Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:43, дипломная работа
Переход на рыночную модель хозяйства обнаружил несоответствие технологического, производственного, организационного потенциала предприятий и спроса основных групп покупателей на рынке. Это, в свою очередь, послужило основанием осуществления на предприятиях процесса реструктуризации, и в рамках его – изменение организационной структуры предприятий. Отечественные предприятия пока не стали эффективными субъектами рыночной экономики, поэтому создание результативного хозяйственного механизма их адаптации к условиям рынка является насущной проблемой.
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия 6
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия 6
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки 12
2 Анализ организационной структуры ООО «АртЛайт» 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности 24
2.3 Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «АртЛайт» 46
Заключение 50
Глоссарий 53
Список использованных источников 55
Приложения 59
Организационная структура компании
по виду относится к линейно-
К линейным подразделениям ООО «АртЛайт» относятся: отдел полиграфии, дизайн-бюро, отдел сувенирной продукции, отдел размещения, отдел по рекламной деятельности.
К функциональным подразделениям предприятия относятся: отдел по работе с клиентами, бухгалтерия и отдел по управлению персоналом.
Для оценки эффективности организационной структуры ООО «АртЛайт» используем методику, предложенную Н.Н. Федоровой:
(2.1)
где Ксс – показатель эффективности состава системы;
Ксв – показатель эффективности структуры связей;
Кмц – показатель эффективности механизма целеполагания;
Кму – показатель эффективности механизма управления.
Расчет обобщающих показателей Ксс, Ксв, Кму производится с использованием метода ранжирования частных показателей по формуле:
(2.2)
где - количество частных показателей, принятых для оценки соответствующего обобщающего показателя;
- коэффициент весомости
- оценка в баллах по шкале от 1 до m.
Показатель прогнозных возможностей системы Кмц, определяемый отношением результата к главной цели, должен также учитывать то, что вклад подсистем в достижение цели системы в целом будет различным. Необходим дифференцированный подход к их оценке через ранжирование подсистем по степени важности их вклада. В этом случае Кмц определяется по формуле:
, (2.3)
где Р – результат функционирования хозяйственной организации за рассматриваемый период;
Ц – цель хозяйственной организации за рассматриваемый период;
ni - количество подсистем, вносящих свой вклад в целевую эффективности системы;
Аi - оценка частных показателей эффективности целеполагания i-ой подсистемы (на основе анализа отношения ( ) соответствующей подсистемы), при этом ;
qi - коэффициенты весомости i-ой подсистемы, при этом также должно соблюдаться условие .
Значение Кмц=1 свидетельствует о высоком качестве целеполагания и эффективности работы прогнозного блока системы. Отклонения свидетельствуют о сбоях в системе целеполагания или наличии экономического кризиса. Частные показатели, характеризующие эффективность механизма целеполагания основных блоков организации, показывают, где именно образовалась критическая зона. Показатель Кмц, таким образом, является мерой реализации целевых установок системы управления.
Надежность организационной
(2.4)
Степень реализации внешних и внутренних возможностей – через комплексный показатель эффективности организационного механизма Ком:
(2.5)
где а1, а2, а3, а4 – коэффициенты весомости соответствующих обобщающих показателей; (а1 + а2 + а3 + а4) = 1.
Анализ организационной
Этап 1. Анализ организационно-
В таблице 2.4 приведена классификация наличных нормативно-методических документов на предприятии. Из основных структурообразующих документов, являющихся основой для постановки регулярного менеджмента на предприятии и перечисленных в таблице 2.4, являются: штатное расписание, должностные
Таблица 2.4 – Классификация нормативно-
Тип документов |
Виды документов |
Нормативно-справочные |
Гражданский кодекс; КЗоТ; Закон РФ «О рекламе»; Закон РФ «О защите прав потребителей»; Российский рекламный кодекс |
Организационно- |
Правила внутреннего распорядка; Коллективный договор; Штатное расписание |
Организационно- |
Положение о подразделении; Должностная инструкция; Тарифно-квалификационная характеристика |
Организационно-методические |
Рекомендации по организации подбора и отбора персонала; Положение о системе оплаты труда; Инструкция по соблюдения правил техники безопасности |
Экономические |
Положение о премировании работников |
инструкции и положения о подразделениях. Положение об организационной структуре в ООО «АртЛайт» отсутствует. Это не позволяет построить эффективную систему контроля за деятельностью аппарата управления на предприятии и создает большие трудности при выявлении дефектов организационной структуры управления.
Штатное расписание ООО «АртЛайт» приведено в Приложении В. В организационную структуру ООО «АртЛайт» помимо аппарата управления входит восемь структурных подразделений. Штатное расписание определяет состав структурных подразделений из должностей работников, а также формирует окладную часть фонда заработной платы работников.
Для каждого подразделения
Еще одним структурообразующим документом является должностная инструкция. Она представляет собой документ, регламентирующий деятельность в рамках каждой должности и содержащей требования к работнику, занимающему эту должность.
В ООО «АртЛайт» разработаны должностные инструкции для всех работников аппарата управления, а для ключевых специалистов – тарифно-квалификационные характеристики. В Приложении Д приведен пример тарифно-квалификационной характеристики ООО «АртЛайт» для менеджера по рекламе.
Таким образом, ООО «АртЛайт» имеет
определенную систему организационно-
Этап 2. Анализ целостности объекта управления.
Долгосрочной целью или
Миссия предприятия –
С помощью метода проекций, т.е. построения
матрицы соответствия, проведем анализ
взаимосвязи и
Таблица 2.5 – Матрица соответствия основных направлений деятельности
Полиграфический дизайн |
Реклама |
Представительские материалы |
Фирменный стиль и имидж-реклама | |
Полиграфический дизайн |
Ч |
Соответствуют |
Неразрывны |
Неразрывны |
Реклама |
Соответствуют |
Ч |
Соответствуют |
Неразрывны |
Представительские материалы |
Неразрывны |
Соответствуют |
Ч |
Неразрывны |
Фирменный стиль и имидж-реклама |
Неразрывны |
Неразрывны |
Неразрывны |
Ч |
Из таблицы 2.5 видим, что основные направления деятельности ООО «АртЛайт» не только соответствуют друг другу, некоторые направления взаимообусловлены, т.е. неразрывны друг с другом. Так, например, неразрывно связаны направления «представительские материалы» и «фирменный стиль и имидж-реклама». Действительно, разработка графического товарного знака и логотипа, составляющих основу представительских материалов, входит в создание фирменного стиля.
В таблице 2.6 приведена матрица
взаимосвязи и
Таким образом, ООО «АртЛайт» является целостным объектом управления. Направления деятельности данного предприятия не только не являются взаимоисключающими, а являются соответствующими и даже неразрывными друг с другом. Каждое направление реализует не одно, а несколько линейных подразделений организации, поэтому связь между ними взаимообусловленная. Они также взаимосвязаны с функциональными подразделениями организации.
Таблица 2.6 – Матрица взаимосвязи
и взаимообусловленности
Структурное подразделение |
Полиграфический дизайн |
Реклама |
Представительские материалы |
Фирменный стиль и имидж-реклама |
Линейные: |
||||
Отдел полиграфии |
+ |
+ |
+ |
+ |
Дизайн-бюро |
+ |
- |
+ |
+ |
Отдел сувенирной продукции |
- |
+ |
- |
- |
Отдел размещения |
- |
+ |
- |
- |
Отдел по рекламной деятельности |
+ |
+ |
+ |
+ |
Функциональные: |
||||
Коммерческий отдел |
+ |
+ |
+ |
+ |
Бухгалтерия |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отдел по управлению персоналом |
+ |
+ |
+ |
+ |
Этап 3. Анализ эффективности системы целеполагания.
Прежде всего, необходимо отметить, что практика построения дерева целей с адекватной системой показателей в ООО «АртЛайт» отсутствует. Определена только главная цель предприятия как системы (в долгосрочном плане – лидерство на рынке полиграфических и рекламных услуг города, а в краткосрочном плане – повышение доходности предприятия).
Проведем оценку механизма целеполагания в ООО «АртЛайт» на основе формулы (2.3).
Так как в краткосрочном плане целью предприятия является повышение доходности, возьмем в качестве результативного показателя – фактическую сумму чистой прибыли предприятия за 2010 год, в качестве цели организации – плановую величину чистой прибыли на 2010 год.