Чистая монополия

Автор: Александр Каблов, 07 Сентября 2010 в 09:42, реферат

Описание работы

Чистая монополия (Pure monopoly) - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.

Работа содержит 1 файл

к.р. чистая монополия.rtf

— 507.83 Кб (Скачать)
 
 

     

     

 

    Естественно, со стороны монополии возникает вопрос об издержках после введения общественно оптимальной цены. Возможна ситуация, когда цена, которая равняется предельным издержкам, будет так низка, что не сможет покрыть издержки монополии. Тогда фирма будет нести убытки, что в свою очередь заставит ее уйти с рынка.

    На рисунке 10. видно,  что общественно оптимальная цена никогда не будет превосходить ( находится выше ) АС.  Принятие такой цены означает для монополиста, что в краткосрочном периоде он будет нести убытки, а в долгосрочном -  ему грозит банкротство.

    Из данной ситуации для регулирующего органа есть три  возможных выхода:

  1.   покрывать издержки монополиста, субсидируя его;
  2.   оправдать ценовую дискриминацию со стороны монополиста;
  3.   установить другую, более высокую цену.

    Как правило,  регулирующие органы отступают в некоторой степени от цели достижения эффективного распределения ресурсов и идут именно по - третьему пути. Цена, устанавливаемая в таком случае называется  ценой, обеспечивающей справедливую прибыль.

    Поскольку  валовые издержки включают  в себя нормальную прибыль, то  из рисунка 10. видно, что цена, обеспечивающая справедливую прибыль будет равна Pf, так как кривая спроса пересекает кривую средних издержек только при такой цене. Соответственно, выпуск при данной цене будет равен Qf

    РЕАКЦИЯ МОНОПОЛИИ НА НАЛОГИ.

 

     Рисунок G          цена

                             85             

                                     80    

                              70                                                                                           LRAC' =

                                                                                                                                                    LRMC' 

    

     D

 
 

                                                                                                              MR

 
 
 
 
 
 

                                   0

                                  0                             Qm2        Qm1     Qc2             Qc1       

 

    Вопрос реакции монополии на обложение ее продукции налогом рассмотрим на конкретном примере. Пусть существует фирма - монополист, производящая сигареты. Сделаем следующее  предположение, пусть долгосрочные издержки монополиста остаются неизменными. Таким образом,  цены на факторы производства не зависят от уровня выпуска фирмы.

    Рисунок 12. отображает воздействие налогообложения на продукт монополиста. Пусть монопольная цена составляет 80  центов за пачку. Долгосрочные предельные и средние издержки составляют 60 центов с одной пачки сигарет.  Теперь пусть вводится налог в десять центов.  Тогда издержки на производство  вырастут также на  десять центов и составят 70 центов с пачки. Из графика видно, что монопольный выпуск сократится с Qm1  до Qm2 . Цена после введения налога составит  85 центов за одну пачку сигарет.

    Если бы данная фирма работала в совершенно конкурентной отрасли, ее первоначальный выпуск составлял бы Qc1 .  Налог в такой отрасли полностью отразился бы на цене данного товара и был бы оплачен потребителями. Выпуск падал до тех пор, пока цена не установилась бы на уровне 70 центов за одну пачку и составил бы Qc2. 

     Таким образом, можно сделать вывод, что хотя при конкуренции на рынке цены всегда ниже, чем в монополизированной отрасли,  доля налога, оплачиваемая потребителями при конкуренции выше, чем,  опять же,  у монополиста.

    Причина, почему монополист перекладывает на плечи потребителя лишь часть налога, а не полностью весь, как это делает конкурентная фирма, заключается в том, что монополист  старается приспособить свой выпуск к приростам своих предельных издержек вдоль кривой предельного дохода,  а  не кривой спроса на его продукт. Кривая предельного дохода всегда наклонена круче, чем кривая спроса на продукт,  это обуславливает  то, что  увеличение предельных   затрат,  вызванное введением налога, приводит к сокращению выпуска, но это сокращение вдвое меньше, чем  то, которое было бы в совершенно конкурентной отрасли. Соответственно,  при монополизации отрасли лишь часть налога отображается в  повышении цены после введения налога на товар фирмы.

    РЕАКЦИЯ МОНОПОЛИИ НА СУБСИДИИ.

 

    Для рассмотрения реакции монополии на субсидирование ее государством воспользуемся тем же примером и теми же предположениями ,что и в предыдущем  случае.

 

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок H

                цена

 
 
 

                           70

                           65

 
 
 

                          50                                                                                                                     LRMC      

 

    

                           40                                                                                                                LRMC - 10 центов                    

 

                                                                                        MR                                                    D

 
 
 
 
 

                                        

                                   0                           Qm1    Qm2                      Qc1                  Qc2   выпуск

      

 
 
 
 

    В случае совершенной конкуренции при неизменных LRAC субсидия полностью отразится в понижении цены. Но в случае чистой монополии этого не произойдет. Влияние субсидирования монополиста государством показано на рисунке 13. 

    Для начала предположим, что текущая монопольная цена составляет 70 центов за одну пачку сигарет. Данной цене соответствует выпуск равный Qm1,  Этот выпуск максимизирует прибыли монополиста, так как при нем  MR =  LRMC ( LRMC =  LRAC =  50 центам  ).

    Пусть государство дает монополисту субсидию в 10 центов на одну пачку сигарет. Это снизит долгосрочные предельные и средние издержки соответственно на те же 10 центов до 40 центов за пачку. тогда монополист устанавливает новый выпуск, при котором  предельный доход равен 40 центам  ( Qm2  ).  На графике видно, что цена снизится до 65 центов за одну пачку. Таким образом, только пять центов из субсидии в 10 центов переходит в понижение цены.

    Объяснение данной ситуации аналогично объяснению, приведенному в случае с введением налога на продукцию монополиста. Предельный доход падает быстрее, чем снижается цена. По мере снижения субсидией предельных издержек, монополия приспосабливает свой выпуск к новому равновесию вдоль кривой своего предельного дохода,  а не вдоль кривой рыночного спроса на продукт, продаваемый монополистом.

    Если бы отрасль была совершенно конкурентной рыночная цена ( без субсидии ) составила бы 50 центов за одну пачку сигарет. Субсидия, уменьшив долгосрочные средние издержки конкурентной фирмы до 40 центов, увеличила бы общий выпуск с Qc1 до Qc2. При  этом цена на рынке упала бы до 40 центов, так как рыночная  цена при субсидировании конкурентной отрасли падает на величину, равную величине субсидии. Монополия же менее чувствительна к субсидированию.

    Таким образом, можно сделать вывод:

    монополия перекладывает на потребителей только часть налогов и субсидий, чем это делает конкурентный продавец.

    Этот вывод основывается на том, что предельный доход падает быстрее, чем снижается цена на товар монополиста

    ценовая дискриминация.

    Монополист получает возможность проводить ценновую дискриминацию       только в том случае, когда потребители не могут перепродать продукт монополиста. Термин ценовая дискриминация означает тот факт, что монополист имеет возможность назначать различные цены для разных групп потребителей  на товар одного и того же качества.

    Наиболее часто ценовой дискриминацией пользуется фирмы, обеспечивающие какие - либо коммунальные услуги. Например, цены  на коммунальные услуги для предприятий всегда выше, чем для индивидуального потребителя.  Практика ценовой дискриминации также очень широко распространена в  различных авиакомпаниях, которые назначают совершенно различные цены на один и тот же рейс разным группам пассажиров.

    Для возникновения ценовой дискриминации на рынке необходимо выполнение двух условий:

      Отрасль должна быть монополизирована.  У конкурентной фирмы нет контроля над ценой, поэтому она не может проводить ценовую дискриминацию в отрасли. Фирма должна полностью контролировать  цену на свой товар, чтобы заниматься ценовой дискриминацией. Монополия начинает  заниматься ценовой дискриминацией, когда с ее помощью она имеет возможность увеличить свои прибыли.

       Нельзя перепродать товар, который производит монополист, занимающийся ценовой дискриминацией.  Если возможно легко перепродать данный товар и получить за это прибыль, то люди, купившие этот товар по более низкой цене, смогут преподать его другим, это в долгосрочном аспекте приведет к тому, что  на рынке установиться определенная единая для всех потребителей цена, то есть монополист уже не сможет контролировать свою цену  и должен будет   отказаться от применения ценовой дискриминации на данный товар.Рисунок I  Совершенная ценовая дискриминация.

           

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     цена

                                        А

    

 
 
 

                           Рм                                                         В

 
 
 
 

                                                                                      C                                                            MC =  AC

                             Pl                                                       

                                                                                                                                            E                   D

 
 
 
 
 
 

                                                                                                                              MR 

 

    

                                    0                                        Qm                                                         Qd      выпуск

 

     

 

    Рассмотрим пример ценовой дискриминации.  Пусть в мире есть только один врач, который способен   выполнить определенную операцию.  То есть он является монополистом на рынке данной операции, любой нуждающийся в ней человек   вынужден идти к нему,

    График на рисунке 14. отображает ситуацию на данном рынке. 

Информация о работе Чистая монополия