Теневая экономика: сущность, формы, место и роль в современной экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: изучить особенности теневой экономики в России, для чего ставятся следующие задачи:
1. Изучить структуру, причины и последствия теневой экономики,
2. Рассмотреть методы измерения теневой экономики,
3. Проанализировать особенности теневой экономики в России.

Содержание

План…………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения теневой экономики…………9
1.1 Теневая экономика: сущность, подходы к измерению………………9
1.2 Типы теневой экономики и формы её проявления…………………17
1.3 Последствия теневой экономики ……………………………………32

Глава 2. Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие современной России…………………………………………….56
2.1 Оценка масштабов теневой экономики в России……………………56
2.2 Анализ социально-экономических последствий функционирования теневой экономики в России………………………………………………64
2.3 Перспективные направления легализации экономической деятельности………………………………………………………………..89

Заключение…………………………………………………………………90

Список использованной литературы……………………………………..99

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 644.37 Кб (Скачать)

В целом, за исключением некоторых, явно устаревших, рекомендаций, большинство  позиций и сегодня остаются актуальными  и озвучиваются в разных аудиториях.

Либеральный подход наиболее полно изложен в работах разных лет, принадлежащих И. Хлямкину и Л.Тимофееву. Считая теневую экономику и соответствующую ей коррупцию явлением повсеместным и естественным, они называют «союз моральной и карательной силы» самообманом доправового массового сознания и делом «явно бесперспективным». Более того, они отмечают: «...ценности правового порядка в условиях рыночной экономики не могут утвердиться ни во властных структурах, ни в широких слоях населения до тех пор, пока они не укоренились в бизнесе. Весь вопрос в том, насколько быстро предпринимательский класс сумеет консолидироваться (в том числе и организационно, а быть может, и политически) на основе ценностей, выстраданных многими его группами». «Иного пути освобождения от теневых соблазнов, равно как и от морально-репрессивного антитеневого синдрома, довлеющего над сознанием непредпринимательского большинства, мы не видим. Пока и политическая власть, и право распоряжаться собственностью будут находиться я одних руках, ничего измениться не может: и аппарат управления, и органы правопорядка, и судебная система останутся коррумпированности, сколько и как их ни реформируй. До тех пор любые антикоррупционные меры могут быть только имитационными, какими они были в России всегда».[9]

Сегодня свод основных пожеланий, рекомендаций и необходимых мер  по локализации теневых процессов  в экономике лежит как бы посередине между этими двумя полярными точками зрения и выглядит примерно следующим образом.

Законодательство.

Основная задача — привести законодательство в соответствие с  разумными требованиями, с разумными  нормами, построенными не под чиновника  и не под вороватого бизнесмена, а под честного бизнесмена, чтобы  дать возможность легальному бизнесу  выйти из тени (Г.Греф — минэкономразвития торговли РФ).

Исходя из необходимости  обеспечения надлежащего государственного управления, укоренения демократических  начал, гласности и контроля в  деятельности государственных и  муниципальных органов власти, укрепления доверия граждан к власти, укрепления доверия граждан к власти целесообразно  принятие Федерального Закона «Основы  законодательства об антикоррупционной политике», который определяет, что целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач: предупреждение коррупционных правонарушений создание правового механизма, препятствую подкупу лиц, имеющих публичный статус; создание правового механизма, препятствующего подкупа граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления: обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами; возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями; мониторинг коррупционнных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики; формирование ангикоррупционного общественного сознания; содействие правовой реформе, направленной на снижение неопределенности правовых установлений и ограничение необоснованной свободы усмотрения правоприменителей; содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации; создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами.[18]

Нужен закон, строго регламентирующий порядок открытия компаний, чтобы  невозможно было зарегистрировать компанию по фиктивным паспортам, на душевнобольных, алкоголиков и т.п. Банки должны следовать принципу «знай своего клиента». для этого нужна достоверная информация, и о «прозрачной» структуре собственников, и о частных лицах (помимо паспортных данных, надо знать о причинах открытия счета, источнике средств; желательно также, чтобы работник банка лично контактировал с клиентом). Банки должны получать информацию о предполагаемых сделках и оборотах (для оценки риска операций по счетам клиента), о виде бизнеса, банковских продуктах и услугах, используемых клиентом для ведения бизнеса. Вместе с тем банки должны иметь право без объяснения причин отказывать в открытии счетов и приостанавливать «необычные» операции, чтобы получить дополнительную информацию.

Необходимо принять пакет  базовых рыночных законов, без которых  обойтись невозможно. Их требуется, как  минимум, полтора десятка.

Действующих законодательных  механизмов вполне достаточно. Но с  точки зрения правоприменения — нет; в ситуации, когда все нарушают закон, дело даже не в эффективности. Просто нет смысла вообще что-либо предпринимать.

Самая главная задача государственного регулирования в области сокращения доли теневой экономики — создание таких экономических условий, когда  уход в тень станет невыгодным.

 

Налоги.

 Бизнес не выйдет  из «тени», пока его будут продолжать  душить налогами (И.Грачев).

Прежде всего, следует  отрегулировать налоги. Что такое  теневая экономика? Такая экономика, где не платят налоги. Невыгодно (Л .Тимофеев).

Основными задачами на этом пути можно назвать возвращение  в правовое русло юридических  и физических лиц, осуществляющих коммерческую деятельности на территории Российской Федерации и уклоняющихся от уплаты налогов; создание равных условий для всех категорий налогоплательщиков и разработка нормативных актов, направленных на регулирование наиболее криминогенных отраслей финансово-хозяйственной деятельности (торговля, производство и реализация подакцизных товаров, финансово-кредитная сфера, топливно-энергетический комплекс) (А.Королев — эксперт Правового управления Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Легализация и  амнистия капиталов.

С теневой экономикой бороться не надо! Ее надо сделать легальной! Узаконить! Сделать теневую экономику  легальной, создать такие условия, чтобы человеку работать в теневой  сфере было бы ни к чему (Л. Тимофеев).

Проблема легализации  доходов. Срочно необходим закон  о легализации и изменении  налоговой системы. Главная задача состоит в том, чтобы капитал  мог вернуться в страну и работать на нее (В.Минин политолог).

Разовая амнистия «грязных»  денег проводилась во многих странах. Почему бы не сделать это и в  России? Тогда многие российские долговые проблемы могли бы решиться в более  короткие сроки («Бизнес в России». 2000, с.З5, 5 сентября).

Большое значение имеют контроль и сужение сферы наличного  денежного обращения и борьба с отмыванием преступных и других незаконных доходов (А.Королев эксперт 1 Правового управления Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

В целом идея полной легализации  теневого капитала мало популярна в  массовом сознании, и есть все основания  утверждать, что ее внедрение приведет к существенному повышению конфликтного потенциала в обществе (С.Бабакаев).

Карательные акции.

Прежде всего, необходимо жестко разграничить «черный» и «серый»  секторы экономики. С существующей уголовной «черной» экономикой должны решительно бороться правоохранительные органы. «Серый» же сектор требует  более гибких и тонких подходов (Л.Мовсесян).

Для части теневиков ничего, кроме правоохранительных мер, не придумаешь. И эти меры должны быть жесткими. Однако до тех пор, пока государство себя плохо ведет, но отношению к налогоплательщикам и из-за этого 90% из них налоги платит не в полном объеме, применять жесткие меры просто несерьезно. Когда доля таких предприятий сократится до 5—10%, тогда жесткие меры сработают (А. Дворкович — зам. министра экономического развития и торговли).

Необходимо аккуратно  «ампутировать» теневые компоненты, не погубив при этом сам бизнес. Полезно предварительно объявить о  последствиях применения незаконных схем, выждать некоторое время, дав  предпринимателям возможность их ос- мыслить и лишь затем предпринимать карательные действия по всему фронту. Наша цель — не посадить предпринимателя, отчасти работающего в тени, а убедить его в невыгодности и опасности работы по уже привычному нелегальному варианту (А .Мовсесян).

Финансовый контроль.

 Поскольку деньги могут  переводиться за считанные секунды  в любую точку мира, финансовые  разведки, занимающиеся расследованиями  об отмывании незаконных доходов,  должны иметь возможность практически  мгновенно обмениваться информацией.  В то же время сведения, касающиеся  лиц и предприятий, не замешанных  в какой-либо незаконной деятельности, должны быть защищены от возможных  злоупотреблений со стороны государственных  структур (Г.Тосунян — президент Ассоциации российских банков).

Основным инструментом наступления  на «тень» должна стать единая система  финансового контроля страны. При  решении этого вопроса следует  исходить из целей и функций финансового  контроля. Целью этой организации  должно стать не жесткое искоренение  теневиков как класса, а упорная и кропотливая работа по выводу из их бизнеса нелегальных финансовых схем. Финансовый контроль должен охватывать три основные сферы: утечку капитала, отмывание денежных средств, уклонение от налогообложения. Победу в этой борьбе органам финансового контроля может обеспечить опора на современную информационную систему. Здесь можно опереться на уже имеющуюся информационную систему Банка России. Для этого ее необходимо расширить и придать ей новые функции. Усиление финансового или, лучше сказать, информационно-финансового контроля, должно сопровождаться либерализацией российского рынка легального капитала и снижением налогового бремени. Тогда разумный предприниматель сам примет решение о полной легализации своей деятельности (А.Мовсесян).

Сложившаяся обстановка диктует  необходимость формирования эффективного механизма контроля и влияния  на криминальную среду, создания совершенной  нормативно-правовой базы для борьбы с преступностью, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения правоохранительных органов (А.Королев — эксперт Правового управления Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Общая концепция  детеневизации в экономической сфере.

Институциональная среда  не лечится частными мерами. Нужно  идти широким фронтом совершенствовать законы, облегчать условия хозяйствования, упрощать отчетность, поэтапно усиливать  административный и судебный контроль, воздействовать на общественное мнение. Речь идет ни больше, ни меньше как об изменении контракта с государством. Государство должно доказать, что  оно в состоянии выполнить  свои функции, т.е. обеспечить исполнение принятых законов: ввести эффективный  судебный порядок, предоставить достаточную  защиту населения и предпринимателей от насилия. Одновременно оно должно продемонстрировать способность контролировать соблюдение обязательств со стороны  предприятий и граждан, показать, что уход в теневые области  влечет за собой необязательно суровое, но неизбежное наказание. В любом  случае это означает, что нужна  кропотливая работа i го изменению институциональной среды без надежды на скорый результат (В.Радаев).

Трудно ожидать, что в  ближайшие 5-1 0 лет эти механизмы  преобразуются в легальные правила  экономического поведения. Скорее всего, нас ожидают постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и  легализация некоторых из них  и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм (Л.Косалс).

Выход лежит на пути общенационального  диалога, цель которого — согласовать  интересы различных групп и слоев  общества, выработать взаимоприемлемые правила цивилизованного поведения. Именно самых разных слоев, а не только бизнеса и власти. «Через такие  соглашения проходили многие страны, и мне не кажется, что нам следует претендовать на исключительность» (И.Клямкин).

Право «Калашникова».

Рекомендации, связанные  с локализацией масштабов теневого права, тесно переплетаются с  выводами общего характера, приведенными выше. Отличительная особенность  большая требовательность к власти («вялая реакция государства») и  более заметная политизация вопроса: масштабы теневого права непосредственным образом зависят и от характера  власти, и от ее целей, и от ее дееспособности.

Основные предложения  сводятся к следующим позициям.[6]

Государство вправе ожидать, что сообщество бизнесменов и  предпринимателей, если оно на самом  деле способно представлять их цивилизованные, не криминальные интересы, должно само принять реальные меры самоочищения и оказать государству разностороннее содействие в преодолении криминальных методов бизнеса. Очевидно, вялая  реакция государства на криминальный террор и теневую юстицию отражает нынешнее состояние и потенциал  власти и правоохранительных органов. Чтобы переломить ситуацию в правовой сфере, нужно определить и привести в действие силы, которые должны как можно быстрее стать решающими  факторами укрепления общественного  порядка. Прежде всего, это глубинное  стремление людей к нормальному  и стабильному правопорядку, который  обеспечивал бы достойную жизнь  и личную безопасность.

Всеобщее возмущение беспределом и беззаконием обеспечит мерам государства по наведению порядка мощную поддержку, которая будет все активней, когда люди убедятся, что власть действительно перешла от слов к делу. Это как раз тот случай, когда объективные потребности страны полностью совпадают с общественными настроениями и ожиданиями (В. Демин, М. Катышев).

Российская система гражданского права должна быть упрощена. Недостаточная  продуманность «правил игры», провозглашенных  государством, приводит к утрате грани  между криминальным перераспределением (рэкет, взяточничество, мошенничество) и продуктивной деятельностью, которая  по разным причинам выталкивается «в тень». Необходимо отделить правовые нормы, которые определяющим образом воздействуют на экономику и социальную сферу, от тех, которые влияют на них слабо... Эффективные нормы необходимо закрепить, максимально конкретизировав порядок  их исполнения. Необходимы независимый  от исполнительной власти механизм финансирования и материального обеспечения  судебной власти, а также укрепление института судебных приставов как  отдельного силового ведомства, исполняющего решения судов и обеспечивающего  безопасность и независимость судей (доклад Совету по внешней и оборонной  политике (СВОП)).

Информация о работе Теневая экономика: сущность, формы, место и роль в современной экономики России