Спрос. Факторы спроса. Эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:44, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе я попытаюсь рассматреть такие понятия как спрос, факторы влияющие на спрос и эластичность спроса.

Содержание

Вступление.……………………………….…………………………………3
1. Спрос………………….…………….….………………………………….3
2. Кривая спроса………………………….………………………………….4
3. Факторы, влияющие на спрос……….…………………………………...7
4. Эластичность спроса……………………………………………………...9
5. Графики эластичности …………….…………………………………….11
6. Факторы ценовой эластичности спроса .………………………………16
7. Эластичность спроса по доходу ………..……….……………………...18
8. Перекрестная эластичность …………………………………………….19
9. Эластичность спроса по ресурсам ……………………………………...21
Вывод
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

спрос факторы спроса эластичность.DOC

— 221.00 Кб (Скачать)

    Содержание

       Вступление.……………………………….…………………………………3

  1. Спрос………………….…………….….………………………………….3
  2. Кривая спроса………………………….………………………………….4
  3. Факторы, влияющие на спрос……….…………………………………...7
  4. Эластичность спроса……………………………………………………...9
  5. Графики эластичности …………….…………………………………….11
  6. Факторы ценовой эластичности спроса .………………………………16
  7. Эластичность спроса по доходу ………..……….……………………...18
  8. Перекрестная эластичность …………………………………………….19
  9. Эластичность спроса по ресурсам ……………………………………...21

    Вывод

    Список использованной литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Вступление 

     В контрольной  работе я попытаюсь  рассматреть такие понятия как  спрос, факторы влияющие на спрос  и эластичность спроса.

     Рыночный  спрос отражает интенсивность, с  которой покупатели желают и готовы платить за товар. На приобретаемое потребителями на рынке количество товаров и услуг влияют многие факторы. Большинство потребителей , приобретая интересующие их товары, даже не догадываются что, кроме желания и потребности заставляет их делать покупки. Они и не подозревают, что существует множество факторов, влияющих на их спрос, именно эти факторы в совокупности и определяют конечные представления потребителей о приобретаемых благах. Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос.

      Именно от взаимодействия спроса  и предложения зависит ответ,  что производить, для кого производить  и по какой цене продавать.  Соотношение между спросом и  предложением порождает колебание  рыночных цен. Через эти колебания  устанавливается уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а в итоге равновесие производства и потребления.

        Эластичность - одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены. Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, -- важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке. 

  1. Спрос
 

      Закон спроса - закон, устанавливающий, что при прочих равных условиях величина спроса прямо пропорциональна изменению цены данного товара.

      Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.

    Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.

  Механизм  рынка позволяет удовлетворять  только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами.

  В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.

  На  величину спроса, его структуру и  динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.

  Количество  вещей, покупаемых людьми, всегда зависит  от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях. 

  2. Кривая спроса 

       Кривая спроса – график, отображающий покупательную способность потребителей от уровня цен для определённого товара в течении фиксированного отрезка времени. (Рис. 1.)

       Каждая точка кривой представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель готов купить по данной цене.                                      

                             

             Рис. 1

       Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде Qd=F(Р), где Qd - величина спроса (demand), Р - цена (price).

       Убывающая предельная полезность  - принцип, согласно которому последующую единицу данного продукта покупатель будет покупать лишь при условии, что его цена снижается. 

       Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

       Эффект дохода: при более низкой цене покупатель может позволить купить себе больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.

       Эффект замены: потребители склонны заменять дорогие продукты большим количеством  дешёвого товара.

      На величину спроса кроме цены товара, также влияют и другие неценовые факторы:

    1) величина и динамика изменения дохода потребителя;

    2) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров;

    3) изменение вкусов и предпочтений;

    4) число потребителей на рынке;

    5) реклама;

    6) изменения структуры населения;

    7) экономическая (социальная) политика правительства;

    8) ценовые ожидания относительно будущих цен и доходов и др.

      Товары-субституты – взаимозаменяемые товары, которые используются в сочетании друг с другом (моторное масло, бензин)

      Комплементарные товары – взаимодополняемые товары.

В общем  случае спрос – это функция, которая  зависит от цены на товар и других неценовых факторов: 

QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В),         

      где QD — спрос;   Р— цена;

      I—  доход;  Z— вкусы;

      W—  ожидания (waiting);

        Psub - цена на товары-субституты;

      Pcom – цена на комплементарные товары;

      N   — количество покупателей;   В   — прочие факторы.

          Кроме этого на объём и структуру спроса влияют следующие факторы:

    1) природно-климатические;

    2) национально-этнические;

    3) медико-биологические;

    4) половозрастная структура населения.

         Изменение величины (объёма) спроса и изменение спроса

       Спрос - величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса, или объема спроса, и изменение спроса. Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара.

       Величина (объём) спроса – это конкретное количество товара, которое потребители готовы купить по отдельной конкретной цене. Графически изменения объема спроса выражаются в "движении" по кривой спроса вниз или вверх. Например из точки А в точку В при уменьшении цены объём спроса увеличивается. (Рис.2)

                 Рис.2 

       Спрос меняется тогда, когда изменяются неценовые факторы, имевшие ранее постоянные величины. Изменение спроса выражается в "движении" кривой спроса, в ее смещении вправо или влево.

Рис. 3 

          Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D1. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже.

         Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D2.( Рис.3.)

При определённых условиях рост цен сопровождается увеличением спроса. Такое явление наблюдается для товаров низшего ассортимента. И называется эффектом Гиффена: если наблюдается общий рост цен на продукты, то это ведёт к снижению спроса на некоторые продукты, но в то же время на другие продукты спрос растёт. Люди начинают приобретать  больше низкокачественных продуктов. Наклон кривой спроса буде отрицательным.

        Существует ещё и эффект Веблена – повышение цен на престижные  товары не сокращает на них спрос, а увеличивает, так как люди покупают не товары, а престиж. Наклон кривой положительный, до определённых пределов.

       Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы, (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

      Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены.

      Таким образом, если два товара взаимодополняемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

      В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.

      Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

     На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.  

  1. Факторы, влияющие на спрос
 

       Факторы спроса (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса. 
       Неценовые факторы спроса (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево. 
          К неценовым факторам относят:

Информация о работе Спрос. Факторы спроса. Эластичность спроса