Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 02:20, доклад
Чистая монополия означает такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.
Чистая монополия означает такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. Установление чрезвычайно высоких цен сдерживается угрозой падения или отсутствия покупательского спроса. Монополист оценивает спрос и устанавливает цену на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.
Монополистами являются
предприятия коммунального
Таким образом, рынок чистой монополии - это рынок одного продавца. Чаще всего это государственные организации, при этом государственная монополия может при помощи ценовой политики решать различные задачи:
В случае регулируемой
монополии государство
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда,когда много продавцов конкурируют ,чтобы продать дифференцированный продукт на рынке ,где возможно появление новых продавцов.
Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:
Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами и характеристиками ,которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующей фирме.Дифферинциация товара означает ,что предмет ,продаваемый на рынке не является стандартизированным.Это может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий ,которые проистекают из различий в рекламе ,престиже торговой марки или “имидже” ,связанным с обладанием этим товаром.
При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм в общем превосходят 1% ,т.е. процент,который существовал бы при совершенной конкуренции.В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10 % продаж на рынке в течение года.
Эта особенность является следствием все же относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией.т.е. если отдельный продавец сократит цену ,то вероятно,что прирост объема продаж произойдет не за счет одной фирмы, а за счет многих.Как следствие , маловероятно , что какой-нибудь отдельный конкурент принесет достаточно значительные потери своей доли на рынке из-за уменьшение продажной цены какой-нибудь отдельной фирмы.Следовательно ,у конкурентов нет причин,чтобы отреагировать на это изменением своей политики ,поскольку решение одной из фирм не воздействует в значительной степени на их возможности извлекать прибыли.Фирма знает это и ,следовательно,не учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов,когда выбирает свою цену или цель по продажам.
При монополистической
конкуренции легко основать фирму или
покинуть рынок. Выгодная коньюктура на
рынке с монополистической конкуренцией
привлечет новых продавцов.Однако вход
на рынок не настолько легок,как он был
при совершенной конкуренции,поскольку
новые продавцы часто испытывают трудности
со своими новыми для покупателей торговыми
марками и услугами.Следовательно,уже
существующие фирмы с устоявшейся репутацией
могут сохранять свое преимущество над
новыми производителями.
ОЛИГОПОЛИЯ (от греч. oligos - малочисленный и poleo -продаю, торгую) - тип рынка, когда в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывает от трех и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Но это довольно редкое явление. В современных условиях во многих странах мира с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип производства. Например, в США рынок первичного свинца поделен между четырьмя крупными производителями; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников и стиральных машин поделен между пятью фирмами; 64% производства первичного алюминия и самолетостроения - между четырьмя компаниями. В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет находится в руках трех производителей, во Франции 100% сигарет и холодильников производятся тремя крупными фирмами.
Отличается от других
типов несовершенной конкуренции тем,
что имеет место взаимозависимость фирм
в отрасли. Олигополисты - не только конкуренты,
но и одновременно негласные партнеры.
При небольшом количестве производителей
в отрасли фирме-олигополисту необходимо
планировать свою стратегию с учетом поведения
других участников рынка. Олигополисты
как бы находятся в «одной лодке». Оказывает
на развитие экономики двоякое воздействие.
С одной стороны, выступает антиподом
монополии, с другой - препятствует развитию
совершенной конкуренции.
Чи́стая
монопо́лия — положение на рынке
товаров и услуг, характеризующееся наличием
только одного продавца данного вида товара
или услуги[1].Характерными чертами данной
ситуации являются: уникальность продукта,
владение основными видами сырья, низкие
средние затраты, патентные права, особые
привилегии (лицензии)[2]. Чистые монополии
возникают обычно там, где отсутствуют
альтернативы данному товару или услуге,
отсутствуют близкие заменители[3].Для
чистой монополии характерен высокий
уровень цен, дальнейший рост которых
сдерживается только риском снижения
спроса.
Тео́рія кори́сності — складова частина економічної теорії, яка прагне пояснити економічну поведінку раціонального індивіда через використання понять «корисність» та «максимізація корисності».
Економісти використовують дві основні концепції (підходи) щодо пояснення вибору індивіда між тим чи іншим набором товарів. Перша (за часом виникнення) - кардиналістська концепція, пояснює вибір індивіда кількісною оцінкою корисності набору товарів в певних абстрактних одиницях - ютилях. На разі індивід вибирає набір благ з більшою кількістю ютилів. Друга (зараз найбільш авторитетна в науковому світі) - ординалістська концепція. Прихильники цього підходу вважають, що індивід не може кількісно виміряти корисність набору благ. Рішення індивіда щодо вибору набору благ основується на оцінці того, чи є даний набір благ кращий або гірший від попереднього.