Анализ факторов спроса на потребительском рынке России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - выявление и анализ факторов, влияющих на спрос на потребительском рынке, иными словами, хотелось бы узнать, что заставляет или останавливает людей при выборе товара. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи: вывод индивидуальной кривой спроса, определение совокупного спроса на рынке нескольких покупателей и выявление факторов спроса на рынке конкретного товара в Томской области.

Содержание

Введение 3
1 Понятие спроса и факторы, его определяющие
1.1 Спрос. Неценовые факторы спроса 4
1.2 Понятие эластичности спроса 13
2 Анализ факторов спроса на потребительском рынке России
2.1 Факторы спроса на потребительском рынке России, их динамика и влияние
на спрос 19
2.2 Анализ факторов спроса на молоко и молочные продукты в Западной Сибири
и Томской области 27
Заключение 33
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 1 курс.doc

— 429.50 Кб (Скачать)
 

     Федеральное агентство по образованию

     ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

     Экономический факультет

     Кафедра политической экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

АНАЛИЗ  ФАКТОРОВ СПРОСА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ  РЫНКЕ РОССИИ

     Козионова Светлана Николаевна 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                            Руководитель

                                                                                             канд. экон. наук, доцент

                                                                                             _____________ В.С.Чувакина 

                                                                                             Автор работы

                                                                                              _____________ С.Н.Козионова 
 
 

     Томск 2008

     ОГЛАВЛЕНИЕ

     Введение                                                                                                                                  3

     1 Понятие спроса и факторы, его  определяющие

       1.1 Спрос. Неценовые факторы спроса                                                                            4

       1.2 Понятие эластичности спроса                                                                                   13

     2 Анализ факторов спроса на  потребительском рынке России

    2.1 Факторы спроса на потребительском рынке России, их динамика и влияние

                   на спрос                                                                                                                         19

               2.2 Анализ факторов спроса на  молоко и молочные продукты  в Западной Сибири 

                    и Томской области                                                                                                      27

            Заключение                                                                                                                            33

            Список используемой литературы                                                                                      34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В ходе экономических преобразований в нашей стране сложилась рыночная экономика, следовательно, появилась необходимость изучения факторов, формирующих спрос на современном рынке.

    Цель моей работы - выявление и анализ факторов, влияющих на спрос на потребительском рынке, иными словами, хотелось бы узнать, что заставляет или останавливает людей при выборе товара. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи: вывод индивидуальной кривой спроса, определение совокупного спроса на рынке нескольких покупателей и выявление факторов спроса на рынке конкретного товара в Томской области.

    Рыночный  спрос отражает интенсивность, с  которой покупатели желают и готовы платить за товар. На приобретаемое  потребителями на рынке количество товаров и услуг влияют многие факторы. В теоретической части работы задачей исследования является определение влияния на потребителя таких факторов, как цена, предпочтения, доход потребителей и др., выделение среди множества факторов основных, преимущественно влияющих на  спрос товаров и услуг.

    Большинство потребителей в нашей стране, приобретая интересующие их товары, даже не догадываются что, кроме желания и потребности, заставляет их делать покупки. Они и не подозревают, что существует множество факторов, влияющих на их спрос, именно эти факторы в совокупности и определяют конечные представления потребителей о приобретаемых благах. Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Факторы, влияющие на спрос потребителей подразделяются на ценовые и неценовые.

    Цель  моей работы достигается в двух главах, в четырёх параграфах.

    В первой главе даются понятия спроса, эластичности спроса и выявляются неценовые факторы спроса.

    Во  второй главе раскрываются факторы  спроса на потребительском рынке России.

    При написании работы я использовала учебную литературу (основные авторы:     Фишер С., Алёшина И.В), монографии, периодические издания и отчасти данные из Интернета. 

  
 
 

     1 Понятие спроса и факторы, его определяющие.

     1.1 Спрос. Неценовые факторы спроса.

    В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и  движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому  вопросы изучения и прогнозирования  спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой деятельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулирования рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах. Под спросом понимается количество товара и услуги, которое потребители желают и имеют возможность приобрести по различным ценам в определённом месте и в определённое время, при прочих равных условиях.

     Эта зависимость количества проданных  благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса (demand curve) – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) – по горизонтальной оси.

    

                                                 Рис.11

    Изображённая на рис.1 кривая характеризует состояние цен и объёма покупок продукции Х в определённый момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде QD=f(P), где QD – величина спроса(demand), Р– цена(price).

    Если  мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко  заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определённая связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения). Закон спроса не действует в трёх случаях:

    1) при ажиотажном спросе, вызванном  ожидаемым повышением цен;

    2) для некоторых дорогостоящих  и редких товаров (золото, драгоценности,  антиквариат и т.п.), являющихся средством помещения денег;

    3) при переключении спроса на  более качественные и дорогостоящие  товары (например, переключение спроса  с маргарина на масло: снижение  цен на маргарин не ведёт  к увеличению спроса на него).

    Индивидуальные потребители и домашние хозяйства являются теми единицами, которые принимают решения о расходах и, таким образом, определяют объём спроса на любой товар или вид услуг. Но именно рыночная, а не индивидуальная, кривая спроса (наряду с кривой предложения) определяют цену и, следовательно, объёмы купли-продажи.  Рыночная  кривая спроса представляет собой сумму кривых спроса всех индивидов на рынке.

         

     

          

     

       

     

     

       
 
 
 
 

     

     

     

       

     

     

                          Рис.22

    На  рис.2 показан процесс построения рыночной кривой спроса, заключающийся в сложении объёмов спроса всех индивидуумов на рынке при каждом значении цены (в данном случае только двух). Этот процесс известен как сложение кривых спроса по горизонтали. Рыночная кривая спроса имеет излом  в точке А, так как именно в этой точке при цене в 100 руб. потребитель 2 выходит на рынок. При более высоких ценах объём спроса потребителя 2 равен нулю и весь рыночный спрос формируется потребителем 1. Рыночная кривая спроса получается путём суммирования индивидуальных кривых спроса всех покупателей по горизонтали.

    Кривая  спроса строится исходя из предположения, что все факторы кроме рыночной цены, остаются неизменными. Когда прочие факторы, влияющие на объём спроса, претерпевают изменения, то изменяется и сам объём спроса при каждом значении цены. Равновесная цена и равновесный объём также меняются. Это изображается графически в виде сдвига кривой спроса, которое обусловливает изменение точки равновесия. Для целенаправленного регулирования спроса потребителя предприятию-производителю или торгующей организации необходимо знать факторы, воздействующие на величину спроса. Экономисты называют их детерминантами спроса и характеризуют как мотивы потребительского спроса. Наиболее существенное влияние оказывают следующие факторы:

    - цены взаимосвязанных товаров

    - доходы потребителей

    - вкусы потребителей

    - ожидаемые в будущем цены

    - количество покупателей и др.

    Спрос является функцией всех этих факторов:

    QD=f(P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B),

    где QD – спрос;

    Р – цена;

    I – доход;

    Z – вкусы;

    W – ожидания;

    Psub – цена на товары-субституты;

    Pcom – цена на комплементарные товары;

    N – количество покупателей;

    B – прочие факторы

    Обсудим роль каждого из этих детерминантов.   

    Доходы потребителей. Ясно, что доход потребителей влияет на рыночный спрос. Одного желания покупать недостаточно. Потребитель должен быть способен платить за желаемый им продукт. Когда доход потребителя растёт, потребитель обычно хочет тратить больше. Его спрос повысится на многие, но не на все товары.

    Нормальный  товар – это такой товар, объём  спроса на который увеличивается  с ростом дохода при каждом значении цены. Низший товар, или низшее благо  – это такой товар, объём спроса на который падает с ростом дохода.

    Низшими, обычно, являются блага, для которых  существуют альтернативные блага, характеризующиеся  более высоким качеством или  большими удобствами. Поездка на междугороднем  автобусе представляет собой пример низшего блага. В общем случае люди по мере роста их доходов переключаются с поездок на автобусах на поездки на собственных машинах или путешествия на самолёте.

Информация о работе Анализ факторов спроса на потребительском рынке России