Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
Меры экономии осуществлялись не за счет разумного снижения потребления, а за счет абсолютного или относительного снижения инвестиций, что тормозило экономический рост. Чрезвычайно низкая эффективность использования инвестиционных ресурсов проявлялась в перекосе инвестиций в пользу промышленности в ущерб сельскому хозяйству. В промышленности часто финансировались проекты, неэффективность которых была очевидной уже на стадии планирования. Сельское хозяйство испытывало также дискриминирующее воздействие ценового и валютного механизмов.
Распыленность капиталовложений, их слабая ориентация на внешний рынок, нехватка квалифицированных кадров, фаворитизм и государственное субсидирование привели к тому, что даже сравнительно простые виды промышленных
производств оказались неконкурентоспособными. По мнению представителей МБРР, гипертрофированный государственный аппарат эксплуатировал экономику в собственных интересах, искажая структуру цен и снижая рентабельность. Результатом было возникновение неэффективной и негибкой промышленной структуры, сильно зависящей от импортных факторов производства и неспособной конкурировать на международных рынках.
Отсюда и неспособность многих африканских стран справиться с кризисом внешней задолженности: экономика не смогла переориентироваться и обеспечить быстрое расширение экспорта. Таким образом, внутренними причинами кризиса внешней задолженности в Африке являются:
. неправильная внутриэкономическая политика и слабость производственной структуры;
* невнимание к сельскому хозяйству;
• чрезмерное расширение государственного сектора;
* неэффективная ценовая политика;
• необоснованный акцент на создании новых производственных мощностей
вместо реконструкции уже существующих.
Вместе с тем в развитии и углублении долгового кризиса в Африке большую роль сыграли внешние факторы. Среди них важнейшими в 1980-е гг. были: кризис в промышленно развитых странах, неэффективная система внешнего финансирования, просчеты в политике МВФ и Всемирного банка, которая отличалась жесткой обусловленностью. К тому же стабилизационные программы были слишком краткосрочными и рассматривались странами-должниками как нечто навязанное им против воли.
Кроме тяжкого бремени внешней задолженности экономику сахарского субрегиона обескровливают бегство капитала, общая сумма которого оценивается в 15 млрд долл. за 1990-е гг., а также недостаточность притока официальных ресурсов и их разворовывание. В 1985-1990 гг. сальдо чистых финансовых потоков между МВФ и странами АЮС складывалось в пользу Фонда. Безысходность ситуации в обширных зонах Африки вынудила официальных кредиторов/доноров к применению более адекватных ситуации мер по преодолению кризиса.
В начале 1980-х гг. Великобритания, Канада, Италия, ФРГ, Швеция, Финляндия списали долги менее развитым странам региона по линии официальной помощи развитию. В 1985 г. на сессии МВФ/МБРР особое внимание было уделено сокращению бремени двустороннего официального долга стран с низким уровнем дохода на душу населения. В 1987 г. на саммите «большой семерки» в Венеции ведущие кредиторы пошли на дальнейшее облегчение платежей по двусторонним официальным займам для беднейших стран: льготная отсрочка погашения кредитов была увеличена до 10 лет, обшие сроки кредитования — до 20 лет.
Высокую внешнюю задолженность имеют арабские страны, особенно импортеры нефти. Положение арабских импортеров нефти во время долгового кризиса значительно ухудшилось, поскольку страны — экспортеры нефти не могли им оказывать такую помощь, как это было в 1970-е гг. Египет расходовал на обслуживание внешнего долга в середине 1980-х гг. более половины экспортных доходов.
ii£ газдел in. г спаивающиеся страны: внешнее финансирование, долги, кризисы
В 1990-е гг. долговая нагрузка на экономику Египта, Иордании, Ливана несколько снизилась, но оставалась чрезмерной.
Экспортные доходы стран ОПЕК с 1980 по 1990 г. упали на 41 % и составили 180 млрд долл. Крупные экспортеры нефти из-за нехватки инвалютных ресурсов, необходимых для финансирования национальных программ экономического развития, вынуждены были заимствовать на международном рынке капиталов и сокращать объем своих чистых зарубежных активов. В результате этих операций зарубежные активы стран ОПЕК снизились с 350 млрд долл. в 1981 г. до 270 млрд долл. в конце 19S5 г., при этом активы Саудовской Аравии сократились на 20 млрд долл.
В 1985 г, заграничные активы шести стран Персидского залива составили 205 млрд долл., в том числе Саудовской Аравии - 90, Кувейта - 80, ОАЭ - 20, Катара, Бахрейна, Омана вместе взятых - 15 млрд долл. Большая часть этих активов была представлена в форме банковских вкладов в американских долларах, другая часть — в иностранных государственных облигациях, 60 % из которых составили облигации казначейства США. Саудовская Аравия, Иран, Ирак являются крупными получателями официальных экспортных кредитов, сумма которых в 1999 г. составила соответственно 8,5; 8,8 и 9,2 млрд долл., долги по которым преобладают в общем внешнем долге этих стран. Большие долги по экспортным кредитам имеют и другие страны - экспортеры нефти, в том числе Алжир (14,3 млрд долл.), Венесуэла (5,8 млрд долл.), Индонезия (23,2 млрд долл.).
В азиатском регионе крупнейшим неплатежеспособным должником были Филиппины с долгом в 28,1 млрд долл. в 1986 г., который возросло 52,0 млрд долл. к 1999 г. Большие внешние долги имели Южная Корея (35,6 млрд долл. в 19S7 г.) и другие НИС ЮВА которые активно привлекали иностранные ресурсы, но не допускали просрочек по платежам. В начале 1990-х гг. Корея оставалась крупным чистым должником с балансом внешней задолженности в размере 10 млрд долл. в 1994 г., однако ее государственный долг едва превысил 10 % ВВП, а государственный долг Сингапура приблизился к критической отметке - 70 % ВВП.
13.3. Планы и практика преодоления долгового кризиса
13.3.1. Первый этап управления кризисом (1982 - октябрь 1985 г.}
В 1982 г. резко возросшие трудности с платежами по финансовым обязательствам вынудили 18 развивающихся государств обратиться к кредиторам с просьбой об отсрочке погашения основной суммы долга. Общая сумма отложенных платежей составила более 30 млрд долл. Первоначально кредиторы полагали, что страны-должники испытывают временные платежные трудности, связанные с нехваткой ликвидности из-за высоких процентных ставок в США и сокращения экспортных доходов. Исходя из этого, главная задача политики кредиторов заключалась в переоформлении долговых платежей, чтобы избежать банкротства банков-кредиторов.
Масштабы кризиса задолженности, поставившие под угрозу систему международного кредита, заставили кредиторов искать пути ее урегулирования. Антикризисные мероприятия были разработаны в кратчайшие сроки и проводились МВФ и МБРР, атакже крупнейшими коммерческими банками Запада. Уже в начале 1984 г. координатором процесса рефинансирования, или конверсии долга, был опреде-
IJ'ab o и 1У1Е ж цун .1| )ид н ы и долговой кризис £1£
лен МВФ, без санкции которого другие кредиторы, включая Парижский и Лондонский клубы, банковские консорциумы и ТНБ, не могли заключать соглашения с должниками. Усилилось давление на должников со стороны международных кредитных организаций, частных банков, а также американской администрации.
Министерство финансов США пригрозило экономическими санкциями странам, отказавшимся выполнять свои финансовые обязательства. Был опубликован список американских товаров, которые могли стать дефицитными в странах-должниках, если те просрочат платежи. В то же время кредиторы вынуждены были искать компромиссы. С середины 1984 г. начались регулярные переговоры между должниками и кредиторами о рефинансировании долга, изменении его структуры, об отсрочке его выплаты, пересмотре условий амортизационных платежей и по другим вопросам, связанным с задолженностью. Согласно процедуре, МВФ контролирует политику и практическую деятельность стран-дебиторов, при этом он не несет прямой ответственности за дальнейшее упорядочение их экономики.
Операции западных банков в развивающихся странах сократились, наметился более селективный подход к потенциальным заемщикам, ужесточились условия предоставления средств. Многие крупные государства с высокой внешней задолженностью, в том числе Бразилия и Мексика, встретились с большими трудностями в получении новых частных кредитов на международном рынке.
Возникшая угроза полного прекращения платежей и дестабилизации банковской системы вынудила кредиторов оказать должникам срочную финансовую помощь. Бразилия получила 7,1 млрд долл., в том числе краткосрочный кредит от США в размере 4,9 млрд долл., долгосрочный кредит от МВФ и Банка международных расчетов (БМР) - 1,,2 млрд долл. МВФ и БМР предоставили Аргентине более 2,5 млрд долл. для погашения задолженности; Мексике — 5,75 млрд долл. Крупнейшие частные кредиторы тоже предоставили новые займы «большой тройке» Латинской Америки.
Переоформление долгов и предоставление новых кредитов были обусловлен-ны — страны-реципиенты должны были принять программы приспособления (adjustment) МВФ, которые включали ряд обязательных положений:
• ограничение совокупного спроса посредством введения ограничительной денежной и фискальной политики, основанной на сокращении правительственных расходов, с целью стабилизации инфляции;
• девальвация национальной валюты для повышения международной конкурентоспособности товаров;
• проведение рыночных реформ, в том числе сокращение субсидий на продовольствие, снижение торгового протекционизма, осуществление приватизации государственных промышленных предприятий для получения дохода и повышения их экономической эффективности;
• отмена потолка процентных ставок для перераспределения скудных финан
совых средств и поощрения внутренних сбережений.
Главными целями инициированных кредиторами реформ, сочетающих снижение совокупного спроса и повышение конкурентоспособности за счет девальвации, были улучшение текущего платежного баланса и выполнение обязательств по обслуживанию внешнего долга, В краткосрочном периоде такие мероприятия резко
luiivi^vuunnu, M1-"1' "г г\у*-*г,>*В*
i лава и. rvnД^упа^ЦДНЫИ ДОЛГОВОМ 1фИЗИ1
снижают импорт и темпы экономического роста вплоть до отрицательных значений; снижают жизненный уровень населения, увеличивая безработицу и цены на
' основные потребительские товары, включая продовольствие.
В 1983-1985 гг. 17 латиноамериканских стран подписали соглашение с МВФ. Программы МВФ были индивидуальными, но все они включали комплекс довольно жестких мероприятий, направленных на сокращение бюджетного и платежного дефицитов, а также ограничение экономической роли государства; сокращение государственного сектора и социальных расходов; ограничение внутреннего потребления в целях расширения экспорта и закупок иностранных товаров;
| поддержание активного торгового баланса; проведение девальвации; поднятие процентных ставок; создание благоприятных условий для иностранного капитала и др.
Сущность политики МВФ состояла в расширении частного предпринимательства в принимающих странах, в допущении транснационального капитала, в создании экономики, адекватной условиям и потребностям современного хозяйства. Под бременем задолженности, по существу насильственными методами началось осуществление перестройки экономики развивающихся стран. Абсолютное большинство развивающихся стран приняли условия МВФ по осуществлению стабилизационных мер, хотя далеко не все оказались в состоянии их выполнять. Тем не менее последствия западной политики урегулирования начали проявляться в децентрализации и разгосударствлении экономики.
Пытаясь противостоять давлению со стороны кредиторов, латиноамериканские государства предприняли попытки выработать единую позицию по вопросу об урегулировании внешней задолженности и скоординировать усилия в этой области. С этой целью И стран - крупнейших должников, вошедших в Карта-хенскую группу, провели в 1984-1985 гг. ряд совещаний, где они выработали развернутую программу урегулирования долгового кризиса и восстановления экономического роста. В комплекс предложений вошли:
• ослабление протекционизма развитых стран для расширения погашения долгов поставками товаров;
• снижение процентных ставок;
• корректировка ежегодных выплат по задолженности в зависимости от величины и динамики экспортной выручки;
• расширение официальной помощи и долгосрочных коммерческих займов, необходимых для финансирования импорта;
• создание специальных фондов для субсидирования процентных выплат;
• увеличение доступа на рынки облигационных займов и к ресурсам МВФ при
одновременном облегчении условий кредитования.
Обеспокоенные активизацией совместных действий крупных должников, правящие и финансовые круги Запада пошли на определенные уступки. Так, в середине 1984 г. Мексика получила 14-летнюю отсрочку погашения долгосрочной задолженности; в 1985-1990 гг. выплаты по долгам были сокращены в 4,2 раза, а погашение оставшейся части долга начиналось только в 1990 г. Об отсрочке погашения своей задолженности договорились Аргентина, Бразилия, Венесуэла.
На начальном этапе долгового кризиса должники осуществляли выплаты, ограничивая импорт и наращивая экспорт за счет уменьшения внутреннего потребления и инвестиций. Основной формой урегулирования внешней задолженности служило продление сроков, т. е. перенос долга, который оформлялся как новый среднесрочный кредит без прерывания выплаты процентов и при некотором улучшении других условий выплат. Новые кредиты предоставлялись в ограниченном объеме. Кредиторы не только опасались, но и не могли предоставлять новые кредиты ненадежным должникам, ибо их возможности были ограничены низким уровнем накопленных ими резервов по отношению к объему выданных кредитов.
Главной задачей менеджмента в первые годы долгового кризиса было обеспечение финансовой стабильности банков-кредиторов и предотвращение дефолта стран-должников, угрожающего банковской системе развитых стран. Интересам кризисных стран уделялось мало внимания; не учитывалось и то, что дополнительное «невольное» финансирование при переоформлении долгов налагалось на уже имеющийся большой долг, увеличивая его.
Первоначальная характеристика кризиса как временного и ликвидного была ошибочной, он оказался более серьезным и длительным. Кризисные страны испытывали большие трудности. Практически они не получали нового банковского кредитования, им предоставлялись средства для осуществления долговых платежей. Основные усилия кредиторов сводились к бесперебойному получению процентных платежей. МВФ предлагал странам-должникам меры жесткой экономии. Ограничение импорта и снижение спроса в странах-должниках сдерживали экспорт из развитых стран; сбыт американских товаров в странах Латинской Америки в 1981-1984 гг. снизился на одну треть.