Фирма в условиях чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения работы является рассмотрение поведения фирмы в условиях чистой монополии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие чистой монополии.
2. Рассмотреть поведение фирмы в краткосрочном периоде.
3. Изучить поведение фирмы в долгосрочном периоде.
4. Выяснить суть ценовой дискриминации.
5. Рассмотреть экономическую эффективность в условиях чистой монополии.

Содержание

1 Ведение
2 Понятие чистой монополии
3 Спрос и доход в условиях чистой монополии
4 Поведение фирмы в краткосрочном периоде
5 Ценовая дискриминация
6 Экономическая эффективность в условиях чистой монополии
7 Заключение
8 Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Фирма в условиях чистой монополии.doc

— 345.50 Кб (Скачать)

     Министерство  Образования Российской Федерации

     1-й  Профессиональный Институт Управления

     Кафедра Менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     по  микроэкономике

     на  тему:

     «Фирма  в условиях чистой монополии» 
 

     Выполнил: студент группы УМШЗ -

     11/11 Вск -3-Б

     Устинов Николай Васильевич

     Руководитель: КЭН Погорелова Марина Яковлевна 
 
 
 
 

     Москва, 2011

 

     Содержание 

1 Ведение

2 Понятие чистой монополии

3 Спрос и доход в условиях чистой монополии

4 Поведение фирмы в краткосрочном периоде

5 Ценовая дискриминация

6 Экономическая эффективность в условиях чистой монополии

7 Заключение

8 Список используемой литературы

 

     Введение 

     Тема  курсовой работы «Фирма в условиях чистой монополии».

     В России значительная часть промышленной продукции выпускается единственными  предприятиями-монополистами.

     Поэтому исследование рынка чистой монополии  имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Изучение проблем, связанных с деятельностью предприятий-монополистов, необходимо для поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на повышение эффективности деятельности, как самих предприятий-монополистов, так и экономики в целом.

     Целью выполнения работы является рассмотрение поведения фирмы в условиях чистой монополии.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. Дать понятие чистой монополии.

     2. Рассмотреть поведение фирмы  в краткосрочном периоде.

     3. Изучить поведение фирмы в долгосрочном периоде.

     4. Выяснить суть ценовой дискриминации.

     5. Рассмотреть экономическую эффективность в условиях чистой монополии.

     Теоретической основой работы явились труды  отечественных авторов по экономической  теории, основам экономики, микроэкономике.

     Структура реферата состоит из введения, пяти глав, раскрывающих основное содержание работы, заключения и списка литературы.

 

     1. Понятие чистой монополии 

     Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

     Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

     Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.

     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

     Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

     1. Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом, который называется монополистом. Иными словами, фирма-монополист является единственным производителем товара и олицетворяет собой всю отрасль.

     2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде и не имеет близких заменителей. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары иных отраслей меняется незначительно, а поэтому перекрестная эластичность спроса монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая;

     Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора; они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста. 1

     3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.2

     Основными барьерами, препятствующими проникновению  новых предприятий на рассматриваемый  рынок, являются:

     а) Юридические барьеры – монопольные  права, предоставляемые государством. Важнейшими видами юридических барьеров являются патенты, авторские права и лицензии.

     б) Естественные барьеры. Они обусловлены:

     - собственностью на уникальные  природные ресурсы. Например, монополистом  может стать фирма, геологи  которой обнаружили месторождение  уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на  земельный участок, где располагается это месторождение. Никто другой это месторождение использовать не сможет, так как закон защищает права собственника.

     - экономией на масштабах производства. В некоторых отраслях положительный  эффект от роста масштабов  производства исчерпывается при достаточно большом объеме производства, близком или превышающем величину спроса на данный продукт по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Поэтому самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы.

     в) Экономические барьеры – барьеры, возводимые самими производителями  в результате обладания уникальными  способностями и знаниями. Так  певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на свой продукт.

     Юридические, естественные и экономические барьеры непреодолимы только в течение определенного периода, более или менее длительного. Юридические барьеры обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченный интервал времени, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента или лицензии препятствие для входа в отрасль исчезает. Естественные барьеры могут быть преодолены в результате появления новых технологий, открытия новых источников природных ресурсов. Любые барьеры могут быть разрушены в результате появления товаров-субститутов.3

     4. Предприятие-монополист осуществляет  полный контроль над ценой.  Оно может изменять цены путем  манипуляции количеством его  предложения. В зависимости от  типа ценообразования выделяют  простую и дискриминирующую монополию.

     Монополия, реализующая всю свою продукцию по единой цене, называется простой.

     Монополия, реализующая свою продукцию по разным ценам, называется дискриминирующей.

     5. Кривая спроса фирмы (отрасли) имеет отрицательный наклон.

     Фирма в состоянии построить кривую спроса на свою продукцию.

     Зная кривую спроса, монополист может определить, какая комбинация объема выпуска и цены обеспечит ему максимальную прибыль. Обратим внимание, что монополист не может назначить какую угодно цену на свой товар. Каждому уровню цены на рынке соответствует определенное количество продукта, которое потребители готовы купить в данное время. Поэтому монополист не так всесилен, как это иногда представляется. Если он назначает объем выпуска, кривая спроса подскажет ему предельную цену, которую примет потребитель. Если монополист назначает цену, он должен ограничить предложение тем объемом, которое ему диктует потребительский спрос. Поэтому в условиях монополии фирма должна принять одновременное решение по объему выпуска и цене, т.е. выбрать некоторую их комбинацию, исходя из особенностей кривой спроса.

     Таким образом, у монополиста нет своей кривой предложения, независимой от кривой спроса на его продукцию. Фирма выбирает лишь одну точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть.4 

     2. Спрос и доход в условиях чистой монополии 

     Кривая  спроса на продукцию предприятия  в условиях чистой монополии есть отраслевая кривая спроса. Она имеет, согласно закону спроса, нисходящий характер. Нисходящий характер кривой означает, что увеличение продаж монополистом может быть достигнуто только при снижении цены на продукцию.

     Спрос на продукцию предприятия определяет его доход: средний, предельный, совокупный.

     Средний доход (AR) – доход, приходящийся на единицу  проданной продукции.

     Предельный  доход (MR) – величина изменения общего дохода при уменьшении (увеличении) объема производства на единицу.

     Общий доход (TR) представляет собой произведение количества проданной продукции (Q) и ее цены (P).

     Кривая  спроса совпадает с кривой среднего дохода (рис.1). 

     

     Рисунок 1 – Динамика предельного и среднего доходов 

     Действительно, так как все единицы продукции  в условиях монополистической конкуренции  продаются по одной цене, то средний  доход равен цене продукции: 

     AR=TR/Q=(PхQ)/Q=P (1) 

     Нисходящий  характер кривой спроса означает, что увеличение объема продаж может быть достигнуто только при снижении цены на продукцию. При этом предельный доход предприятия меньше среднего дохода. Это связано с тем, что снижение цены будет относиться не только к предельной единице, но и ко всем остальным.

     Кривая  предельного дохода располагается  ниже кривой спроса.

     По  определению предельный доход отражает величину изменения общего дохода. Поэтому, если предельный доход –  величина положительная, общий доход  повышается, если предельный доход  отрицателен, то общий доход уменьшается. В связи с этим, там, где кривая предельного дохода расположена выше горизонтальной оси, то есть предельный доход положительный, общий доход растет, где ниже общий доход уменьшается. Следовательно, при объеме выпуска продукции (Q1), соответствующего точке пересечения кривой предельного дохода с горизонтальной осью координат, общий доход максимальный. На рисунке 1 и рисунке 2 представлены кривые предельного, среднего и общего дохода. 

     

     Рисунок 2 – Динамика общего дохода 

     На  рисунке 1 предельный доход с ростом объемов продаж уменьшается. Если объем производства меньше Q1, то предельный доход положительный, если больше Q1, то предельный доход отрицательный. При объеме продаж Q1 предельный доход равен 0. Кривая спроса D, которая одновременно является кривой среднего дохода, располагается выше кривой предельного дохода.

Информация о работе Фирма в условиях чистой монополии