Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:15, курсовая работа
Целью исследования: изучить особенности теневой экономики в России, для чего ставятся следующие задачи:
1. Изучить структуру, причины и последствия теневой экономики,
2. Рассмотреть методы измерения теневой экономики,
3. Проанализировать особенности теневой экономики в России.
План…………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения теневой экономики…………9
1.1 Теневая экономика: сущность, подходы к измерению………………9
1.2 Типы теневой экономики и формы её проявления…………………17
1.3 Последствия теневой экономики ……………………………………32
Глава 2. Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие современной России…………………………………………….56
2.1 Оценка масштабов теневой экономики в России……………………56
2.2 Анализ социально-экономических последствий функционирования теневой экономики в России………………………………………………64
2.3 Перспективные направления легализации экономической деятельности………………………………………………………………..89
Заключение…………………………………………………………………90
Список использованной литературы……………………………………..99
— способность нынешней власти вести борьбу с теневой экономикой и политикой;
— природу современной коррупции и возможности ее локализации правовыми методами.
Общая процедура анализа
полученной информации заключалась
в построении статистических группировок
и распределений по показателям
экспертных оценок и мнений респондентов.
Обработка информации осуществлялась
на ЭВМ персонального пользования
с применением стандартной
Социально-политическая ситуация в России
Положение в стране и основные угрозы социальной безопасности
В последнее время усилиями проправительственных средств массовой информации и пропаганды все настойчивее распространяется тезис о том, что кризис, вызванный резкой сменой общественно-политического курса страны уже давно миновал, положение в обществе и государстве стабилизировалось, социальное напряжение спало, и в России постепенно начинают набирать силу позитивные тенденции в развитии политических, экономических и социальных процессов.[12]
В то же время, как показал экспертный опрос, компетентными специалистами сложившаяся в России ситуация оценивается не столь оптимистично и радужно. С точки зрения подавляющего числа экспертов (60%), наиболее вероятной оценкой положения дел в стране является признание нестабильности и напряженности сложившейся социально-политической и социально-экономической ситуации. Несмотря на достаточно высокую степень конкордации (согласованности) оценок экспертов относительно общего положения дел в стране, также встречаются более оптимистичные и пессимистичные мнения. Так, например, с одной стороны, более 1 8% экспертов считают положение в стране стабильным и благополучным. Подобные оптимистичные оценки имеют наибольшее распространение среди экспертов, занятых на государственной службе (25%), а наименьшее среди представителей правоохранительных органов (10%) и науки (11%). С другой стороны, 16% экспертов оценивают положение в стране как кризисное, и еще 7% — как катастрофическое. Получается, что почти каждый четвертый эксперт (23%) считает сложившуюся в России ситуацию крайне неблагополучной.[17]
Особую тревогу вызывает тот факт, что наиболее критично, остро и обеспокоенно оценивают положение дел в стране эксперты, занятые в сфере правопорядка, науки и образования, что наиболее деформироваными в результате е реформ оказались в первую очередь сфера правопорядка, а также инновационно-духовная и культурно-образовательная составляющие жизнедеятельности общества.
Как показал опрос, подавляющее большинство экспертов (70%) не разделяет оптимизм оценок, которые российское правительство дает нынешнему положению в стране. Причем 18% абсолютно не согласны с этими оценками, а 52% — в значительной степени. Только 3% респондентов полностью разделяет мнение правительственных чиновников о заметных позитивных сдвигах в социально-экономическом положении России и еще 27% экспертов разделяют эти оптимистические оценки только отчасти. В целом баланс экспертных оценок явно не в пользу оптимистических прогнозов развития ситуации в стране.
Отвечая на вопрос анкеты: «Какие
явления современной жизни
другие - 4.
Как видно из приведенных
данных, теневые явления в своей
совокупности представляют, по мнению
экспертов, наибольшую угрозу безопасности
России. Условно, если взять за 100% все
внутренние угрозы современной России,
то суммарный индекс таких негативных
явлений как, коррупция, теневая
экономика, политика, право составит
44%. Этот показатель отображает усредненную
экспертную оценку общего «веса» теневых
явлений в совокупности факторов,
представляющих угрозу социальной безопасности
России. Наиболее обеспокоены ростом
масштабов теневых явлений и
возможными социально-политическими
и социально-экономическими последствиями
коррупции и скрытой
Обращает на себя внимание наличие определенной региональной специфики восприятия и оценки экспертами основных внутренних вызовов и угроз безопасности России. Например, если среди экспертов, опрошенных в Краснодарском крае и Омской области, коррумпированность чиновников стоит на первом месте среди основных явлений, представляющих наибольшую опасность для жизнедеятельности общества, то в Свердловской области на первое место выходит проблема роста преступности, опережая коррупцию на 4 процентных пункта (соответственно, 35% и 31%), а в Москве проблема резкого расслоения на бедных и богатых, а также захвата собственности узким кругом людей (соответственно, 43% и 33%). По оценкам экспертов, опрошенных в Москве, проблема коррупции как явления, представляющего наибольшую опасность для России, стоит только на третьем месте (31%). Подобные расхождения в оценках экспертов из разных регионов объясняются, на наш взгляд, тем, что Москва очень силы-го отличается от других регионов, в первую очередь, своими социальными контрастами и нигде, как здесь, вопиюще и демонстративно не бросается в глаза существующая пропасть между богатыми и бедными. Очевидно, этим и вызвано большее беспокойство московских экспертов по сравнению с экспертами из других регионов проблемами резкого социального расслоения людей на два полюса в результате захвата собственности узким кругом людей.
Коррупция и теневая экономика еще больше обостряют эту ситуацию и по своей социальной сути являются катализаторами дальнейшего расслоения общества на богатых и бедных. Теневая экономика уводит доходы от налогов. которые могли бы идти на социальные программы и помощь малоимущим. Коррупция ставит возможность реализации своих гражданских прав в социальных интересов в зависимость от толщины кошелька. В сущности все эти негативные социальные явления произрастают на одной почве и имеют общую природу а именно, проводимую в последнее десятилетие внутреннюю политику российского правительства.[16]
Сегодня никто не отрицает, что общество заплатило высокую социальную цену за реформы, проводимые в нашей стране за последние 10—12 лет. В то же время существуют различные мнения по поводу реальной эффективности и социальной значимости проведенных преобразований. Одни утверждают, что эти в реформы были необходимы и дали определенный эффект. Другие считают, что они носили непродуманный характер и привели страну на грань национальной катастрофы. Мнения опрошенных экспертов по данному вопросу тоже разделились:
6% опрошенных считают, что реформы, проводимые в нашей стране были болезненны, но эффективны;
61% — были болезненны и недостаточно эффективны
26% — были болезненны и абсолютно неэффективны
7% отметили, что реформы не принесли никаких изменений.
Как свидетельствуют
режим, а также общий
социально-экономический уклад
В то же время большинство
экспертов (87%) признает, что в абсолютной
или значительной степени целей,
которые декларировали и
Тот факт, что в результате
реформ сложился новый общественный
и государственный строй, выражающий
в первую очередь интересы властвующей
политической элиты и связанных
с ней бизнес - групп подтверждают
ответы экспертов на другие вопросы
анкеты. При ответе на вопрос: «Чьи интересы,
по Вашему мнению, защищают сегодня
федеральные органы власти?», — мнения
экспертов разделились
-42% опрошенных считают, что власти защищают интересы богатых
-24% чиновников
- 12% — всех граждан России:
- 6% — силовых структур;
-4% - средних слоев:
-2% — бедных слоев.
Как показал анализ, региональные,
возрастные, должностные особенности
экспертов кардинальным образом
не повлияли их оценки. Независимо от места
проживания экспертов, их возраста и
сферы занятости, везде на первое
место при оценке сущности современного
российского государства
В оценках экспертов четко фиксируется общая тенденция срастания власти и капитала, которая проявляется во всех регионах России. Данная тенденция носит массовый и устойчивый характер. Выявлены также и другие тенденции: в частности, ориентация федеральных органов на защиту интересов всех граждан России. Однако данная тенденция, по критериям статистической значимости, пока еще не носит достаточно устойчивый характер и проявляется скорее как случайное социальное явление. В оценках экспертов не нашла своего подтверждения тенденция усиления роли спецслужб и силовых ведомств в политическом процессе. По мнению экспертов, интересы силовых структур сегодня защищены властью на несколько порядков ниже, чем интересы богатых и чиновников.
В наиболее сложном положении, по оценкам экспертов, находятся бедные слои населения. В настоящее время их законные права я интересы абсолютно не защищены и федеральной властью и до них нет никакого дела. Интересы среднего класса, который, по мнению архитекторов реформ, должен был составить социальную базу нового строя, оказались также абсолютно проигнорированными со стороны властвующей элиты и федерального правительства.[16]
Парламентские выборы 7 декабря
2003 г. (исследование проводилось в
их преддверии) и возникшие в этой
связи новые избирательные
Оценивая шансы политических партий и избирательных объединений и блоков на предстоящих выборах в Государственную Думу РФ, большинство экспертов (53%) считало, что первое место займет «Единая Россия» (возможность КЛРФ набрать наибольшее число голосов на выборах признавали только 8% экспертов), на втором месте, набрав более 10% голосов, будет КIГРФ (в этом были уверены 64% экспертов). Третье место, возможно, будет за ЛДГIР, которая наберет более 5% голосов (так считали 87% экспертов). Предполагалось, что четвертое место по итогам выборов займет СИС, который по оценкам 69% экспертов, мог набрать более 5% голосов избирателей. Пятой партией, которая перешагнула 5-процентный барьер и проведет своих депутатов в Госдуму, по мнению 65% экспертов, могло оказаться «Яблоко». (Результаты выборов в основном подтвердили прогнозы экспертов; у СПС и «Яблока» результаты оказались ниже 5% барьера).
Информация о работе Теневая экономика: сущность, формы, место и роль в современной экономики России