Теневая экономика: сущность, формы, место и роль в современной экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: изучить особенности теневой экономики в России, для чего ставятся следующие задачи:
1. Изучить структуру, причины и последствия теневой экономики,
2. Рассмотреть методы измерения теневой экономики,
3. Проанализировать особенности теневой экономики в России.

Содержание

План…………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения теневой экономики…………9
1.1 Теневая экономика: сущность, подходы к измерению………………9
1.2 Типы теневой экономики и формы её проявления…………………17
1.3 Последствия теневой экономики ……………………………………32

Глава 2. Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие современной России…………………………………………….56
2.1 Оценка масштабов теневой экономики в России……………………56
2.2 Анализ социально-экономических последствий функционирования теневой экономики в России………………………………………………64
2.3 Перспективные направления легализации экономической деятельности………………………………………………………………..89

Заключение…………………………………………………………………90

Список использованной литературы……………………………………..99

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 644.37 Кб (Скачать)

ожидания локализации  и искоренения этих негативных явлений.

Однако для решительной  борьбы с теневыми явлениями достаточно широкая социальная и политическая опора качестве которой могла бы вероятностно выступить определенная партия или массовое общественное движение.

По мнению абсолютного  большинства экспертов (85%), на сегодняшний  день в России нет такой партии или общественного движения, которые  были бы способны возглавить борьбу с  опасными явлениями. В то же время определенная часть экспертов (15%) считает, что такая политическая сила в современной России есть. В первую очередь эти эксперты связывают свои надежды на решительную борьбу с теневой экономикой и политикой со следующими партиями: 31% — «Единая Россия»; 14% — 1 11Ф: 14% — ЛДПР; 8% — Яблоко» 4 % — «Народная партия»; 2% - «Родина»; 2% — «Аграрная партия». В целом следует признать, что эксперты достаточно пессимистично оценивают возможности политического руководства страны и ведущих партий вести  последовательную и решительную борьбу с теневизацией экономических и политических процессов.

Теневая политика

Общий процесс теневизации следует рассматривать не только в экономической, но и в политической системе координат, поскольку они взаимосвязаны. При этом следует говорить не об экономике, а об экономических интересах. Но если экономические интересы абсолютного меньшинства российского общества выдаются за интересы общества и обеспечиваются соответствующей государственной политикой, ясно, что сама политика становится не только проводником, но и источником теневизации и поэтому уходит из публичной сферы в теневые отношения, обслуживая и теневые интересы тех или иных группировок и частных лиц.

Теневая экономика, теневая  политика присущи любой социально-экономической системе. Более того, теневая политика в целом — это одна из форм обычного политического процесса, особенно когда речь идет о межгосударственных и межсоюзных отношениях. Представляется возможным структурировать ее примерно по тем же основаниям, по каким сегодня структурируется теневая экономика. Можно выделить ее «неформальную» составляющую, с одной стороны, и собственно противоправную, с другой. Правда, здесь структура значительно более сложна и трудна для анализа. Особенно сложны для анализа ситуации, в которых теневые политические и экономические действия, обусловливая, усиливая друг друга, сплетаются в единый процесс. для рассмотрения подобных явлений возникают такие новые направления исследований, как «политическая криминология», «политическая коррупция». Происходит определенное смешение акцентов классических утверждений, что экономические интересы и отношения всегда главенствуют над политическими и в значительной степени детерминируют их. Сегодня с определенной уверенностью можно утверждать (в случае с реформированием советской российской экономики) громадный рост теневой (криминальной) составляющей является следствием политических просчетов, с одной стороны, и политических усилий в теневой сфере жизнедеятельности, с другой.

Невидимая часть российской политической системы проявляется  как неформальная, теневая и нелегальная. Эта структура согласует основные интересы субъектов политики как  в вопросах подготовки большинства  публичных решений, так и в  процессе их принятия и осуществления. В данный процесс вовлечены «группы  интересов» или, точнее, «группы давления», «лоббистские группировки». В теневом  процессе участвуют формальные институты  — аппараты правительства, министерств, губернаторов и т.д. Но и в последнем  случае эти структуры действуют  не на представительном или правительственном, а на неформальном, личностном уровне и достаточно часто с узко-корпоративными целями. Для современной России характерно специфическое, как бы перевернутое соотношение формального и неформального (легитимного и теневого) уровней  политической системы, в результате которого неформальный уровень оказывается весьма часто основным, решающим. В этих условиях процедура согласования и принятия государственных решений носит во многом закрытый характер, что является одной из причин отсутствия доверия к власти. При этом противодействие в процессе принятия решений представляет собой коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп и отдельных лиц. Следует подчеркнуть, что в УК РФ нет уголовной ответственности за политическую коррупцию.[25]

Теневое право (теневая  юстиция)

Проблемы теневой политики напрямую связаны с «политической  преступностью». Сам факт непубличности политических процессов и процедур предусматривает возможность их противоправности. Можно отметить, что сфера теневой политики является потенциально не менее опасной, чем сфера теневой экономики. Криминальное экономическое деяние может быть пресечено в процессе его совершения. Политическое деяние, даже не попадающее в разряд криминальных, становится (или не становится) известным лишь post factum, когда ущерб, часто невосполнимый, уже нанесен. И эго еще один довод в пользу утверждения, что процесс детеневизации общества, дететевизации страны должен начинаться и происходить, прежде всего, в политической сфере. То, каким образом и насколько успешно будет реализовываться этот процесс полностью зависит от третьей части «теневой триады» - «теневого права», или «теневой юстиции». Сущность теневого права всегда одна: оно альтернативно официальной правовой системе и в этом смысле абсолютно незаконно, гораздо предпочтительнее термин «неправо» («негативное право»), введенный еще Гегелем.

Главным теоретическим инструментом утверждения негативного права  является

принцип тотального отрицания. Сложившийся в современной России новый порядок общественных отношений (не между равными и свободными субъектами, а между субъектами, поставленными в неравное положение) создал трудноразрешимую проблему, выход  из которой весьма часто обеспечивается существенным распространением теневого права, реализуемого через теневую юстицию. Заметим, что в этой роли часто выступают вполне официальные структуры — органы внутренних дел, прокуратура, суды. Но, исповедуя теневое право, они фактически перестают быть государственными органами, формально оставаясь ими. К сожалению, в годы «перестройки» и более поздний период правовой нигилизм был возведен в ранг одной из «свобод» российской демократии.

Безусловно, правовой нигилизм есть и наследие прошлого, и объективное  следствие революционной ломки  прежних общественно-экономических  отношений, но нельзя не видеть в особенностях его распространения и «внедрения»  влияния на власть «криминальной  идеологии». Теневики создали сеть собственных структур с административными и даже чисто юридическими функциями. Масса фирм и «охранных структур» не заняты ничем, кроме насильственного выбивания действительных или мнимых долгов, но полностью игнорируя установленный в государстве порядок их взыскания. Угрозы, шантаж, насилие, заказные убийства, теракты стали повседневной реальностью. Другая составляющая теневой юстиции — использование и подкуп механизмов официальной юстиции.

Совокупность всех этих и  иных существенных и взаимосвязанных  теневых юридических элементов, их единая направленность на обеспечение  и защиту теневых интересов позволяет  говорить о теневой юстиции как  о сформировавшейся целостной системе, которая органически переплетается  с системами теневой экономики  и теневого властвования. Все они  настолько взаимосвязаны, взаимопронизаны, совместимы и дополняют друг друга, что их вообще трудно представить разобщенными. Таким образом, масштабность каждой из составляющих теневой триады, а тем более их совокупности, может привести к возникновению «теневого государства». В сегодняшней ситуации, в стадии теневой реальности, в которой оказалась Россия, любые теневые процессы в любой сфере жизни общества и государства следует рассматривать как процессы однозначно негативные, криминогенные и не находящие себе не только морально-этического, но и экономического оправдания. Эти процессы имеют разную степень общественной, государственной опасности, некоторые из них действительно можно рассматривать лишь как «индикаторы неблагополучия» и принимать соответствующие меры. Эти меры могут быть либеральными или антилиберальными, поощрять либо принуждать, но убеждение, что всегда «теневая сторона это темная, отрицательная сторона какого- либо явления», должно возобладать в научной среде, пусть даже это войдет в противоречия с учениями корифеев рыночной экономики.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Перспективные  направления легализации

экономической деятельности

 

Эффективность правовых методов борьбы с неформальной экономикой и политикой и перспективы  преодоления теневых явлений

По мнению подавляющего большинства  экспертов (76%), существующая в настоящее  время законодательная база для  борьбы с теневой экономикой, политикой, теневым правом в основном является недостаточной. Более того, 27% — из этого числа считают, что она  абсолютно недостаточна. В настоящее  время в законодательстве существует столько дыр и прорех, столько  противоречий и непроработанных  механизмов осуществления права  и ответственности, что 0110 фактически неспособно поставить заслон теневым  явлениям. Только 4% экспертов считают, что существующая законодательная  база абсолютно достаточна, а еще 22% — считают, что и с этими  законами можно работать и преодолевать теневые явления.[25]

В отношении самой возможности  преодоления теневой экономики  и коррупции путем совершенствования  российского законодательства мнения экспертов практически разделились  поровну: 48% считают, что возможно, 52% — уверены, что невозможно.

Обращает на себя внимание тот факт, что наиболее пессимистично  к перспективам преодоления теневых  отношений и коррупции путем  совершенствования законодательства относятся эксперты из числа работников правоохранительных органов (60% — считают, что невозможно). Достаточно высок  уровень пессимизма среди экспертов-ученых (58%).

Как показало исследование, пессимизм в оценках возможностей преодолеть теневую экономику и  коррупцию путем совершенствования  законодательства во многом распространяется и на неверие в эффективность демократических методов локализации этих явлений. 54% экспертов считают, что невозможно одолеть теневую экономику, политику демократическими методами, В то же время 46% — продолжают верить в возможность искоренения теневых явлений демократическим путем. Как видно из приведенных данных, между экспертами возникла определенная поляризация мнений по вопросу эффективности демократических методов борьбы с теневыми явлениями, которые являются практически по всем позициям. В частности, линия разлома экспертного сознания пролегла также по вопросу о возможности использования чрезвычайных мер при борьбе с теневыми явлениями.

Так, например, на вопрос анкеты: «Возможна или нет борьба с  теневыми явлениями в экономической, политической, правовой сферах без  чрезвычайных мер?», — были получены следующие распределения ответов  экспертов:

-48% - опрошенных считают,  что возможна (скорее возможна);

-52% - не возможна (скорее  не возможна).

Несмотря на то, что между  сторонниками демократических и  правовых методов, с одной стороны, и приверженцами более радикальных  силовых подходов к преодолению  теневых явлений, с другой — сложился определенный паритет, тем не менее наблюдается некоторое смещение баланса оценок в сторону принятия необходимости идти на чрезвычайные меры. Однако, на наш взгляд, нет оснований драматизировать ситуацию. Фактически все опрошенные эксперты считают, что демократические методы решения проблем просто еще в значительной степени остаются не раскрытыми не использованными в российском обществе. Именно этим и объясняется, в первую очередь, их недостаточная эффективность. По мнению экспертов, надо и дальше развивать демократические методы решения подобных проблем.

Среди возможных демократических методов, которые могут эффективно препятствовать дальнейшему расширению масштабов теневой экономики, политики и теневого права, эксперты отмечают следующие первоочередные шаги (позиции ранжированы в зависимости от общего числа ответов).

51% экспертов отмечают, что  это совершенствование законодательства;

23 % - формирование гражданского  общества;

21% - либерализация экономики;

16% - консолидация общества  на основе национальной идеи;

16% — формирование новой  политической элиты;

15% — реализация социальной  ответственности бизнеса

10% — переход к цивилизованному  лоббизму:

9% — развитие социального  партнерства.

Как считают эксперты, дальнейшее углубление демократических и либеральных  реформ, построение правового государства  и гражданского общества во многом создадут благоприятные условия  для локализации и постепенного преодоления теневизации общества.[21]

Наибольшую опасность, по оценкам экспертов, среди теневых  явлений представляет коррупция. Борьба с коррупцией, по мнению 41% экспертов, является первостепенной проблемой  российского государства и должна быть поставлена во главу угла всей внутренней политики. Около половины экспертов (51%), хотя и не считает, что  проблема коррупции является главной в России, тем не менее признает, что борьба с ней является одной из важнейших задач государства.

Обращает на себя внимание проявление ведомственно - корпоративного подхода к важности этой проблемы со стороны разных групп экспертов. Так, например, если среди экспертов - ученых и экспертов, связанных с бизнес - структурам и около 60% — указывают на первоочередность искоренения коррупции как самого опасного социального явления, то среди экспертов из числа работников правоохранительных органов подобная обеспокоенность и нетерпимость к данному явлению встречается только у 28% опрошенных.

Информация о работе Теневая экономика: сущность, формы, место и роль в современной экономики России