Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:15, курсовая работа
Целью исследования: изучить особенности теневой экономики в России, для чего ставятся следующие задачи:
1. Изучить структуру, причины и последствия теневой экономики,
2. Рассмотреть методы измерения теневой экономики,
3. Проанализировать особенности теневой экономики в России.
План…………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения теневой экономики…………9
1.1 Теневая экономика: сущность, подходы к измерению………………9
1.2 Типы теневой экономики и формы её проявления…………………17
1.3 Последствия теневой экономики ……………………………………32
Глава 2. Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие современной России…………………………………………….56
2.1 Оценка масштабов теневой экономики в России……………………56
2.2 Анализ социально-экономических последствий функционирования теневой экономики в России………………………………………………64
2.3 Перспективные направления легализации экономической деятельности………………………………………………………………..89
Заключение…………………………………………………………………90
Список использованной литературы……………………………………..99
ожидания локализации и искоренения этих негативных явлений.
Однако для решительной борьбы с теневыми явлениями достаточно широкая социальная и политическая опора качестве которой могла бы вероятностно выступить определенная партия или массовое общественное движение.
По мнению абсолютного большинства экспертов (85%), на сегодняшний день в России нет такой партии или общественного движения, которые были бы способны возглавить борьбу с опасными явлениями. В то же время определенная часть экспертов (15%) считает, что такая политическая сила в современной России есть. В первую очередь эти эксперты связывают свои надежды на решительную борьбу с теневой экономикой и политикой со следующими партиями: 31% — «Единая Россия»; 14% — 1 11Ф: 14% — ЛДПР; 8% — Яблоко» 4 % — «Народная партия»; 2% - «Родина»; 2% — «Аграрная партия». В целом следует признать, что эксперты достаточно пессимистично оценивают возможности политического руководства страны и ведущих партий вести последовательную и решительную борьбу с теневизацией экономических и политических процессов.
Теневая политика
Общий процесс теневизации следует рассматривать не только в экономической, но и в политической системе координат, поскольку они взаимосвязаны. При этом следует говорить не об экономике, а об экономических интересах. Но если экономические интересы абсолютного меньшинства российского общества выдаются за интересы общества и обеспечиваются соответствующей государственной политикой, ясно, что сама политика становится не только проводником, но и источником теневизации и поэтому уходит из публичной сферы в теневые отношения, обслуживая и теневые интересы тех или иных группировок и частных лиц.
Теневая экономика, теневая политика присущи любой социально-экономической системе. Более того, теневая политика в целом — это одна из форм обычного политического процесса, особенно когда речь идет о межгосударственных и межсоюзных отношениях. Представляется возможным структурировать ее примерно по тем же основаниям, по каким сегодня структурируется теневая экономика. Можно выделить ее «неформальную» составляющую, с одной стороны, и собственно противоправную, с другой. Правда, здесь структура значительно более сложна и трудна для анализа. Особенно сложны для анализа ситуации, в которых теневые политические и экономические действия, обусловливая, усиливая друг друга, сплетаются в единый процесс. для рассмотрения подобных явлений возникают такие новые направления исследований, как «политическая криминология», «политическая коррупция». Происходит определенное смешение акцентов классических утверждений, что экономические интересы и отношения всегда главенствуют над политическими и в значительной степени детерминируют их. Сегодня с определенной уверенностью можно утверждать (в случае с реформированием советской российской экономики) громадный рост теневой (криминальной) составляющей является следствием политических просчетов, с одной стороны, и политических усилий в теневой сфере жизнедеятельности, с другой.
Невидимая часть российской
политической системы проявляется
как неформальная, теневая и нелегальная.
Эта структура согласует
Теневое право (теневая юстиция)
Проблемы теневой политики напрямую связаны с «политической преступностью». Сам факт непубличности политических процессов и процедур предусматривает возможность их противоправности. Можно отметить, что сфера теневой политики является потенциально не менее опасной, чем сфера теневой экономики. Криминальное экономическое деяние может быть пресечено в процессе его совершения. Политическое деяние, даже не попадающее в разряд криминальных, становится (или не становится) известным лишь post factum, когда ущерб, часто невосполнимый, уже нанесен. И эго еще один довод в пользу утверждения, что процесс детеневизации общества, дететевизации страны должен начинаться и происходить, прежде всего, в политической сфере. То, каким образом и насколько успешно будет реализовываться этот процесс полностью зависит от третьей части «теневой триады» - «теневого права», или «теневой юстиции». Сущность теневого права всегда одна: оно альтернативно официальной правовой системе и в этом смысле абсолютно незаконно, гораздо предпочтительнее термин «неправо» («негативное право»), введенный еще Гегелем.
Главным теоретическим инструментом утверждения негативного права является
принцип тотального отрицания.
Сложившийся в современной
Безусловно, правовой нигилизм
есть и наследие прошлого, и объективное
следствие революционной ломки
прежних общественно-
Совокупность всех этих и
иных существенных и взаимосвязанных
теневых юридических элементов,
их единая направленность на обеспечение
и защиту теневых интересов позволяет
говорить о теневой юстиции как
о сформировавшейся целостной системе,
которая органически
2.3 Перспективные направления легализации
экономической деятельности
Эффективность правовых методов борьбы с неформальной экономикой и политикой и перспективы преодоления теневых явлений
По мнению подавляющего большинства экспертов (76%), существующая в настоящее время законодательная база для борьбы с теневой экономикой, политикой, теневым правом в основном является недостаточной. Более того, 27% — из этого числа считают, что она абсолютно недостаточна. В настоящее время в законодательстве существует столько дыр и прорех, столько противоречий и непроработанных механизмов осуществления права и ответственности, что 0110 фактически неспособно поставить заслон теневым явлениям. Только 4% экспертов считают, что существующая законодательная база абсолютно достаточна, а еще 22% — считают, что и с этими законами можно работать и преодолевать теневые явления.[25]
В отношении самой возможности
преодоления теневой экономики
и коррупции путем
Обращает на себя внимание
тот факт, что наиболее пессимистично
к перспективам преодоления теневых
отношений и коррупции путем
совершенствования
Как показало исследование,
пессимизм в оценках
Так, например, на вопрос анкеты:
«Возможна или нет борьба с
теневыми явлениями в экономической,
политической, правовой сферах без
чрезвычайных мер?», — были получены
следующие распределения
-48% - опрошенных считают, что возможна (скорее возможна);
-52% - не возможна (скорее не возможна).
Несмотря на то, что между
сторонниками демократических и
правовых методов, с одной стороны,
и приверженцами более
Среди возможных демократических методов, которые могут эффективно препятствовать дальнейшему расширению масштабов теневой экономики, политики и теневого права, эксперты отмечают следующие первоочередные шаги (позиции ранжированы в зависимости от общего числа ответов).
51% экспертов отмечают, что
это совершенствование
23 % - формирование гражданского общества;
21% - либерализация экономики;
16% - консолидация общества на основе национальной идеи;
16% — формирование новой политической элиты;
15% — реализация социальной ответственности бизнеса
10% — переход к цивилизованному лоббизму:
9% — развитие социального партнерства.
Как считают эксперты, дальнейшее углубление демократических и либеральных реформ, построение правового государства и гражданского общества во многом создадут благоприятные условия для локализации и постепенного преодоления теневизации общества.[21]
Наибольшую опасность, по
оценкам экспертов, среди теневых
явлений представляет коррупция. Борьба
с коррупцией, по мнению 41% экспертов,
является первостепенной проблемой
российского государства и
Обращает на себя внимание проявление ведомственно - корпоративного подхода к важности этой проблемы со стороны разных групп экспертов. Так, например, если среди экспертов - ученых и экспертов, связанных с бизнес - структурам и около 60% — указывают на первоочередность искоренения коррупции как самого опасного социального явления, то среди экспертов из числа работников правоохранительных органов подобная обеспокоенность и нетерпимость к данному явлению встречается только у 28% опрошенных.
Информация о работе Теневая экономика: сущность, формы, место и роль в современной экономики России