Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:15, курсовая работа
Целью исследования: изучить особенности теневой экономики в России, для чего ставятся следующие задачи:
1. Изучить структуру, причины и последствия теневой экономики,
2. Рассмотреть методы измерения теневой экономики,
3. Проанализировать особенности теневой экономики в России.
План…………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения теневой экономики…………9
1.1 Теневая экономика: сущность, подходы к измерению………………9
1.2 Типы теневой экономики и формы её проявления…………………17
1.3 Последствия теневой экономики ……………………………………32
Глава 2. Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие современной России…………………………………………….56
2.1 Оценка масштабов теневой экономики в России……………………56
2.2 Анализ социально-экономических последствий функционирования теневой экономики в России………………………………………………64
2.3 Перспективные направления легализации экономической деятельности………………………………………………………………..89
Заключение…………………………………………………………………90
Список использованной литературы……………………………………..99
Отмеченный второй класс механизмов охватывает операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения государства
Регистрируемый
сейчас уровень деловой активности
не позволяет большинству
Общая структура любой
финансово-хозяйственной
- предприятия, осуществляющие
торгово-посреднические и
- банк;
- “службу безопасности”;
- связи.
Каждый из этих элементов следует рассмотреть подробнее. Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и специализируется на их “расшивке”. Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно).
Вообще в сложившихся условиях общего высокого уровня налогообложения и его явно неравномерного распределения для значительной части предпринимателей остаются три алгоритма поведения. Первый: бросить «дело», свернуть производство, вывести капитал за границу. Предприниматели и промышленники выработали в этой связи следующий афоризм: «Мы патриоты, но не камикадзе».
Второй выход: пытаться получить те или налоговые льготы. При этом за
получение прямых налоговых льгот чиновникам соответствующих уровней «надо платить», так что основа для коррупции налицо, о фактах которой упоминалось выше.
Другой вариант: уклониться
от уплаты налогов, применить наличные
расчеты, уйти в «тень». В этом случае
создается почва для
Что касается механизмов функционирования
последнего алгоритма, то его можно
разделить на два больших класса.
Речь идет об основных и своего рода
вспомогательных (обслуживающих) механизмах.
Первый класс предполагает наличие
«объекта эксплуатации», что, кстати, является
характерным признаком «
Первая: при предприятии создаются товарищества с ограниченной
ответственностью (акционерные
общества закрытого типа, частные
и другие предприятия новых
Схема является симметричной, действующей в обе стороны — продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется через подставные предприятия, имеющие и здесь свой процент.
Вторая: некая коммерческая структура арендует у базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода.
В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят сотрудники отдела сбыта завода, переадресовывающие наиболее выгодные заказы в «параллельное предприятие».
Третья: базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающее средства на проведение НИОКР из госбюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка. Но чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на договором и временем выполнения плана НИОКР срока деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета «расчищаются», а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы «научные работники».
Отмеченный второй класс механизмов охватывает операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются «концы» указанных выше сделок: превращаясь в наличность и валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, переводятся за рубеж. Данный круг сделок наиболее трудно фиксировать и изучать (быстрое становление новой отечественной банковской системы непосредственно связано с обслуживанием
подобных операций).
Регистрируемый ныне уровень
деловой активности не позволяет
большинству предприятий
Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях.
“Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.
Таким образом, структуры теневой экономики в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они напоминают государство в миниатюре. [14]
Теневые процессы в социальной сфере.
В последнее время круг субъектов теневого поведения стал заметно шире. Это далеко не только «субъекты экономики» (крупные и мелкие бизнесмены, директора предприятий и др.). Сегодня это также политики, включая чиновников «высшего эшелона»; ученые, врачи, преподаватели всех видов учебных заведений, работники культуры и т. д. Если говорить о генезисе теневых процессов в социальных сферах, то они, конечно, вторичны по отношению к теневой экономике. То есть, являясь источником теневых процессов, экономика как бы «заражает» ими все другие сферы общества. В результате оказывается, что теневые процессы выходят за рамки экономики и проникают во все остальные сферы общественной жизни. Естественно, что модели поведения, которые сложились в теневой экономике, начинают осуществляться и за ее пределами. Из-за этого «теневое пространство» в стране постоянно расширяется, захватывает все новых социальных субъектов, новые социальные организации, новые социальные институты.
Второе существенное отличие теневых социальных отношений от теневой экономики состоит в том, что в социальной сфере результатом теневой деятельности являются не сами деньги сами по себе или какая-то конвертируемая в деньги продукция, а изменения в социальных взаимоотношениях участников, социальные эффекты, даже если в теневом процессе участвуют деньги. Можно привести несколько примеров.
Коррупция. Если бизнесмен дает взятку крупному чиновнику, чтобы он «протащил» во власть нужного человека, то в этой ситуации взятка не дает финансовой прибыли, а улучшает социальную среду данного бизнесмена, потому что «свой человек» будет защищать интересы той компании, которая его продвинула. Или же теневой институт репетиторства, который возник в рамках сферы образования и базируется на оплате труда педагогов. Здесь тоже главным являются не деньги, а социальные показатели – поступление обучавшихся в соответствующие учебные заведения, качество знаний, которое ученики получили от репетиторов.
Теневые процессы могут реализовываться вообще без участия денег.
Теневые кадровые перестановки в высших эшелонах власти, например, осуществляются путем неофициальных и закрытых переговоров и договоренностей. В СМИ сообщаются только результаты.
Не случайно «финансовое сопровождение» теневой политической или любой другой неэкономической активности тщательно скрывается и не только потому, что наказуемо. Просто у соответствующих субъектов всегда есть своя цель, разглашение которой совсем нежелательно.
Таким образом, данные распространения наличных расчетов между предприятиями могут использоваться для анализа динамики теневой экономики.[2]
на социально-экономическое развитие современной России
2.1 Оценка масштабов теневой экономики в России
В условиях отсутствия четкой
стратегии реформ трансформация
российского общества и государственности
за последнее десятилетие прошлого
века привела к серьезной
Накопление «критической
массы» теневых факторов в политике,
экономике, социальной сфере стало
настолько ощутимым, что наличие
теневого сектора начало представлять
серьезную угрозу социальной безопасности
и превратилось в одно из главных
противоречий социально-экономического
и социально-политического
Проблема локализации
и борьбы с теневыми явлениями
является сегодня одной из наиболее
актуальных тем и направлений
социально-политических исследований.
Отсутствие необходимых политологических
и социологических знаний о социальном,
политическом контекстах функционирования
и воспроизводства теневых
В связи с этим особую значимость и актуальность приобретают экспертные знания социальных последствий теневизации политических, экономических, правовых отношений, а также экспертные оценки эффективности возможных мер локализации теневых явлений. Для выявления общего вектора развития социально-политической ситуации в стране, который напрямую связан с дальнейшим ростом масштабов теневых явлений, а также для определения основных путей локализации теневой экономики и политики был проведен выборочный общероссийский экспертный опрос. Опрос проводился в период с 15 октября по 5 ноября 2003 г. в четырех регионах России (Москва, Краснодарский край, Екатеринбург, Свердловская область и Омская область). В каждом регионе было отобрано по 100 экспертов из числа:
— ведущих работников правоохранительных структур, занимающихся борьбой с экономическими преступлениями и коррупцией;
— штатных работников, а также внештатных советников и экспертов законодательных и исполнительных органов власти как федерального, так и регионального уровней;
— квалифицированных
— представителей крупных бизнес - структур.
Всего было опрошено 400 экспертов.
Социально-демографический
По полу:
мужчины — 65;
женщины — 35.
По возрасту:
до29лет—22;
30—З9лет--31;
40—49 лет —28;
50—59лет- 16;
60 лет и старше — З
По образованию:
среднее специальное—З;
высшее 80;
имеют ученую степень — 17.
по сфере деятельности:
государственная служба — 31;
правоохранительная
сфера образования, культуры— 11;
наука—12
бизнес, предпринимательство — 12.
Основными критериями отбора
экспертов являлись их компетентность
в вопросах политики, экономики, права,
а также серьезное знание и
понимание ключевых аспектов таких
теневых явлений как, коррупция,
скрытая экономическая
В ходе проведенного опроса
экспертов просили оценить
— общее положение в
стране и опасность теневых
— авторитет властвующей
элиты и расстановку
— классовую сущность правящего режима и проводимых социально-экономических реформ;
— возможности консолидации общества и идейную основу объединения;
— эффективность правовых методов борьбы с теневыми явлениями и перспективу их преодоления;
Информация о работе Теневая экономика: сущность, формы, место и роль в современной экономики России