Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
Во второй половине 1980-х гг. долговой кризис перерос в общеэкономический, охватив сферу производства и потребления, с тяжелыми социальными последствиями. Однако угроза массовых банкротств коммерческих банков и краха системы международного кредита миновала. Банки-кредиторы создали механизмы защиты, увеличили резервы. Только в начале 1990-х гг. международный долговой кризис стал терять свою остроту. При сохранении различий по странам и их группам выявилась тенденция к снижению показателей задолженности.
13.1. Предпосылки долгового кризиса
13.1.1. Сокращение притока иностранной валюты
Возникновению и развитию международного долгового кризиса способствовал комплекс многих факторов структурного и конъюнктурного, долгосрочного и краткосрочного, внутреннего и внешнего характера. В общем виде главную причину возникновения кризиса можно сформулировать следующим образом: экономики многих стран-должников, в том числе наиболее продвинутых крупных стран Латинской Америки, приспособившиеся к высоким экспортным ценам на сырье и доступному международному кредиту в 1970-е гг., не выдержали резкого сокращения притока и увеличения оттока финансовых ресурсов в начале 1980-х гг. Среди внутренних факторов, приведших к долговому кризису, была неадекватная внешним условиям стратегия развития в латиноамериканских и других
странах-должниках среднего уровня развития. Экономическая ситуация в этих странах к началу 1980-х гг. характеризовалась макроэкономической нестабильностью: бюджетными дефицитами, чрезмерной денежной эмиссией, высокой инфляцией, отрицательными сальдо по текущим расчетам, завышенным обменным курсом национальных валют. Острая нехватка финансовых ресурсов восполнялась из внешних источников.
Многие страны-заемщики проводили ошибочную политику в сфере кредита и валютных операций. Они осуществляли чрезмерные заимствования; неэффективно использовали привлеченные средства, допускали просчеты в составлении национальных программ развития, закладывая дорогостоящие, амбициозные проекты; неграмотно управляли внешним долгом. Накопившиеся во внутренней экономике факторы риска были усилены резким ухудшением внешних обстоятельств в 1980-е гг.
Предпосылки возникновения долгового кризиса относятся к 1970 г., когда у развивающихся стран возникли потребности и возможности крупных заимствований. Рост потребностей был обусловлен многократным ростом мировых цен на нефть, возможностей — увеличением международных ликвидных ресурсов. Страны ОПЕК были не в состоянии использовать огромные излишки иностранной валюты, и эти деньги поступили в международные финансовые центры. Высокий уровень инфляции в развитых странах сдерживал инвестиции в развитые экономики. Значительная часть нефтедолларов в виде долларовых синдицированных кредитов потекла в Латинскую Америку и некоторые другие наиболее продвинутые развивающиеся страны.
Задолженность развивающихся стран за 1973-1978 гг. увеличилась в 2,6 раза и составила 336 млрд долл., но рост цен на сырье (в 6 раз за 1972-1981 гг.) и приток иностранного капитала позволили обслуживать внешние долги без особых трудностей. К 1982 г. совокупная внешняя задолженность развивающихся стран увеличилась до 795,6 млрд долл.; значительную часть прироста долга дал рост нефтяных цен и удорожание международного кредита. В 1979 г. страны ОПЕК подняли цены на нефть в 2,5 раза — до 32 ДОЛЛ./1 барр.; долларовая процентная ставка Либор за 1978-1981 гг. поднялась с 9,5 до 16,6 % •
Начало 1980-х гг. ознаменовалось резким падением мировых цен на экспортную продукцию развивающихся стран, ухудшением соотношения экспортных и импортных цен («условий торговли*) и сокращением объемов экспорта. Это произошло под воздействием структурной перестройки в развитых странах, направленной на материало- и энергосбережение и интенсификацию производства, а также мирового циклического спада 1981-1983 гг., усиления протекционизма, повышения процентных ставок и курса доллара. Среднегодовое снижение цен на сырьевые товары за 1981-1985 гг. составило 4,6 %, на нефть - 5,1 %. Падение цен на промышленные товары было значительно слабее — 2,5 % в год. Экспорт товаров из развивающихся стран по стоимости в текущих ценах сократился с 1981 по 1986 г. на 18,6 %\ доходы стран ОПЕК с 1980 по 1986 г. упали в 2,7 раза.
Падение экспортных доходов развивающихся стран сочеталось со снижением притока финансовых ресурсов. В 1982 г. совокупный чистый приток финансовых ресурсов в эти страны сократился на 14,7 % по сравнению с предыдущим годом. Это объяснялось в основном сокращением банковских кредитов, за счет которых
в течение 1970-х гг. финансировалось от 30 до 50 % дефицитов текущих платежных балансов стран - импортеров нефти. Заимствования развивающихся стран на рынках ссудного капитала сократились за 1981-1982 гг. на 23 %, приток прямых иностранных инвестиций снизился почти на треть.
Меньше стало поступать средств и по линии официальной помощи развитию. Двусторонняя помощь развитых стран сократилась с 1980 по 1982 г. на 10 % и продолжала снижаться в последующие годы; помощь стран ОПЕК в связи с резким падением мировых цен на нефть сократилась на 36 %. Сократилась и многосторонняя помощь, в том числе по линии Международной ассоциации развития (MAP), что привело к отмене многих важных проектов в наименее развитых государствах, в частности в области энергетики в Бенине, Гане, Гвинее, Мали, дорожного строительства в Гамбии, Конго, Мавритании, ЦАР, финансирования промышленного развития в Нигере, Верхней Вольте, Гане. МВФ уменьшил соотношение между допустимым объемом заимствований и размером квоты до 102 % квоты вместо 150 %.
МВФ вообще временно приостановил выдачу новых займов из-за нехватки финансовых ресурсов, но в феврале 1983 г. ресурсы МВФ были увеличены до 98 млрд долл. В связи с резким обострением проблемы урегулирования внешнего долга МВФ внес некоторые изменения в свою политику. Он выразил готовность действовать совместно с коммерческими банками, предоставляя им информацию в отношении своей части комплексного соглашения. Более того, при решении вопроса о пересмотре условий и сроков платежей Бразилии и Мексики МВФ впервые в своей практике настаивал на том, чтобы банки увеличили свои выпущенные в обращение займы, сделав их частью пакета соглашений, включающего займы МВФ и стабилизационные программы. Требование координации новых займов и стабилизационных программ устранило опасность того, что развивающиеся страны используют ресурсы МВФ для оплаты задолженности банкам.
13.1.2. Рост банковской задолженности - ухудшение структуры внешнего долга
Негативную роль в усугублении внешней задолженности развивающихся стран сыграли взаимосвязанные финансовые факторы: в структуре внешней задолженности увеличилась доля частных коммерческих банков, краткосрочных кредитов, займов под плавающий процент. В 1970-е гг.. развивающиеся страны вступили с относительно небольшим уровнем банковской задолженности. Однако с 1974 г. заимствования у банков стали важным источником финансирования дефицита платежных балансов стран - импортеров нефти. Четырехкратный рост краткосрочной банковской задолженности за 1976-1982 гг. до 362,7 млрд долл., из которых более 60 % пришлись на Аргентину, Бразилию, Мексику, Чили, Венесуэлу, Филиппины, Южную Корею, был существенным фактором, усугубившим долговую ситуацию развивающихся стран.
К началу 1980-х гг. ухудшились общие условия кредитования развивающихся стран по всем показателям и категориям заемных средств. За 1973-1982 гг. средняя ставка процента поднялась с 6,6 до 11,0 %, срок погашения сократился с 18,6 года до 14,4 лет, сократился и льготный период с 5,6 года до 4,3 лет. Условия частного кредитования были значительно жестче государственного кредитования.
В 1982 г. ставка процента по государственным кредитам составила 7,6 %, по частным — 13,1 %; срок погашения по государственным кредитам был равен 22,4 года, по частным — 9,4 года; льготный период по государственным кредитам составил 5,7 года, по частным — 3,3 года.
Ухудшению структуры задолженности развивающихся стран способствовало также и то, что основная часть банковских и определенная часть государственных займов и кредитов предоставлялась на условиях базисной «плавающей!- ставки. Это автоматически распространяло ежегодный прирост процентных ставок на платежи по ранее полученным кредитам. С 1972 по 1982 г. средние ставки по всем категориям займов и кредитов, полученных развивающимися странами, увеличились с 5 до 10,2 %; по займам с «плавающей» базисной ставкой они возросли с 8,3 до 17,3 %, а их доля в совокупном долге составила 60 %.
На заимствования и платежи по обслуживанию долга большое влияние оказало движение курса доллара, который в 1972-1980 гг. по отношению к основным валютам держался на относительно низком уровне. В первой половине 1980-х гг. обменный курс доллара резко поднялся, во второй половине 1980-х гг. он несколько снизился, по был выше уровня конца 1970-х гг. Рост процентных ставок и курса доллара, а также высокая инфляция обусловили стремительное увеличение платежей по обслуживанию внешнего долга.
За 1973-1983 гг. долговые платежи увеличились в 6 раз и составили 96 млрд долл. Отношение платежей к экспортным доходам (норма обслуживания долга -НОД), повысилось для нефтеимпортирующих стран до 40 %, в том числе процентные платежи — до 23 %. С 1979 г. импортеры нефти стали выплачивать по заемным ресурсам больше, чем получали извне. С 1983 г. развивающийся мир в совокупности превратился в чистого поставщика ресурсов в страны Запада.
В накоплении чрезмерной задолженности, приведшей к кризису, вина лежит и на заемщиках, и на кредиторах. Банки развитых стран, особенно американские, охотно кредитовали развивающиеся страны с начала 1970-х гг. Отмена золотого паритета доллара и фиксированных валютных курсов снизила значение государственного регулирования международной валютной системы и создала исключительно благоприятные условия для бесконтрольной экспансии частного ссудного капитала на международных рынках. Кредитный потенциал западных банков резко возрос, в том числе и в результате массированного притока нефтедолларов. Это обстоятельство побуждало ТНБ предоставлять кредиты развивающимся странам, для которых ставка процента была значительно выше, чем для развитых государств.
Таким образом, рост спроса на капитал в развивающихся странах сопровождался параллельным увеличением предложения иностранного ссудного капитала. Правительства западных стран поощряли экспансию ТНБ в развивающихся странах. Как отмечалось в докладе ОЭСР, широкомасштабные заимствования развивающихся стран создали определенные стимулы для роста экспорта и экономики промышленио развитых стран. За 1970-1981 гг. удельный вес развивающихся стран в экспорте товаров из США увеличился с 30 до 41 %, Японии — с 37 до 46 %, ЕЭС - с 14 до 25 %.
При предоставлении международных займов банки-кредиторы исходили из того, что страны-заемщики сами заинтересованы в жестком соблюдении внеш-
них долговых обязательств. Тем не менее для сокращения риска неуплаты долга банки практиковали географическую диверсификацию своих займов. Они также рассчитывали на возможность оперативного отзыва займа при сокращении кредитования до того момента, пока погашение долгов будет прекращено. Расширяя свои международные операции, банки рассчитывали на поддержку и поручительство своих правительств. Объем выданных кредитов банками США Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике и Чили к 1982 г. превысил банковский капитал на 40-163 %.
Банки-кредиторы не имели возможности контролировать страну-заемщика и следить за тем, чтобы его общая задолженность не превышала допустимого предела. В результате безоглядного заимствования общая внешняя задолженность Аргентины за 1972-1982 гг. увеличилась в 7,2 раза и составила 43,6 млрд долл., Бразилии -в 9,0 раз и 92,2 млрд долл., Мексики -в 12,2 раза и 86,0 млрд долл.; Венесуэлы - в 18,7 раз и 32,0 млрд долл. соответственно. Развивающиеся страны-заемщики часто вели себя нетрадиционно с точки зрения западной практики. Оказалось, что для многих правительств стран-заемщиков собственные интересы по поддержанию национальной кредитоспособности не всегда являются гарантией от прекращения платежей по долгам. Правительства развивающихся стран в большинстве случаев брали внешние займы по политическим, а не по экономическим мотивам. Они довольно легко прибегали к отказу от платежей, пренебрегая долговременными экономическими издержками, связанными с закрытием дальнейшего выхода страны на международные финансовые рынки.
Кредитные взаимоотношения банков с частным сектором стран-должников тоже были подвержены риску неуплаты долга. Частный сектор зачастую не выполнял свои долговые валютные обязательства не по своей воле: он не мог получить иностранную валюту для оплаты своих займов из-за ее нехватки в стране. Кроме того, платежеспособность частных заемщиков, имевших обязательства в иностранной валюте, могла значительно ухудшиться из-за девальвации национальной валюты, из-за перехода к более высоким процентным ставкам в местной валюте, а также в результате применения других методов экономической политики. ТНБ вполне сознательно шли на рискованное расширение операций с развивающимися странами, обезопасив себя высокими процентными ставками по предоставляемым кредитам, что содержало элемент страховки против возможных потерь.
Снижая риск путем географической диверсификации своих кредитных операций, банки традиционно исходили из того, что экономическая ситуация в различных странах неодинакова и риск при их кредитовании распределится равномерно. Однако экономика стала более взаимосвязанной в глобальном масштабе. В 1980-е гг. произошли события, повлиявшие на все страны одновременно, а именно — глобальная рецессия, повышение процентных ставок, падение цен на сырье. Поощряемая Западом стратегия развития в кредит, основанная на широком привлечении внешних заемных финансовых ресурсов, которая осуществлялась многими развивающимися странами, не сопровождаясь адекватным расширением ликвидных ресурсов, привела к серьезным платежным трудностям, а затем и к долговому кризису.
13.2. Возникновение и развитие долгового кризиса