Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:11, курсовая работа
Цель моей работы - выявление и анализ факторов, влияющих на спрос на потребительском рынке, иными словами, хотелось бы узнать, что заставляет или останавливает людей при выборе товара. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи: вывод индивидуальной кривой спроса, определение совокупного спроса на рынке нескольких покупателей и выявление факторов спроса на рынке конкретного товара в Томской области.
Введение 3
1 Понятие спроса и факторы, его определяющие
1.1 Спрос. Неценовые факторы спроса 4
1.2 Понятие эластичности спроса 13
2 Анализ факторов спроса на потребительском рынке России
2.1 Факторы спроса на потребительском рынке России, их динамика и влияние
на спрос 19
2.2 Анализ факторов спроса на молоко и молочные продукты в Западной Сибири
и Томской области 27
Заключение 33
Список используемой литературы 34
Третьим фактором является доход населения. Сведения о динамике уровня реального располагаемого денежного дохода населения (в дальнейшем — РРДД) из официального веб-сайта Госкомстата (www.gks.ru) представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Динамика РРДД в 1997—2007 гг.
|
Четвертым фактором — доход трудоспособной части населения. Сведения из официального веб-сайта Госкомстата (www.gks.ru) представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Динамика уровня реальной начисленной заработной платы населения в 1997—2007 гг.
|
Приведенные данные позволяют сделать следующие выводы о краткосрочной (1—3 года) перспективе развития спроса:
Динамика спроса в течение года определяется динамикой РРДД, которая за 2006 г., по данным официального веб-сайта Госкомстата (www.gks.ru), представлена в таблице 6.
Таблица 6 - Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в 2006 г.
|
Таким образом, определяемый динамикой реальных располагаемых денежных доходов населения спрос на рынке бытовой мебели в течение года делится на четыре фазы:
Доходы населения изменяются под воздействием множества факторов, сила действия которых неодинакова, различна их направленность (рост или снижение доходов). Факторы динамики доходов тесно взаимосвязаны с факторами динамики уровня жизни, формированием бюджета семьи. На реальное дополнение номинальных доходов влияют также факторы, связанные с изменением цен и налогообложения. Номинальные доходы обусловлены источниками формирования, зависят от размера, структуры, динамики и других различных факторов, это: социально-политические, социально-демографические (пол, возраст и т.д.), социально-профессиональные (профессия, образование, опыт и т.д.), социально-статусные (занятый или незанятый общественно полезной деятельностью), социально-экономические (род занятий или деятельности), социально-географические (природно-климатические особенности места жительства, национальные особенности).
Таким
образом, дифференциация доходов определяется
многочисленными и
Таблица 7 - Динамика денежных доходов населения Российской Федерации в 1991– 2004 гг.
Показатель | 1991 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 |
Среднедушевые денежные доходы, руб.10 | 466 | 516 | 942 | 1013 | 1664 | 1371 | 2281 | 3061 | 3947 | 5171 | 6337 |
Реальные располагаемые денежные доходы, % к предыдущему году | 121 | 85 | 101 | 106 | 84 | 88 | 112 | 109 | 111 | 115 | 108 |
к 1991 г. | 100 | 59 | 60 | 63 | 53 | 47 | 52 | 57 | 63 | 73 | 79 |
к 1995 г. | - | 100 | 101 | 107 | 90 | 79 | 89 | 97 | 107 | 123 | 133 |
к 1999 г. | - | - | - | - | - | 100 | 112 | 122 | 136 | 156 | 168 |
2.2 Анализ факторов спроса на молоко и молочные продукты в Западной Сибири и Томской области
Рассмотрим особенности спроса на молоко и молочные продукты, поскольку в нашем ежедневном рационе они всегда занимали и занимают ключевое место. Стабильно высоким остается число российских семей, в рацион питания которых включено молоко. Так, в 2007 году этот показатель составил 94.7%.
«По сравнению с 2000г. душевой уровень потребления молочных продуктов вырос на 28кг и составил 227кг. Это средний показатель. В 1-ой децильной группе (население с наименьшими денежными доходами) в 2004г. он равнялся 114кг, в 10-ой – 305кг. Различаются и динамики: в первом случае наблюдается прирост на 34кг, или на 44% к уровню 2000г. Высокие темпы прироста были и во 2 – 3-й децильных группах (36 и 30%). В остальных группах населения прирост потребления колебался от 23 до 3%. Только в 10-й группе имеет место сокращение потребления на 27кг, или на 8%. Отметим, что около 10% молочных продуктов производятся в хозяйствах населения и не принимают товарной формы.»11
Жители Западно-Сибирского района характеризуются достаточно стабильным потреблением молочных продуктов в среднем по России, стабильное среднее потребление составляет 57% от нормы. Самое активное потребление молочной продукции у жителей Тюменской и Томской областей в этом районе. Существуют различные признаки, по которым население подразделяется на отдельные группы в зависимости от особенностей спроса на тот или иной продукт. Большое значение имеют социально – экономические признаки, которые предполагают деление потребителей на группы на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, возраста, уровня образования и т.д. Социо-культурная сфера также создает определенный круг предпочтений в отношении молочных продуктов. Принадлежность к определенной социальной прослойке обязывает человека играть в обществе определенную роль, которая так или иначе будет влиять на его покупательское поведение. Род деятельности тоже является фактором, влияющим на спрос покупателя и его поведение на рынке.
Уровень дохода человека определяет его потребление и поведение на рынке. Потребитель, обладающий крупными материальными средствами, имеет большие возможности выбрать предлагаемые продукты питания. Размер доходов влияет на потребление и иными способами. Вовсе не обязательно, что при увеличении дохода соответственно увеличивается потребление по всем товарным группам. По мере роста доходов человека, семьи общее потребление ими всех благ согласно закону Энгеля возрастает, но в разных пропорциях, в различных структурных соотношениях. В наименьшей степени будут возрастать расходы на потребление обычных продуктов питания, в наибольшей степени - на предметы роскоши, на изысканные веши, сбережения, которые считаются, по мнению Энгеля, люксовым благом. Законы Энгеля установлены на основе анализа статистики потребления лиц с разными уровнями доходов. На распределение дохода значительное влияние оказывает также количество членов семьи.
В идеале ассортимент предлагаемых молочных продуктов должен быть расчитан на “кошелек” покупателя каждого сегмента. Например, предлагая продукты не только для богатых, но и для людей со средним и низким уровнем доходов, молочные комбинаты осуществляют две коммерческие задачи: увеличивает прибыль за счет расширения сегментов рынка и укрепляет свой социальный имидж.
В ноябре - декабре 2004 года “Сибирской молочной компанией” был проведён опрос, в результате которого было выделено несколько групп доходов. Относительно них была прослежена тенденция потребления йогуртов (для примера). С увеличением дохода увеличивается потребление натуральных продуктов. Опрос показывает, что с увеличением дохода люди начинают больше внимания обращать на производителя. Доля неизвестного производителя падает с 15% до 2%.
Потребление йогурта, производимого Томским молочным комбинатом, в процентном выражении от общего объема реализации йогуртов разных производителей составило:
0,2 л - 19%, 0,5 л - 11%, 0,150 л - 12%. (у потребителей с более низким доходом)
0,2 л - 20%, 0,5 л - 14%, 0,150 л - 17 % (у потребителей с более высоким доходом)
Важным признаком разделения являются субъективные специфические критерии. Особенно четко это отслеживается на таком молочном продукте, как йогурт.
Йогурты по консистенции бывают двух видов: густой и жидкий.
Густой (десертный) предпочитают 62% потребителей.
Жидкий (питьевой) предпочитают 38% потребителей.
Демографические признаки относятся к наиболее часто применяемым . Это обусловлено доступностью характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи.
Для молочных продуктов решающим признаком сегментации является размер семьи. В зависимости от размера семьи люди покупают соответствующее количество продукции. Это хорошо прослеживается по данным опроса 2004 года по поводу покупаемости молочных продуктов (йогуртов) в зависимости от объема упаковки:
0,5 л - 38%, 0,125 л - 37%, 0,225 л - 18 %, 1 л - 6%, 0,2 л - 1 %.\
Решение о покупке молока чаще принимают женщины. Данные исследования показывают, что наиболее активными покупателями являются женщины в возрасте от 35 до 44 лет. Почти 70% из них регулярно приобретают этот продукт. Если говорить о мужчинах, то приобретают молоко чаще те, кто старше 65 лет – около 54% представителей этой возрастной группы являются постоянными покупателями. Сразу за ними - поколение 25-35-летних, которое уже успело по достоинству оценить пользу этого уникального продукта.
Информация о работе Анализ факторов спроса на потребительском рынке России