Чистая монополия

Автор: Александр Каблов, 07 Сентября 2010 в 09:42, реферат

Описание работы

Чистая монополия (Pure monopoly) - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.

Работа содержит 1 файл

к.р. чистая монополия.rtf

— 507.83 Кб (Скачать)

    ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ.

 

    Чистая монополия  (Pure monopoly) - ситуация на рынке, когда существует только один продавец  данного товара,  который не имеет  близких заменителей.  Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.

    Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во- первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например,  в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  муниципальными  властями и  правительственными организациями.   

    Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя  количество, которое она готова продать. Степень, до которой  монополист может использовать свою монопольную власть зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара.  В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной власть является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять - таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем.

    Рыночная  структура (market structure) указывает на число покупателей и продавцов на рынке, на их доли в общем количестве покупаемого и  продаваемого товара, степень стандартизации товара, а также легкость входа  на рынок и выхода  из рынка. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются крайними формами организации рынка ( рыночной структуры ). Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями.

    БАРЬЕРЫ ДЛЯ ВХОДА В ОТРАСЛЬ.

 

    Прибыли , получаемые продавцами на рынке, служат как сигнал для предпринимателей о том , стоит ли выходить на данный рынок или нет. Естественно, что высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет  на рынок  потенциальных производителей данного товара . Поддержание чистой монополии, следовательно, требует наличия условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополистом. Барьер для входа в отрасль ( Barrier entry )  -  ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы  поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен  свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые  монополистом, привлекли бы  на рынок новых продавцов,  значит возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами  исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном  счете,  стали бы конкурентными. 
 

    Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:

     Исключительные права, полученные от государства.  Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого  монополиста может выступать само государство.

      Патенты и авторские права.   Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки etс исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются  эксклюзивные права на реализацию продукта.

      Собственность на все предложение производственного ресурса.   Монополия также может поддерживаться  в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для  производства монополизированного товара.

      Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является  чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

      Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка, Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы  возможно, если бы  на рынке было бы большее количество продавцов. Это может способствовать монополизации рынка, так как монополист имеет возможность устанавливать низкие цены, соответствующие его издержкам, что сделает недоступным  данный рынок для потенциальных продавцов, так как они не смогут получать прибыль при данной цене. Так, если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и при этом получать прибыль путем расширения производства, удовлетворяя долгосрочный рыночный спрос,   то в итоге на рынке останется только одна фирма - монополист. При появлении доминирующей фирмы новые фирмы не могут войти на рынок, так как они изначально слишком малы, чтобы достичь таких средних издержек, которыми обладает фирма - монополист. Последняя может использовать контроль над ценой, чтобы устранять конкурентов со своих рынков сбыта. Фирма, которая может обеспечить весь рыночный спрос на какой - либо товар с меньшими средними издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли бы такое же количество товара, называется естественной монополией (natural monopoly ).  Преимущества низких издержек производства естественной монополии показаны на графике 1.

           У  естественной монополии LRAC  снижается  вдоль всего интервала значений выпуска, для которого кривая спроса лежит выше  LRAC.  Естественная монополия может произвести количество Q1  c более низкими долгосрочными средними издержками, чем это могут сделать две меньшие фирмы, каждая из которых выпускает  Q1/2.  Q1=2Q1/2. 
 

     

     цена   

      

     LRAC2   

                                                                        

       P1 =LRAC1                                      

                                                                      D 

                       Q1/2               Q1        выпуск     

    СПРОС НА ПРОДУКТ МОНОПОЛИСТА.

 

    Кривая  спрос на  выпуск продукции монопольной фирмы совпадает с наклоненной вниз кривой рыночного спроса  на продукт, продаваемый монополией. Поэтому монополист  считается  с реакцией покупателей на изменение цены, когда устанавливает цену на свой продукт.

    Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой определенный период времени. И раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определится кривой спроса. Аналогично, если  фирма - монополист выберет в качестве устанавливаемого параметра количество товара поставляемого ею на рынок, то цену, которую потребители заплатят за это количество товара, определит спрос на данный товар.

    Предложение продукции чистой монополией является рыночным предложением.  Спрос на товар монополиста также является рыночным спросом. ( Это объясняет тот факт, что монополист не является получателем цены ),

    ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД МОНОПОЛИСТА.

 

    В предыдущем пункте мы уже говорили, что кривая спроса на продукт монополиста направлена вниз, поэтому при увеличении количества товара он вынужден понижать цену. Предельный доход дополнительных продаж монополиста всегда меньше, чем цена. Это можно проиллюстрировать числовым примером.

    Предположим, существует только одна фирма проводящая специальную доработку автомобилей.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица A

    
      Число машин за год        Цена          Общий  доход

            

      Предельный доход

           

    0     более 1000000     0                    -
    1     1000000     1000000     1000000
    2     900000     1800000     800000
    3     800000     2400000     600000
    4     700000     2800000     400000
    5     600000     3000000     200000
    6     500000     3000000     0
    7     400000     2800000     - 200000
    8     300000     2400000     - 400000
 

    В таблице 1 показаны данные о цене одной машины и о количестве, которое будет куплено по данной цене в течении одного года. При цене в 1, 000, 000   за одну машину только один человек захочет купить такую машину, причем не более одной штуки в год. Общий доход получаем также равен предельному доходу и равен 1,000,000 .      ( Предельный доход является  просто изменением общего дохода от каждой дополнительной   проданной машины ).

    Если фирма захочет продать две машины, то ей прийдется  понизить цену до  900,000  за одну машину. Тогда общий доход будет равен 1, 800, 000   в год. предельный доход от второй машины получится 800,000, что на 100, 000  меньше, чем цена, по которой были проданы машины.

    Из таблицы 1. видно, что за исключением случая, когда продается только одна машина, предельный доход всегда меньше, чем цена. Необходимо заметить, что продавая более шести машин в год, вы уменьшаете, а не увеличиваете свой общий доход, а предельный доход принимает отрицательные значения. 

      
 

цена и MR

1000000

900000

800000

700000                                                    D

600000

500000

400000

300000

200000                                                           MR

100000

               

    0                 1      2       3      4      5     6     7     8       9      10 

-100000                                                                число машин за год

-200000 

    Рисунок два графически воспроизводит данные таблицы 1.  При цене в 1, 000,000 долларов общий доход представлен площадью OABG. Когда цена снижается до 900, 000 долларов, то общим доходом теперь является площадь DCEF. Предельным доходом от второй машины является площадь DEFG ( прибавка дохода)  минус ABDC (  потеря дохода при отказе от возможности продать первую машину по цене в 1, 000, 000  долларов ).  Из графика видно, что предельный доход падает значительно быстрее цены: на каждое понижение цены  на 100, 000   долларов предельный доход падает на 200, 000 долларов.

Информация о работе Чистая монополия