Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

Во второй половине 1980-х гг. долговой кризис перерос в общеэкономический, охватив сферу производства и потребления, с тяжелыми социальными послед­ствиями. Однако угроза массовых банкротств коммерческих банков и краха си­стемы международного кредита миновала. Банки-кредиторы создали механизмы защиты, увеличили резервы. Только в начале 1990-х гг. международный долго­вой кризис стал терять свою остроту. При сохранении различий по странам и их группам выявилась тенденция к снижению показателей задолженности.

13.1. Предпосылки долгового кризиса

13.1.1. Сокращение притока иностранной валюты

Возникновению и развитию международного долгового кризиса способствовал комплекс многих факторов структурного и конъюнктурного, долгосрочного и краткосрочного, внутреннего и внешнего характера. В общем виде главную при­чину возникновения кризиса можно сформулировать следующим образом: эко­номики многих стран-должников, в том числе наиболее продвинутых крупных стран Латинской Америки, приспособившиеся к высоким экспортным ценам на сырье и доступному международному кредиту в 1970-е гг., не выдержали резкого сокращения притока и увеличения оттока финансовых ресурсов в начале 1980-х гг. Среди внутренних факторов, приведших к долговому кризису, была неадек­ватная внешним условиям стратегия развития в латиноамериканских и других



странах-должниках среднего уровня развития. Экономическая ситуация в этих странах к началу 1980-х гг. характеризовалась макроэкономической нестабиль­ностью: бюджетными дефицитами, чрезмерной денежной эмиссией, высокой ин­фляцией, отрицательными сальдо по текущим расчетам, завышенным обменным курсом национальных валют. Острая нехватка финансовых ресурсов восполня­лась из внешних источников.

Многие страны-заемщики проводили ошибочную политику в сфере кредита и валютных операций. Они осуществляли чрезмерные заимствования; неэффек­тивно использовали привлеченные средства, допускали просчеты в составлении национальных программ развития, закладывая дорогостоящие, амбициозные проекты; неграмотно управляли внешним долгом. Накопившиеся во внутренней экономике факторы риска были усилены резким ухудшением внешних обстоя­тельств в 1980-е гг.

Предпосылки возникновения долгового кризиса относятся к 1970 г., когда у развивающихся стран возникли потребности и возможности крупных заимство­ваний. Рост потребностей был обусловлен многократным ростом мировых цен на нефть, возможностей — увеличением международных ликвидных ресурсов. Стра­ны ОПЕК были не в состоянии использовать огромные излишки иностранной валюты, и эти деньги поступили в международные финансовые центры. Высокий уровень инфляции в развитых странах сдерживал инвестиции в развитые эконо­мики. Значительная часть нефтедолларов в виде долларовых синдицированных кредитов потекла в Латинскую Америку и некоторые другие наиболее продвину­тые развивающиеся страны.

Задолженность развивающихся стран за 1973-1978 гг. увеличилась в 2,6 раза и составила 336 млрд долл., но рост цен на сырье (в 6 раз за 1972-1981 гг.) и при­ток иностранного капитала позволили обслуживать внешние долги без особых трудностей. К 1982 г. совокупная внешняя задолженность развивающихся стран увеличилась до 795,6 млрд долл.; значительную часть прироста долга дал рост не­фтяных цен и удорожание международного кредита. В 1979 г. страны ОПЕК под­няли цены на нефть в 2,5 раза — до 32 ДОЛЛ./1 барр.; долларовая процентная став­ка Либор за 1978-1981 гг. поднялась с 9,5 до 16,6 % •

Начало 1980-х гг. ознаменовалось резким падением мировых цен на экспорт­ную продукцию развивающихся стран, ухудшением соотношения экспортных и импортных цен («условий торговли*) и сокращением объемов экспорта. Это про­изошло под воздействием структурной перестройки в развитых странах, направ­ленной на материало- и энергосбережение и интенсификацию производства, а также мирового циклического спада 1981-1983 гг., усиления протекционизма, повышения процентных ставок и курса доллара. Среднегодовое снижение цен на сырьевые товары за 1981-1985 гг. составило 4,6 %, на нефть - 5,1 %. Падение цен на промышленные товары было значительно слабее — 2,5 % в год. Экспорт това­ров из развивающихся стран по стоимости в текущих ценах сократился с 1981 по 1986 г. на 18,6 %\ доходы стран ОПЕК с 1980 по 1986 г. упали в 2,7 раза.

Падение экспортных доходов развивающихся стран сочеталось со снижением притока финансовых ресурсов. В 1982 г. совокупный чистый приток финансовых ресурсов в эти страны сократился на 14,7 % по сравнению с предыдущим годом. Это объяснялось в основном сокращением банковских кредитов, за счет которых


в течение 1970-х гг. финансировалось от 30 до 50 % дефицитов текущих платеж­ных балансов стран - импортеров нефти. Заимствования развивающихся стран на рынках ссудного капитала сократились за 1981-1982 гг. на 23 %, приток пря­мых иностранных инвестиций снизился почти на треть.

Меньше стало поступать средств и по линии официальной помощи развитию. Двусторонняя помощь развитых стран сократилась с 1980 по 1982 г. на 10 % и продолжала снижаться в последующие годы; помощь стран ОПЕК в связи с рез­ким падением мировых цен на нефть сократилась на 36 %. Сократилась и много­сторонняя помощь, в том числе по линии Международной ассоциации развития (MAP), что привело к отмене многих важных проектов в наименее развитых го­сударствах, в частности в области энергетики в Бенине, Гане, Гвинее, Мали, до­рожного строительства в Гамбии, Конго, Мавритании, ЦАР, финансирования промышленного развития в Нигере, Верхней Вольте, Гане. МВФ уменьшил соот­ношение между допустимым объемом заимствований и размером квоты до 102 % квоты вместо 150 %.

МВФ вообще временно приостановил выдачу новых займов из-за нехватки финансовых ресурсов, но в феврале 1983 г. ресурсы МВФ были увеличены до 98 млрд долл. В связи с резким обострением проблемы урегулирования внешнего долга МВФ внес некоторые изменения в свою политику. Он выразил готовность действовать совместно с коммерческими банками, предоставляя им информацию в отношении своей части комплексного соглашения. Более того, при решении вопроса о пересмотре условий и сроков платежей Бразилии и Мексики МВФ впервые в своей практике настаивал на том, чтобы банки увеличили свои выпу­щенные в обращение займы, сделав их частью пакета соглашений, включающего займы МВФ и стабилизационные программы. Требование координации новых займов и стабилизационных программ устранило опасность того, что развиваю­щиеся страны используют ресурсы МВФ для оплаты задолженности банкам.

13.1.2. Рост банковской задолженности - ухудшение структуры внешнего долга

Негативную роль в усугублении внешней задолженности развивающихся стран сыграли взаимосвязанные финансовые факторы: в структуре внешней задолжен­ности увеличилась доля частных коммерческих банков, краткосрочных кредитов, займов под плавающий процент. В 1970-е гг.. развивающиеся страны вступили с относительно небольшим уровнем банковской задолженности. Однако с 1974 г. заимствования у банков стали важным источником финансирования дефицита платежных балансов стран - импортеров нефти. Четырехкратный рост кратко­срочной банковской задолженности за 1976-1982 гг. до 362,7 млрд долл., из кото­рых более 60 % пришлись на Аргентину, Бразилию, Мексику, Чили, Венесуэлу, Филиппины, Южную Корею, был существенным фактором, усугубившим долго­вую ситуацию развивающихся стран.

К началу 1980-х гг. ухудшились общие условия кредитования развивающихся стран по всем показателям и категориям заемных средств. За 1973-1982 гг. сред­няя ставка процента поднялась с 6,6 до 11,0 %, срок погашения сократился с 18,6 года до 14,4 лет, сократился и льготный период с 5,6 года до 4,3 лет. Условия частного кредитования были значительно жестче государственного кредитования.



В 1982 г. ставка процента по государственным кредитам составила 7,6 %, по част­ным — 13,1 %; срок погашения по государственным кредитам был равен 22,4 года, по частным — 9,4 года; льготный период по государственным кредитам составил 5,7 года, по частным — 3,3 года.

Ухудшению структуры задолженности развивающихся стран способствовало также и то, что основная часть банковских и определенная часть государствен­ных займов и кредитов предоставлялась на условиях базисной «плавающей!- став­ки. Это автоматически распространяло ежегодный прирост процентных ставок на платежи по ранее полученным кредитам. С 1972 по 1982 г. средние ставки по всем категориям займов и кредитов, полученных развивающимися странами, уве­личились с 5 до 10,2 %; по займам с «плавающей» базисной ставкой они возросли с 8,3 до 17,3 %, а их доля в совокупном долге составила 60 %.

На заимствования и платежи по обслуживанию долга большое влияние оказа­ло движение курса доллара, который в 1972-1980 гг. по отношению к основным валютам держался на относительно низком уровне. В первой половине 1980-х гг. обменный курс доллара резко поднялся, во второй половине 1980-х гг. он не­сколько снизился, по был выше уровня конца 1970-х гг. Рост процентных ставок и курса доллара, а также высокая инфляция обусловили стремительное увеличе­ние платежей по обслуживанию внешнего долга.

За 1973-1983 гг. долговые платежи увеличились в 6 раз и составили 96 млрд долл. Отношение платежей к экспортным доходам (норма обслуживания долга -НОД), повысилось для нефтеимпортирующих стран до 40 %, в том числе процентные платежи — до 23 %. С 1979 г. импортеры нефти стали выплачивать по заемным ресурсам больше, чем получали извне. С 1983 г. развивающийся мир в совокуп­ности превратился в чистого поставщика ресурсов в страны Запада.

В накоплении чрезмерной задолженности, приведшей к кризису, вина лежит и на заемщиках, и на кредиторах. Банки развитых стран, особенно американские, охотно кредитовали развивающиеся страны с начала 1970-х гг. Отмена золотого паритета доллара и фиксированных валютных курсов снизила значение государ­ственного регулирования международной валютной системы и создала исключи­тельно благоприятные условия для бесконтрольной экспансии частного ссудного капитала на международных рынках. Кредитный потенциал западных банков рез­ко возрос, в том числе и в результате массированного притока нефтедолларов. Это обстоятельство побуждало ТНБ предоставлять кредиты развивающимся странам, для которых ставка процента была значительно выше, чем для развитых государств.

Таким образом, рост спроса на капитал в развивающихся странах сопровож­дался параллельным увеличением предложения иностранного ссудного капита­ла. Правительства западных стран поощряли экспансию ТНБ в развивающихся странах. Как отмечалось в докладе ОЭСР, широкомасштабные заимствования развивающихся стран создали определенные стимулы для роста экспорта и эко­номики промышленио развитых стран. За 1970-1981 гг. удельный вес развива­ющихся стран в экспорте товаров из США увеличился с 30 до 41 %, Японии — с 37 до 46 %, ЕЭС - с 14 до 25 %.

При предоставлении международных займов банки-кредиторы исходили из того, что страны-заемщики сами заинтересованы в жестком соблюдении внеш-


 


них долговых обязательств. Тем не менее для сокращения риска неуплаты дол­га банки практиковали географическую диверсификацию своих займов. Они также рассчитывали на возможность оперативного отзыва займа при сокраще­нии кредитования до того момента, пока погашение долгов будет прекращено. Расширяя свои международные операции, банки рассчитывали на поддержку и поручительство своих правительств. Объем выданных кредитов банками США Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике и Чили к 1982 г. превысил банков­ский капитал на 40-163 %.

Банки-кредиторы не имели возможности контролировать страну-заемщика и следить за тем, чтобы его общая задолженность не превышала допустимого пре­дела. В результате безоглядного заимствования общая внешняя задолженность Аргентины за 1972-1982 гг. увеличилась в 7,2 раза и составила 43,6 млрд долл., Бразилии -в 9,0 раз и 92,2 млрд долл., Мексики -в 12,2 раза и 86,0 млрд долл.; Венесуэлы - в 18,7 раз и 32,0 млрд долл. соответственно. Развивающиеся стра­ны-заемщики часто вели себя нетрадиционно с точки зрения западной прак­тики. Оказалось, что для многих правительств стран-заемщиков собственные интересы по поддержанию национальной кредитоспособности не всегда явля­ются гарантией от прекращения платежей по долгам. Правительства развива­ющихся стран в большинстве случаев брали внешние займы по политическим, а не по экономическим мотивам. Они довольно легко прибегали к отказу от платежей, пренебрегая долговременными экономическими издержками, свя­занными с закрытием дальнейшего выхода страны на международные финан­совые рынки.

Кредитные взаимоотношения банков с частным сектором стран-должников тоже были подвержены риску неуплаты долга. Частный сектор зачастую не вы­полнял свои долговые валютные обязательства не по своей воле: он не мог полу­чить иностранную валюту для оплаты своих займов из-за ее нехватки в стране. Кроме того, платежеспособность частных заемщиков, имевших обязательства в иностранной валюте, могла значительно ухудшиться из-за девальвации нацио­нальной валюты, из-за перехода к более высоким процентным ставкам в местной валюте, а также в результате применения других методов экономической полити­ки. ТНБ вполне сознательно шли на рискованное расширение операций с разви­вающимися странами, обезопасив себя высокими процентными ставками по пре­доставляемым кредитам, что содержало элемент страховки против возможных потерь.

Снижая риск путем географической диверсификации своих кредитных опера­ций, банки традиционно исходили из того, что экономическая ситуация в различ­ных странах неодинакова и риск при их кредитовании распределится равномер­но. Однако экономика стала более взаимосвязанной в глобальном масштабе. В 1980-е гг. произошли события, повлиявшие на все страны одновременно, а имен­но — глобальная рецессия, повышение процентных ставок, падение цен на сырье. Поощряемая Западом стратегия развития в кредит, основанная на широком при­влечении внешних заемных финансовых ресурсов, которая осуществлялась мно­гими развивающимися странами, не сопровождаясь адекватным расширением ликвидных ресурсов, привела к серьезным платежным трудностям, а затем и к дол­говому кризису.



13.2. Возникновение и развитие долгового кризиса

Информация о работе Долговой кризис