Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:18, реферат
Клиринговая палата выполняет основную работу по реализации контракта. Она подтверждает и гарантирует торговлю; принимает или осуществляет выплату члену клиринговой системы доходов или убытков по контракту, рассчитываемых на основе цены закрытия в конце дня. Член клиринговой системы проводит] корректировки и осуществляет расчеты по доходам/убыткам с фирмой — членом клиринговой системы, а фирма - с клиентом.
С образованием этих группировок связывались большие надежды. Считалось, что объединение позволит преодолеть узость рынков, повысить конкурентоспо-
собность промышленных изделий, эффективность индустриализации за счет специализации и углубления регионального разделения труда. Однако процессы интеграции развивались медленно и противоречиво; они тормозились низким уровнем развития производительных сил, рыночных механизмов, преобладанием государственного регулирования, однотипной структурой промышленности. Интеграция в первые десятилетия не внесла существенных изменений в положение большинства развивающихся стран в международном разделении труда и не ослабила их финансовой зависимости от развитых стран.
В 1960-е гг. более 80 % экспорта развивающихся стран по-прежнему составляло сырье. Половину экспорта готовых изделий из развивающихся стран постав-.чяли Гонконг, Израиль, Индия и Мексика. Доля развивающихся стран в промышленном импорте стран — членов ЕЭС колебалась в пределах 1-4 %, в импорте США и Великобритании - около 10 %. Позиции развивающихся стран на мировом рынке в начальный период индустриализации, нацеленной на импортоза-мещение и самообеспечение в сочетании с отсталой структурой экспорта, ослабли, их доля в мировом экспорте снизилась.
12.2. Экспорт-ориентированные модели развития
12.2.1. Латиноамериканская модель развития промышленного экспорта: концептуальные подходы и их реализация
В 1960-е гг. латиноамериканская импортозамещающая модель развития исчерпала свои созидательные возможности; провал политики импортозамещения стал фактом, и была провозглашена экспорториентированная промышленная политика. В программе Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (ЭКЛА) «К новой ориентации развития» утверждалось, что индустриализация должна ориентироваться на увеличение обмена промышленными товарами между странами региона и рост их экспорта в другие страны мира; признавалась необходимость ускорения экономического развития, производственной и технологической трансформации национальных экономик.
В 1970-х гг. в латиноамериканском регионе получили распространение неолиберальные взгляды, которые легли в основу бразильской модели. На монетаристских идеях М. Фридмана строилась экономическая политика Аргентины, Уругвая, Чили. Бразильская концепция промышленного развития была направлена на всемерное стимулирование экспорториентированных отраслей; открытость с опорой на свободное предпринимательство и расширение экспорта как важнейший фактор роста. Склонность к экспорту увязывалась с уровнем специализации регионов при одновременной диверсификации в удовлетворении внутренних потребностей.
Концептуальное признание значимости экспортной ориентации промышленного производства не принесло ощутимых результатов в реальной экономике региона. В начале 1980-х гг. латиноамериканский регион оставался поставщиком сырья, доля которого составляла в экспорте до 80 %, Главными экспортными товарами региона были нефть и кофе. Шесть латиноамериканских государств были чистыми экспортерами нефти; пятнадцать государств, в том числе Бразилия, Колумбия, Сальвадор, Гватемала, получали основные валютные доходы от экспорта кофе.
■ц_ 1.[уд1С--;
. галвивающиеся страны:
финансирование, j
олги, кризисы
Концепция ориентации на внешнеэкономические связи, предполагающая создание и развитие промышленного экспортного потенциала во взаимодействии с иностранным капиталом, облегчение доступа промышленных изделий на рынки развитых стран, расширение внутри- и межрегиональной торговли развивающихся стран в условиях активизации интеграционных процессов, начала осуществляться в наиболее подготовленных странах Латинской Америки. Это произошло потому, что развитые страны и ТНК начали испытывать настоятельную необходимость реорганизации международного разделения труда и осознали выгодность передачи развивающимся странам некоторых видов производств.
Крупные латиноамериканские страны приступили к созданию экспортного промышленного потенциала в 1960-е гг. Страны «большой тройки» (Аргентина, Бразилия, Мексика) с помощью ТНК сделали упор на создание капиталоемких и высокотехнологичных производств в ряде отраслей. За 1960-1970-е гг. они добились определенных положительных результатов в развитии промышленного производства. Удельный вес промышленности в ВВП региона увеличился к 1980 г. до одной трети, в том числе обрабатывающей — около четверти.
В 1980 Г. выпуск промышленного оборудования в Латинской Америке достиг 60,8 млрд долл. (в развивающихся странах Азии - 35 млрд долл.) и обеспечивал около 70 % потребностей в оборудовании. Промышленное производство латиноамериканских стран по-прежнему сохраняло ориентацию на внутренний рынок; тем не менее, получило развитие и экспортное производство. Экспорт обрабатывающей продукции Латинской Америки увеличился за 1970-1980 гг. в 9,4 раза; удельный вес промышленных изделий в экспорте вырос до 20 %. Заметное место в промышленном экспорте заняли машины и оборудование, в том числе морские суда, автомобили, электронно-вычислительная техника, ткацкие и прядильные станки и т. п.
Развитие промышленного производства и экспорта было сосредоточено в крупных странах региона. В 1980 г. 70 % регионального промышленного экспорта пришлось на страны «большой тройки*. Доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте Бразилии составила 37 %, Мексики - 33 %, Аргентины -21%. Удельный вес шести ведущих стран Латинской Америки («большая тройка», Венесуэла, Колумбия, Чили) в товарном экспорте развивающегося мира снизился к 1980 г. до 12 %, в промышленном экспорте он составил 11 %, в экспорте машин и оборудования из развивающихся стран — около 16 %.
В промышленном развитии Латинской Америки большую роль сыграло государственное регулирование и предпринимательство. В 1970-е гг. государство взяло под свой контроль топливно-энергетический комплекс, многие ключевые отрасли, куда не допускался иностранный капитал. Оно осуществляло регулирование всех экономических процессов, но менее успешно, чем,это делало государство в азиатских странах. Латиноамериканским правительствам не удалось предотвратить бегство капиталов за границу, их утечку в непроизводственные сферы и спекулятивные сделки, расточительные личные расходы богатых слоев населения и т.д.
С 1960-х гг. в латиноамериканских странах началось создание экспортно-производственных зон (ЭПЗ). К 1980-м гг. в Мексике функционировало более десяти ЭПЗ, в которых насчитывались сотни промышленных предприятий
(«макиладорас»). Эти предприятия были оснащены более современной техникой, использовали передовую технологию, имели более высокую производительность труда по сравнению с другими предприятиями. В Бразилии, в районе Манаус сложился самый крупный в Латинской Америке центр по производству и экспорту электронных и электротехнических изделий. Предприятия в этой зоне имеют высокую долю национальных компонентов в готовой продукции.
С 1960-х гг. ТНК США Западной Европы и Японии стали переносить некоторые трудо-, знерго-, матсриалоемкие и экологически грязные производства в страны Латинской Америки. Эти производства оставались анклавными, слабо связанными с местной экономической структурой. В промышленном экспорте латиноамериканских стран продукция филиалов и дочерних компаний ТНК в конце 1970-х гг. составляла до 40 %, в экспорте Бразилии и Аргентины этот показатель был несколько ниже.
Развитие латиноамериканских стран сопровождалось увеличением финансовых дефицитов, ростом внутренней и внешней задолженности. Дефицит текущего платежного баланса латиноамериканского региона в 1981 г. достиг максимума для 1980-х гг. — 40,3 млрд долл. Внешняя задолженность латиноамериканского региона составила в 1970 г. 21,4 млрд, в 1981 г. — 240 млрд долл., в том числе Бразилии (млрд долл.) - 63, Мексики - 55, Аргентины - 32, Венесуэлы - 30, Чили - 12 млрд долл. Платежи по обслуживанию долга стран Латинской Америки быстро увеличивались: в 1976 г. они равнялись 15 млрд долл., в 1982 г. — 65,5 млрд долл. В структуре внешнего долга удельный вес задолженности официальным кредиторам снизился к 1980 г. до 21 %, частным банкам — возрос до 56 %, процентная ставка, составившая в 1976 г. 5,6 %, в 1981 г. поднялась до 16,4 %.
Увеличение внешней задолженности латиноамериканских стран за 1970-е гг. в значительной степени определялось благоприятной ситуацией на международных кредитных рынках, доступностью и ростом банковского кредитования. Увеличение потребностей развивающихся стран во внешнем финансировании совпало с бурным развитием международного рынка капиталов на основе относительного избытка финансовых ресурсов в сфере международного оборота, в том числе и за счет нефтедолларов. Западные коммерческие банки, не имея достаточного спроса в развитых странах, переориентировали часть своих ресурсов на кредитование развивающихся стран. Главным заемщиком был латиноамериканский регион; приток иностранных кредитов в страны Латинской Америки за 1976-1981 гг. составил 301,2 млрд долл.
За 1970-е гг. валютно-кредитные связи между развитыми и развивающимися странами выросли количественно и видоизменились качественно. Они приобрели систематический и устойчивый характер, что позволяет утверждать, что произошла интеграция развивающихся стран в международную финансово-кредитную систему. Широкий поток финансовых ресурсов, устремившийся в наиболее продвинутые страны развивающегося мира, стал мощным фактором экономического развития. В 1970-е гг. некоторые латиноамериканские страны имели относительно высокие среднегодовые темпы роста ВВП, в том числе темпы роста ВВП Бразилии составили 8,2 %, ВВП надушу населения - 5,7 %, Мексики — 6,4 и 3,2 % соответственно; при этом инфляция в этих странах была двузначной.
I ngpj n., ui|juiuiiiir .згчипиГЧНЧдЩЩ \J ЦОЛЦИ! ГГЛ 1 ■ <"Л* ■ ^" " ■!
Однако хозяйственная структура и экономическая стратегия латиноамериканских стран не претерпели существенных изменений. Приток внешних ресурсов отсрочил платежный кризис и поддержал неэффективную, дефицитную модель развития. Сохранялись преобладание имлортозамещения и сопутствующая ему закрытость внутреннего рынка при явно недостаточном стимулировании экспортной деятельности. Поощрялось неоправданно широкое привлечение внешних займов при неэффективном их использовании; искусственно поддерживался завышенный обменный курс национальной валюты, а также заниженные ставки банковского процента. При внешнем финансировании значительной доли бюджетного дефицита отсутствовала должная дисциплина в государственных расходах; продолжалось дорогостоящее субсидирование госпредприятий при нерациональном вмешательстве государства в рыночные процессы.
12.2.2. Азиатская экспорториентированная модель развития и результаты ее применения
Среди огромного многообразия национальных моделей развития особое место занимает азиатская модель, преимущества которой стали проявляться еще в 1960-е гг. сначала в Японии, а затем в последовавших за ней других странах региона. В ее основе лежит признание необходимости активного взаимодействия с иностранным капиталом и всемерного использования преимуществ участия в международном разделении труда в целях догоняющего развития стран, позднее иступивших на путь индустриализации. «Тигры» первой волны (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея) на старте не имели благоприятных условий для роста, но у них были стратегия и тактика развития. Все страны прошли через импортозамещение как необходимый этап перехода к экспортной ориентации.
Либерализация товарного рынка происходила постепенно, давая возможность национальным производителям переориентироваться на выпуск конкурентной продукции. Экспортная ориентация была основана на внедрении в международное промышленное разделение труда. Модель развития была нацелена на накопление. Частное предпринимательство поощрялось; государственный сектор вытеснялся постепенно. Государственные предприятия постепенно коммерциализировались, и управление ими все более децентрализовалось.
Структурная перестройка была направлена на включение в международное разделение труда в качестве производителя и экспортера промышленных товаров и высокотехнологичной продукции. Она осуществлялась при государственной поддержке. Государство стимулировало перелив капитала в новые отрасли посредством прямого участия в производстве, финансирования капитальных вложений, селективной промышленной политики, ценового регулирования. В 1960-1980-е гг. осуществлялась политика жесткого контроля над движением капитала. Даже прямые иностранные инвестиции поощрялись правительством только на селективной основе. Приток внешних инвестиций осуществлялся без льгот, и они направлялись в приоритетные отрасли. Стабилизационные программы в Корее, например, реализовались без помощи МВФ.
Азиатская модель является региональной в том смысле, что, во-нервых, все большее число стран региона принимает эту стратегию и, во-вторых, она реализуется во взаимодействии с другими странами региона, втянутыми в общерегио-
нальный непрерывный процесс. Первые страны уходят все дальше в своем развитии, переходя к производству более сложной высокотехнологичной продукции, следующие за ними повторяют их путь, сегодня делая то, что первые делали вчера.
Азиатские экономисты полагают, что такой тип развития сокращает экономический разрыв между более и менее развитыми странами региона. Формы и характер связей между ними приобретают новые качества, в том числе и в области прямого финансирования. Распространение получили прямые инвестиции в экономику идущих следом стран, экспорт оборудования, материалов, технологий и т. д., который способствует подъему производительности местных фирм с высоким инновационным потенциалом и установлению с ними партнерских отношений по линии создания совместных предприятий, производственной кооперации, субподрядных связей.
Развитие современных производств в отставших странах Азии обычно начиналось с импорта технологически новых товаров из более развитых стран, сменяемого затем импортозамещающим производством, за которым следует экспорт новой продукции за рубеж. Затем, и даже одновременно с товарным экспортом, начинаются вывоз капитала и создание производств в других странах с более дешевым трудом; и, наконец, обратный импорт, сокращение, модернизация или закрытие устаревших производств и переход к более передовым их формам.
Первые три фазы развития, последовательность импорта, импортозамещающего производства и экспорта были впервые выявлены японским экономистом К. Акамацу в 1943 г. в его статистическом исследовании предвоенной японской промышленности. Автор пришел к выводу, что вновь индустриализуемой стране (в то время это была Япония) присуща последовательность Y-образных кривых роста импорта, внутреннего производства и экспорта, напоминающая стаю летящих диких гусей.