Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
Политика и интересы ТНК и принимающих стран практически совпадали и создавали основу для взаимовыгодного сотрудничества. Политика ТНК оказалась выгодной принимающим странам, ибо они приобретали относительно современные технику и технологию, менеджмент, занятость, подготовку кадров; укрепляли и диверсифицировали свой экспортный потенциал и получали гарантированные рынки сбыта. Принимающие страны обновили законодательные акты, регулирующие деятельность иностранного капитала и ТНК, стимулирующие экспортное производство. Предприятиям, ориентированным на внешние рынки, предоставлялись налоговые, финансовые, таможенные и другие льготы,
что активизировало перенос экспортного производства в индустриализирующиеся страны ЮВА.
В середине 1970-х гг. началась активная экспансия американских, японских и западноевропейских ТНК в электронную и электротехническую промышленность, в автомобильную, судостроительную, станкостроение и другие машиностроительные отрасли этих стран. Были созданы предприятия по выпуску электронных компонентов, бытовой техники, телекоммуникационного оборудования, счетно-вычислительной техники, конторского оборудования. Южная Корея и Тайвань добились успехов в выпуске станков с ЧПУ, гибких производственных систем, в производстве химических товаров.
Такие предприятия располагались, как правило, в специальных зонах. Национальные правительства азиатских стран создавали экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), представляющие собой определенный, выгодно расположенный район вблизи морского порта или крупного аэропорта, с развитой промышленной инфраструктурой и льготным режимом. Подавляющее большинство предприятий, расположенных в ЭПЗ, являются филиалами или дочерними компаниями ТЫК. В начале 1980-х гг. в ЭПЗ Южной Кореи, Тайваня, Малайзии и других функционировали сотни предприятий. В Малайзии на о. Пинанг была создана одна из крупнейших зон, которая является центром электронной и электротехнической промышленности.
Экспорт продукции из ЭПЗ существенно пополняет валютные ресурсы азиатских стран. НИС ЮВА в отличие от большинства латиноамериканских и африканских государств, смогли более селективно и стратегически выверено использовать иностранный инвестиционный капитал. Удельный вес иностранных ТНК в экспорте промышленной продукции из стран ЮВА к началу 1980-х гг, составлял 25-35 %, из Сингапура - 90 %.
В экономических достижениях азиатских стран на путях экспортной ориентации велика заслуга национальных правительств и предпринимателей этих стран, которые смогли эффективно использовать иностранные и собственные ресурсы, успешно прошли все этапы индустриализации, повторив японскую модель догоняющего развития с учетом своей специфики. Впечатляющие успехи НИС ЮВА первого, а затем и второго эшелона определяются выбором и осуществлением оптимальной модели развития. Правительства этих стран подготовили госаппарат, четко и грамотно выполняющий свои функции. Был налажен мониторинг, т.е. мероприятия и результаты тщательно отслеживались и корректировались. Национальные экономики перестраивались с учетом сегодняшних и завтрашних требований и условий мирового рынка. Осуществлялась система повышения нормы прибыли, сбережений, инвестиций, стимулирования экспорта.
Азиатские страны изначально рассматривали рост инвестиций в качестве необходимой предпосылки и гарантии быстрого роста производительности труда. Учитывая, что индустриализация начиналась в аграрных странах, повышение производительности труда требовало мобилизации ресурсов, создания современных корпораций для осуществления крупномасштабных инвестиций. Цель государственного вмешательства состояла в устранении несовершенств I рынка, тормозивших процесс инвестиций и инноваций в индустриализующихся странах.
Центральной задачей государственного вмешательства была реализация интересов бизнеса в сочетании с общенациональными интересами путем создания нового богатства через накопление капитала и повышение производительности труда. Успех политики измерялся темпами накопления капитала, технического прогресса и структурных изменений. Любое вмешательство государства в экономику определялось прагматически и было направлено на то, чтобы поведение отдельных фирм согласовывалось с долгосрочными интересами национального бизнеса.
В первую очередь правительства НИС ЮВА первого эшелона стремились гарантировать условия для инвестиций за счет обеспечения политической стабильности и благоприятного макроэкономического климата. Стимулирование инвестиций осуществлялось с помощью мер, повышающих корпоративные сбережения, прибыли и стимулирующих реинвестиции. Важную роль играли налоговые и специальные льготы по амортизации на уровне всей экономики и отдельных отраслей. Политика в области внешней торговли, финансов и конкуренции увеличивала прибыли корпораций и их инвестиционный потенциал.
Осуществлялись селективный протекционизм, контроль за ставкой процента и размещением кредитов. Правительства стимулировали слияния, осуществляли координацию расширения производственных мощностей, ограничивали проникновение новых фирм в отдельные отрасли, осуществляли проверку импорта технологий, поощряли образование картелей для стандартизации, специализации и экспортных операций. Правительства НИС ЮВА не только направляли ресурсы в руки потенциальных инвесторов, но и смогли внедрить предпринимательскую дисциплину. Они принимали меры для предотвращения расточительного, непроизводительного потребления. С этой целью были введены ограничения на потребление предметов роскоши с помощью ограничений на их импорт, производство и потребительский кредит, а также высоких налогов. Всячески поощряя производительные инвестиции, правительства также стремились не допустить спекулятивных инвестиций, ограничивали вывоз капитал а экономическими и административными мерами.
В плане зависимости между экспортом и инвестициями страны ЮВА не стремились повысить отдачу от статических сравнительных преимуществ. Напротив, с самых ранних стадий своего развития там сознательно культивировали новое поколение отраслей, обладающих большим потенциалом для инноваций и повышения эффективности на длительную перспективу. Они искали самые перспективные технологические ниши в международном разделении труда, ставили задачу овладения уже существующими технологиями и конкуренцией на рынке зрелых продуктов с уже действующими там фирмами.
Наряду с развитием крупного современного экспортного производства правительства стран ЮВА оказывали поддержку мелким производителям, занятым в сельском хозяйстве и промышленности, с помощью целенаправленных государственных инвестиций, льготных кредитов и консультационных услуг. Им удалось избежать формирования двойственной экономической структуры, т.е. разрыва между крупным и мелким производством. В аграрные районы НИС ЮВА вкладывались крупные государственные средства, прежде всего в инфраструктуру, оказывалось содействие непосредственно производителям посредством системы цен и технической помощи.
Меры поддержки сельского хозяйства обеспечивали большую надежность продовольственного снабжения, улучшали ситуацию на внутреннем рынке, создавали дополнительный источник сбережений и трудовых ресурсов, а в отдельных случаях и иностранной валюты. В области мелкого промышленного производства правительства поощряли развитие субконтрактных отношений с крупным производством, придавая тем самым всей корпоративной структуре гибкость, стимулируя технологическую модернизацию мелкого бизнеса. Система поддержки включала льготные кредиты, налоги, консалтинг.
Сформировав экспорториентированную модель развития и добившись больших успехов в системно-структурных преобразованиях и финансовой стабилизации, азиатские страны экспортной ориентации в 1960-1970-х гг. не смогли преодолеть дефицит торгового и платежного балансов. Наиболее высокий дефицит имели Южная Корея и Сингапур. Малайзия имела активное сальдо, Тайвань к началу 1980-х гг. вышел на активный торговый баланс. Наличие хронического отрицательного сальдо платежного баланса свидетельствовало о дефицитном характере экономики, о необходимости внешних заимствований, о накоплении внешней задолженности и растущих платежах по ее обслуживанию,
Внешняя задолженность шести восточноазиатских стран в 1980 г. составила 38,1 млрд долл., платежи по обслуживанию долга - 7,3 млрд долл., а отношение платежей к экспорту (НОД) - 11,5%. Внешний долг крупнейшего должника региона -Южной Кореи составил 17,6 млрд долл., долговые платежи — 3,3 млрд долл., НОД - 14,7 %. Страны ЮВА исправно, по графику выполняли свои долговые обязательства, одновременно поддерживая высокие нормы накопления, темпы роста ВВП и экспорта. За 1970-1980 гг. совокупный ВВП шести азиатских стран увеличился в б раз, экспорт - в 9 раз, средняя норма валовых внутренних инвестиций поднялась до 33,7 %. В целом можно с полным основанием утверждать, что азиатская модель развития оказалась наиболее адаптированной к потрясениям 1970-1980-х гг.
Выводы
1. Структура экономики и стратегия развития влияют на платежеспособность стран-реципиентов. Неадекватной модели развития имманентны дефицит ликвидных ресурсов и серьезные трудности в обслуживании обязательств по внешним заимствованиям. Адаптированная к мирохозяйственным условиям модель развития с мощным экспортным промышленным потенциалом обеспечивает социально-экономическое развитие и платежеспособность.
2. Индустриализация в развивающихся странах началась традиционно с импортозамещающего производства потребительских товаров краткосрочного и среднесрочного пользования и дала положительные результаты. На более высоких ступенях экономической зрелости развернулось производство товаров длительного пользования производственного и потребительского назначения.
3. При догоняющем развитии повышение степени самообеспеченности одними промышленными товарами сопровождается усилением зависимости от импорта товаров, необходимых для их изготовления. Развитие импортозамещающего производства отстает от роста спроса на новые производственные и потребительские товары, который удовлетворяется за счет импорта.
4. При импортозамещающей индустриализации экспорт хронически отстает от потребностей в импорте товаров производственного назначения для развития импортозамещения и новых потребительских товаров; в связи с этим возникает необходимость привлечения иностранных займов.
5. Индустриализация осуществлялась, как правило, без хорошо проработанной программы, без учета себестоимости и сравнительных преимуществ, с применением отсталой техники, в результате чего производство оказалось неконкурентоспособным.
6. Импортозамещающая индустриализация привела к чрезмерному внешнему заимствованию, росту задолженности; сформировала неплатежеспособную дефицитную экономику, поддерживаемую внешним компенсационным финансированием.
7. Экспортная ориентация промышленности при определенных условиях повышает платежеспособность и производительность труда, благоприятно воздействует на размещение ресурсов, использование производственных мощностей, масштабы производства и совершенствование технологии.
8. Усилия по реализации экспортной стратегии в латиноамериканских странах способствовали повышению доли готовой продукции в экспорте, но не изменили коренным образом их положения в международном разделении труда, не разрушили импортозамещающую модель развития промышленности и еще более увеличили их долговую нагрузку.
9. В ходе формирования и развития импорториентированной и даже экспортной моделей развития многие развивающиеся страны не преодолели дефицит текущего платежного баланса. Некоторые экспорториентироваиные страны Азии, в частности Южная Корея, успешно развивались, имея дефицит текущего платежного баланса.
10. Высокая результативность развития по экспорториентированной модели четырех стран Юго-Восточной Азии, а затем и стран АСЕАН, КНР определяется его комплексным характером, сочетанием экспортных отраслей промышленности с модернизацией сельского хозяйства и развитием импортозамещающего производства с опорой на региональное сотрудничество. Реализация этой модели требует четкой работы всех ветвей государственной власти и высокого профессионализма государственного аппарата.
Термины и понятия
Стратегия догоняющего развития; импортозамещающая индустриализация; экс-порториентированная модель развития.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Почему индустриализация в развивающихся странах начинается с импортозамещения?
2. Каковы пределы повышения степени самообеспеченности промышленными товарами при импортозамещающей стратегии?
3. Как влияет импортозамещающая индустриализация на платежный баланс и внешнюю задолженность?
4. Каковы параметры теоретической внешнеориентированной модели развития?
5. Почему страны Латинской Америки не смогли в полной мере реализовать преимущества экспорториентированного производства?
6. Каковы особенности азиатской модели развития?
7. Назовите основные фазы развития по азиатской модели.
8. Б чем проявляется региональный характер азиатской модели?
9. Какова роль государства в азиатских странах, принявших модель экспортной ориентации?
10. Чем отличается азиатская политика от латиноамериканской в отношении иностранного капитала?
Литература
1. Аникин А. В. История финансовых потрясений. От Дж. Ло до С. Кириенко. -М: «Олимп-Бизнес», 2000.
2. Африка южнее Сахары. Реформы и развитие. - М.: Наука, 1994.
3. Ворожейкина Т. Внешний фактор индустриализации Мексики и Бразилии // МЭиМО, 1999.-№7.
4. ЛиИн Сот. Россия и модель развития Восточной Азии//МЭ и МО, 1997. - № 8.
5. Опыт экономических реформ в развивающихся странах. - М.: Наука, 1992.
6. Развивающиеся страны: экономический рост и социальный прогресс. - М.: Наука, 1983.
7. Федякина Л. Я. Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования. - М.: Дело и Сервис, 1998.
8. Шишков Ю. В. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации (прогноз на 2000-2015 годы). - М„ 1999.
9. Эльянов А. Глобализация и расслоение развивающихся стран // МЭ и МО, 2000. - № 6.
10. Эльянов А Индустриализация развивающихся стран в интерьере мирохозяйственных связей и Россия // МЭ и МО, 1999. - № 1, 2.
Глава 13
Международный долговой кризис
Локальные кризисы внешней задолженности, вызванные нарушением обязательств страной-должником перед внешними кредиторами, начались с 1956 г. Всего до начала 1980-х гг. было заключено 70 соглашений о реорганизации внешнего долга с 46 развивающимися странами на общую сумму 27,7 млрд долл. С 1982 г. кризис платежеспособности охватил большинство развивающихся стран и превратился в международный долговой кризис. Долговой кризис продолжался в острой форме до конца десятилетия, пройдя несколько этапов. В первые годы в эпицентре кризиса оказались крупные латиноамериканские страны-заемщики и транснациональные банки, преимущественно американские. Огромные суммы выданных банками кредитов, значительно превысившие их собственные капиталы, достигли критического уровня. В этих условиях банкротство какой-либо одной крупной страны-дебитора угрожало цепной реакцией банкротств среди кредиторов, прежде всего частных банков. Вслед за этим были неизбежны банкротства и среди стран-должников, так как платежеспособность многих из них к этому времени уже почти полностью зависела от периодического возобновления внешних заимствований.