Модель рынка чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 02:23, курсовая работа

Описание работы

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Работа содержит 1 файл

модель рынка чистой монополии.docx

— 273.83 Кб (Скачать)

     Введение.

     Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения.

     С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит  от взвешенной, выверенной системы  регулирования государством монопольных  процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой  в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый  комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации  экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке  монополий.

     В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался  с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала  наличие свободной конкуренции  в хозяйственной деятельности.

     Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования  монополистических процессов и  конкуренции, понимание населением России необходимости экономических  реформ в данной сфере.

        1.Характерные признаки модели рынка чистой монополии. Особенности издержек монополии.  

     Чистая  монополия (от греч. “моно” – один, “полио” - продаю) является противоположностью совершенной конкуренции. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия “фирма” и  “отрасль” совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие и т.д. В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.

     Абсолютная, или чистая монополия возникает  в том случае, когда одна фирма  становится единственным производителем продукта, у которого нет близких  заменителей, или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым  рядом специфических черт.

     Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, так как последняя представлена всего одним предприятием, единственным поставщиком данного товара. Поэтому  то, что свойственно поведению  предприятия, характерно и для отрасли. Именно в этом смысле чистая монополия  и занимает противоположную позицию  относительно чистой конкуренции.

     Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует адекватных или  близких заменителей монополизированного  продукта. Перед покупателем стоит  проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него. В отличии от предприятий, действующих в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой. При нисходящей кривой спроса монополист может изменять цены на продукт путем манипуляции количеством его предложения.

     Появление и длительное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого ряда экономических, технических, юридических и других барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль. Однако в долговременном периоде  абсолютно непреодолимых барьеров для в вступления в отрасль не существует.

     Исходя  из принципа различной степени ограниченности доступа на рынок, монополии могут  быть классифицированы как закрытые, естественные и открытые. В силу различных обстоятельств одно предприятие  может стать единственным поставщиком  продукции на рынке.

     Закрытая  монополия возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу хозяйственной деятельности, либо не допускают возможности использования чужой интеллектуальной собственности. На защите последней стоит, прежде всего, патентное право, институт авторских прав.

     Естественная  монополия образуется в тех отраслях, в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одно предприятие обслуживает весь рынок в целом. В таких отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит тот его объем, на который предъявляется спрос по цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска продукции между двумя или большим количеством предприятий приведет к тому, что масштабы производства каждого будут далеки от оптимума, что снизит эффективность их деятельности, а также вызовет потери у потребителей в результате роста цен.

     Открытая  монополия характеризуется тем, что предприятие на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта не в результате каких-либо мер по защите от конкурентов, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии, а благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. В ситуации открытой монополии часто оказываются предприятия, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Однако это не исключает появления конкурентов, но они могут появиться на рынке гораздо позже.

     Конечно, данная классификация имеет весьма условный характер. Отдельные предприятия  при стечении благоприятных для  них обстоятельств могут обладать чертами сразу нескольких видов  монополий. На больших исторических интервалах времени все без исключения монополии можно считать открытыми. Действительно, легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии  от конкурентов, могут быть либо опротестованы, либо отменены, что нередко встречается  в антимонопольной практике различных  стран. Преимущества в издержках  естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии или появлением принципиально новых субститутов.

     В условиях чистой монополии общий  уровень средних издержек производства может быть и ниже, и выше, чем  в условиях совершенной конкуренции. Ниже он становится, в частности, благодаря  использованию эффекта масштабов  производства, что не под силу мелким капиталам.

     Однако  в любом варианте издержки производства чистой монополии выше средних общих  издержек.

     Прежде  всего, во всех моделях рынков несовершенной  конкуренции средние издержки производства выше минимальных средних издержек, уровень которых может достигаться  лишь фирмами, имеющими минимально эффективные  размеры масштаба производства (см. рис. 1.1)

     На  рис. 1.1 точка А фиксирует средние общие издержки фирмы, имеющей оптимальные масштабы производства, а точка В показывает средние общие издержки реальной средней фирмы, которые складываются из суммы издержек всех фирм, функционирующих в данной отрасли, масштабы производства которых отклоняются от оптимального уровня.

     

     Однако  это еще далеко не все. Дело в том, что монополия обязательно ведет  к завышению издержек производства, т.е. наличие монополии вызывает специфические расходы, не связанные  напрямую с особенностями производства и реализации производимых продуктов  или услуг.

     Обычно  рассматривают три группы причин, вызывающих специфические расходы  монополии.

     1. Сохранение монополии. Сюда относятся так называемые легальные издержки, находящиеся в пределах, допускаемых действующим законодательством, - затраты на приобретение лицензий, квот, патентов и т.п., и нелегальные издержки, связанные с применением методов нечестной конкуренции, а также с привлечением внимания представителей политической элиты, осуществляющих лоббирование (от английского lobby - кулуары) в пользу данной фирмы-монополиста (обработка парламентариев, членов правительства и правительственного аппарата, руководителей политических партий, профсоюзов, журналистов, представителей местных властей и т.п.)

     2. Безнаказанность и самоуверенность  монополистической власти. Это –  оборотная сторона отсутствия  конкуренции. Затраты, вытекающие  из этой ситуации получили  название Х-эффективность, хотя  по смыслу чаще их называют  Х-неэффективность. Первоначально  этот термин относился к взаимоотношениям  управляющих и рабочих, затем  его использование было расширено  на отношения управляющих и  собственников.

     Можно выделить некоторые виды затрат и  упущенных возможностей, которые  вызывают эффект Х-неэффективности:

    • неэффективное управление, вытекающее из пренебрежения достижениями науки и техники, опытом более эффективных фирм, волевых решений управляющих;
    • уклонение от предпринимательского риска;
    • принятие на работу по принципу родства, личной преданности, знакомства, протекции, подхалимажа, в счет оплаты за оказанные услуги и т.п., а не по критерию компетентности;
    • утрата инициативы рабочими и специалистами («как ни старайся,…»).

     Те  или иные признаки Х-неэффективности  присущи любому типу монополизма, включая  монополию государства (заметим, что  многие названные здесь явления  Х-неэффективности весьма знакомы  нам и являлись пороками чрезмерной централизации управления советской  экономикой).

     В результате монопольная фирма не способна минимизировать свои издержки производства и максимизировать  свой выпуск при заданных ресурсах. Такое явление еще называют ситуацией  технической неэффективности.

     3. Можно выделить еще такую причину  как искусственно создаваемая  монополия, хотя она по содержанию  чем-то перекликается с затратами  на сохранение монополии.

     В 60-70-х годах в США появилась  так называемая теория извлечения ренты, или теория политической ренты. Она  рассматривает перемещение богатства  в форме ренты (трансферт ренты). Главным условием является монопольное  положение фирмы на рынке, которое  достигается предоставлением государством тех или иных исключительных прав (так называемый государственный  фаворитизм) – тарифы, квоты, лицензии, установление порогов цен, государственное  финансирование и т.п. Эти государственные  привилегии вводятся под давлением  заинтересованных групп («охотников за рентой»). Установление подобных привилегий требует затрат реальных ресурсов, которые не приводят к созданию новых  ценностей и являются абсолютно  непроизводительными.

     Политическая  рента выступает как доход  от полученных привилегий за вычетом  понесенных затрат. В основе этого  дохода лежит монополия, опирающаяся  не на естественную редкость, а на искусственно созданную с помощью государства.

     Затраты, связанные с установлением и  присвоением политической ренты, также  увеличивают издержки монопольной  фирмы.

     Таким образом, издержки производства в модели рынка чистой монополии не только выше минимальных средних общих  издержек, но и вообще выше средних  общих издержек, т.е.:

                                                АТС    > АТС,

где АТС      – средние общие издержки чистомонопольной фирмы;

      АТС      – средние общие издержки фирмы на рынках несовершенной конкуренции.

     Это положение можно проиллюстрировать  графически (см. рис. 1.2)

     

     2. Ценовая дискриминация.

     Ценовая дискриминация первой степени, или  совершенная ценовая дискриминация, означает, что монополист продает  различные единицы выпуска по разным ценам, и эти цены могут  быть различными для разных индивидов. Совершенная ценовая дискриминация  предполагает, что монополист знает  вкус каждого потребителя и каждому  может предложить персональный товарный набор или комплекс услуг. Весь потребительский  излишек при этом присваивается  монополистом. Этот вид ценовой дискриминации  является идеализированной моделью  и, как правило, на практике существовать не может. Ее осуществлению препятствуют наличие вид ценовой дискриминации  более подробно, необходимо предположить, что отсутствует арбитраж, и производитель  обладает полной информацией о каждом из потребителей своей продукции, ему  известны кривые спроса каждого потребителя (т. е. он знает их готовность платить). Так как в реальности это вряд ли возможно, то ценовая дискриминация  первой степени является по большей  части теоретической ситуацией.

Информация о работе Модель рынка чистой монополии