Чистая монополия

Автор: Александр Каблов, 07 Сентября 2010 в 09:42, реферат

Описание работы

Чистая монополия (Pure monopoly) - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.

Работа содержит 1 файл

к.р. чистая монополия.rtf

— 507.83 Кб (Скачать)

    Если предельные издержки не равны нулю, монополист знает, что он может максимизировать прибыли путем установления такой цены, при которой сохраняется эластичность спроса на данный товар.

    ДОЛГОСРОЧНОЕ МОНОПОЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

 

    В долгосрочном плане мы имеем правило максимизации прибыли:

 

    MR = LRMC                       

    Это означает, что в долгосрочном плане монополист может наращивать производство до тех пор, пока не будет выполнено данное равенство.

    В долгосрочном плане опять очень важно наличие барьеров для входа в данную отрасль, иначе экономическая прибыль, получаемая монополистом привлечет в отрасль новых продавцов. После чего будет увеличено предложение и установится цена, позволяющая получать только нормальную прибыль. Таким образом, поддержание монополии в долгосрочном аспекте невозможно без наличия барьеров для входа в отрасль.

    Если монополия устойчива в долгосрочном аспекте и приносит прибыль в краткосрочном, то можно утверждать, что и в долгосрочном аспекте монополия будет приносить прибыль своим владельцам.

    Рассмотрим сначала монополию с одним источником производства ( заводом, мастерской и так далее ).

 

      

    цена и                                                                                                            

 

    

 

            Рм

 
 
 
 
 

    

 
 

                                                                   MR                          D

                                                                                                               

 
 
 

    

 

     

 

    Из графика видно, что  в долгосрочном аспекте монополия наращивает выпуск до тех пор, пока не будет достигнут выпуск Q ml, в котором выполняется равенство предельных издержек и дохода, максимизирующее прибыль монополиста.

    Однако отметим,  что на рисунке 5. нарисован график для монополии, строящей завод меньших размеров, чем тот, который соответствует минимальным долгосрочным издержкам LRAC min. Это можно объяснить уровнем спроса на продукт монополии: кривая предельного дохода пересекается с кривой  LRMC в точке, в которой LRMC < LRAC. При таком уровне спроса монополии использовать всю экономию от масштаба  производства ее товара ( при увеличивающемся эффекте роста масштабов производства ) не удастся.

 
 

     Рисунок C

    цена

    

 
 
 
 

                           Рм

    

 
 

                                                                                                                                                D

 

                 LRAC min

    

 

                                                                                                                        MR

 
 
 

                                                                                                                                                    выпуск

    

                                                                  Q ml

 
 
 

    На рисунке 6. показан случай, когда уровень спроса таков, что MR = LRMC  в точке,  в которой  LRMC = LRAC. В этом случае монополия строит завод размером, соответствующим  минимальным средним издержкам LRAC min. Только таким образом монополия сможет добиться использования всей возможной экономии от масштаба в долгосрочном аспекте.

    Однако, из графика видно, что потребители не получают прибыли от низких средних издержек монополиста, так как в условиях отсутствия конкуренции монополист устанавливает цену,  которая максимизирует его прибыль. Видно, что Рм выше, чем LRAC min.

    Теперь рассмотрим монополию с несколькими источниками производства.

    Мы знаем, что главная цель монополиста - это максимизация прибыли. Если у фирмы только один завод и она находится в ситуации изображенной на рисунке 7., то, возможно, монополист мог бы зарабатывать больше, если бы построил еще один завод. Если фирма осуществляет выпуск на заводах, чьи краткосрочные кривые издержек соответствую АС*,  то она может производить продукцию с более низкими средними издержками, чем когда весь монопольный выпуск производится на одном заводе, средние долгосрочные издержки которого отражаются кривой  АС2 . Имея два завода, монополия сможет увеличить выпуск, продавая больше без какого - либо увеличения средних или предельных издержек. Тем самым, монополист сможет увеличить прибыль в долгосрочном плане.

 
 
 
 
 
 

цена и себестоимость

    

 
 

    

 

            Рм

 

             Рм*                                                                                                                  D

 
 
 

                                                                                                                                      MR

    LRACmin

    

 
 
 
 
 

             

               

    

                          

 

    Q* - выпуск, который соответствует минимальным средним издержкам каждого завода с кривой краткосрочных средних издержек АС*, тогда получается, что выпуск, при котором долгосрочные средние издержки LRAC min равнялись бы предельному доходу MR, будет равен 2 Q*. Из этого можно сделать вывод, что, когда монополия увеличит выпуск свыше Q*  c  помощью нескольких заводов, в долгосрочном аспекте предельные средние и предельные  издержки не обязательно возрастут сверх минимальных средних издержек. Еще один вывод, который можно сделать из этого факта , состоит в том, что LRMC = LRAC min для всех выпусков, кратных Q* .

    Таким образом, много заводская монополия предпочтет выпускать количество товара равное nQ*, где каждый завод производит Q* , что составляет n - ую часть выпуска, максимизирующего прибыль. Причем монополист будет размещать производство  так, что на каждом заводе будет выполняться равенство:

 

    LRAC min = LRMC =  MR                          

    Возможно, на разных заводах по каким - то причинам устанавливаются различные уровни средних долгосрочных издержек. Но монополия имеет возможность перераспределять выпуск между своими заводами так, что при сохранении равновесного общего выпуска  на каждом заводе будет достигнуто равенство 5.

    МОНОПОЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

 

    Уже говорилось, что монополист, в отличие от конкурентного продавца, не является ценополучателем, и даже наоборот, сам назначает цену на рынке. Монополия может выбрать цену, которая максимизирует ее прибыль, и предоставить самим покупателям выбрать, сколько покупать данного товара. Таким образом, невозможно дать определение кривой спроса на продукцию монополии. Фирма решает сколько производить основываясь на информации о спросе на ее продукт. Если такая информация существует, то фирма назначает такой выпуск, при котором предельный доход равняется предельным издержкам.

    Кривая предельных издержек монополиста направленна вверх, но при повышении спроса на товар фирмы монополист не всегда увеличит свой выпуск. Изменение выпуска произойдет только при сдвиге кривой предельного дохода.

    Обратимся к графику 8.

 
 

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     цена

    

 
 
 

           Р2                                                                                МС

    

 
 
 
 

           Р1                                                                                                                                                       D2

    

                                                                                                                      D1

 

                                                                           MR2     MR1

 
 
 
 

       

                          0                                 Qm                                            выпуск

 
 
 
 

    График наглядно подтверждает полученные нами выводы. После повышения спроса монополист никак ни изменил свой выпуск, так как для нового спроса выпуск максимизирующий его прибыль остался прежним. Но теперь  потребители готовы покупать тоже количество по более высоким ценам, соответственно монополист поднимает рыночную цену до Р2  . Таким образом на повышение спроса на продукт монополист ответил повышением цены !

    Можно выделить две интересные особенности поведения монополиста:

  1.   На повышение спроса монополист не всегда отвечает увеличением выпуска, вместо этого монополист может просто поднять цены на свой товар. Его реакция зависит не только от изменения спроса на его товар, но и от  того, как изменится эластичность спроса, при изменении последнего. Поскольку изменение или сдвиг кривой предельного дохода зависит на прямую от изменения ценовой эластичности, связанной с данной ценой. Для монополиста сдвиг кривой предельного дохода, а не кривой спроса на его продут, является решающим фактором при изменении выпуска.
  2.   Невозможно определить кривую спроса для монополиста, так как для оного и того же количества товара   можно определить две и более цены. ( И наоборот две и более цены могут ставиться в соответствие одному и тому же выпуску ). Кривую спроса невозможно использовать для того, чтобы объяснить, какое количество продукции монополист предложит на рынок, так как  фирма сама назначает цены.

    МОНОПОЛЬНОЕ И КОНКУРЕТНОЕ  РАВНОВЕСИЕ.

 

    В этом пункте попробуем выделить различия между монопольным и конкурентным равновесиями, выраженные  в разницах цен, выпусков и прибылей.

    Для начала предположим, что цены на факторы производства и технологические процессы неизменны, как при монополии, так и при конкуренции. Возьмем рынок хлеба в городе. Сделаем еще одно предположение, что долгосрочные  средние и предельные издержки на производство хлеба составляют 2доллара для любого значения выпуска. Цель такого упрощения состоит в том, чтобы исключить возможность того, что существует фирма, которая может снабжать всех покупателей , имея преимущества в издержках, которых не у других меньших фирм, торгующих на полностью конкурентном рынке. В условиях совершенной конкуренции кривая долгосрочного предложения будет горизонтальной линией, соответствующей нашему условию: LRAC min = LRMC = 2.

    Пусть сейчас на рынке торгует 1000 фирм. Между собой ни одна из фирм не связанна.  Каждая фирма продает хлеб на полностью конкурентном рынке, соответственно цены определенны спросом и предложением.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

 

    Рисунок D 

    

 
 
 
 

                 3                                             М

 
 
 

                  2                                         А                             Е                    S

    

 
 
 

       

                                                                                                                                D

                                                                                 MR

                       

 
 

    

                                                         G                              F                                      

Информация о работе Чистая монополия