Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 02:23, курсовая работа
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Введение.
Проблемы
монополизации хозяйственной
С
начала 90-х годов эти проблемы
остро стали перед Россией: без
принятия твердых последовательных
мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы
и переход к рыночной экономике.
Успех экономических
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
1.Характерные признаки
модели рынка чистой
монополии. Особенности
издержек монополии.
Чистая монополия (от греч. “моно” – один, “полио” - продаю) является противоположностью совершенной конкуренции. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия “фирма” и “отрасль” совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие и т.д. В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.
Абсолютная,
или чистая монополия возникает
в том случае, когда одна фирма
становится единственным производителем
продукта, у которого нет близких
заменителей, или субститутов. Чистая
монополия характеризуется
Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, так как последняя представлена всего одним предприятием, единственным поставщиком данного товара. Поэтому то, что свойственно поведению предприятия, характерно и для отрасли. Именно в этом смысле чистая монополия и занимает противоположную позицию относительно чистой конкуренции.
Продукт
монополии уникален в том смысле,
что не существует адекватных или
близких заменителей
Появление
и длительное функционирование предприятий-монополистов
обусловлено наличием целого ряда экономических,
технических, юридических и других
барьеров, препятствующих вступлению
других товаропроизводителей в отрасль.
Однако в долговременном периоде
абсолютно непреодолимых
Исходя
из принципа различной степени
Закрытая монополия возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу хозяйственной деятельности, либо не допускают возможности использования чужой интеллектуальной собственности. На защите последней стоит, прежде всего, патентное право, институт авторских прав.
Естественная монополия образуется в тех отраслях, в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одно предприятие обслуживает весь рынок в целом. В таких отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит тот его объем, на который предъявляется спрос по цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска продукции между двумя или большим количеством предприятий приведет к тому, что масштабы производства каждого будут далеки от оптимума, что снизит эффективность их деятельности, а также вызовет потери у потребителей в результате роста цен.
Открытая монополия характеризуется тем, что предприятие на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта не в результате каких-либо мер по защите от конкурентов, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии, а благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. В ситуации открытой монополии часто оказываются предприятия, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Однако это не исключает появления конкурентов, но они могут появиться на рынке гораздо позже.
Конечно,
данная классификация имеет весьма
условный характер. Отдельные предприятия
при стечении благоприятных для
них обстоятельств могут
В
условиях чистой монополии общий
уровень средних издержек производства
может быть и ниже, и выше, чем
в условиях совершенной конкуренции.
Ниже он становится, в частности, благодаря
использованию эффекта
Однако в любом варианте издержки производства чистой монополии выше средних общих издержек.
Прежде
всего, во всех моделях рынков несовершенной
конкуренции средние издержки производства
выше минимальных средних издержек,
уровень которых может
На рис. 1.1 точка А фиксирует средние общие издержки фирмы, имеющей оптимальные масштабы производства, а точка В показывает средние общие издержки реальной средней фирмы, которые складываются из суммы издержек всех фирм, функционирующих в данной отрасли, масштабы производства которых отклоняются от оптимального уровня.
Однако
это еще далеко не все. Дело в том,
что монополия обязательно
Обычно рассматривают три группы причин, вызывающих специфические расходы монополии.
1. Сохранение монополии. Сюда относятся так называемые легальные издержки, находящиеся в пределах, допускаемых действующим законодательством, - затраты на приобретение лицензий, квот, патентов и т.п., и нелегальные издержки, связанные с применением методов нечестной конкуренции, а также с привлечением внимания представителей политической элиты, осуществляющих лоббирование (от английского lobby - кулуары) в пользу данной фирмы-монополиста (обработка парламентариев, членов правительства и правительственного аппарата, руководителей политических партий, профсоюзов, журналистов, представителей местных властей и т.п.)
2.
Безнаказанность и
Можно выделить некоторые виды затрат и упущенных возможностей, которые вызывают эффект Х-неэффективности:
Те или иные признаки Х-неэффективности присущи любому типу монополизма, включая монополию государства (заметим, что многие названные здесь явления Х-неэффективности весьма знакомы нам и являлись пороками чрезмерной централизации управления советской экономикой).
В результате монопольная фирма не способна минимизировать свои издержки производства и максимизировать свой выпуск при заданных ресурсах. Такое явление еще называют ситуацией технической неэффективности.
3.
Можно выделить еще такую
В
60-70-х годах в США появилась
так называемая теория извлечения ренты,
или теория политической ренты. Она
рассматривает перемещение
Политическая
рента выступает как доход
от полученных привилегий за вычетом
понесенных затрат. В основе этого
дохода лежит монополия, опирающаяся
не на естественную редкость, а на искусственно
созданную с помощью
Затраты, связанные с установлением и присвоением политической ренты, также увеличивают издержки монопольной фирмы.
Таким образом, издержки производства в модели рынка чистой монополии не только выше минимальных средних общих издержек, но и вообще выше средних общих издержек, т.е.:
где АТС – средние общие издержки чистомонопольной фирмы;
АТС – средние общие издержки фирмы на рынках несовершенной конкуренции.
Это
положение можно
2. Ценовая дискриминация.
Ценовая
дискриминация первой степени, или
совершенная ценовая