Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
13.2.1. Причины возникновения долгового кризиса
12 августа 1982 г. правительство Мексики заявило, что оно не в состоянии осуществить платеж по своему долгу международным банкам в размере 80 млрд долл. Мораторий был неожиданным, поскольку с середины 1970-х гг. Мексика была крупным экспортером нефти и развивалась высокими темпами. Международные банки, особенно американские, охотно ссужали ей деньги, считая Мексику надежным заемщиком, ибо нефтяная отрасль принадлежала государству и доходы от продажи нефти шли напрямую правительству. Имея растущие нефтяные доходы, мексиканское правительство приняло программу увеличения государствен-I ных расходов на улучшение инфраструктуры и другие социальные программы, но доходы от экспорта нефти стали снижаться.
В начале 1980-х гг. мировой спрос на нефть сократился в результате предпринятых развитыми странами мер по снижению потребления нефти и из-за начавшегося кризиса. Экспортные доходы Мексики сократились, чему способствовал и завышенный курс песо, привязанного к доллару США. У Мексики образовался крупный дефицит по текущим расчетам, который в 1981 г. достиг 12,5 % ВВП. В ожидании девальвации усилились спекуляции против мексиканского песо, увеличился отток капитала, снизились валютные резервы Банка Мексики. Песо было девальвировано, но правительству не удалось провести другие меры по снижению бюджетного дефицита, и инфляция возросла.
Международные банки утратили доверие к возможностям мексиканского правительства справиться с трудностями и отказались предоставлять новые займы. Возросшие долговые платежи, снижение экспортных доходов, дальнейшие спекуляции против национальной валюты, снижение официальных валютных резервов вынудили мексиканское правительство объявить о прекращении платежей. После объявления моратория Мексика обратилась к правительствам стран-кредиторов по поводу предоставления новых займов и переоформления долгов и попросила новый заем у МВФ в обмен на принятие стабилизационной программы.
Мексиканский мораторий породил реальные опасения того, что примеру Мексики последуют другие страны-должники, испытывавшие подобные трудности в выполнении своих обязательств перед кредиторами. К 1982 г. с высокой задолженностью и большими дефицитами по текущему платежному балансу пришли многие страны-должники, в том числе крупные заемщики: дефицит Аргентины по отношению к ВВП составил 4,1 %, Бразилии - 6,1 %, Венесуэлы - 6,3 %.
Сложность ситуации заключалась в том, что основными должниками были правительства развивающихся стран, а частные заемщики обычно получали банковский иностранный кредит под гарантию правительства. В этом случае дефолт становится суверенным, и никаких юридических оснований, позволяющих кредиторам вернуть свои средства, выданные суверенным заемщикам, не существует. Кредиторы обычно рассчитывают на то, что юридически неуязвимые правительства стран-должников постараются не доводить дело до дефолта. Против страны, прекратившей погашение долгов, могут быть применены политические и экономические санкции, и цена дефолта может оказаться очень высокой.
Во-первых, страна, объявившая о прекращении погашения долговых платежей, утрачивает возможность дальнейших внешних заимствований. Иностранные кредиторы, понесшие потери в результате дефолта, не предоставят новых кредитов из-за высоких рисков. Кроме того, правительства стран-кредиторов могут препятствовать предоставлению стране-банкроту кредитов МВФ и Всемирного банка. Страна-банкрот не сможет заимствовать и на международных финансовых рынках. Во-вторых, страна-неплательщик не получит экспортных кредитов, и против нее могут быть применены протекционистские меры на мировых рынках, препятствующие расширению экспорта и получению валютных доходов.
В-третьих, банки-кредиторы не могут вызвать правительство страны-банкрота в суд, но они могут убедить свои правительства заморозить или даже конфисковать активы страны-неплательщика, находящиеся под юрисдикцией стран-кредиторов. Прежде всего это касается официальных золотых и инвалютных резервов развивающихся стран, находящихся в американских и других банках развитых стран. Таким образом, против страны-банкрота могут быть применены серьезные меры, которые могут оказаться менее эффективными в случае образования картеля должников или объявления дефолта одновременно всеми крупными должниками.
Дефолт Мексики положил начало международному долговому кризису. И в течение 1980-х и 1990-х гг. проблема обслуживания внешнего долга многими развивающимися странами оставалась одной из важнейших международных проблем. Вслед за Мексикой ряд других развивающихся стран заявили о том, что они тоже испытывают серьезные затруднения в погашении предстоящих платежей по внешнему долгу, Боливия и Эквадор прекратили платежи по внешней задолженности; Аргентина отказалась выплачивать процентные платежи; десять африканских стран обратились к банкам и странам-кредиторам с просьбой об отсрочке платежей и облегчении условий выплаты долгов.
Частные банки начали предоставлять кредиты развивающимся странам лишь в том случае, если страна договаривалась с МВФ и принимала его условия. К концу 1983 г. было заключено 41 соглашение о новых условиях погашения задолженности с 33 странами на общую сумму 63,4 млрд долл., в том числе в рамках соглашений с частными коммерческими банками— 52,1 млрд долл. В 1984 г. сумма реорганизованного долга в рамках соглашений с коммерческими банками составила 70 млрд долл.
Долговой кризис охватил все регионы развивающегося мира: от латиноамериканских государств со средним уровнем развития до наиболее отсталых стран Африки с низким уровнем развития. В эпицентре долгового кризиса оказались крупные страны-должники Латинской Америки, Африки и Азии: Бразилия, внешний долг которой в 1982 г. составил 86,3 млрд долл., Мексика - 84,6, Аргентина - 38,8, Венесуэла- 33,2 млрд долл., Чили - 21, Нигерия - 19, Египет - 16,0, Филиппины -20,7 млрд долл. и др. Кризис непосредственно касался стран-должников и их кредиторов с несколько разными интересами и позициями.
В число кредиторов входили три группы: правительства и коммерческие банки стран-кредиторов, а также международные организации — МВФ и Всемирный банк. Они по-разному видели проблему и ее решение. Международные банки сначала полагали, что кризис носит чисто ликвидный краткосрочный характер.
I лаиа и. i
уадмыи ДОЛГОВЦИ •:'
Их политика в начале кризиса по существу способствовала нарастанию финансово-экономических трудностей стран-заем щи ков. Во второй половине 1982 г. банки сократили объем кредитов развивающимся странам — импортерам нефти. Лишившись возможности постоянного возобновления заимствований, многие страны-заемщики вынуждены были объявить себя временно неплатежеспособными. I,
Банки-кредиторы первоначально были резко против списания долгов, опасаясь, что прощение долгов одной стране неизбежно вызовет подобные просьбы и даже требования других должников. Кроме того, прощение долга может привести к отказу должников от принятия необходимых мер по улучшению национальной экономики и не увеличит платежеспособность должников по новым займам. Исходя из этого банки предпочитали переоформлять задолженность кризисных стран на более длительные сроки как новые кредиты, поменяв тем самым «плохие долги на хорошие».
Правительства развитых стран стремились предотвратить крах своей банковской системы, которая могла произойти в результате дефолта крупных должников. Они были осторожны в использовании бюджетных средств для облегчения положения стран-должников, опасаясь ухудшения экономической ситуации в собственных странах. Для них значительная помощь кризисным странам означала снижение государственных расходов или увеличение налогов. В то же время правительства развитых стран, особенно США, имели стратегические и экономические интересы в Латинской Америке, которые требовали определенных действий по смягчению кризисной ситуации.
В первые годы кризиса многие правительства предпочли не предоставлять новые кредиты странам-должникам, а дать налоговые льготы коммерческим банкам для компенсации потерь при кредитовании кризисных стран. Кроме того, развитые страны были готовы увеличить капитал Всемирного банка и МВФ для оказания содействия кризисным государствам. Направление средств через международных кредиторов считалось более эффективным. Эти международные организации могли потребовать от стран-заемщиков осуществления определенных мер по реформированию экономики, и возврат средств этим международным кредиторам обязателен.
МВФ видел свою главную задачу в том, чтобы страны, обращающиеся к нему за помощью, осуществляли экономические меры по улучшению их способности обслуживать свои долговые обязательства перед внешними кредиторами. В то же время МВФ поощрял международные банки к новому кредитованию стран-должников для реализации программ фонда. Однако возможности МВФ прямого финансового содействия кризисным странам ограничены; объем краткосрочного финансирования МВФ не соответствовал потребностям кризисных стран. Всемирный банк был озабочен масштабами кризиса и его расширением, а также низкими темпами экономического развития из-за долговых платежей кризисных страи. В то же время банк старался не снизить свой кредитный рейтинг чрезмерными заимствованиями на международных финансовых рынках, и его помощь должникам была недостаточной.
Страны-должники не признавали своей вины в возникновении кризиса, считая, что причина кризиса заключается в сочетании неблагоприятных внешних факторов, находящихся за пределами их контроля. В связи с этим они полагали,
что банки-кредиторы должны простить часть задолженности путем снижения либо самого долга, либо процентных платежей. Попытки создать картель должников для укрепления своих позиций в переговорах с кредиторами оказались тщетными. Должники-конкуренты в получении новых кредитов не смогли выработать единую позицию, тем более что банки вели переговоры с отдельными должниками, а не с группой стран. Должники были едины в том, что им необходимо снижение долгов для проведения экономической адаптации.
13.2,2. Дифференциация развивающихся стран по долговому фактору
Страны развивающегося мира по-разному отреагировали на резкое изменение экономической ситуации в преддверии и в ходе долгового кризиса. Относительно монолитная группа развивающихся стран раскололась в 1970-е гг., когда произошло размежевание стран по темпам роста и по источникам экспортных доходов. Из общей группы выделились, во-первых, страны ОПЕК, доходы которых от экспорта увеличились за 1970-1980 гг. в 17 раз и превысили 300 млрд долл., а к 1990 г. они снизились на 40 %.
Во-вторых, на мировом рынке стали заметны новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА - Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Тайвань). За 1970-1980 гг. в условиях опережающего роста цен на сырье эти страны увеличили доходы от экспорта (в основном готовой продукции) в 11,5 раз; к 1990 г. их экспорт возрос еще в 4,6 раза и их доля в мировом экспорте составила 6,6 %, в мировом ВВП - 2,4 %.
В ходе долгового кризиса произошла дифференциация развивающихся стран по долговому фактору и по платежеспособности. В одну группу вошли чистые кредиторы, в другую — чистые должники, избежавшие кризисных потрясений, в третью — кризисные страны. По определению МВФ, к кризисной группе были причислены страны, которые нарушали сроки но долговым платежам или участвовали в соглашениях по пересмотру своей внешней задолженности после 1982 г. Чистых должников с нарушениями долговых обязательств в течение последних пяти лет стали выделять в особую группу «стран с трудностями в обслуживании долга», т. е. с просрочками и реструктуризациями долгов.
В 1980-е гг. в группу кризисных стран вошли 73 государства. Чистый приток валютных ресурсов в кризисные страны, включая поступления от экспорта товаров и услуг, кредитные и другие иностранные ресурсы, за вычетом погашения основного капитала и амортизационных платежей, к концу 1980-х гг. не достиг уровня 1981 г. Сокращение дефицита текущего платежного баланса с 84,5 млрд долл. в 1982 г. до 20,5 млрддолл. в среднегодовом исчислении за 1983-1988 гг. было результатом не расширения экспортных поступлений, а сокращения импорта.
Сокращение импорта средств производства, закупок сырья и материалов повлекло за собой снижение инвестиций, производства, ВВП, сокращение занятости, доходов и сбережений населения, средств на осуществление долговых платежей для поддержания кредитоспособности и получения новых заемных средств. Несмотря на масштабные операции по пересмотру задолженности, просроченные платежи кризисных стран по долгам к концу 1980-х гг. превысили 50 млрд долл. в год, а с 1983 г. начался чистый отток финансовых ресурсов, составивший к 1988 г. в совокупности 151,1 млрддолл.
I*, ^ил1 w\, npnJFIljDI
I лрои ]Ч. .надиуппридими ДШ П ЦЦЦИ ИрИЛПЬ
Темпы роста ВВП кризисных стран резко снизились: в 1979-1980 гг. они составляли в среднем 5,3 % в год, в 1982-1988 гг. - 1,3 %; норма капиталовложений упала с 25,0 % в 1980 г. до 18,4 % в 1988 г. Кризис внешней задолженности перерос в общеэкономический кризис в обоих кризисных центрах - в Латинской Америке и в Тропической Африке, хотя эти регионы имеют различные сочетания структурных и конъюнктурных факторов экономического спада В табл. 13.1 приведена классификация внешних долгов и платежей развивающихся стран по их платежеспособности за период 1985-2001 гг.
Таблица 13.1
Классификация внешних долгов и платежей
развивающихся стран по платежеспособности в 1965-2001 гг.1
Внешние долги и платежи | Группы стран по платежеспособности | |||
1985 | 1991 | 1997 | 2001 | |
Чистые кредиторы | ||||
Внешний долг, млрд долл. | 52,2 | 70,7 | 57,7 | 76,8 |
В том числе по кредиторам: | ||||
• официальный | 11.2 | 14,5 | 5,4 | 4,5 |
• банковский | 36,2 | 43,2 | 50,7 | 64,9 |
• другой частный | 4,8 | 13,0 | 1,6 | 7,4 |
ОВД2, млрд долл. | 7,8 | 12,9 | 8,5 | 10,6 |
ВД/ВВП, % | 12,4 | 6,9 | 19,3 | 22,2 |
ОВД/ЭТУ3, % | 5,3 | 5,8 | 5,8 | 6,0 |
Чистые платежеспособные должники | ||||
Внешний долг, млрд долл. | 312,9 | 515,8 | 1057,3 | 1234,6 |
В том числе по кредиторам: | ||||
• официальный | 128,1 | 211,9 | 373,2 | 430,0 |
• банковский | 124,1 | 191,9 | 288,3 | 317,2 |
• другой частный | 60,6 | 112,0 | 395,7 | 487,4 |
ОВД, млрд долл. | 45,7 | 68,2 | 181,1 | 206,7 |
ВД/ВВЛ, % | 29,1 | 30,9 | 32,0 | 30,8 |
ОВД/ЭТУ, % | 18,0 | 11,8 | 22,7 | 20,4 |