Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
Выводы К. Акамацу были эмпирически подтверждены развитием большинства отраслей промышленности Японии. Концепция «стаи летящих диких гусей» получила дальнейшее развитие, когда встал вопрос о вывозе японского капитала, передаче технологии, создании зарубежного производства с использованием более дешевого труда и природных ресурсов и обратном импорте полуфабрикатов и готовой продукции старшего поколения. В 1973 г. японский экономист К. Кодзима ввел понятие «догоняющий жизненный цикл продукции».
Японская модель развития считается базовой, а модели развития других стран Юго-Восточной (ЮВА) и Восточной Азии (ВА) - ее вариациями, представляющими собой применение базовой модели в странах, позже вставших на путь индустриализации. Огромное значение для ускорения процесса догоняющего развития имеет получение капитала и технологии из-за рубежа. Первая четверка {Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея), пошедшая по этому пути вслед за Японией, получала огромную поддержку от Японии и США; страны АСЕАН -от Японии и «четырех тигров»; Китай и Вьетнам — от идущих впереди стран.
Различаются два типа восточноазиатских моделей. Первая модель (северная) относится к Японии и новым индустриализирующимся странам (НИС) первого эшелона, исключая Гонконг; вторая (южная) модель относится к странам юга региона. Они различаются прежде всего по внешнеэкономическим условиям, которые существовали на ранних этапах развития. В момент старта первая четверка
И'кЛ-ЦЦЦЬ Л liljJUC
ri^lUUIJITIIU, HlVJ
получала широкую помощь извне, международный торговый режим позволял чаще прибегать к государственному вмешательству и селективному протекционизму. Страны АСЕАН, позже принявшие модель экспортной ориентации, использовали более либеральную политику.
Азиатские страны, вступившие на путь догоняющего развития, имели разные стартовые условия. Тайвань и Корея были в свое время японскими колониями, и зачатки тяжелой промышленности там были созданы еще в 1930-е гг. Для этих стран характерна сходная с Японией модель быстрых структурных сдвигов, отход от первичного сектора. На Тайване преобладали мелкие частные фирмы, крупное производство было государственным. Напротив, в Южной Корее намного более централизованная государственная бюрократия поддерживала развитие крупных, высоко диверсифицированных частных конгломератов.
В Гонконге развитие обрабатывающей промышленности, главным образом текстильной и швейной, началось только в 1950-х гг. после разрыва связей с континентальным Китаем. В ходе миграционного процесса из КНР произошел крупномасштабный приток капитала, оборудования, знаний, рыночных связей, предпринимательской энергии, главным образом из Шанхая. Сингапур и Гонконг О Т ОШЛИ отторгово-посреднической деятельности, небольшие размеры и преобладание городского населения в этих гор одах-государств ах повлияли на размах диверсификации промышленности, инфраструктуры, на их зависимость от прямых иностранных инвестиций.,,
Несмотря на все различия на старте и в дальнейшем развитии, основные черты экономики стран Восточной Азии весьма схожи, и среди общих черт отмечаются стремление «учиться у Японии», следование принципу «сначала экономика, затем демократия*. Развитие этих стран происходило, во-первых, при авторитарном режиме и при мощном и эффективном руководящем аппарате. Во-вторых, быстрый рост промышленного производства происходил прежде всего за счет экспортной ориентации; в-третьих, развитие непременно приводило к ликвидации военного режима и активному процессу демократизации. Важную роль в повышении производительности труда сыграло конфуцианство, признающее приоритетность образования, трудолюбия, дисциплины, коллективизма, что и было использовано властями. Продолжительность рабочей недели в 1960-1970-х гг. составляла в Южной Корее 53,4 часа, к середине 1980-х гг. она снизилась до 47,7 часов, заработная плата была минимальной.
Исследователи стратегии догоняющего развития на основе экспорториентиро-ванной модели многократно подчеркивали важность политической воли, жесткой централизованной власти диктаторского типа и высокопрофессиональной бюрократии в осуществлении экономических реформ. В Южной Корее военный режим был установлен в 1961 г. и просуществовал до 1987 г. Под надзором авторитарного правительства, отодвинув демократизацию на задний план, Корея приняла в 1962 г. первый пятилетний план экономических реформ, нацеленный на достижение полной индустриализации страны.
При этом в Корее была гарантирована свобода частной собственности и предпринимательства, осуществлялись очередность распределения капитала, регулирование экспорта. На Тайване с момента получения независимости в 1949 г. существовала однопартийная система; в Сингапуре с 1959 по 1990 г. правящее
руководство в лице неизменного лидера партии не меняло курса. В Таиланде и Индонезии политическая власть находилась в руках диктатуры, в КНР фактически правит одна партия. Как известно, в Японии, как и в ФРГ, реформы осуществлялись в условиях оккупационного режима.
Экономический успех стран Восточной Азии, конечно, определялся не только формой правления. Военные режимы были и в Латинской Америке, но только в Чили в более продолжительные сроки были получены положительные результаты в области экономики во времена Пиночета, которым предшествовало десятилетие стагнации. Преобразования в Корее и других восточноазиатских странах были грамотно спланированы и реализованы, эффективно использовались собственные и заемные ресурсы, осуществлялась адекватная политика в области ценообразования, бюджета, капиталовложений и финансов.
На всех стадиях реализации модели «летящих гусей» гибкая государственная политика играла решающую роль. Властям приходилось менять приоритеты и перестраиваться на ходу, искать оптимальные варианты в достижении конечного результата. На предварительной стадии правительство за счет субсидий и налоговых льгот осуществляло стимулирование местных или иностранных предпринимателей, создавало современные производства. На двух импортных стадиях (стадии импортозамещения и стадии обратного импорта) власти поддерживали местное производство. На стадии импортозамещения они ограничивали импорт или субсидировали местных производителей; на стадии обратного импорта они способствовали адаптации отечественного производства к притоку конкурентного импорта.
Экспорториентированные промышленные отрасли при наличии внутреннего спроса создавались в ускоренном режиме на базе импортозамещающего производства. При отсутствии платежеспособного внутреннего спроса многие отрасли и виды производств создавались сразу как экспортные, например производство телевизоров в Южной Корее или холодильников и кондиционеров на Тайване. На начальном этапе индустриализации, когда национальные сбережения были крайне ограничены, значительная часть инвестиций осуществлялась из внешних источников, в том числе и из официальных. Со временем благодаря расширению и диверсификации промышленного производства, форсированному развитию экспорта возросли норма сбережений и инвестиций и эффективность их использования.
Большое влияние на процесс догоняющего развития оказывает политика привлечения иностранных прямых инвестиций и технологий на стадиях предварительной, импортозамещения и экспорта. На стадии зрелости прямые инвестиции осуществляются с целью переноса производств за рубеж, где себестоимость производства ниже, высвобождая «нижние» этажи промышленности для менее развитых стран, т.е. инвестиции частично замещают товарный экспорт. Устойчивый экономический рост стимулирует приток иностранного частного капитала, индустриализация все более обеспечивает движение к самоподдерживающемуся экономическому росту.
Опыт азиатских стран показывает, что аграрные страны, не наделенные богатыми природными ресурсами, могут перейти к трудоемким, а затем и к более сложным видам промышленной деятельности и создать эксиорториентированную
'Vvl.LJl V I
индустриальную модель развития, добиться повышения уровня жизни. Построение эффективной экономики в восточноазиатских странах началось с коренной реформы сельского хозяйства, создавшей предпосылки для индустриализации. Были осуществлены конфискация крупных земельных владений, раздел земли, отход от монокультуры, повышение рентабельности; оказывалось содействие производителям.
Первые эффективные аграрные реформы, облегчившие переход сельского хозяйства к современным формам организации и развития, были осуществлены на Тайване и в Южной Корее, которые стали первопроходцами внещнеориентиро-ванного промышленного развития, Несколько позже ощутимых достижений в аграрных преобразованиях добились Малайзия, Таиланд, Индонезия. С простой и эффективной аграрной реформы начались экономические преобразования в Китае, который избрал промышленный экспорт в качестве одного из приоритетов развития.
В процессе индустриализации восточноазиатские страны умело использовали сочетание и манипулирование протекционизмом и свободной торговлей, Например, Южная Корея только в 1979 г. провозгласила политику «открытых дверей*. Развитие импортозамещающих и экспортных производств в этих странах сопровождалось постепенным переводом первых во вторые. Первичной базой импортозамещающей индустриализации в азиатских странах послужило отсталое текстильное производство. Экспортная индустриализация в странах Юго-Восточной Азии осуществлялась поочередно, шаг за шагом. Она началась с легкой промышленности, где велика доля затрат живого труда и, соответственно, заработной платы в издержках производства.
Обувная, текстильная и швейная отрасли, созданные с помощью иностранного капитала, обеспечивали более трети занятости в обрабатывающей промышленности Гонконга, Южной Кореи и несколько ниже в других странах ЮВА. Валютные доходы от продажи продукции легких отраслей, некоторых видов сырья на внешних рынках сформировали валютные ресурсы для развития более сложных экспортных отраслей. По этому пути пошли и страны АСЕАН: они сохранили традиционный сырьевой экспорт наряду с расширением промышленного.
Экспорт азиатских стран экспортной ориентации первого и второго поколения постепенно обогащался технически сложными и капиталоемкими изделиями, в том числе производственного назначения. Особое место в структуре их экспорта заняла бытовая и производственная электроника, получившая развитие благодаря подключению к международному промышленному внутриотраслевому разделению труда. С конца 1970-х гг. НИС ЮВА первого поколения приступили к развитию наукоемких отраслей и созданию собственной научно-исследовательской базы. Они начали создавать технопарки, т. е. зоны с льготными условиями для разработки и выпуска наукоемкой продукции для внешних потребителей. Это положило начало экспортной переориентации производства высокотехнологичных изделий и компонентов промышленного назначения. Индустриализация НИС ЮВА — это процесс создания сменяющих друг друга все более технологичных отраслей, сначала как импортозамещающих, а потом и экспортных.
Постепенно преобразовывалась структура производства и экспорта азиатских стран. К 1980 г. доля сельского хозяйства в Гонконге и Сингапуре снизилась
до 1 %, на Тайване и в Южной Корее она составила 9-14 %, в Малайзии - 22 %, в Таиланде - 25 %. Доля промышленности в ВВП Сингапура, Малайзии, Южной Кореи составила 'Д, Тайваня - 43 %, Таиланда - 28 %. Среднегодовые темпы роста ВВП первой четверки НИС ЮВА в 1970-1980 гг. находились в пределах 8,5-9,5 %\ Малайзии и Таиланда - 7-8 %. Усиление экспортной ориентации экономики рассматриваемых стран подтверждается увеличением экспортных квот (отношения стоимости экспорта к ВВП) и номенклатуры экспортных товаров. В 1980-е гг. еще больше обозначились преимущества НИС ЮВА, к 1990 г. их доля в мировом промышленном экспорте поднялась почти до 8 %, увеличившись с 1970 г. в 3,6 раза.
Экспорт готовой продукции и полуфабрикатов из развивающихся стран начал расти. Однако его увеличение и особенно впечатляющий рост вывоза машин и оборудования произошел за счет небольшой группы стран при сохранении сырьевой экспортной ориентации огромного большинства государств развивающегося мира в сочетании с импортозамещающим промышленным производством. Удельный вес готовой продукции и полуфабрикатов в экспорте из развивающихся стран в 1982 г. составил 24%.
Иностранный капитал сыграл большую роль в экономическом развитии и структурных преобразованиях НИС ЮВА Они получали значительные ресурсы от международных финансовых организаций, а также от США, Японии, Великобритании и других стран. Догоняющая индустриализация НИС ЮВА требовала привлечения иностранного транснационального капитала, новых технологий и их адаптации к местным условиям. В 1960-1970-е гг. основной сферой приложения иностранного частного капитала была Латинская Америка, где американские и другие ТНК давно создали свои филиалы и дочерние компании, выпускающие продукцию на внутренний, а затем и на внешние рынки.
В малые азиатские страны с очень узкими рынками иностранный частный капитал шел менее охотно, Странам ЮВА надлежало создать особые условия для привлечения транснационального капитала, несмотря на то что сами ТНК были заинтересованы в перемещении в развивающиеся страны многих видов трудо-, энерго- и материалоемких, экологически грязных производств, а также предприятий по выпуску массовой потребительской продукции, отработавшие свой «жизненный ресурс» в развитых странах. Переносом производства на стадии зрелости ТНК добивались продления цикла жизни продукта с наименьшими затратами за счет дешевого труда. Создавая свои филиалы в индустриализирующихся странах, ТНК поставляли большую часть производимой там продукции в страны своего базирования.