. Большие внешние долги имели Южная Корея (35,6 млрд долл. в 19S7 г.) и другие НИС ЮВА которые активно привлекали иностранные ресурсы, но не до­пускали просрочек по платежам. В начале 1990-х гг. Корея оставалась крупным чистым должником с балансом внешней задолженности в размере 10 млрд долл. в 1994 г., однако ее государственный долг едва превысил 10 % ВВП, а государ­ственный долг Сингапура приблизился к критической отметке - 70 % ВВП.

13.3. Планы и практика преодоления долгового кризиса

13.3.1. Первый этап управления кризисом (1982 - октябрь 1985 г.}

В 1982 г. резко возросшие трудности с платежами по финансовым обязательствам вынудили 18 развивающихся государств обратиться к кредиторам с просьбой об отсрочке погашения основной суммы долга. Общая сумма отложенных платежей составила более 30 млрд долл. Первоначально кредиторы полагали, что страны-должники испытывают временные платежные трудности, связанные с нехваткой ликвидности из-за высоких процентных ставок в США и сокращения экспорт­ных доходов. Исходя из этого, главная задача политики кредиторов заключалась в переоформлении долговых платежей, чтобы избежать банкротства банков-кредиторов.

Масштабы кризиса задолженности, поставившие под угрозу систему междуна­родного кредита, заставили кредиторов искать пути ее урегулирования. Антикри­зисные мероприятия были разработаны в кратчайшие сроки и проводились МВФ и МБРР, атакже крупнейшими коммерческими банками Запада. Уже в начале 1984 г. координатором процесса рефинансирования, или конверсии долга, был опреде-


IJ'ab o   и     1У1Е ж цун .1| )ид н ы и долговой  кризис              £1£

лен МВФ, без санкции которого другие кредиторы, включая Парижский и Лон­донский клубы, банковские консорциумы и ТНБ, не могли заключать соглашения с должниками. Усилилось давление на должников со стороны международных кредитных организаций, частных банков, а также американской администрации.

Министерство финансов США пригрозило экономическими санкциями стра­нам, отказавшимся выполнять свои финансовые обязательства. Был опублико­ван список американских товаров, которые могли стать дефицитными в странах-должниках, если те просрочат платежи. В то же время кредиторы вынуждены были искать компромиссы. С середины 1984 г. начались регулярные переговоры между должниками и кредиторами о рефинансировании долга, изменении его структуры, об отсрочке его выплаты, пересмотре условий амортизационных пла­тежей и по другим вопросам, связанным с задолженностью. Согласно процедуре, МВФ контролирует политику и практическую деятельность стран-дебиторов, при этом он не несет прямой ответственности за дальнейшее упорядочение их экономики.

Операции западных банков в развивающихся странах сократились, наметился более селективный подход к потенциальным заемщикам, ужесточились условия предоставления средств. Многие крупные государства с высокой внешней задол­женностью, в том числе Бразилия и Мексика, встретились с большими трудно­стями в получении новых частных кредитов на международном рынке.

Возникшая угроза полного прекращения платежей и дестабилизации банков­ской системы вынудила кредиторов оказать должникам срочную финансовую по­мощь. Бразилия получила 7,1 млрд долл., в том числе краткосрочный кредит от США в размере 4,9 млрд долл., долгосрочный кредит от МВФ и Банка междуна­родных расчетов (БМР) - 1,,2 млрд долл. МВФ и БМР предоставили Аргентине более 2,5 млрд долл. для погашения задолженности; Мексике — 5,75 млрд долл. Крупнейшие частные кредиторы тоже предоставили новые займы «большой тройке» Латинской Америки.

Переоформление долгов и предоставление новых кредитов были обусловлен-ны — страны-реципиенты должны были принять программы приспособления (adjustment) МВФ, которые включали ряд обязательных положений:

•   ограничение совокупного спроса посредством введения ограничительной денежной и фискальной политики, основанной на сокращении правитель­ственных расходов, с целью стабилизации инфляции;

•   девальвация национальной валюты для повышения международной конку­рентоспособности товаров;

•   проведение рыночных реформ, в том числе сокращение субсидий на продо­вольствие, снижение торгового протекционизма, осуществление приватиза­ции государственных промышленных предприятий для получения дохода и повышения их экономической эффективности;

•              отмена потолка процентных ставок для перераспределения скудных финан­
совых средств и поощрения внутренних сбережений.

Главными целями инициированных кредиторами реформ, сочетающих снижение совокупного спроса и повышение конкурентоспособности за счет девальвации, были улучшение текущего платежного баланса и выполнение обязательств по об­служиванию внешнего долга, В краткосрочном периоде такие мероприятия резко



luiivi^vuunnu,   M1-"1'  "г   г\у*-*г,>*В*


i лава   и.  rvnД^упа^ЦДНЫИ ДОЛГОВОМ 1фИЗИ1



 



снижают импорт и темпы экономического роста вплоть до отрицательных значе­ний; снижают жизненный уровень населения, увеличивая безработицу и цены на

'   основные потребительские товары, включая продовольствие.

В 1983-1985 гг. 17 латиноамериканских стран подписали соглашение с МВФ. Программы МВФ были индивидуальными, но все они включали комплекс до­вольно жестких мероприятий, направленных на сокращение бюджетного и пла­тежного дефицитов, а также ограничение экономической роли государства; сокра­щение государственного сектора и социальных расходов; ограничение внутреннего потребления в целях расширения экспорта и закупок иностранных товаров;

| поддержание активного торгового баланса; проведение девальвации; поднятие процентных ставок; создание благоприятных условий для иностранного капи­тала и др.

Сущность политики МВФ состояла в расширении частного предприниматель­ства в принимающих странах, в допущении транснационального капитала, в со­здании экономики, адекватной условиям и потребностям современного хозяй­ства. Под бременем задолженности, по существу насильственными методами началось осуществление перестройки экономики развивающихся стран. Абсо­лютное большинство развивающихся стран приняли условия МВФ по осуще­ствлению стабилизационных мер, хотя далеко не все оказались в состоянии их выполнять. Тем не менее последствия западной политики урегулирования нача­ли проявляться в децентрализации и разгосударствлении экономики.

Пытаясь противостоять давлению со стороны кредиторов, латиноамерикан­ские государства предприняли попытки выработать единую позицию по вопросу об урегулировании внешней задолженности и скоординировать усилия в этой области. С этой целью И стран - крупнейших должников, вошедших в Карта-хенскую группу, провели в 1984-1985 гг. ряд совещаний, где они выработали раз­вернутую программу урегулирования долгового кризиса и восстановления эко­номического роста. В комплекс предложений вошли:

•   ослабление протекционизма развитых стран для расширения погашения долгов поставками товаров;

•   снижение процентных ставок;

•   корректировка ежегодных выплат по задолженности в зависимости от вели­чины и динамики экспортной выручки;

•   расширение официальной помощи и долгосрочных коммерческих займов, необходимых для финансирования импорта;

•              создание специальных фондов для субсидирования процентных выплат;

•              увеличение доступа на рынки облигационных займов и к ресурсам МВФ при
одновременном облегчении условий кредитования.

Обеспокоенные активизацией совместных действий крупных должников, правящие и финансовые круги Запада пошли на определенные уступки. Так, в середине 1984 г. Мексика получила 14-летнюю отсрочку погашения долго­срочной задолженности; в 1985-1990 гг. выплаты по долгам были сокращены в 4,2 раза, а погашение оставшейся части долга начиналось только в 1990 г. Об отсрочке погашения своей задолженности договорились Аргентина, Брази­лия, Венесуэла.


На начальном этапе долгового кризиса должники осуществляли выплаты, ог­раничивая импорт и наращивая экспорт за счет уменьшения внутреннего потреб­ления и инвестиций. Основной формой урегулирования внешней задолженности служило продление сроков, т. е. перенос долга, который оформлялся как новый среднесрочный кредит без прерывания выплаты процентов и при некотором улуч­шении других условий выплат. Новые кредиты предоставлялись в ограниченном объеме. Кредиторы не только опасались, но и не могли предоставлять новые кре­диты ненадежным должникам, ибо их возможности были ограничены низким уровнем накопленных ими резервов по отношению к объему выданных кредитов.

Главной задачей менеджмента в первые годы долгового кризиса было обеспе­чение финансовой стабильности банков-кредиторов и предотвращение дефолта стран-должников, угрожающего банковской системе развитых стран. Интересам кризисных стран уделялось мало внимания; не учитывалось и то, что дополни­тельное «невольное» финансирование при переоформлении долгов налагалось на уже имеющийся большой долг, увеличивая его.

Первоначальная характеристика кризиса как временного и ликвидного была ошибочной, он оказался более серьезным и длительным. Кризисные страны ис­пытывали большие трудности. Практически они не получали нового банковского кредитования, им предоставлялись средства для осуществления долговых плате­жей. Основные усилия кредиторов сводились к бесперебойному получению про­центных платежей. МВФ предлагал странам-должникам меры жесткой экономии. Ограничение импорта и снижение спроса в странах-должниках сдерживали экс­порт из развитых стран; сбыт американских товаров в странах Латинской Амери­ки в 1981-1984 гг. снизился на одну треть.

Информация о работе Долговой кризис