Анализ факторов спроса на потребительском рынке России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - выявление и анализ факторов, влияющих на спрос на потребительском рынке, иными словами, хотелось бы узнать, что заставляет или останавливает людей при выборе товара. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи: вывод индивидуальной кривой спроса, определение совокупного спроса на рынке нескольких покупателей и выявление факторов спроса на рынке конкретного товара в Томской области.

Содержание

Введение 3
1 Понятие спроса и факторы, его определяющие
1.1 Спрос. Неценовые факторы спроса 4
1.2 Понятие эластичности спроса 13
2 Анализ факторов спроса на потребительском рынке России
2.1 Факторы спроса на потребительском рынке России, их динамика и влияние
на спрос 19
2.2 Анализ факторов спроса на молоко и молочные продукты в Западной Сибири
и Томской области 27
Заключение 33
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 1 курс.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

     

 

    где  - эластичность спроса по цене;

     - относительное изменение спроса;

     - относительное изменение цены.

    С увеличением цены, как правило, снижается  и  <0. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус: 

     

  или модуль 
.
 

    Спрос называют эластичным, когда  >1 (это означает, что спрос растёт или падает быстрее цены), и неэластичным (жёстким), когда <1, то  есть спрос растёт(падает) медленнее, чем изменяются цены.

    Если  изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то =0, если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е=∞.

    Различают точечную и дуговую эластичность.

     Точечная эластичность(point elasticity) может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью Х.

     

       

     

       

       

                                              Рис.44 

     

. 

    Значение  точечной эластичности обратно пропорционально  тангенсу угла наклона.

    Дуговая эластичность(arc elasticity) – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2. 

     

 

    Если  кривая спроса задаётся линейной функцией Q = a – bP, то её наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен . Точечная эластичность линейной функции может выражаться тогда как  

     

, 

    где b – наклон кривой спроса.

     Хотя наклон для линейной функции  неизменен, значение эластичности будет различным в разных точках кривой и принимает любые значения. Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0(в точке D1 ) до ∞( в точке D2).

     

     

        
 

     

     

       

     

       

                                               Рис.55

Эластичность  спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрёстной эластичностью (cross elasticity): 

     

. 

    Если  >0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если <0 – взаимодополняемые.

    Чем больше эластичность спроса на благо  Х, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда , перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость(если , то мы имеем пример жёсткой взаимодополняемости ).

    Однако  это правило, характеризующее взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечёт повышение спроса не только на хлеб, бутербродное масло, тостеры, но и на другие товаров, в том числе и на мебель. Тогда <0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода. При исключении эффекта дохода можно получить по значению перекрёстной эластичности более точную оценку дополняемости или заменяемости благ. Коэффициент эластичности спроса можно разложить на два компонента, характеризующие эффекты дохода и замещения.

    В современной экономической науке  используется также показатель эластичности спроса относительно дохода (income elasticity of demand): 

     

. 

    Если  показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным ( <0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. По мере роста дохода общее потребление будет возрастать, но в разных пропорциях. По мере роста дохода, расходы на продукты питания будут расти с одновременным переходом от некачественного питания к качественному. В общем объеме расходов доля продуктов питания будет сокращаться при росте расходов на недвижимость, отдых, путешествия, сбережения. По мере роста дохода каждое домохозяйство будет тратить на потребление меньшие суммы и больше будет сберегать.

    Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен ( >0), благо является нормальным.

    Если  0< <1, то спрос на благо растёт медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости. При >1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше неё На эластичность спроса влияет ряд факторов. Рассмотрим факторы эластичности спроса по цене.

    1. Наличие товаров – заменителей.  Чем их больше, тем эластичнее спрос, поскольку изменение цен на заменяющие и заменяемые товары всегда позволяет сделать выбор в сторону более дешёвых. Напротив, отсутствие товаров – заменителей (в силу специфики самого товара,  на монопольном рынке и по другим причинам) предопределяет абсолютную или относительную неэластичность спроса.

    Действие  данного фактора усиливается  или, наоборот, ослабляется уровнем  агрегирования товарной группы, в  которую входят товары – заменители. Например, эластичность спроса на женские полуботинки должна быть выше, чем на обувь весеннее – осеннего ассортимента, а на сезонную – выше, чем на повседневную. Но при этом надо помнить о возможном дополнительном влиянии  сопряжённых факторов, рассматриваемых далее.

    2. Значимость продукции для потребителя.  Представляется целесообрзным подразделять продукты на три группы: товары и услуги первой необходимости, регулярно используемые, но не являющиеся необходимыми, относящиеся к категории роскоши. Очевидно, что с ростом номера группы возрастает и эластичность спроса. Действительно, нельзя обойтись без транспортных услуг в крупном городе, но повышение цен на услуги химчистки или прачечной вынуждает потребителя существенно сократить пользование ими и стирать и чистить одежду в домашних условиях. Тем более рост цен на золото позволяет исключить его из статей расхода потребителя.

    Следует, однако, иметь в виду, что значимость одной и той же продукции различна для разных групп населения: социальных, территориальных, возрастных. Например, спрос на резиновые сапоги для  детей менее эластичен, чем для взрослых, или более эластичен в городе, нежели в деревне, поскольку в деревне без них не обойтись и для детей они являются товаром почти первой необходимости.

    3. Удельный вес затрат на продукцию  в расходах потребителя (удельный  вес дохода потребителя, приходящегося на приобретение данной продукции). Считается, что чем больше удельный вес затрат на какую – либо продукцию в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса на неё. Необходимо уточнить, что это утверждение верно, если принимать во внимание степень постоянства действия данного фактора и значимости продукции для потребителя. Например, зубная паста необходима, приобретается регулярно в относительно постоянных количествах, но затраты на неё невелики. Поэтому повышение цен на данную продукцию не приведёт к изменению величины спроса на неё. Однако если возрастут цены на мясо, являющееся одним из основных продуктов питания, расходы на который достаточно высоки в бюджете семей, величина спрос на него снизится. Это может существенно отразиться на величине коэффициента эластичности. Рост же цен на продукты роскоши надо анализировать в связи с доходами наиболее высокооплачиваемых групп населения, поскольку спрос на них в группах с низким уровнем доходов будет абсолютно неэластичен. Но и для лиц с высокими доходами а краткосрочном периоде может упасть спрос и, следовательно, вырасти коэффициент его эластичности по цене.

    4. Степень универсальности товара. Чем универсальнее товар и  разнообразнее условия его использования,  тем эластичнее спрос. При этом надо учитывать наличие специализированных товаров – заменителей и их способность в некотором наборе удовлетворять потребности покупателей. Тогда эластичность спроса универсального товара будет взаимносвязана с ценой заменяющих товаров.

    5. Время. В краткосрочном периоде  спрос имеет тенденцию быть  менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со  стороны индивидуальных владельцев  автомобилей относительно неэластичен,  и повышение цены, особенно в  летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставит свои автомобили в гараж, спрос на бензин сократится, сократится и объём продаж. А к следующему лету часть из них начнёт пользоваться пригородными электричками. Несмотря на о, что спрос на бензин  относительно неэластичен в обоих случаях в долгосрочном периоде эластичность выше.

    Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары заменители, к тому же учитывается долговечность продукта 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Анализ факторов спроса на потребительском рынке России

2.1 Факторы спроса на потребительском рынке России, их динамика и влияние на спрос

       Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.  
         Работа с потребителем – анализ, прогноз, а по сути – управление его поведением,- повседневная составляющая профессиональной деятельности каждого специалиста, занятого в сфере маркетинга. Значимость потребителя и успеха работы с ним постоянно и неуклонно растёт для каждого предпринимателя, чей бизнес существует постольку, поскольку он удовлетворяет потребности и желания потребителя.    

    Для фирмы при планировании объема и  структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Как мы уже выяснили, величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.). На спрос влияют и другие факторы, которые можно разделить на следующие группы:

    - психографические (образ и стиль жизни, культурный уровень, социальный статус, профессия). Например, у потребителей с высоким статусом спросом пользуются престижные автомобили, только дорогие, наивысшего качества продукты; человек, ведущий здоровый образ жизни будет больше покупать сок и фрукты, чем газированную воду и чипсы.

    - социально-демографические (сюда входят доход населения, занятия, национальный состав, пол, возраст, состав семьи). Например, спрос на одежду у женщин гораздо выше спроса на одежду у мужчин или, например, тот или иной товар покупают больше, если его потребляют все члены семьи (хлеб, молоко и т.д.). На то, какой вид мяса потреблять в пищу, очень влияют национальные особенности: у некоторых народов распространено традиционно высокое употребление в пищу многих видов свиных колбас и блюд из свежей свинины, а у некоторых (например, у мусульман) свинины в рационе вообще не должно быть. Возраст также влияет на потребности людей: например, журналы о здоровом образе жизни пользуются спросом больше у пожилых, нежели у молодёжи. В целом лица старшего возраста едят меньше, особенно дорогих продуктов, а также тех продуктов, которые требуют приготовления в домашних условиях, в том числе мяса, рыбы, яиц и овощей.

Информация о работе Анализ факторов спроса на потребительском рынке России