Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

13.2.1. Причины возникновения долгового кризиса

12 августа 1982 г. правительство Мексики заявило, что оно не в состоянии осуще­ствить платеж по своему долгу международным банкам в размере 80 млрд долл. Мораторий был неожиданным, поскольку с середины 1970-х гг. Мексика была крупным экспортером нефти и развивалась высокими темпами. Международные банки, особенно американские, охотно ссужали ей деньги, считая Мексику на­дежным заемщиком, ибо нефтяная отрасль принадлежала государству и доходы от продажи нефти шли напрямую правительству. Имея растущие нефтяные до­ходы, мексиканское правительство приняло программу увеличения государствен-I ных расходов на улучшение инфраструктуры и другие социальные программы, но доходы от экспорта нефти стали снижаться.

В начале 1980-х гг. мировой спрос на нефть сократился в результате предпри­нятых развитыми странами мер по снижению потребления нефти и из-за начав­шегося кризиса. Экспортные доходы Мексики сократились, чему способствовал и завышенный курс песо, привязанного к доллару США. У Мексики образовался крупный дефицит по текущим расчетам, который в 1981 г. достиг 12,5 % ВВП. В ожидании девальвации усилились спекуляции против мексиканского песо, уве­личился отток капитала, снизились валютные резервы Банка Мексики. Песо было девальвировано, но правительству не удалось провести другие меры по сниже­нию бюджетного дефицита, и инфляция возросла.

Международные банки утратили доверие к возможностям мексиканского правительства справиться с трудностями и отказались предоставлять новые зай­мы. Возросшие долговые платежи, снижение экспортных доходов, дальнейшие спекуляции против национальной валюты, снижение официальных валютных резервов вынудили мексиканское правительство объявить о прекращении пла­тежей. После объявления моратория Мексика обратилась к правительствам стран-кредиторов по поводу предоставления новых займов и переоформления долгов и попросила новый заем у МВФ в обмен на принятие стабилизационной программы.

Мексиканский мораторий породил реальные опасения того, что примеру Мек­сики последуют другие страны-должники, испытывавшие подобные трудности в выполнении своих обязательств перед кредиторами. К 1982 г. с высокой задол­женностью и большими дефицитами по текущему платежному балансу пришли многие страны-должники, в том числе крупные заемщики: дефицит Аргентины по отношению к ВВП составил 4,1 %, Бразилии - 6,1 %, Венесуэлы - 6,3 %.

Сложность ситуации заключалась в том, что основными должниками были правительства развивающихся стран, а частные заемщики обычно получали бан­ковский иностранный кредит под гарантию правительства. В этом случае дефолт становится суверенным, и никаких юридических оснований, позволяющих кре­диторам вернуть свои средства, выданные суверенным заемщикам, не существу­ет. Кредиторы обычно рассчитывают на то, что юридически неуязвимые прави­тельства стран-должников постараются не доводить дело до дефолта. Против страны, прекратившей погашение долгов, могут быть применены политические и экономические санкции, и цена дефолта может оказаться очень высокой.


Во-первых, страна, объявившая о прекращении погашения долговых платежей, утрачивает возможность дальнейших внешних заимствований. Иностранные кре­диторы, понесшие потери в результате дефолта, не предоставят новых кредитов из-за высоких рисков. Кроме того, правительства стран-кредиторов могут пре­пятствовать предоставлению стране-банкроту кредитов МВФ и Всемирного банка. Страна-банкрот не сможет заимствовать и на международных финансовых рын­ках. Во-вторых, страна-неплательщик не получит экспортных кредитов, и против нее могут быть применены протекционистские меры на мировых рынках, препят­ствующие расширению экспорта и получению валютных доходов.

В-третьих, банки-кредиторы не могут вызвать правительство страны-банкрота в суд, но они могут убедить свои правительства заморозить или даже конфис­ковать активы страны-неплательщика, находящиеся под юрисдикцией стран-кредиторов. Прежде всего это касается официальных золотых и инвалютных резервов развивающихся стран, находящихся в американских и других банках развитых стран. Таким образом, против страны-банкрота могут быть применены серьезные меры, которые могут оказаться менее эффективными в случае образо­вания картеля должников или объявления дефолта одновременно всеми крупны­ми должниками.

Дефолт Мексики положил начало международному долговому кризису. И в те­чение 1980-х и 1990-х гг. проблема обслуживания внешнего долга многими раз­вивающимися странами оставалась одной из важнейших международных про­блем. Вслед за Мексикой ряд других развивающихся стран заявили о том, что они тоже испытывают серьезные затруднения в погашении предстоящих платежей по внешнему долгу, Боливия и Эквадор прекратили платежи по внешней задолжен­ности; Аргентина отказалась выплачивать процентные платежи; десять африкан­ских стран обратились к банкам и странам-кредиторам с просьбой об отсрочке платежей и облегчении условий выплаты долгов.

Частные банки начали предоставлять кредиты развивающимся странам лишь в том случае, если страна договаривалась с МВФ и принимала его условия. К кон­цу 1983 г. было заключено 41 соглашение о новых условиях погашения задолжен­ности с 33 странами на общую сумму 63,4 млрд долл., в том числе в рамках согла­шений с частными коммерческими банками— 52,1 млрд долл. В 1984 г. сумма реорганизованного долга в рамках соглашений с коммерческими банками соста­вила 70 млрд долл.

Долговой кризис охватил все регионы развивающегося мира: от латиноамерикан­ских государств со средним уровнем развития до наиболее отсталых стран Африки с низким уровнем развития. В эпицентре долгового кризиса оказались крупные страны-должники Латинской Америки, Африки и Азии: Бразилия, внешний долг которой в 1982 г. составил 86,3 млрд долл., Мексика - 84,6, Аргентина - 38,8, Вене­суэла- 33,2 млрд долл., Чили - 21, Нигерия - 19, Египет - 16,0, Филиппины -20,7 млрд долл. и др. Кризис непосредственно касался стран-должников и их кре­диторов с несколько разными интересами и позициями.

В число кредиторов входили три группы: правительства и коммерческие банки стран-кредиторов, а также международные организации — МВФ и Всемирный банк. Они по-разному видели проблему и ее решение. Международные банки сначала полагали, что кризис носит чисто ликвидный краткосрочный характер.



I лаиа  и. i


уадмыи ДОЛГОВЦИ •:'



 



Их политика в начале кризиса по существу способствовала нарастанию финансово-экономических трудностей стран-заем щи ков. Во второй половине 1982 г. банки сократили объем кредитов развивающимся странам — импортерам нефти. Лишив­шись возможности постоянного возобновления заимствований, многие страны-заемщики вынуждены были объявить себя временно неплатежеспособными. I,

Банки-кредиторы первоначально были резко против списания долгов, опаса­ясь, что прощение долгов одной стране неизбежно вызовет подобные просьбы и даже требования других должников. Кроме того, прощение долга может привести к отказу должников от принятия необходимых мер по улучшению национальной экономики и не увеличит платежеспособность должников по новым займам. Исходя из этого банки предпочитали переоформлять задолженность кризисных стран на более длительные сроки как новые кредиты, поменяв тем самым «пло­хие долги на хорошие».

Правительства развитых стран стремились предотвратить крах своей банков­ской системы, которая могла произойти в результате дефолта крупных должни­ков. Они были осторожны в использовании бюджетных средств для облегчения положения стран-должников, опасаясь ухудшения экономической ситуации в собственных странах. Для них значительная помощь кризисным странам означа­ла снижение государственных расходов или увеличение налогов. В то же время правительства развитых стран, особенно США, имели стратегические и экономи­ческие интересы в Латинской Америке, которые требовали определенных дей­ствий по смягчению кризисной ситуации.

В первые годы кризиса многие правительства предпочли не предоставлять но­вые кредиты странам-должникам, а дать налоговые льготы коммерческим банкам для компенсации потерь при кредитовании кризисных стран. Кроме того, развитые страны были готовы увеличить капитал Всемирного банка и МВФ для оказания содействия кризисным государствам. Направление средств через международных кредиторов считалось более эффективным. Эти международные организации могли потребовать от стран-заемщиков осуществления определенных мер по ре­формированию экономики, и возврат средств этим международным кредиторам обязателен.

МВФ видел свою главную задачу в том, чтобы страны, обращающиеся к нему за помощью, осуществляли экономические меры по улучшению их способности обслуживать свои долговые обязательства перед внешними кредиторами. В то же время МВФ поощрял международные банки к новому кредитованию стран-должников для реализации программ фонда. Однако возможности МВФ прямо­го финансового содействия кризисным странам ограничены; объем краткосроч­ного финансирования МВФ не соответствовал потребностям кризисных стран. Всемирный банк был озабочен масштабами кризиса и его расширением, а также низкими темпами экономического развития из-за долговых платежей кризисных страи. В то же время банк старался не снизить свой кредитный рейтинг чрезмер­ными заимствованиями на международных финансовых рынках, и его помощь должникам была недостаточной.

Страны-должники не признавали своей вины в возникновении кризиса, счи­тая, что причина кризиса заключается в сочетании неблагоприятных внешних факторов, находящихся за пределами их контроля. В связи с этим они полагали,


что банки-кредиторы должны простить часть задолженности путем снижения либо самого долга, либо процентных платежей. Попытки создать картель долж­ников для укрепления своих позиций в переговорах с кредиторами оказались тщетными. Должники-конкуренты в получении новых кредитов не смогли выра­ботать единую позицию, тем более что банки вели переговоры с отдельными долж­никами, а не с группой стран. Должники были едины в том, что им необходимо снижение долгов для проведения экономической адаптации.

13.2,2. Дифференциация развивающихся стран по долговому фактору

Страны развивающегося мира по-разному отреагировали на резкое изменение экономической ситуации в преддверии и в ходе долгового кризиса. Относитель­но монолитная группа развивающихся стран раскололась в 1970-е гг., когда про­изошло размежевание стран по темпам роста и по источникам экспортных дохо­дов. Из общей группы выделились, во-первых, страны ОПЕК, доходы которых от экспорта увеличились за 1970-1980 гг. в 17 раз и превысили 300 млрд долл., а к 1990 г. они снизились на 40 %.

Во-вторых, на мировом рынке стали заметны новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА - Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Тай­вань). За 1970-1980 гг. в условиях опережающего роста цен на сырье эти страны увеличили доходы от экспорта (в основном готовой продукции) в 11,5 раз; к 1990 г. их экспорт возрос еще в 4,6 раза и их доля в мировом экспорте составила 6,6 %, в мировом ВВП - 2,4 %.

В ходе долгового кризиса произошла дифференциация развивающихся стран по долговому фактору и по платежеспособности. В одну группу вошли чистые кредиторы, в другую — чистые должники, избежавшие кризисных потрясений, в третью — кризисные страны. По определению МВФ, к кризисной группе были причислены страны, которые нарушали сроки но долговым платежам или участ­вовали в соглашениях по пересмотру своей внешней задолженности после 1982 г. Чистых должников с нарушениями долговых обязательств в течение последних пяти лет стали выделять в особую группу «стран с трудностями в обслуживании долга», т. е. с просрочками и реструктуризациями долгов.

В 1980-е гг. в группу кризисных стран вошли 73 государства. Чистый приток валютных ресурсов в кризисные страны, включая поступления от экспорта това­ров и услуг, кредитные и другие иностранные ресурсы, за вычетом погашения ос­новного капитала и амортизационных платежей, к концу 1980-х гг. не достиг уров­ня 1981 г. Сокращение дефицита текущего платежного баланса с 84,5 млрд долл. в 1982 г. до 20,5 млрддолл. в среднегодовом исчислении за 1983-1988 гг. было результатом не расширения экспортных поступлений, а сокращения импорта.

Сокращение импорта средств производства, закупок сырья и материалов по­влекло за собой снижение инвестиций, производства, ВВП, сокращение занято­сти, доходов и сбережений населения, средств на осуществление долговых плате­жей для поддержания кредитоспособности и получения новых заемных средств. Несмотря на масштабные операции по пересмотру задолженности, просроченные платежи кризисных стран по долгам к концу 1980-х гг. превысили 50 млрд долл. в год, а с 1983 г. начался чистый отток финансовых ресурсов, составивший к 1988 г. в совокупности 151,1 млрддолл.



I*,   ^ил1  w\,   npnJFIljDI


I лрои   ]Ч. .надиуппридими ДШ П   ЦЦЦИ ИрИЛПЬ



 



Темпы роста ВВП кризисных стран резко снизились: в 1979-1980 гг. они со­ставляли в среднем 5,3 % в год, в 1982-1988 гг. - 1,3 %; норма капиталовложений упала с 25,0 % в 1980 г. до 18,4 % в 1988 г. Кризис внешней задолженности пере­рос в общеэкономический кризис в обоих кризисных центрах - в Латинской Аме­рике и в Тропической Африке, хотя эти регионы имеют различные сочетания структурных и конъюнктурных факторов экономического спада В табл. 13.1 при­ведена классификация внешних долгов и платежей развивающихся стран по их платежеспособности за период 1985-2001 гг.

Таблица 13.1

Классификация внешних долгов и платежей

развивающихся стран по платежеспособности в 1965-2001  гг.1

Внешние долги и платежи

Группы стран по платежеспособности

1985

1991

1997

2001

Чистые кредиторы

Внешний долг, млрд долл.

52,2

70,7

57,7

76,8

В том числе по кредиторам:

•   официальный

11.2

14,5

5,4

4,5

•   банковский

36,2

43,2

50,7

64,9

•   другой частный

4,8

13,0

1,6

7,4

ОВД2, млрд долл.

7,8

12,9

8,5

10,6

ВД/ВВП, %

12,4

6,9

19,3

22,2

ОВД/ЭТУ3, %

5,3

5,8

5,8

6,0

Чистые платежеспособные должники

Внешний долг, млрд долл.

312,9

515,8

1057,3

1234,6

В том числе по кредиторам:

•   официальный

128,1

211,9

373,2

430,0

•   банковский

124,1

191,9

288,3

317,2

•   другой частный

60,6

112,0

395,7

487,4

ОВД, млрд долл.

45,7

68,2

181,1

206,7

ВД/ВВЛ, %

29,1

30,9

32,0

30,8

ОВД/ЭТУ, %

18,0

11,8

22,7

20,4

Информация о работе Долговой кризис