Аудит товарно-материальных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы, рассмотреть особенности учета и аудита ТМЗ.
С учетом поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность товарно-материальных запасов предприятия дошкольного образования;
- изучить особенности учета и аудита ТМЗ предприятий дошкольного образования;
- на основе проведенных исследований предложить мероприятия по совершенствованию системы учета товарно-материальных запасов предприятий дошкольного образования.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты организации учета товаров
1.1 Товарно-материальные запасы – основные активы предприятия
1.2 Задачи аудита товарно-материальных запасов
1.3 Учет товарно-материальных запасов в свете МСФО
2 Организация бухгалтерского учета товарно-материальных запасов на предприятии УДВУ ГККП «Ясли – сад №53»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Документальное оформление операций по движению товарно-материальных запасов
2.3 Синтетический и аналитический учет товарно-материальных запасов
2.4 Инвентаризация товарно-материальных запасов
3 Аудит товаров
3.1 Оценки системы внутреннего контроля товарно-материальных запасов
3.2 Аудиторские процедуры по существу
3.3 Оформление результатов аудиторской проверки
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

аудит тмз.docx

— 157.95 Кб (Скачать)

Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Аудитор должен дать оценку системам бухгалтерского учета и внутреннего  контроля, используемым на проверяемом  предприятии, чтобы определить вероятность  возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

Аудиторские доказательства (данные аудита). В ходе проверки аудитор  собирает доказательства того, что  финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством  и нормативами бухгалтерского учета  и являются достоверными.

Аудиторская документация. Важнейшие  аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть документированы. При необходимости аудитор может  составлять рабочие документы, необходимые  для аудиторских процедур (ведомости, схемы и т.п.). Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна  и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.

Аудиторское заключение и  аудиторский отчет. Аудитор излагает итоги проверки и выводы в аудиторском  отчете и заключении, обязательно  определяя достоверность финансовых отчетов, их соответствие действующему законодательству и нормативными документам, касающимися учета и отчетности. Составление заключения с ограничениями, отрицательного заключения или отказ аудитора от заключения должны быть обоснованы.

Цель аудита – решение  конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Основная цель аудита финансовых отчетов - объективная оценка полноты, достоверности и точности отражения  в отчетности активов, обязательств, собственных средств и финансовых результатов деятельности предприятия  за определенный период проверка соответствия принятой на предприятии учетной  политики действующему законодательству и нормативным актам.

Основная цель аудита может  дополняться обусловленным договором  с клиентом, задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий  по улучшению финансового положения  предприятия, оптимизации затрат и  результатов деятельности, доходов  и расходов.

В условиях рыночных отношений  многие предприятия, банки, страховые  компании вступают в различные контрактные  отношения по использованию имущества, выполнению работ и услуг и  т.д. Достоверность этих отношений  между участниками сделок в целях  получения необходимой информации может подтвердить в результате проверки лишь независимый аудитор.

Частные и коллективные собственники – акционеры, пайщики и кредиторы  лишены возможности самостоятельно убеждаться в том, что все многочисленные финансовые и хозяйственные операции в сфере их деятельности выполнены  в соответствии с законодательством  и правильно отражены в бухгалтерских  записях, в квартальных и годовых  отчетах. Независимая аудиторская  проверка деятельности организации  и соблюдения ими законодательства необходима и государству для  принятия соответствующих мер в  области экономики, финансирования, кредитования, инвестирования и налогообложения. Аудиторские проверки, проводимые по отдельным предприятиям, отраслям, национальной экономики и регионам, нужны государственным органам республики, министерствам и ведомствам, судам, прокуратуре и другим учреждениям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Основной целью аудита товарно-материальных запасов является установление правильности ведения  учета их; получения точных сведений о наличии и движения запасов  в местах их хранения, обеспечения  сохранности товарно-материальных запасов и соблюдении установленных  нормативов их производственного потребления; выявление и реализация ненужных предприятию материальных запасов  с целью мобилизации материальных ресурсов.

 

1.3       Учет ТМЗ в свете МСФО

Слово стандарты с английского  языка переводится как норма, образец. В бухгалтерском учете  понятие стандарты можно рассматривать  с двух точек зрения. Во–первых, это сформулированные принципы и правила, регулирующие ту или деятельность, во – вторых, нормативные документы, закрепляющие различные принципы и правила. При этом комплекс документально оформленных правил ведения учета должен соответствовать определенной терминологии, способам, методам, сущности хозяйственных операций при отражении того или иного факта.

Отсюда под термином стандартизация учета понимается применение совокупности законодательно установленных процедур в целях упорядочения деятельности субъектов для правильного ведения  учета.

Появление международных  бухгалтерских стандартов связано, прежде всего, с такими объективными предпосылками, как:

- интеграция, взаимозависимость,  взаимообусловленность мировой  экономики и повсеместная необходимость  в финансовом и инвестиционном  рынках;

- расширение деятельности  транснациональных корпораций, интегрированных  совместных предприятий, корпораций  и взаимное проникновение капиталов  различных стран;

- развитие мировых производительных  сил до всеобъемлющего, глобального  и интернационального уровня;

- свободная конвертация  валют ведущих стран, а также  введение единой европейской  валюты;

- необходимость единых  подходов, таких, как унификация  и стандартизация, в реализации  межнациональных программ в социальной, экономической, финансовой сферах  и управлении экономическими  процессами;

- желание иметь сопоставимую, понятную информацию для принятия  правильных решений, не затрачивая  значительные средства для приведения  отчетности в соответствие с  международными правилами или  национальными нормами страны  партнера.

Отличительной особенностью МСФО является многовариантность подходов к решению учетных проблем. Примером может служить возможность использования альтернативных методов начисления амортизации (износа) основных средств, учета запасов, инвестиций и др.

Преимущества МСФО:

- расширение возможностей  для приобщения к международным  рынкам капитала;

- прозрачность, полезность  информации и регламентация раскрываемого  объема, помогающая пользователю  принимать обоснованные решения;

- сокращение времени и  других затрат, включая и материальные, для разработки национальных;

- повышение ответственности  и расширение объема знаний, навыков  и полномочий бухгалтеров, которые  способны повысить достоверность  и значимость учета для устойчивого  роста экономики республики;

- развитие сотрудничества  с другими странами посредством  информационной открытости информации, снижения рисков и повышения  доверия;

- объединение экономик  различных стран на основе  формирования качественной сопоставимой  финансовой информации;

- приближение экономической  интеграции и гармонизации учета  и отчетности.

Недостатки МСФО:

- обобщенный характер  стандартов;

- достаточно большое многообразие  в методах учета;

- отсутствие подробных  разъяснений к конкретным случаям;

- потребность в адаптации  МСФО к национальной учетной  системе ми в отдельных случаях  громоздкость работы;

- недостаточность знаний  и навыков бухгалтеров, а также  систематическая потребность в  обучении;

- сложность для восприятия  некоторой терминологии ввиду  некорректности перевода;

- несовпадение нормативно- правовой системы по отдельным вопросам.

Следовательно, можно сказать, что целью введения МСФО в отечественную  систему бухгалтерского учета как  основы информационной базы является сведение к минимуму национальные различия отчетности и обеспечение надежности информации для принятия решений  различными пользователями.

В целом стандартизация учетной  системы – это объективная  потребность, которая заключается  в исследовании, классификации и  группировке существующих в различных  странах систем учета и разработке рекомендаций по совершенствованию  учета и отчетности. При этом в  каждой стране принята своя национальная система учета, в определенной мере ориентированная на общие принципы.

В зависимости от сущности, содержания и других критериев МСФО можно классифицировать, т.е. группировать по различным направлениям.

Классификация МСФО – это  возможная группировка стандартов по каким – либо сходным критериям применительно к тем или иным условиям. Стандарты можно классифицировать, как:

- оценочные, которые раскрывают  информацию о методах оценки  активов и обязательств, а также  затрат и доходов. Эти стандарты  обычно предполагают альтернативные  оценки и признания;

- общеметодологические –  представляющие общую, основополагающую  информацию о методологии построения  того или иного объекта учета;

- пояснительные, описывающие  содержание информации, которая  присутствует в пояснительной  записке к финансовым отчетам;

- отраслевые, специализированные  стандарты, информируют о специфике  ведения учета в отдельных  отраслях;

- специфицированные –  информирующие о правилах ведения  по отдельным видам имущества,  содержании персонала и т.д.

В области учета запасов  предназначен МСФО 2 «Запасы». Цель настоящего Стандарта состоит в том, чтобы установить порядок учета запасов. Основным вопросом в учете запасов является определение величины затрат, подлежащих признанию в качестве актива и переносу в следующие периоды до признания соответствующей выручки. Стандарт дает указания по определению затрат и их последующему признанию в качестве расходов, включая любые уменьшения стоимости до величины возможной чистой цены продаж. Он также дает представление о способах расчета себестоимости, используемых для определения себестоимости запасов.

Настоящий Стандарт применяется  ко всем запасам, за исключением:

- незавершенного производства, возникающего по договорам на  строительство, включая непосредственно  связанные с ним договоры на  предоставление услуг;

- финансовых инструментов, и биологических активов, связанных  с сельскохозяйственной деятельностью  и сельскохозяйственной продукцией  в момент ее сбора.

Настоящий Стандарт не применяется  к оценке запасов, которыми владеют  производители продукции сельского  и лесного хозяйства, сельскохозяйственной продукции после ее сбора, а также  полезных ископаемых в той степени, до которой они оцениваются по возможной чистой стоимости реализации в соответствии с принятой практикой  учета в этих отраслях промышленности. Когда такие запасы оцениваются  по возможной чистой стоимости реализации, изменения в этой стоимости признаются в отчете о прибылях и убытках  в том периоде, в котором они  произошли.

Согласно МСФО, запасы –  это активы:

- предназначенные для  продажи в ходе нормальной  деятельности;

- в процессе производства  для такой продажи или в  форме сырья или материалов, предназначенных  для использования в производственном  процессе или при предоставлении  услуг.

Возможная чистая стоимость  реализации – это предполагаемая продажная цена при нормальном ходе дел, за вычетом возможных затрат на выполнение работ и возможных  затрат на реализацию

Справедливая стоимость  – это та сумма, на которую можно  обменять актив или урегулировать  обязательство при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими  совершить сделку и независимыми друг от друга сторонами.

Возможная чистая стоимость  реализации связана с чистой суммой, которую организация ожидает  выручить от продажи запасов в  ходе нормальной деятельности. Справедливая стоимость отражает ту сумму, на которую  можно обменять аналогичные запасы при совершении сделки между хорошо осведомленным, желающими совершить такую сделку покупателями и продавцами на рынке. Первые являются стоимостью, специфичной для конкретной организации, последнее таковой не является. Возможная чистая стоимость реализации запасов может и не быть равной справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу.

Запасы включают товары, закупленные  и хранящиеся для перепродажи. К  ним относятся, например товары, купленные  розничным продавцом, или земля  и другое имущество, предназначенные  для перепродажи. Запасы также включают готовую или незавершенную продукцию, выпущенную организацией и включающую сырье и материалы, предназначенные  для дальнейшего использования  в производственном процессе.

Запасы в обязательном порядке должны оцениваться по наименьшей из двух величин:

- себестоимости;

- возможной стоимости  реализации.

Себестоимость запасов в  обязательном порядке должна включать все затраты на приобретение, переработку  и прочие затраты, произведенные  в целях доведения запасов  до их текущего состояния и места  их текущего расположения.

Затраты на приобретение запасов  включают покупную цену, импортные  пошлины и другие налоги (кроме  тех, которые впоследствии возмещаются  организациями налоговыми органами), а также расходы на транспортировку, обработку и другие расходы, непосредственно  связанные с приобретением объекта. Торговые скидки, возврат платежей и прочие аналогичные статьи вычитаются при определении затрат на закупку.

Затраты переработки продукции  запасов включают затраты, непосредственно  связанные с единицами продукции, такие как прямые затраты на оплату труда. К ним также относится  систематическое распределение  постоянных и переменных накладных  производственных расходов, которые  имеют место при переработки сырья в готовую продукцию. Постоянными накладными производственных расходов являются те косвенные производственные затраты, которые остаются относительно неизменными независимо от объема производства, такие как амортизация и обслуживание зданий и оборудования и административно- управленческие расходы. Переменными производственными накладными расходами являются те косвенные производственные расходы, которые находятся в прямой или почти в прямой зависимости от изменения объема производства, такие как косвенные затраты сырья и косвенные затраты труда.

Информация о работе Аудит товарно-материальных запасов