Теневая экономика: сущность, формы, место и роль в современной экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: изучить особенности теневой экономики в России, для чего ставятся следующие задачи:
1. Изучить структуру, причины и последствия теневой экономики,
2. Рассмотреть методы измерения теневой экономики,
3. Проанализировать особенности теневой экономики в России.

Содержание

План…………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения теневой экономики…………9
1.1 Теневая экономика: сущность, подходы к измерению………………9
1.2 Типы теневой экономики и формы её проявления…………………17
1.3 Последствия теневой экономики ……………………………………32

Глава 2. Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие современной России…………………………………………….56
2.1 Оценка масштабов теневой экономики в России……………………56
2.2 Анализ социально-экономических последствий функционирования теневой экономики в России………………………………………………64
2.3 Перспективные направления легализации экономической деятельности………………………………………………………………..89

Заключение…………………………………………………………………90

Список использованной литературы……………………………………..99

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 644.37 Кб (Скачать)

Эксперты давали некоторый  шанс перешагнуть 5-процентный барьер и провести своих депутатов в  думу Аграрной партии России. Шансы  других партий на предстоящих выборах  эксперты оценивали как незначительные, считая, что ни «Народной партии» Г.Райкова, ни «Возрождению России — Партии жизни» Г.Селезнева и С.Миронова не удастся набрать даже 5% голосов избирателей.

Фактически, по оценкам экспертов, в результате выборов предполагалось воспроизводство правящего режима и той политической системы, которая  сложилась в России. Респонденты  отмечали, что при существующей расстановке  политических сил в стране практически  нет никаких  реальных шансов, используя  демократические механизмы избирательного права, изменить суть политического  режима и повернуть власть лицом  к нуждам простых людей и интересам  большинства россиян.[13]

Таблица 3

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОРИТЕТА

В баллах: 1 — минимум авторитета и доверия; 2 — низкий уровень;

3 — средний уровень: 4—высокий  уровень; 5— максимум авторитета  и доверия


 

Политический лидер

 

 

Борис Грызлов

Владимир Жириновский

Геннадий Зюганов

Михаил Касьянов

Юрий Лужков

Александр Лукашенко

Сергей Миронов

Борис Немцов

Владимир Путин

Геннадий Райков

Геннадий Селезнев

Анатолий Чубайе

Сергей Шойгу

Ирина Хакамада

Григорий Явлинский

Количественные значения

индекса авторитета

 

2,6

2,5

2,7

2,8

3,2

2,3

2,0

2,5

4,2

2,4

2,6

1,9

3,4

2,3

2,6


 

В ходе опроса экспертов  просили оценить по 5-балльной шкале  авторитет основных политических лидеров, с чьими делами и именами связаны определенные социальные ожидания и какие-либо позитивные, либо негативные промежуточные итоги реформирования общества.

В зависимости от характера  оценки эксперты проставляли определенный балл от 1 до 5 тому или иному лидеру: 1 — минимум авторитета и доверия  со стороны общества; 5 — максимум доверил и авторитета со стороны  общества; остальные значения находились соответственно в контииууме между этими двумя полюсами и выражали основные промежуточные характеристики. В итоге, в зависимости от усредненной экспертной оценки, каждый тестируемый политический лидер получил соответствующий балл, по которому можно судить о степени его авторитета и влияния,

Как видно из приведенных  данных, авторитет и влияние многих наиболее заметных политических лидеров, по оценкам экспертов, находятся  на низком уровне. К показателям  достаточно среднего уровня общественного  авторитета и влияния приближаются значения экспертных оценок, которые  получили М.Касьянов и Г.Зюганов. Выше показателей среднего уровня оцениваются  экспертами авторитет и влияние  в обществе Ю. Лужкова и С. Шойгу. По мнению экспертов, именно эти политики и крупные руководители олицетворяют собой в глазах населения ориентацию власти на конкретные практические дела. Высоким авторитетом и доверием со стороны общества, по оценкам  экспертов, пользуется только Владимир Путин и Дмитрий Медведев. С  Президентом России и премьер-министром  как гарантом Конституции, общество связывает свои надежды на нормальную жизнь и наведение порядка  в стране.

Хотя в настоящее время  в некоторых СМИ достаточно часто  высказывается мнение, что Президент  России не владеет сегодняшней ситуацией, подавляющее большинство экспертов (66%) не согласились с этим утверждением. Полностью согласны с данной позицией только 6% экспертов, отчасти — 28%. В своем подавляющем большинстве эксперты считают, что в современной России основной политический вес и влияние имеет только Президент — Дмитрий Медведев, на котором держится весь правящий режим и от политической воли которого во многом зависит решение всех важных вопросов жизнедеятельности российского государства.

Таким образом, фактически признается полная ответственность Президента России за положение дел в стране, социальную и политическую направленность проводимых в стоящее время реформ.[21]

Эксперты отмечают, что  будущее России во многом зависит  от способности общества преодолеть внутренний раскол и объединить все  здоровые силы для поисков выхода из тупика, в котором оказалась  страна после губительного курса  неолиберальных реформ.

В отношении самой возможности  в настоящее время консолидации российского общества мнения экспертов  разделились 54% опрошенных считают, что это возможно; 46% — невозможно. Наиболее пессимистично на возможности объединения и интеграции российского общества смотрят молодые эксперты (в возрастной группе до 29 лет соотношение пессимистических и оптимистических оценок составляет, соответственно, 53% и 47%; во всех остальных возрастных группах общий баланс оценок складывается в пользу оптимистических прогнозов). Сфера занятости и регион проживания эксперта фактически никак не сказываются на характере оценок.

На какой же идеологической основе, по мнению экспертов, возможна косолидация российского общества? В этом вопросе также не прослеживается общее единство мнений, и позиции экспертов разделились следующим образом:

- 50% экспертов считают,  что в качестве основной идеи  общественного развития России, которая сегодня в наибольшей  степени отвечает интересам граждан, может выступить замысел строя, сегодняшнего в себе лучшие черты социализма и капитализма;

-18% экспертов уверены,  что национальной идее лучше  всего будет отвечать тот путь  капитализма, по которому идут  высокоразвитые страны;

-18% — строй общественной  жизни, максимально отвечающий  интересам национального большинства,  т.е. «русский путь»;

-6% — социализм, освобожденный  от деформаций;

-2% — социализм «по-сталински»

-1% — организация общественной  жизни в полном соответствии  с религиозными укладами;

-5%—другое.

Как свидетельствуют ответы экспертов, идея конвергенции социализма и капитализма и построения социально  ориентированного государства с  рыночной экономикой представляется наиболее перспективным направлением общественной консолидации.

Анализ показал, что независимо от возраста, сферы занятости, проживания экспертов, данная модель общественного  развития кажется им наиболее отвечающей интересам граждан России. Об этом говорит тот факт, что во всех группах экспертов эта идея не только стоит на первом месте, но и  заметно опережает нее другие возможные варианты по числу предпочтений.

Результаты исследования показывают, что в принципе с социалистической идеей, которая содержится в разных формах и моделях общественного  устройства, связывают будущее России 59% экспертов; с либеральной, капиталистической  идеей — 18%; с особым национальным вариантом развития, отвечающим в  первую очередь интересам русского народа — 18%; с религиозно-духовным возрождением — 1%.

Определенным проявлением  общественной консолидации является участие  населения в совместных гражданских  действиях. К сожалению, последние 10—12 лет проявление гражданской активности все больше носит протестный характер. Нерешенные проблемы, нарушения прав, ущемления жизненных интересов  становятся в жизни общества массовыми  явлениями.

Распределение ответов экспертов  при оценке потенциальных рисков возникновения и проявления различных  форм гражданской активности в своем  регионе и в случае ущемления  прав и интересов приводятся в  таблице.

Таблица 4

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА РЕАЛЬНОСТИ СЛЕДУЮЩИХ ФОРМ

ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ  РЕГИОНА

 

Как показывает исследование, в случае ущемления прав и законных интересов населения наиболее характерной  формой его гражданской активности является обращение в суд. Ориентация как правовую форму решения возникающих  проблем в рамках судебного разбирательства  является, по оценкам экспертной, наиболее массовым способом защиты своих законных прав и интересов практически  во всех обследованных регионах. Единственное исключение составляет Москва: здесь  обращение в суд стоит на втором месте после протестного голосования. Стоит отметить, что такие политические формы протеста, как отказ от голосования на выборах и голосование против всех кандидатов являются достаточно распространенными методами выражения гражданами своего недовольства существующим положением и в других обследованных регионах. Следует отметить, что потенциал политического протеста и социальной напряженности с высокой степенью вероятности может проявиться в форме массового участия населения в демонстрациях и митингах, прямого обращения к властям. Достаточно высока вероятность участия в забастовках. В наибольшей степени предзабастовочная готовность, по оценкам экспертов, проявляется в Екатеринбурге и Свердловской области.

Несмотря на то, что готовность населения к радикальным и  экстремистским насильственным действиям  при отстаивании своих интересов  в целом не высока, и эти риски  фиксируются на уровне «ниже среднего», тем не менее сама возможность их проявлений не исключается, В наибольшей степени, как свидетельствуют экспертные оценки, потенциал насильственных действий проявляется в Омской области, где по критериям статистической значимости полученных показателей вероятность участия в насильственных действиях приближается к «среднему уровню». В целом выявленный методом экспертной оценки потенциал гражданской активности говорит о достаточно высоком градусе социальной напряженности среди населения разных регионов России.[11]

 

 

 

 

 

2.2 Анализ социально-экономических  последствий

функционирования  теневой экономики в России

По оценкам Госкомстата, которые были недавно обнародованы, неформальная экономика в России составляет четверть российского ВВП. Это примерно в пять раз больше, чем в развитых странах. Следует  отметить, что в исследованиях  Госкомстата речь идет только о «ненаблюдаемой»  экономике, которая носит законный характер. При этом не принималось  в расчет криминальная, нелегальная  деятельность, которая мало уступает по своему обороту «ненаблюдаемой»  экономике. Но достаточно адекватным оценкам, доля теневой экономики может  составлять до 40—45% ВВП. В социальном плане это ведет к сокращению бюджетов всех уровней, урезанию социальных программ, недостаточному финансированию здравоохранения, науки, образования, низким размерам пенсий и социальных пособий. В то же время на другом социальном полюсе происходит сверхобогащение. Растет социальное расслоение общества, расширяется пропасть между богатыми и бедными. Все это не может не вызвать серьезной обеспокоенности. Теневая экономика во многом порождает теневую политику и теневое право, которые ее обслуживают. Имеют место и обратные зависимости. Теневизация российских экономики и политики становятся серьезным вызовом социальной безопасности общества и ставят под угрозу возможности стабилизации социально-политической ситуации в стране. Борьба с теневыми явлениями становится сегодня одной из важнейших задач общества и государства.[2]

В последнее время все  чаще приходится слышать мнение о  том, что теневые явления в  экономике, в отношениях с властными  и правовыми органами являются своего рода «смазкой», благодаря которой  российское общество до сих пор еще  не развалилось и успешно функционирует. Считается, что благодаря теневой  экономике люди выживают и приспосабливаются  к жизни, несмотря на скромные зарплаты и пенсии. Что взятка — это единственное и предельно эффективное средство защиты от произвола и неповоротливости государственной машины, которое может заставить власть служить обществу. Обществу внушается мысль, что теневые отношения удобны и выгодны многим, и все россияне от этого только выигрывают.

Опрос, проведенный в четырех  российских регионах, показал, что определенная часть экспертов (24%) согласна с этим предположением, указывая на то, что  удельный вес теневой экономики  остается значительным в российском обществе потому, что в ней заинтересовано большинство населения. Незначительная часть экспертов (5%) считает, что  в теневой экономике, в первую очередь, заинтересованы низы, однако эти мнения не являются господствующими. Подавляющее большинство опрошенных (65%) уверено, что теневая экономика процветает в российском обществе благодаря тому, что в ней заинтересованы «верхи».

Как показал анализ, при  оценке основных социальных субъектов, которые могут быть заинтересованы в сохранении теневой экономики, достаточно четко прослеживается влияние  корпоративной принадлежности эксперта. Так, например, среди экспертов, занятых в сферах науки, образования, культуры общая доля специалистов, которая считает, что в теневой экономике заинтересованы, главным образом, «верхи» фактически на 20 процентных пунктов выше, чем среди экспертов, занятых на государственной службе, в правоохранительных органах, в бизнес - структурах (78% против 59—60%). В то же время последние чаще, чем первые (от 30% до 38% по сравнению с 15—19%) стараются переложить главную ответственность за сохранение значительного удельного веса теневой экономики на все общество, а также «низы».[3]

В отношении способности  нынешней власти вести усиленную  борьбу с теневой экономикой и  политикой мнения экспертов разделились: 20% опрошенных считают, что неспособна; 39% - способна только командно-административными средствами; 28% - средствами «управляемой демократии»; 13% демократическими средствами.

Как свидетельствуют данные, большинство экспертов не видит реальных возможностей искоренения теневых явлений в обществе чисто демократическими методами, признавая необходимость проявления определенной политической воли «сверху» и некоторого урезания прав и свобод как необходимой платы наведение порядка.

Отвечая на вопрос анкеты «Есть  ли среди политических лидеров люди, способные последовательно и  решительно бороться с теневыми явлениями  в экономической, политической, правовой сферах?», — 21% экспертов указали  на то, что такие люди есть: 59% —  «возможно, есть. но я их не знаю»; 20% — отметили, нет таких людей. Среди экспертов, которые считают, что такие политики есть, 66% — указали на В. Путина; 8% — на Е. Примакова 6% — на А.Чубайса 4% — на С.Глазьева; 4% — на В. Жириновского; 3% — на С.Шойгу; 3% — на Б.Грызлова 3% — 1 1.1 Явлинского: 2% — на Г.Зюганова 1% — на Б.Немцова.

По мнению экспертов, сегодня  только Президент России способен последовательно  и решительно бороться с теневой  экономикой и политикой. Именно с  ним связаны социальные

Информация о работе Теневая экономика: сущность, формы, место и роль в современной экономики России