Теневая экономика: сущность, формы, место и роль в современной экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: изучить особенности теневой экономики в России, для чего ставятся следующие задачи:
1. Изучить структуру, причины и последствия теневой экономики,
2. Рассмотреть методы измерения теневой экономики,
3. Проанализировать особенности теневой экономики в России.

Содержание

План…………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения теневой экономики…………9
1.1 Теневая экономика: сущность, подходы к измерению………………9
1.2 Типы теневой экономики и формы её проявления…………………17
1.3 Последствия теневой экономики ……………………………………32

Глава 2. Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие современной России…………………………………………….56
2.1 Оценка масштабов теневой экономики в России……………………56
2.2 Анализ социально-экономических последствий функционирования теневой экономики в России………………………………………………64
2.3 Перспективные направления легализации экономической деятельности………………………………………………………………..89

Заключение…………………………………………………………………90

Список использованной литературы……………………………………..99

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 644.37 Кб (Скачать)

Отмеченный второй класс  механизмов охватывает операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения  государства

Регистрируемый  сейчас уровень деловой активности не позволяет большинству предприятий  промышленности, строительства и  транспорта хотя бы сохранять производственные мощности. Попытка включить затраты  на их содержание и эксплуатацию в  цену продукции приводит к ее резкому  удорожанию, из-за чего чуть ли не официальной  практикой стали заказы на производство услуг через “малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм “проедания” основных доходов.

Общая структура любой  финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную теневую деятельность, обычно включает:

- предприятия, осуществляющие  торгово-посреднические и  производственные  операции;

- банк;

- “службу безопасности”;

- связи.

Каждый из этих элементов  следует рассмотреть подробнее. Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется предпринимателями  через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и  специализируется на их “расшивке”. Кроме  того, при помощи разветвленной структуры  основной группе собственников легче  контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно).

Вообще в сложившихся  условиях общего высокого уровня налогообложения  и его явно неравномерного распределения  для значительной части предпринимателей остаются три алгоритма поведения. Первый: бросить «дело», свернуть производство, вывести капитал за границу. Предприниматели  и промышленники выработали в  этой связи  следующий афоризм: «Мы  патриоты, но не камикадзе».

Второй выход: пытаться получить те или налоговые льготы. При этом за

получение прямых налоговых  льгот чиновникам соответствующих  уровней «надо платить», так что  основа для коррупции налицо, о  фактах которой упоминалось выше.

Другой вариант: уклониться от уплаты налогов, применить наличные расчеты, уйти в «тень». В этом случае создается почва для криминализации экономических отношений: злоупотреблений  государственных чиновников, с одной  стороны, развития рэкета и бандитизма – с другой.

Что касается механизмов функционирования последнего алгоритма, то его можно  разделить на два больших класса. Речь идет об основных и своего рода вспомогательных (обслуживающих) механизмах. Первый класс предполагает наличие  «объекта эксплуатации», что, кстати, является характерным признаком «агрессивной координации». При этом в роли «дойных  коров» выступают государство или  крупное предприятие, соответствующие  типичные схемы таковых.

Первая: при предприятии  создаются товарищества с ограниченной

ответственностью (акционерные  общества закрытого типа, частные  и другие предприятия новых организационно-правовых форм), в число учредителей которых  входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ, так, что ресурсы обходятся предприятию дороже, чем при прямых связях, но члены товарищества в результате увеличивают свой личный доход.

Схема является симметричной, действующей в обе стороны  — продажа излишков сырья и  материалов на сторону тоже осуществляется через подставные предприятия, имеющие  и здесь свой процент.

Вторая: некая коммерческая структура арендует у базового предприятия  производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции  завода.

В число работников, так  или иначе задействованных в  этой структуре, входят сотрудники отдела сбыта завода, переадресовывающие наиболее выгодные заказы в «параллельное  предприятие».

Третья: базовое предприятие  представляет собой НПО или НИИ, получающее средства на проведение НИОКР  из госбюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета  предприятия на депозитный счет коммерческого  банка. Но чего чуть ли не официальной  практикой стали заказы на договором и временем выполнения плана НИОКР срока деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета «расчищаются», а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы «научные работники».

Отмеченный второй класс  механизмов охватывает операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения  государства. Здесь, собственно, теряются «концы» указанных выше сделок: превращаясь  в наличность и валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, переводятся за рубеж. Данный круг сделок наиболее трудно фиксировать и изучать (быстрое становление новой отечественной банковской системы непосредственно связано с обслуживанием

подобных операций).

Регистрируемый ныне уровень  деловой активности не позволяет  большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять имеющиеся производственные мощности. Попытка включить затраты  на содержание и эксплуатацию последних  в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствие производство продукции и услуг через «малые предприятия», действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм «проедания» основных фондов.[8]

Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в  наличные и наоборот, не говоря уже  о других операциях.

“Служба безопасности”  имеет разные формы: это и обычные  охранники, и спортивные секции, финансируемые  группировкой, и “крыша” государственных  органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.

Таким образом, структуры теневой экономики  в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных  издержках производителя. Они напоминают государство в миниатюре. [14]

Теневые процессы в социальной сфере.

В последнее время круг субъектов  теневого поведения стал заметно  шире. Это далеко не только «субъекты  экономики» (крупные и мелкие бизнесмены, директора предприятий и др.). Сегодня это также политики, включая чиновников «высшего эшелона»; ученые, врачи, преподаватели всех видов учебных заведений, работники культуры и т. д. Если говорить о генезисе теневых процессов в социальных сферах, то они, конечно, вторичны по отношению к теневой экономике. То есть, являясь источником теневых процессов, экономика как бы «заражает» ими все другие сферы общества. В результате оказывается, что теневые процессы выходят за рамки экономики и проникают во все остальные сферы общественной жизни. Естественно, что модели поведения, которые сложились в теневой экономике, начинают осуществляться и за ее пределами. Из-за этого «теневое пространство» в стране постоянно расширяется, захватывает все новых социальных субъектов, новые социальные организации, новые социальные институты.

Второе существенное отличие теневых  социальных отношений от теневой  экономики состоит в том, что  в социальной сфере результатом  теневой деятельности являются не сами деньги сами по себе или какая-то конвертируемая в деньги продукция, а изменения  в социальных взаимоотношениях участников, социальные эффекты, даже если в теневом  процессе участвуют деньги. Можно  привести несколько примеров.

Коррупция. Если бизнесмен дает взятку крупному чиновнику, чтобы он «протащил» во власть нужного человека, то в этой ситуации взятка не дает финансовой прибыли, а улучшает социальную среду данного бизнесмена, потому что «свой человек» будет защищать интересы той компании, которая его продвинула. Или же теневой институт репетиторства, который возник в рамках сферы образования и базируется на оплате труда педагогов.  Здесь тоже главным являются не деньги, а социальные показатели – поступление обучавшихся в соответствующие учебные заведения, качество знаний, которое ученики получили от репетиторов.

Теневые процессы могут реализовываться  вообще без участия денег.

Теневые кадровые перестановки в высших эшелонах власти, например, осуществляются путем неофициальных и закрытых переговоров и договоренностей. В СМИ сообщаются только результаты.

Не случайно «финансовое сопровождение» теневой политической или любой  другой неэкономической активности тщательно скрывается и не только потому, что наказуемо. Просто у соответствующих  субъектов всегда есть своя цель, разглашение  которой совсем нежелательно.

Таким образом, данные распространения  наличных расчетов между предприятиями  могут использоваться для анализа  динамики теневой экономики.[2]

 

 

 

  1. Влияние теневой экономики 

на социально-экономическое  развитие современной России

 

2.1 Оценка масштабов  теневой экономики в России

В условиях отсутствия четкой стратегии реформ трансформация  российского общества и государственности  за последнее десятилетие прошлого века привела к серьезной дестабилизации социально-экономической, политической ситуации в стране и резкому росту  масштабов теневых явлений.

Накопление «критической массы» теневых факторов в политике, экономике, социальной сфере стало  настолько ощутимым, что наличие  теневого сектора начало представлять серьезную угрозу социальной безопасности и превратилось в одно из главных  противоречий социально-экономического и социально-политического развития России.

Проблема локализации  и борьбы с теневыми явлениями  является сегодня одной из наиболее актуальных тем и направлений  социально-политических исследований. Отсутствие необходимых политологических и социологических знаний о социальном, политическом контекстах функционирования и воспроизводства теневых явлений  и отношений не позволяют определить и выработать адекватные российским условиям эффективные меры их преодоления. Более того, до сих пор продолжаются дискуссии о том, насколько теневые  неформальные отношения в политике, экономике, правовой сфере представляют опасность для общества, государства  и надо ли вообще с этим бороться.

В связи с этим особую значимость и актуальность приобретают  экспертные знания социальных последствий  теневизации политических, экономических, правовых отношений, а также экспертные оценки эффективности возможных мер локализации теневых явлений. Для выявления общего вектора развития социально-политической ситуации в стране, который напрямую связан с дальнейшим ростом масштабов теневых явлений, а также для определения основных путей локализации теневой экономики и политики был проведен выборочный общероссийский экспертный опрос. Опрос проводился в период с 15 октября по 5 ноября 2003 г. в четырех регионах России (Москва, Краснодарский край, Екатеринбург, Свердловская область и Омская область). В каждом регионе было отобрано по 100 экспертов из числа:

— ведущих работников правоохранительных структур, занимающихся борьбой с  экономическими преступлениями и коррупцией;

— штатных работников, а  также внештатных советников и экспертов законодательных и исполнительных органов власти как федерального, так и регионального уровней;

— квалифицированных специалистов, занятых в сфере науки и  образования, специализирующихся по вопросам политики, экономики, права;

— представителей крупных  бизнес - структур.

Всего было опрошено 400 экспертов. Социально-демографический состав экспертов выглядит следующим образом (в %).

По полу:

                мужчины — 65;

                женщины — 35.

По возрасту:

              до29лет—22;

                30—З9лет--31;

                40—49 лет —28;

                50—59лет- 16;

                60 лет и старше — З

По образованию:

                среднее специальное—З;

                высшее 80;

                имеют ученую степень — 17.

по сфере деятельности:

                государственная служба — 31;

                правоохранительная деятельность -25;

                сфера образования, культуры—  11;

                наука—12

                бизнес, предпринимательство — 12.

Основными критериями отбора экспертов являлись их компетентность в вопросах политики, экономики, права, а также серьезное знание и  понимание ключевых аспектов таких  теневых явлений как, коррупция, скрытая экономическая деятельность, неформальные политические и правовые отношения.

В ходе проведенного опроса экспертов просили оценить следующие  аспекты развития политической ситуации в стране и борьбы с теневыми явлениями:

— общее положение в  стране и опасность теневых составляющих политического и экономического процессов;

— авторитет властвующей  элиты и расстановку политических сил в обществе накануне выборов;

— классовую сущность правящего  режима и проводимых социально-экономических  реформ;

— возможности консолидации общества и идейную основу объединения;

— эффективность правовых методов борьбы с теневыми явлениями  и перспективу их преодоления;

Информация о работе Теневая экономика: сущность, формы, место и роль в современной экономики России