Чистая монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Экономика предприятия, его финансовое состояние и положение на рынке во многом зависит от того, в условиях какой конкуренции работает данная фирма. Ведь каждый тип конкурентной борьбы отличается способами конкуренции между предприятиями-производителями, ценообразованием на предлагаемые на рынках товары, их качеством и многими другими аспектами экономической деятельности.
Данная контрольная работа раскрывает один из видов такой конкуренции, так называемую чистую монополию.
Основными задачами настоящей работы являются определение положительных и отрицательных сторон монополии, изучение поведения фирмы-монополиста, методов ценообразования и конкуренции, а также выявление последствий, к которым ведет существование чистой монополии.

Содержание

Введение
Понятие чистой монополии. Сущность и основные …
черты чистой монополии.
Социальные издержки, связанные с монополией. …
Монопольные цены. …
Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. …
Заключение …
Список используемой литературы …

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

Гомельский  государственный  технический университет  им. П.О.Сухого 

Заочный факультет

Кафедра «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа №1

по  дисциплине «Микроэкономика»

на  тему «Чистая монополия» 
 
 
 
 
 

                  Выполнила

                  студентка группы ЗМТф-11с

                  Космыкова Н.М.

                  Проверил  преподаватель:

                  Ефремов Я.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Гомель 2007

Содержание 

    Введение

  1. Понятие чистой монополии. Сущность и основные 

    черты чистой монополии.

  1. Социальные издержки, связанные с монополией. 
  2. Монопольные цены. 
  3. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. 

    Заключение 

    Список используемой литературы  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

    Экономика предприятия, его финансовое состояние  и положение на рынке во многом зависит от того, в условиях какой конкуренции работает данная фирма. Ведь каждый тип конкурентной борьбы отличается способами конкуренции между предприятиями-производителями, ценообразованием на предлагаемые на рынках товары, их качеством и многими другими аспектами экономической деятельности.

    Данная  контрольная работа раскрывает один из видов такой конкуренции, так  называемую чистую монополию.

    Основными задачами настоящей работы являются определение положительных и  отрицательных сторон монополии, изучение поведения фирмы-монополиста, методов ценообразования и конкуренции, а также выявление последствий, к которым ведет существование чистой монополии.

    С целью решения поставленных задач  в работе последовательно дается характеристика чистой монополии, ее характерных черт и особенностей, исходя из чего, сделаны соответствующие выводы.

    Тема, выбранная  для данной контрольной  работы, является актуальной в современной экономике, именно поэтому она очень широко освещена в учебной и специальной литературе и в периодической печати. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие чистой монополии.

    Сущность  и основные черты  чистой монополии 

    Когда речь идет о монополии вообще, то, как правило, имеют в виду абсолютную, или чистую, монополию. Монополия (от лат. monopolium) – исключительно право на производство и продажу чего-нибудь.

    В экономической теории абсолютную монополию  анализируют с двух сторон.

    Во-первых, ее рассматривают как тип фирмы. С этой точки зрения монополия  представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере хозяйства и использует свое господство для получения монопольно высокой прибыли.

    Во-вторых, в понятие «монополия» вкладывается тип экономического поведения фирмы. На рынке возникает ситуации, когда  покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукцию определенного вида. Это предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара, что позволяет ему единолично устанавливать цену на свой товар и получать максимально возможную прибыль. Степень использования монопольной власти для установления цен зависит от наличия на рынке близких заменителей товара. Причем следует отметить, что в данной ситуации монополистом может быть не только крупная фирма, но и небольшое по размерам предприятие. Поэтому, когда речь идет о чистой монополии, следует иметь в виду, что, рассматривая ее как тип фирмы, мы одновременно рассматриваем монополию и как тип экономического поведения фирмы на рынке.

    Теория  и практика функционирования экономических  систем показывают, что монополизация  национальной экономики обусловлена  рядом взаимодополняющих факторов:

    • стремлением предпринимательской фирмы максимизировать объем прибыли, что ориентирует на расширение масштабов производства;
    • дифференциацией товаропроизводителей в соответствии с законами рынка, когда выделяются «процветающие» фирмы и менее удачливые, которые вынуждены покидать отраслевой рынок;
    • преимуществами крупного производства, которые имеют объективный характер; длительным сохранением положительного масштаба производства, при снижении средних и предельных издержек производства;
    • влиянием НТП, когда возможность внедрения новшества предполагает наличие крупного капитала. А само внедрение такого новшества обуславливает появление дополнительных экономических преимуществ. Следует отметить, что многие отрасли 1-го подразделения национальной экономики просто обречены на образование «естественных монополий»;
    • издержками конкурентной борьбы, что сопровождается возрастанием общего риска хозяйствования и способствует образованию соответствующих союзов или «экономических монополий»;
    • моделью реализуемой экономической политики, которая способствует образованию, например, «национальных чемпионов» (налоговые льготы, субсидии и т.д.).

    В образовании монополий обнаруживаются две основные тенденции:

    1. появление крупных предприятий или фирм на основе концентрации производства и их доминирующего положения в отрасли;
    2. Образование союзов или достижения соглашений ряда крупных и средних фирм.

    Возможность таких союзов возрастает на определенном этапе вслед за уменьшением числа  хозяйствующих субъектов отрасли. Необходимость монополистических  союзов вытекает из идеи координации  деятельности и стремления уменьшить  издержки конкурентной борьбы.

    В экономической теории выделяются низшие и высшие формы монополистических  союзов. Низшие – временные союзы  или соглашения, которые достигаются  для реализации определенного проекта. Высшие – это картель, синдикат, трест и концерн.

    Картель – объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли национальной экономики, которое не ограничивает их самостоятельность, предполагает установление единых цен, раздел рынка, определение квоты на производство на производство и реализацию продукции.

    Синдикат – объединение ряда предприятий одной отрасли производства при ликвидации их коммерческой самостоятельности. В этом случае обеспечиваются совместные реализация продукции, закупка исходного сырья и т.д.

    Трест – объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей национальной экономики при полной ликвидации их самостоятельности. В этом случае формируется корпоративная собственность; возникают акционерные общества, объединения по типу комбинатов, что позволяет монополизировать источники сырья, перевозку и др.

    Концерн – объединение предприятий ряда отраслей национальной экономики, включая банки, транспорт, торговые компании. 
 
 
 
 
 

    Для чистой монополии характерны следующие  черты:

    • господство одной фирмы;
    • отсутствие близких заменителей, что вынуждает покупателя приобретать товар только у данной фирмы, а производителю позволяет обходиться без широкой рекламы, не неся при этом больших издержек обращения;
    • диктат цен;
    • блокирование вступления в отрасль других фирм.

    Последнее объясняется тем, что фирма-монополист, как правило, имеет более высокую по сравнению с другими фирмами прибыль. Это привлекает в данную отрасль, других производителей, для которых устанавливаются соответствующие барьеры.

    Реальными барьерами, препятствующими вступлению в отрасль, являются:

    • эффект масштаба. Новым фирмам, вступающим в отрасль, необходимы крупные капиталовложения для того, чтобы вести высокоэффективное хозяйство, обеспечивающее уровень производство не ниже уже действующей фирмы-монополиста;
    • исключительные права. В некоторых странах правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца товаров и услуг (например, газ, связь и др.), но взамен на эти привилегии сохраняет за собой право регулировать деятельность таких монополий, чтобы исключить ущерб, который они могут принести немонополизированным отраслям и населению;
    • патенты и лицензии. Государство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права. Кроме того, государство может выдавать лицензии на определенный вид деятельности и ограничивать вступление других фирм в отрасль. Монополии, которые имеют защиту от конкуренции в виде патентов, лицензий и др., называются закрытыми. Монополии, которые такой защиты не имеют, называются открытыми;
    • Собственность на важнейшие виды сырья. Фирма, владеющая сырьем или контролирующая его, может препятствовать созданию конкурирующих фирм, лишая их доступа к сырьевым ресурсам.

    Кроме этих барьеров, препятствующих вступлению в отрасль, монополии могут использовать и нечестные способы, такие, как физическое устранение конкурента, давление на банке с целью воспрепятствовать получению конкурентом кредита, переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов и др.

    В экономической теории выделяют три  вида монополии – закрытые, естественные, и открытые.

    Закрытая  монополия защищена юридическими запретами  на конкуренцию (патентами, авторскими правами). Естественная монополия –  отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны: одна фирма обслуживает весь рынок. Открытая монополия – незащищенная от конкуренции монополия, являющаяся единственным производителем в течение некоторого времени.

    На  первый взгляд кажется, что монополия, вырастая из свободной конкуренции, уничтожает саму конкуренцию. Однако история свидетельствует об обратном: монополия не только не уничтожает конкуренцию, но и обостряет ее, порождая особенно острые противоречия, трения и конфликты. 

    В эпоху монополизма решающее значение приобретает конкуренция между крупными корпорациями в рамках отдельных отраслей национальных хозяйств и в масштабе всего мирового хозяйства.

    Появляются  новые методы конкурентной борьбы. Если в эпоху свободной конкуренции  главным ее средством была цена (ценовая  конкуренция), то при господстве монополий открытая ценовая конкуренция – явление редкое. Все более важное значение приобретают повышение качества продукта, предоставление гарантий и услуг по его обслуживанию, широкая реклама и т.д. Это объективно связано с научно-техническим прогрессом, в условиях которого требования к качеству, надежности и новизне продукции для потребителей весьма существенны.

    Сильнейшим  орудием конкурентной борьбы становятся различные нововведения. Современные  монополии стали центрами прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, располагающими исследовательскими лабораториями и большим научным потенциалом, контролирующим основные патенты. Темпы НТП превратились в решающее условие конкурентоспособности монополий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социальные  издержки, связанные  с монополией

    Социальный (от лат. socialis) – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

Информация о работе Чистая монополия