Анализ факторов спроса на потребительском рынке России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - выявление и анализ факторов, влияющих на спрос на потребительском рынке, иными словами, хотелось бы узнать, что заставляет или останавливает людей при выборе товара. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи: вывод индивидуальной кривой спроса, определение совокупного спроса на рынке нескольких покупателей и выявление факторов спроса на рынке конкретного товара в Томской области.

Содержание

Введение 3
1 Понятие спроса и факторы, его определяющие
1.1 Спрос. Неценовые факторы спроса 4
1.2 Понятие эластичности спроса 13
2 Анализ факторов спроса на потребительском рынке России
2.1 Факторы спроса на потребительском рынке России, их динамика и влияние
на спрос 19
2.2 Анализ факторов спроса на молоко и молочные продукты в Западной Сибири
и Томской области 27
Заключение 33
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 1 курс.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

      Молоко - наиболее часто употребляемый продукт. Его производят все производители, представленные на томском рынке. Молоко “фасованное” покупают также хорошо, как и разливное. При этом среди всего многообразия упаковки более 54% семей потребляют молоко из литрового картонного пакета. В целом в области остается стабильным число семей, которые приобретают молоко несколько раз в неделю – и в 2006 и в 2007 году их было чуть больше 50%. Все больше потребителей закупают молоко впрок, сокращая походы в магазины до 2-3 раз в месяц. Поэтому вполне закономерно увеличение спроса на ультрапастеризованное молоко в картонной асептической упаковке, так как покупатель получает продукт высокого качества в упаковке, которая может обеспечить его безопасное хранение до 6 месяцев. Покупая разливное молоко, потребители обращают меньше внимания на фирму-изготовителя. Это может быть связано с восприятием разливного молока как деревенского, что отождествляется у потребителя с лучшей свежестью, жирностью и натуральностью.

    На  рынке фасованного молока главной  отличительной чертой производителей является упаковка. Именно по ней покупатель идентифицирует то молоко, которое ему нравится.

    Рынок кисломолочной продукции. Явным  лидером на данном рынке является кефир - традиционный продукт для  российского потребителя. Его покупают 80% опрошенных, “Снежок” покупают 5%, варенец - 2%, ряженку - 3%. Интересно обратить внимание на бифидокефир, который является относительно новым и дорогим продуктом. Но его потребляют составляет 10% опрошенных. Это показывает на то, что потребители обращают внимание на свое здоровье и согласны платить за него высокую цену. Среди производителей кефира лидером является, «Деревенское молочко», ЗАО«Том-Мас». На них приходится по 23%. Доля неизвестного производителя - 4% - указывает на то, что не все покупатели обращают внимание на фирму-производителя.

    Ситуация, сложившаяся на рынке разливного молока, повторяется и на рынке  весовой сметаны. Люди покупают сметану  на развес, не обращая внимание на фирмы-производители, и отдают предпочтение деревенским  производителям.

    На  рынке фасованной сметаны лидером является  «Деревенское молочко» с показателем 27% .

    Спрос на молочные продукты стабилен. Молочные продукты - товары широкого потребления и ориентированы на все слои населения. Повышенным спросом пользуется весь ассортимент молочных продуктов, как хорошо известных покупателю, так и новинок (молочные продукты с живыми бифидобактериями пользуются постоянно возрастающим спросом). Летом спрос на молочные продукты в розничных магазинах города уменьшается на 10-15%. Молочные продукты продаются практически во всех продовольственных магазинах смешанного ассортимента, а также в специализированных молочных киосках. В магазинах смешанного ассортимента совершаются 34% покупок от числа всех покупок молочной продукции, а в киосках - 37% покупают от числа всех покупок молочной продукции.

    Недостатком молочной продукции можно назвать  необходимость особых условий хранения. Многие продукты имеют крайне ограниченный срок хранения. На рынке сильно развита  конкуренция между производителями. Производство молочных продуктов малорентабельно. Летом рынок перемещается в пригороды. Рейтинг молочной продукции, пользующейся наибольшим спросом, выглядит следующим образом.

    Доля  предприятий розничной торговли, которые выделяют указанные ниже продукты, как продукты наибольшего  спроса ( в % от общего числа опрошенных в ноябре-декабре 2003 года):

    Цельномолочная  продукция - 82 %

    Йогурты - 64 %

    Сыры - 50 %

    Масло животное - 28 %

    Майонез - 28 %

    Мороженое - 24 %.

    Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень  удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает молочный продукт, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот продукт, который наиболее полно соответствует общественным потребностям.

Таблица8 - Структура потребления молока и молочной продукции населением Томской области за 2004 год (оперативная информация)

Наименование  Потребление Источники формирования потребности Доля  собственного
  (тонн) Собственное Ввоз Вывоз производства  в объеме
    производство     потребления
(тонн) (тонн) (тонн) 2003 2004
Переработанная  продукция (в пересчете на молоко) 184197 64369 135228 15400 28,7 % 26,6 %
Масло 3772 / 76752* 461 / 9584* 3384 / 68695* 73 / 1527* 13,4 % 10,3 %
Сыр 2960 / 6031* 20 / 147* 2948 / 25942* 8 / 58* 4,7 % 0,4 %
Сухое молоко 1608 / 4470* 154/ 1229* 1609 / 14481* 155 / 1240* - -
Консервы  молочные 2773 / 3865* - 2773 / 13865* - - -
Молоко  цельное 25256 / 22134* 31064 / 26439* 3362 / 3093* 9170 / 7398* 87,1 % 86,7 %
Сметана 4019 / 19263* 4008 / 19361 823 / 4131* 812 / 4229* 78,4 % 79,5 %
Йогурт 3721 / 3153* 979 / 806* 3251 / 2763* 509 / 416* 15,6 % 12,6 %
Творог 2399 / 2914* 1746 / 1536* 680 / 1394* 27 / 16* 86,2 % 71,7 %
Пр. кисломолочная продукция 7234 /4153* 7334 / 3805* 1028 / 864* 1128 / 516* 86,2 % 85,8 %
Самостоятельная реализация молока с/х предприятиями 9047 15323 - 6276 - -
Ресурсы фермерских хозяйств и населения 73200 73200 - - - -
ВСЕГО емкость рынка 266444 152892 135228 21676 49,8 % 49,2 %

    Потребность в молочных продуктах в ближайшие годы будет расти относительно невысокими темпами, причём в основном за счёт роста потребления в менее зажиточных группах населения при преимущественном развитии ассортимента дешёвой молочной продукции. 
 
 
 
 
 

Заключение

    В работе мною была поставлена цель выявления факторов спроса у потребителей на товарном рынке. В результате проведенных исследований можно выделить следующие аргументы: цену, а следовательно и объёмы купли – продаж определяют наряду с кривой предложения именно кривая рыночного, а не совокупного спроса. Цена является главным определяющим фактором, влияющим на спрос потребителей. В первую очередь потребитель всегда обращает внимание на стоимость товара. Зависимость между ценой на товар и спросом на него выражается законом спроса. Немалую роль во влиянии на потребителя играют и неценовые факторы спроса: доходы потребителей (при повышении дохода спрос на нормальные товары увеличивается); цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров (повышение цены одного из взаимозаменяемых товара влечёт за собой рост объёма спроса на другой при каждом значении цены , а увеличение цены одного из взаимодополняемых товаров влечёт снижение объёма спроса на другой). Немаловажную роль также играют число потребителей, вкусы потребителей, ожидания потребителей. Существенным фактором спроса является тип продукции, который может разделяться по различным признакам в зависимости от задач исследования. Потребитель будет покупать ту продукцию, которая приносит ему наибольшую полезность. Также на потребительский спрос влияют торговая марка, реклама (благодаря ей покупатели могут узнать кое-что о качествах товара и его производителе), размер домашнего хозяйства и плотность насыщения рынка интересующим потребителя товаром. Необходимо отметить, что для каждого товара существует свой набор определяющих спрос факторов, так как в разных отраслях производства существуют разные потребители, желания которых могут зависеть от самых неожиданных вещей, вплоть до температуры воздуха и времени года. Зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов показывает эластичность спроса: выделяют ценовую, точечную и дуговую эластичности и эластичность спроса по доходу. В ходе работы я выяснила то, что все факторы, влияющие на спрос, можно подразделить на группы: социально-демографические, психографические и другие и что ограниченные возможности потребителей определены размерами потребительского бюджета людей как покупателей. А также в своей курсовой работе я показала динамику спроса на потребительском рынке России на примере продовольственного рынка нашей страны и рынка бытовой мебели и проанализировала факторы спроса на рынке молока и молочных продуктов.  
 
 

Список использованной литературы:

    1. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы

    2. Алёшина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-

    ПРЕСС, 2000. – 384 с.:ил.

    3. Борхунов  Н. Аграрный рынок, потребление  и доходы населения//Экономика  сельского хозяйства России. –  2005. - №10

    4. Булатова А. С. Экономика.- М., 2005 г., с.109

    5. Воробьёв  Н.Н. Продуктовая картина россиянина: чем она наполнена?// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. – 2004. - №8

    6. Всехватский  Е. Потребительская корзина богатых  и бедных// Финансовый контроль. – 2008. - №2

    7. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х томах. / Общ. Редакция В.М. Гальперина, издание 2-е, исправленное. Сп.б.: Экономическая школа, 1997.

    8. . Камаев В.Д., Лобачёва Е.Н. Экономическая теория.- М., Юрайт–Издат, 2006. - 557с.

    9. Киселёва  Е.Б. Рынок молока и молокопродуктов  в I квартале 2005 года// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. -2005. - №6.

    10. Некоторые  вопросы ценообразования на основе  спроса на рынке бытовой мебели  Российской Федерации [Электронный ресурс] — Электрон.дан. – маркетинг в России и за рубежом: Виноградов В.А. - Режим доступа: www.DIS.RU

    11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. -2-е изд.,изм. – М.: Издательство «НОРМА», 2002. – 572 с.,

    12. По материалам Росстата. Продовольственный рынок в России в 2006 году// Экономика сельского хозяйства России. -2007. - №6.

    13. По материалам Росстата. Потребление продуктов питания в России// Экономика сельского хозяйства России. – 2006. - №11.

    14. Потребление молочной продукции населением России [Электронный ресурс] — Электрон.дан. – Энциклопедия маркетинга: Родина А. — Режим доступа: http://www.Marke ting.Spb.ru

    15. Россия  в цифрах, 2006

    16. Седов В.В. Микроэкономика/Челяб.гос.ун-т.Челябинск, 2002. 115с.

    17. Соболев О.С. Оценка рентабельности производства молока в России// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий.  2004. - №8.

    18. Структура потребления молока и молочной продукции населением Томской области за 2004 год [Электронный ресурс] — Электрон.дан. – АПК Томской области: Макурин Ю.И. — Режим доступа: http://www.agro.tomsk.ru

    19. Тетра Пак - Новости[Электронный ресурс] — Электрон.дан. — Режим доступа: http://www. tetrapak.su/images/right.gif

    20. Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. – СПб.: Экономическая школа, 1995

    21. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: перевод с английского со 2-го изд. – М.: Дело 1998.

    22. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 томах. Том1. Перевод с английского – М.: финансы и статистика, 1992.

    23. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2006. – 832 с. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Анализ факторов спроса на потребительском рынке России