Понятие и признаки чистой конкуренции, прибыль монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:55, реферат

Описание работы

Фирма, с одной стороны, выступает как поставщик своих товаров, с другой как потребитель, как носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объемом производимых с их помощью продуктов. Коэффициентом пропорциональности выступает предельные издержки производства.
В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему фактором производства и их вкладу в производство.

Работа содержит 1 файл

Экономика отрасли.docx

— 41.15 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

В конце 19 начале 20 в. во многих работах прославлялась  экономика «свободной конкуренции».  В этот период отождествлялись понятия, с одной стороны, «свободная конкуренция» и «совершенство», с другой –  «монополия» и «несовершенство  экономического механизма»,  «монополия»  и «социальная несправедливость».

      Термин «несовершенная» означал  в то время несовершенство, неэффективность  из-за нарушения механизма выравнивания  прибылей и «социальное несовершенство»  из-за того, что монополия часть  «законной прибыли» изымала у  других отраслей.

      Позднее термин «несовершенная  конкуренция» утратил смысл экономического  несовершенства, так как представители  теории «несовершенной конкуренции»  стали рассматривать монополию  как условие массового производства, которое сопровождалось ростом  производительности труда, снижение  издержек производства.

      «Несовершенство» стало признаваться  фактически только с социальных  позиций. Оно проявлялось по  отношению к немонополизированным  производством.

      Дж. Гэлбрейт рассматривает в  качестве несовершенной конкуренции  в условиях мелкого бизнеса  или незрелых монополий в начале 20 века. Он считал, что конкуренция  принимает совершенный характер  переходе  к современному господству  «зрелых» монополий, которые по  его мнению, стремятся не максимизации  прибыли, а к минимизации риска  и к достижению устойчивых  темпов роста.

      Фирма, с одной стороны,  выступает  как поставщик своих товаров,  с другой как потребитель, как  носитель спроса на факторы  производства. При этом цены на  отдельные факторы производства  должны быть пропорциональны  соответствующим физическим объемом  производимых с их помощью  продуктов. Коэффициентом пропорциональности  выступает предельные издержки  производства.

       В результате в точке равновесия  достигается «справедливое» распределение  продукта, при котором каждый  участник обмена получает лишь  ту долю продукта, которая соответствует  принадлежащим ему фактором производства  и их вкладу  в производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

 

    1. Общие понятия.

Конкуренция в экономической среде  бизнеса – это явление , с которым должен считаться каждый  серьезный предприниматель.

 Конкуренция – это (от лат. concurre – сталкиваться) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров и услуг.

  Конкуренция, цель каждого  предпринимателя – максимализации прибыли. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема  производства , они выступают по отношению к друг другу как соперники или конкуренты.

Конкуренция является необходимым элементом  рыночного механизма.

Но понятие  конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это  и способ хозяйствования, и такой  способ существования капитала, когда  один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается  как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и  способ развития. Кроме того, конкуренция  выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой  - повышение эффективности хозяйственной  деятельности, ускорение НТП.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые  не могут управляться организацией.

Джона Вайолет  Робинсон в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (Москва, 1986) дает следующую характеристику совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого  производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции.»

 

    1. Признаки чистой конкуренции.

 

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Любая экономическая система  сталкивается с необходимостью решения  трех основных вопросов: Что производить? Как производить? и. Для кого производить?

В рыночной экономики эти вопросы решаются с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции).

Цель каждого предпринимателя  – максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной  деятельность. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов  производства, и они выступают  по отношению друг к другу как  соперники и конкуренты. Если предложения  какого-либо товара больше, чем спрос  на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свои товар  за частую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производство данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены  уже покупатели. Чтобы иметь возможность  приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности  более высокую цену, чем могут  это сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует  увеличение предложения данного  товара.

Конкуренция с одной стороны, это экономическая  состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба за товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С  другой стороны – элемент рыночного  механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере положения капитала.

 Конкуренция как экономический  процесс может быть представлен  в виде совокупности определенных  действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются  в виде экономического цикла,  который включает следующие последовательные  воспроизводственные процессы:

- формирование материально –  вещественных элементов производства  и трудового договора коллектива;

- организация производства, снабжение  сырьем, а также взаимодействие  с производственными, кредитно  – финансовыми и проектными  организациями на возмездной  основе;

- создание конкурентной продукции;

- сбыт продукции, включающий  меры по определению объемов,  времени и места ее реализации;

- создание за счет прибыли  инвестиционного фонда и его  использование для расширение  производства.

 Конкуренция  является необходимым  элементом  рыночного механизма. Однако характер  конкуренции может быть различным,  что существенно влияет на  способ достижения рыночного  равновесия.

Различия  в характере рыночной конкуренции  связаны с существованием различных  рыночных структур, которые отличаются друг т друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами  продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации необходимой для принятия экономических  решений.

Рыночная  конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

      Преимущества:

  • Способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров,
  • Вызывает необходимость гибкого реагирования и быстрого адаптироваться к изменяющимся условиям производства,
  • Создание условия по оптимальному использованию научно – технических достижений в области создания новых товаров, внедрения новой техники и технологии, разработка более совершенных методов организации и управления производством,
  • Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей,
  • Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышения качества товаров.

      Недостатки:

  • Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, запасов недр)
  • Отрицательно сказывается на защите окружающей среды,
  • Не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективно пользования,
  • Не создает условия для развития фундаментальной науки, многих элементов сельского хозяйства,
  • Не гарантирует прав на труд, доход.

Не содержит механизмов, препятствующих возникновению  социальной несправедливости. В результате, при совершенной конкуренции  доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому  ни один из продавцов или покупателей  сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

 Свободная  конкуренция основана на частной  собственности и хозяйственной  обособленности.

Связь между  производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень  конкурентоспособности достигается  в том случае, если отдельная фирма  при реализации своей продукции  практически не оказывает влияние  на условия реализации на рынке.

Обычно  совершенная конкуренция предполагает выполнение следующих условий:

- объем  производства отдельных фирм  является незначительным и на  оказывает влияние на цену  реализуемого товара;

- реализуемые  каждым производителем товары  являются однородными;

- покупатели  хорошо информированы о ценах,  и если кто-то повысит цену  на свою продукцию, то потеряет  покупателей;

- продавцы  не вступают в сговор по  поводу цен и действуют независимо  друг от друга;

- фирмы  производители могут свободно  входить  в отрасль и выходить из нее.

Соблюдение  условий реализацию связь между  производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формированием рыночного  механизма образования цен и  самонастройки экономической системы  через достижения равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению  собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.

Наиболее  эффективно рыночный механизм действует  в условии свободной, или совершенной  конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:

  1. множеством покупателей и продавцов;
  2. высокой мобильностью факторов производства;
  3. отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
  4. однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;
  5. равным доступам всех участников рыночных отношений к информации

 Строго  говоря, совершенная конкуренция  в чистом в виде ни когда  и ни где не существовала. Лишь  некоторые рынки по своим характеристикам  могут приближаться к совершенной  конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому, совершенную конкуренцию  можно рассматривать как своего  рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим  первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. 

 Если  хотя бы один из принципов  совершенной конкуренции отсутствует,  то такая рыночная структура  называется несовершенной конкуренцией. Различают три основных вида  несовершенной конкуренции:

  1. Чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственная продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают.
  2. Олигополия, когда в отрасли существуют небольшое число фирм.
  3. Монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Информация о работе Понятие и признаки чистой конкуренции, прибыль монополии