Долговой кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат

Описание работы


Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выпла­ту члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитывае­мых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.

Работа содержит 1 файл

врд долг.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

Выводы К. Акамацу были эмпирически подтверждены развитием большинства отраслей промышленности Японии. Концепция «стаи летящих диких гусей» по­лучила дальнейшее развитие, когда встал вопрос о вывозе японского капитала, передаче технологии, создании зарубежного производства с использованием бо­лее дешевого труда и природных ресурсов и обратном импорте полуфабрикатов и готовой продукции старшего поколения. В 1973 г. японский экономист К. Кодзима ввел понятие «догоняющий жизненный цикл продукции».

Японская модель развития считается базовой, а модели развития других стран Юго-Восточной (ЮВА) и Восточной Азии (ВА) - ее вариациями, представля­ющими собой применение базовой модели в странах, позже вставших на путь индустриализации. Огромное значение для ускорения процесса догоняющего развития имеет получение капитала и технологии из-за рубежа. Первая четверка {Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея), пошедшая по этому пути вслед за Японией, получала огромную поддержку от Японии и США; страны АСЕАН -от Японии и «четырех тигров»; Китай и Вьетнам — от идущих впереди стран.

Различаются два типа восточноазиатских моделей. Первая модель (северная) относится к Японии и новым индустриализирующимся странам (НИС) первого эшелона, исключая Гонконг; вторая (южная) модель относится к странам юга ре­гиона. Они различаются прежде всего по внешнеэкономическим условиям, кото­рые существовали на ранних этапах развития. В момент старта первая четверка



И'кЛ-ЦЦЦЬ Л   liljJUC


ri^lUUIJITIIU,    HlVJ



 



получала широкую помощь извне, международный торговый режим позволял чаще прибегать к государственному вмешательству и селективному протекцио­низму. Страны АСЕАН, позже принявшие модель экспортной ориентации, ис­пользовали более либеральную политику.

Азиатские страны, вступившие на путь догоняющего развития, имели разные стартовые условия. Тайвань и Корея были в свое время японскими колониями, и зачатки тяжелой промышленности там были созданы еще в 1930-е гг. Для этих стран характерна сходная с Японией модель быстрых структурных сдвигов, отход от первичного сектора. На Тайване преобладали мелкие частные фирмы, крупное производство было государственным. Напротив, в Южной Корее намно­го более централизованная государственная бюрократия поддерживала развитие крупных, высоко диверсифицированных частных конгломератов.

В Гонконге развитие обрабатывающей промышленности, главным образом текстильной и швейной, началось только в 1950-х гг. после разрыва связей с кон­тинентальным Китаем. В ходе миграционного процесса из КНР произошел круп­номасштабный приток капитала, оборудования, знаний, рыночных связей, пред­принимательской энергии, главным образом из Шанхая. Сингапур и Гонконг О Т ОШЛИ отторгово-посреднической деятельности, небольшие размеры и преобла­дание городского населения в этих гор одах-государств ах повлияли на размах ди­версификации промышленности, инфраструктуры, на их зависимость от прямых иностранных инвестиций.,,

Несмотря на все различия на старте и в дальнейшем развитии, основные черты экономики стран Восточной Азии весьма схожи, и среди общих черт отмечаются стремление «учиться у Японии», следование принципу «сначала экономика, за­тем демократия*. Развитие этих стран происходило, во-первых, при авторитар­ном режиме и при мощном и эффективном руководящем аппарате. Во-вторых, быстрый рост промышленного производства происходил прежде всего за счет экспортной ориентации; в-третьих, развитие непременно приводило к ликвида­ции военного режима и активному процессу демократизации. Важную роль в по­вышении производительности труда сыграло конфуцианство, признающее при­оритетность образования, трудолюбия, дисциплины, коллективизма, что и было использовано властями. Продолжительность рабочей недели в 1960-1970-х гг. со­ставляла в Южной Корее 53,4 часа, к середине 1980-х гг. она снизилась до 47,7 часов, заработная плата была минимальной.

Исследователи стратегии догоняющего развития на основе экспорториентиро-ванной модели многократно подчеркивали важность политической воли, жест­кой централизованной власти диктаторского типа и высокопрофессиональной бюрократии в осуществлении экономических реформ. В Южной Корее военный режим был установлен в 1961 г. и просуществовал до 1987 г. Под надзором авто­ритарного правительства, отодвинув демократизацию на задний план, Корея при­няла в 1962 г. первый пятилетний план экономических реформ, нацеленный на достижение полной индустриализации страны.

При этом в Корее была гарантирована свобода частной собственности и пред­принимательства, осуществлялись очередность распределения капитала, регули­рование экспорта. На Тайване с момента получения независимости в 1949 г. су­ществовала однопартийная система; в Сингапуре с 1959 по 1990 г. правящее


руководство в лице неизменного лидера партии не меняло курса. В Таиланде и Индонезии политическая власть находилась в руках диктатуры, в КНР факти­чески правит одна партия. Как известно, в Японии, как и в ФРГ, реформы осу­ществлялись в условиях оккупационного режима.

Экономический успех стран Восточной Азии, конечно, определялся не только формой правления. Военные режимы были и в Латинской Америке, но только в Чили в более продолжительные сроки были получены положительные резуль­таты в области экономики во времена Пиночета, которым предшествовало деся­тилетие стагнации. Преобразования в Корее и других восточноазиатских странах были грамотно спланированы и реализованы, эффективно использовались соб­ственные и заемные ресурсы, осуществлялась адекватная политика в области ценообразования, бюджета, капиталовложений и финансов.

На всех стадиях реализации модели «летящих гусей» гибкая государственная политика играла решающую роль. Властям приходилось менять приоритеты и перестраиваться на ходу, искать оптимальные варианты в достижении конечного результата. На предварительной стадии правительство за счет субсидий и нало­говых льгот осуществляло стимулирование местных или иностранных предпри­нимателей, создавало современные производства. На двух импортных стадиях (стадии импортозамещения и стадии обратного импорта) власти поддерживали местное производство. На стадии импортозамещения они ограничивали импорт или субсидировали местных производителей; на стадии обратного импорта они способствовали адаптации отечественного производства к притоку конкурентно­го импорта.

Экспорториентированные промышленные отрасли при наличии внутреннего спроса создавались в ускоренном режиме на базе импортозамещающего произ­водства. При отсутствии платежеспособного внутреннего спроса многие отрасли и виды производств создавались сразу как экспортные, например производство телевизоров в Южной Корее или холодильников и кондиционеров на Тайване. На начальном этапе индустриализации, когда национальные сбережения были крайне ограничены, значительная часть инвестиций осуществлялась из внешних источников, в том числе и из официальных. Со временем благодаря расширению и диверсификации промышленного производства, форсированному развитию экспорта возросли норма сбережений и инвестиций и эффективность их исполь­зования.

Большое влияние на процесс догоняющего развития оказывает политика при­влечения иностранных прямых инвестиций и технологий на стадиях предвари­тельной, импортозамещения и экспорта. На стадии зрелости прямые инвестиции осуществляются с целью переноса производств за рубеж, где себестоимость произ­водства ниже, высвобождая «нижние» этажи промышленности для менее разви­тых стран, т.е. инвестиции частично замещают товарный экспорт. Устойчивый экономический рост стимулирует приток иностранного частного капитала, индуст­риализация все более обеспечивает движение к самоподдерживающемуся эконо­мическому росту.

Опыт азиатских стран показывает, что аграрные страны, не наделенные бога­тыми природными ресурсами, могут перейти к трудоемким, а затем и к более сложным видам промышленной деятельности и создать эксиорториентированную



'Vvl.LJl   V     I



индустриальную модель развития, добиться повышения уровня жизни. Построе­ние эффективной экономики в восточноазиатских странах началось с коренной реформы сельского хозяйства, создавшей предпосылки для индустриализации. Были осуществлены конфискация крупных земельных владений, раздел земли, отход от монокультуры, повышение рентабельности; оказывалось содействие производителям.

Первые эффективные аграрные реформы, облегчившие переход сельского хо­зяйства к современным формам организации и развития, были осуществлены на Тайване и в Южной Корее, которые стали первопроходцами внещнеориентиро-ванного промышленного развития, Несколько позже ощутимых достижений в аграрных преобразованиях добились Малайзия, Таиланд, Индонезия. С простой и эффективной аграрной реформы начались экономические преобразования в Китае, который избрал промышленный экспорт в качестве одного из приорите­тов развития.

В процессе индустриализации восточноазиатские страны умело использовали сочетание и манипулирование протекционизмом и свободной торговлей, Напри­мер, Южная Корея только в 1979 г. провозгласила политику «открытых дверей*. Развитие импортозамещающих и экспортных производств в этих странах сопро­вождалось постепенным переводом первых во вторые. Первичной базой импор­тозамещающей индустриализации в азиатских странах послужило отсталое тек­стильное производство. Экспортная индустриализация в странах Юго-Восточной Азии осуществлялась поочередно, шаг за шагом. Она началась с легкой промыш­ленности, где велика доля затрат живого труда и, соответственно, заработной пла­ты в издержках производства.

Обувная, текстильная и швейная отрасли, созданные с помощью иностранного капитала, обеспечивали более трети занятости в обрабатывающей промышлен­ности Гонконга, Южной Кореи и несколько ниже в других странах ЮВА. Валют­ные доходы от продажи продукции легких отраслей, некоторых видов сырья на внешних рынках сформировали валютные ресурсы для развития более сложных экспортных отраслей. По этому пути пошли и страны АСЕАН: они сохранили традиционный сырьевой экспорт наряду с расширением промышленного.

Экспорт азиатских стран экспортной ориентации первого и второго поколения постепенно обогащался технически сложными и капиталоемкими изделиями, в том числе производственного назначения. Особое место в структуре их экспор­та заняла бытовая и производственная электроника, получившая развитие благо­даря подключению к международному промышленному внутриотраслевому раз­делению труда. С конца 1970-х гг. НИС ЮВА первого поколения приступили к развитию наукоемких отраслей и созданию собственной научно-исследователь­ской базы. Они начали создавать технопарки, т. е. зоны с льготными условиями для разработки и выпуска наукоемкой продукции для внешних потребителей. Это положило начало экспортной переориентации производства высокотехнологич­ных изделий и компонентов промышленного назначения. Индустриализация НИС ЮВА — это процесс создания сменяющих друг друга все более технологич­ных отраслей, сначала как импортозамещающих, а потом и экспортных.

Постепенно преобразовывалась структура производства и экспорта азиатских стран. К 1980 г. доля сельского хозяйства в Гонконге и Сингапуре снизилась

 


до 1 %, на Тайване и в Южной Корее она составила 9-14 %, в Малайзии - 22 %, в Таиланде - 25 %. Доля промышленности в ВВП Сингапура, Малайзии, Южной Кореи составила 'Д, Тайваня - 43 %, Таиланда - 28 %. Среднегодовые темпы роста ВВП первой четверки НИС ЮВА в 1970-1980 гг. находились в преде­лах 8,5-9,5 %\ Малайзии и Таиланда - 7-8 %. Усиление экспортной ориентации экономики рассматриваемых стран подтверждается увеличением экспортных квот (отношения стоимости экспорта к ВВП) и номенклатуры экспортных товаров. В 1980-е гг. еще больше обозначились преимущества НИС ЮВА, к 1990 г. их доля в мировом промышленном экспорте поднялась почти до 8 %, увеличившись с 1970 г. в 3,6 раза.

Экспорт готовой продукции и полуфабрикатов из развивающихся стран начал расти. Однако его увеличение и особенно впечатляющий рост вывоза машин и оборудования произошел за счет небольшой группы стран при сохранении сырье­вой экспортной ориентации огромного большинства государств развивающегося мира в сочетании с импортозамещающим промышленным производством. Удель­ный вес готовой продукции и полуфабрикатов в экспорте из развивающихся стран в 1982 г. составил 24%.

Иностранный капитал сыграл большую роль в экономическом развитии и струк­турных преобразованиях НИС ЮВА Они получали значительные ресурсы от международных финансовых организаций, а также от США, Японии, Велико­британии и других стран. Догоняющая индустриализация НИС ЮВА требовала привлечения иностранного транснационального капитала, новых технологий и их адаптации к местным условиям. В 1960-1970-е гг. основной сферой приложе­ния иностранного частного капитала была Латинская Америка, где американские и другие ТНК давно создали свои филиалы и дочерние компании, выпускающие продукцию на внутренний, а затем и на внешние рынки.

В малые азиатские страны с очень узкими рынками иностранный частный ка­питал шел менее охотно, Странам ЮВА надлежало создать особые условия для привлечения транснационального капитала, несмотря на то что сами ТНК были заинтересованы в перемещении в развивающиеся страны многих видов трудо-, энерго- и материалоемких, экологически грязных производств, а также предприя­тий по выпуску массовой потребительской продукции, отработавшие свой «жиз­ненный ресурс» в развитых странах. Переносом производства на стадии зрелости ТНК добивались продления цикла жизни продукта с наименьшими затратами за счет дешевого труда. Создавая свои филиалы в индустриализирующихся стра­нах, ТНК поставляли большую часть производимой там продукции в страны свое­го базирования.

Информация о работе Долговой кризис