Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:43, дипломная работа
Переход на рыночную модель хозяйства обнаружил несоответствие технологического, производственного, организационного потенциала предприятий и спроса основных групп покупателей на рынке. Это, в свою очередь, послужило основанием осуществления на предприятиях процесса реструктуризации, и в рамках его – изменение организационной структуры предприятий. Отечественные предприятия пока не стали эффективными субъектами рыночной экономики, поэтому создание результативного хозяйственного механизма их адаптации к условиям рынка является насущной проблемой.
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы изучения организационной структуры предприятия 6
1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры предприятия 6
1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки 12
2 Анализ организационной структуры ООО «АртЛайт» 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
2.2 Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности 24
2.3 Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «АртЛайт» 46
Заключение 50
Глоссарий 53
Список использованных источников 55
Приложения 59
Оргструктура как
Современная управленческая парадигма
в качестве технологии эффективного
управления в условиях повышенной нестабильности
и неопределенности внешней среды
предполагает стратегическое управление,
под которым понимается «деятельность
по экономически эффективному достижению
перспективных целей
Структура организации влияет на ряд параметров:
Влияние оргструктуры на эти параметры раскрывает ее значение для предприятия и общества.
Таким образом, организационная структура
управления предприятием представляет
собой упорядоченную
Как стратегия развития предприятия влияет на его организационную структуру, так и структура влияет на то, сможет ли предприятие реализовать свою стратегию. Согласно исследованию Fortune, около 70% неудач компаний вызваны не ошибками при разработке стратегии развития, а именно неспособностью эффективно ее реализовать.
Связь структуры с ключевыми понятиями управления – его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями – свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам.
Организационная структура управления
оказывает огромное влияние на все
стороны работы предприятия. В частности,
структура определяет эффективность
сотрудничества подразделений, эффективность
контроля их деятельности, гибкость, адаптивность
предприятия к изменяющимся внешним
условиям. Другими словами, структура
управления представляет собой фундамент
организации, в котором изначально
закладываются способности
В динамично изменяющихся условиях функционирования оргструктуры не могут пассивно эволюционировать, они должны стать объектом сознательного видоизменения, поэтому так необходима их полная и четкая типология.
Специалисты по управлению к внутренним
компонентам организационной
а) степень централизации –
б) степень сложности, характеризующуюся степенью горизонтальной и вертикальной дифференциации различных видов управленческой деятельности (в том числе функций);
в) степень формализации механизма управления.
Степень выраженности этих компонентов
в их сочетании определяет степень
адаптивности конкретной структуры
к внешним условиям функционирования
предприятия, что позволяет, с известной
степенью условности, отнести ее к
механическому или
Механический тип
Тип организационной структуры
определяется типом управления организацией.
Выделяют два предельно различных
идеальных типа управления: механический
и организмический. Между ними расположены
реальные типы управления, которые
меняются в зависимости от условий
функционирования организации. Чем
больше диапазон необходимых изменений,
тем они болезненнее для
Для решения проблемы выбора, совершенствования и развития организационных структур необходимо понимание их сущности, преимуществ и недостатков и, что особенно важно, условий трансформации одних в другие в процессе организационного развития.
С усложнением характера и
Данная классификация
Как известно, к механическому типу
относятся линейная, линейно-штабная,
функциональная и линейно-функциональная
организационные структуры
К органическому типу относятся проблемно-целевые, программно-целевые, проектные, матричные структуры и их разновидности.
Виды организационных структур управления и пути их возможной трансформации в процессе организационного развития приведены на рисунке 1.3.
Линейная структура в
Разделение управленческих работ не только по линейному, но и по функциональному признаку находит воплощение в самой распространенной и до сих пор широко используемой во всем мире линейно-функциональной структуре управления.
Рисунок 1.3 – Основные виды организационных структур управления и пути их возможных трансформаций в процессе организационного развития.
Многолетний опыт использования линейно-
Самым большим недостатком линейно-
Линейно-штабная
Достоинства линейно-штабной структуры:
Недостатки линейно-штабной
Если круг вопросов, решаемых коллегиальным
органом, требует серьезных
Появление дивизиональных структур связано с наметившейся в 1950-е гг. тенденции к диверсификации производства. Отход от использования линейно-функциональной структуры управления в пользу дивизионально организованной по отделениям прослеживается по мере увеличения размеров предприятий, усложнения технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды.
Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация.
Преимущества дивизионной
Недостатки дивизионной
Проблемно-целевые группы создаются на временной основе численностью до 10-12 человек в целях быстрой мобилизации усилий для решения проблем, возникающих в ходе развития предприятия. Создание таких групп особенно актуально для небольших и средних фирм в связи с необходимостью подготовки управленческих решений по широкому спектру проблем, возникающих перед руководством фирмы.