Теневая экономика: сущность, формы, место и роль в современной экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: изучить особенности теневой экономики в России, для чего ставятся следующие задачи:
1. Изучить структуру, причины и последствия теневой экономики,
2. Рассмотреть методы измерения теневой экономики,
3. Проанализировать особенности теневой экономики в России.

Содержание

План…………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения теневой экономики…………9
1.1 Теневая экономика: сущность, подходы к измерению………………9
1.2 Типы теневой экономики и формы её проявления…………………17
1.3 Последствия теневой экономики ……………………………………32

Глава 2. Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие современной России…………………………………………….56
2.1 Оценка масштабов теневой экономики в России……………………56
2.2 Анализ социально-экономических последствий функционирования теневой экономики в России………………………………………………64
2.3 Перспективные направления легализации экономической деятельности………………………………………………………………..89

Заключение…………………………………………………………………90

Список использованной литературы……………………………………..99

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 644.37 Кб (Скачать)

— способность нынешней власти вести борьбу с теневой  экономикой и политикой;

— природу современной  коррупции и возможности ее локализации  правовыми методами.

Общая процедура анализа  полученной информации заключалась  в построении статистических группировок  и распределений по показателям  экспертных оценок и мнений респондентов. Обработка информации осуществлялась на ЭВМ персонального пользования  с применением стандартной математической программы обсчета статистических данных.[2]

Социально-политическая ситуация в России

Положение в стране и основные угрозы социальной безопасности

В последнее время усилиями проправительственных средств массовой информации и пропаганды все настойчивее распространяется тезис о том, что кризис, вызванный резкой сменой общественно-политического курса страны уже давно миновал, положение в обществе и государстве стабилизировалось, социальное напряжение спало, и в России постепенно начинают набирать силу позитивные тенденции в развитии политических, экономических и социальных процессов.[12]

В то же время, как показал  экспертный опрос, компетентными специалистами  сложившаяся в России ситуация оценивается  не столь оптимистично и радужно. С точки зрения подавляющего числа  экспертов (60%), наиболее вероятной оценкой положения дел в стране является признание нестабильности и напряженности сложившейся социально-политической и социально-экономической ситуации. Несмотря на достаточно высокую степень конкордации (согласованности) оценок экспертов относительно общего положения дел в стране, также встречаются более оптимистичные и пессимистичные мнения. Так, например, с одной стороны, более 1 8% экспертов считают положение в стране стабильным и благополучным. Подобные оптимистичные оценки имеют наибольшее распространение среди экспертов, занятых на государственной службе (25%), а наименьшее среди представителей правоохранительных органов (10%) и науки (11%). С другой стороны, 16% экспертов оценивают положение в стране как кризисное, и еще 7% — как катастрофическое. Получается, что почти каждый четвертый эксперт (23%) считает сложившуюся в России ситуацию крайне неблагополучной.[17]

Особую тревогу вызывает тот факт, что наиболее критично, остро и обеспокоенно оценивают  положение дел в стране эксперты, занятые в сфере правопорядка, науки и образования, что наиболее деформироваными в результате е реформ оказались в первую очередь сфера правопорядка, а также инновационно-духовная и культурно-образовательная составляющие жизнедеятельности общества.

Как показал опрос, подавляющее  большинство экспертов (70%) не разделяет  оптимизм оценок, которые российское правительство дает нынешнему положению  в стране. Причем 18% абсолютно не согласны с этими оценками, а 52% — в значительной степени. Только 3% респондентов полностью разделяет мнение правительственных чиновников о заметных позитивных сдвигах в социально-экономическом положении России и еще 27% экспертов разделяют эти оптимистические оценки только отчасти. В целом баланс экспертных оценок явно не в пользу оптимистических прогнозов развития ситуации в стране.

Отвечая на вопрос анкеты: «Какие явления современной жизни страны представляют наибольшую опасность  для ее нормальной жизнедеятельности», эксперты отметили следующие основные угрозы социальной безопасности России (в %):

  • коррумпированность чиновничества — 49;
  • резкое расслоение общества на богатых и бедных 35;
  • захват собственности узким кругом людей — 34:
  • теневая экономика — 34;
  • рост преступности и терроризма 32;
  • теневая политика — 18;
  • падение авторитета федеральной власти - 16;
  • теневое право — 11:
  • падение авторитета региональной власти — 8;
  • сепаратизм — 7;
  • национализм — 5;

другие - 4.

Как видно из приведенных  данных, теневые явления в своей  совокупности представляют, по мнению экспертов, наибольшую угрозу безопасности России. Условно, если взять за 100% все  внутренние угрозы современной России, то суммарный индекс таких негативных явлений как, коррупция, теневая  экономика, политика, право составит 44%. Этот показатель отображает усредненную  экспертную оценку общего «веса» теневых  явлений в совокупности факторов, представляющих угрозу социальной безопасности России. Наиболее обеспокоены ростом масштабов теневых явлений и  возможными социально-политическими  и социально-экономическими последствиями  коррупции и скрытой неформальной политики и экономики эксперты, опрошенные в Краснодарском крае. Здесь суммарный  индекс общего «веса» теневых явлений  среди всех других угроз и вызовов  социальной безопасности России составляет 58%. Наименьшая обеспокоенность теневизацией экономических и политических процессов проявляется среди экспертов Екатеринбурга и Свердловской области (суммарный индекс коррупции, теневой экономики, политики и права составляет 39%).[4]

Обращает на себя внимание наличие определенной региональной специфики восприятия и оценки экспертами основных внутренних вызовов и угроз  безопасности России. Например, если среди экспертов, опрошенных в Краснодарском крае и Омской области, коррумпированность чиновников стоит на первом месте среди основных явлений, представляющих наибольшую опасность для жизнедеятельности общества, то в Свердловской области на первое место выходит проблема роста преступности, опережая коррупцию на 4 процентных пункта (соответственно, 35% и 31%), а в Москве проблема резкого расслоения на бедных и богатых, а также захвата собственности узким кругом людей (соответственно, 43% и 33%). По оценкам экспертов, опрошенных в Москве, проблема коррупции как явления, представляющего наибольшую опасность для России, стоит только на третьем месте (31%). Подобные расхождения в оценках экспертов из разных регионов объясняются, на наш взгляд, тем, что Москва очень силы-го отличается от других регионов, в первую очередь, своими социальными контрастами и нигде, как здесь, вопиюще и демонстративно не бросается в глаза существующая пропасть между богатыми и бедными. Очевидно, этим и вызвано большее беспокойство московских экспертов по сравнению с экспертами из других регионов проблемами резкого социального расслоения людей на два полюса в результате захвата собственности узким кругом людей.

Коррупция и теневая экономика  еще больше обостряют эту ситуацию и по своей социальной сути являются катализаторами дальнейшего расслоения общества на богатых и бедных. Теневая  экономика уводит доходы от налогов. которые могли бы идти на социальные программы и помощь малоимущим. Коррупция ставит возможность реализации своих гражданских прав в социальных интересов в зависимость от толщины кошелька. В сущности все эти негативные социальные явления произрастают на одной почве и имеют общую природу а именно, проводимую в последнее десятилетие внутреннюю политику российского правительства.[16]

Сегодня никто не отрицает, что общество заплатило высокую  социальную цену за реформы, проводимые в нашей стране за последние 10—12 лет. В то же время существуют различные мнения по поводу реальной эффективности и социальной значимости проведенных преобразований. Одни утверждают, что эти в реформы были необходимы и дали определенный эффект. Другие считают, что они носили непродуманный характер и привели страну на грань национальной катастрофы. Мнения опрошенных экспертов по данному вопросу тоже разделились:

6% опрошенных считают, что реформы, проводимые в нашей стране были болезненны, но эффективны;

61% — были болезненны  и недостаточно эффективны

26% — были болезненны  и абсолютно неэффективны

7% отметили, что реформы  не принесли никаких изменений.

Как свидетельствуют вышеприведенные  данные, подавляющее большинство  экспертов (93%) не отрицает, что в  результате многих реформ в стране произошли кардинальные изменения. По сути, изменился политический строй  и политический

режим, а также общий  социально-экономический уклад жизнедеятельности  общества.[18]

В то же время большинство  экспертов (87%) признает, что в абсолютной или значительной степени целей, которые декларировали и преследовали реформы, добиться не удалось. Вместо социально  ориентированного государства, которое было провозглашено в новой Российской Конституции, демократического общества, где обеспечивается благосостояние и Свободное развитие всех, в России в результате реформ сложился строй, который, по сути, вобрал в себя и соединил худшие черты как «дикого капитализма», так и «прогнившего социализма». С одной стороны, беспредел и аморальность первоначального накопления капитала, и полное отсутствие социальной ответственности бизнеса. С другой — всевластие и произвол чиновников, которые фактически тоже не несут никакой ответственности перед обществом и больше думают о своем обогащении, чем об общественном благе. Только незначительное число экспертов (6%) считают, что реформы были эффективны и дали для общества важный результат. Очевидно, под этим результатом имеется ввиду скорее разрушение «старого» и отжившего, чем создание «нового» и перспективного социального порядка и типа общественных отношений

Тот факт, что в результате реформ сложился новый общественный и государственный строй, выражающий в первую очередь интересы властвующей  политической элиты и связанных  с ней бизнес - групп подтверждают ответы экспертов на другие вопросы  анкеты. При ответе на вопрос: «Чьи интересы, по Вашему мнению, защищают сегодня  федеральные органы власти?», — мнения экспертов разделились следующим  образом:

-42% опрошенных считают,  что власти защищают интересы  богатых

-24% чиновников

- 12% — всех граждан  России:

- 6% — силовых структур;

-4%  - средних слоев:

-2% — бедных слоев.

Как показал анализ, региональные, возрастные, должностные особенности  экспертов кардинальным образом  не повлияли их оценки. Независимо от места  проживания экспертов, их возраста и  сферы занятости, везде на первое место при оценке сущности современного российского государства выходило, что оно обслуживает, главным  образом, интересы богатых (так считают  от 29% до 55% экспертов, опрошенных в разных регионах).

В оценках экспертов четко  фиксируется общая тенденция  срастания власти и капитала, которая  проявляется во всех регионах России. Данная тенденция носит массовый и устойчивый характер. Выявлены также  и другие тенденции: в частности, ориентация федеральных органов  на защиту интересов всех граждан  России. Однако данная тенденция, по критериям  статистической значимости, пока еще  не носит достаточно устойчивый характер и проявляется скорее как случайное  социальное явление. В оценках экспертов  не нашла своего подтверждения тенденция  усиления роли спецслужб и силовых  ведомств в политическом процессе. По мнению экспертов, интересы силовых  структур сегодня защищены властью  на несколько порядков ниже, чем  интересы богатых и чиновников.

В наиболее сложном положении, по оценкам экспертов, находятся  бедные слои населения. В настоящее  время их законные права я интересы абсолютно не защищены и федеральной  властью и до них нет никакого дела. Интересы среднего класса, который, по мнению архитекторов реформ, должен был составить социальную базу нового строя, оказались также абсолютно  проигнорированными со стороны властвующей  элиты и федерального правительства.[16]

Парламентские выборы 7 декабря 2003 г. (исследование проводилось в  их преддверии) и возникшие в этой связи новые избирательные блоки, объединения и партии достаточно четко обнажили истинный расклад  политических сил в стране и фактически уже во многом предопределили будущий облик российской власти. В первую очередь это касается нового депутатского корпуса. Как показал опрос, отношение экспертов к думе прошлого созыва носит неоднозначный характер. Подавляющее большинство считает, что депутаты, партии, избирательные блоки, которых эксперты поддержали на прошлых выборах, не оправдали их ожиданий. Только 18% экспертов стали бы сегодня голосовать за тех, кому отдали свои голоса на предыдущих выборах в Государственную Думу (в 1999 г.), а 34% - ответили категорическое нет. Значительная часть экспертов (32%) оказалась дезориентирована сменой риторики перед выборами и множественными перегруппировками политических сил (как на левом фланге, так и в центре существующего партийного спектра) и затруднились ответить на данный вопрос.

Оценивая шансы политических партий и избирательных объединений  и блоков на предстоящих выборах  в Государственную Думу РФ, большинство  экспертов (53%) считало, что первое место  займет «Единая Россия» (возможность  КЛРФ набрать наибольшее число голосов  на выборах признавали только 8% экспертов), на втором месте, набрав более 10% голосов, будет КIГРФ (в этом были уверены 64% экспертов). Третье место, возможно, будет за ЛДГIР, которая наберет более 5% голосов (так считали 87% экспертов). Предполагалось, что четвертое место по итогам выборов займет СИС, который по оценкам 69% экспертов, мог набрать более 5% голосов избирателей. Пятой партией, которая перешагнула 5-процентный барьер и проведет своих депутатов в Госдуму, по мнению 65% экспертов, могло оказаться «Яблоко». (Результаты выборов в основном подтвердили прогнозы экспертов; у СПС и «Яблока» результаты оказались ниже 5% барьера).

Информация о работе Теневая экономика: сущность, формы, место и роль в современной экономики России