Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:39, контрольная работа
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности с целью достижения наиболее высоких результатов в своих интересов.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга.
В экономической литературе большое внимание уделяется видам конкуренции. В частности, различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Социальные издержки, связанные с монополией.
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция представляет собой
соперничество субъектов
Она существует всегда и
везде, где между субъектами возникает
соперничество за свои интересы. Как
экономическое отношение
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению продукции, ускорению научно-технического процесса.
В экономической литературе большое внимание уделяется видам конкуренции. В частности, различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция – это свободное соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Такой конкуренции присущи следующие черты:
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большой информацией о рынке, чем остальные продавцы, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В тоже самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
• большое количество мелких продавцов и покупателей;
• продаваемый продукт однороден у всех производителей и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;
• невозможность контроля над ценой и объемом купли - продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;
• полная свобода «входа» на рынок и «ухода».
При наличии конкуренции на рынке производителя с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно - технический усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно - технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме - новатору большой доход.
Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет дифференцирования отдельного продукта. Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.
«Совершенным конкурентом» является тот, кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или понижения. В свою очередь «полностью конкурентной отраслью» является такая отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов.
Несовершенная конкуренция – это ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товара, которое существенно влияет на их цену.
Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Условия, в которых обычно протекает конкуренция, называется рыночной структурой.
Рыночные структуры.
Виды рыночных структур |
Количество и размер фирм |
Характер продукции |
Условия входа отрасли и выхода из нее |
Доступ информации | |
Совершенная конкуренция |
Множество фирм, фирмы мелкие |
Однородная продукция |
Никаких затруднений |
Равный доступ ко всем видам информации | |
Монополия |
Одна фирма |
Уникальная продукция |
Практически непреодолимые барьеры на выходе |
Некоторые ограничения | |
Монополистическая конкуренция |
Множество фирм, фирмы мелкие |
Разнородная продукция |
Никаких затруднений |
Некоторые затруднения | |
Олигополия |
Число фирм невелико, есть крупные фирмы |
Разнородная или однородная продукция |
Возможны отдельные |
Некоторые ограничения |
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей (уникальная продукция).
Монополия - это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких заменителей.
В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара. Что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.
Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждения особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влияет на цену.
Существует три вида монополии:
1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.
2. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточное для покрытие издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.
3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого - либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже. Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой монополии. Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия моет быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из - за ограниченности срока действия патента, но также из - за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты.
Фактически все монополии могут считаться открытыми. Модель монополии, предлагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой монополией.
Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны отечественных или иностранных производителей товара. Это свидетельствует об относительно небольшом значении полных монополий.
Информация о работе Сравнение рынка чистой конкуренции и монополии