Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:24, курс лекций
Слово "стратегия" - греческого происхождения и означает искусство развертывания войск в бою. Однако этот военный термин за последние двадцать лет широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. Стратегия представляет собой набор правил, которыми предприятие руководствуется при принятии управленческих решений.
ТЕМА 4.
ВЫРАБОТКА СТРАТЕГИЙ
1. Выбор сферы деятельности и целей предприятия.
2. Выбор позиции в конкуренции.
3. Выбор стратегии предприятия.
1. Выбор сферы деятельности и целей предприятия.
Никакое предприятие не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью.
Целевое начало в деятельности предприятия возникает потому, что предприятие - это объединение людей, преследующих определенные цели. Люди создают предприятия для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала предприятия имеют определенную целевую.
Далее, люди входят в предприятия для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает предприятию определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, деловые партнеры и т.п.), преследуя свои собственные цели при взаимодействии с предприятием.
Понятие миссии.
При самом обобщенном и в то же время при самом углубленном понимании роль миссии предприятия состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают предприятие изнутри, и тех, кто воспринимает предприятие извне.
Миссия — это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует предприятие, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования предприятия, в котором проявляется отличие данного предприятия от ей подобных.
Целевое начало в деятельности предприятия возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью предприятия и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность предприятия, а, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются: собственники предприятия, сотрудники предприятия, деловые партнеры предприятия, общество в целом в первую очередь в лице государственных институтов.
Миссия предприятия должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих групп людей.
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является предприятие и какой она стремится быть, а также показывает отличие предприятия от других, ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию ее расшифровке должны быть отражены:
Миссия не должна нести в себе
конкретные указания относительно того,
что, как и в какие сроки
следует делать предприятию. Она
задает основные направления движения
предприятия и отношение
Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования предприятия, выражающие смысл ее существования, то конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится предприятие, фиксируется в виде ее целей. Иначе говоря, цели - это конкретное состояние отдельных характеристик предприятия, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения отношений предприятия, на целях базируется система мотивирования, используемая в предприятии, и, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и предприятии в целом.
В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. Обычно краткосрочными, считаются цели, которые достигаются в течение одного - двух лет, и, соответственно, долгосрочными - цели, достигаемые через три - пять лет.
Разделение целей на долгосрочные
и краткосрочные имеет
Существует четыре сферы, в которых предприятия устанавливают свои цели:
Как видно, эти четыре сферы касаются интересов всех влияющих на деятельность предприятия субъектов, о которых говорилось ранее при обсуждении вопросов миссии предприятия.
Накопленный в бизнесе большой опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворить правильно сформулированные цели: должны быть достижимыми гибкими, приемлемыми, конкретными, совместимыми.
1.4.Установление целей.
Правильно организованный процесс установления целей предполагает прохождение четырех фаз:
Первая фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии предприятия. Цели также очень сильно зависят от состояния среды.
Вторая фаза. При установлении целей для предприятия в целом важно определить то, какие из широкого круга возможных характеристик деятельности предприятия следует взять в качестве целей предприятия.
Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней предприятия, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению производственных целей.
Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия внутри предприятия обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом в выполнении целей предприятия, она должна быть доведена до уровня отдельного работника.
Правильно принятое решение по стратегии движения к цели не менее важно, чем правильное движение по ценам. О том, как определить стратегию, пойдет речь в следующем разделе лекции.
2.Выбор позиции в конкуренции
2.1 Планирование для
достижения стратегических
Процедура планирования для достижения
стратегических позиций предприятия
может быть сведена к системе
последовательных логических операций.
Для этого последовательно
Таким образом, первый шаг состоит в оценке места которое мы занимаем, т.е. определении стратегических зон хозяйствования и разграничении областей, в которых предприятие имеет иные возможные области деятельности.
Второй шаг состоит в определении перспектив предприятия в каждой стратегической зоне хозяйствования.
Третий шаг состоит в определении стратегии и управленческих возможностей которые предприятие должно развивать в каждой стратегической зоне хозяйствования.
2.2. Матричные методы выбора позиции в конкуренции.
Выбор позиции в конкуренции зависит от сферы конкуренции или широты рыночного сегмента, на который ориентируется предприятие.
Вид конкурентного преимущества и сфера, в которой оно достигается, используется для выбора разных типовых вариантов стратегии конкуренции.
Выбор следует начинать с использования
матрицы Портера и тест-
Конкурентное преимущество | |||
|
Низкие издержки |
Диверсификация | |
Сфера конкуренции |
Широкая цель |
Лидерство в издержках |
Лидерство в диверсификации |
|
Узкая цель |
Фокусировка | |
|
|
На издержках |
На диверсификацию |
Стратегия диверсификации, когда имеется специализация, производство, но рынок широк, охватывает все виды. Это промежуточный случай между париентной (в ней предприятие предпочитает специализацию на одном виде продукции) и виолентной (в ней предприятие стремится к разнообразию однородных видов продукции - диверсификации) стратегиями.
Последняя стратегия, предлагаемая Портером, направлена на уменьшение издержек производства как один из путей достижения конкурентного преимущества, предполагает снижение цен за счет этого фактора.
Тест-таблица немецкого
Данные рынка и факторов конкурентоспособности
|
Тип стратегии | |||
Фокуси ровка |
Диверсиификация |
Лидерство в издержках | ||
Особенности Рынка
|
Многообразие товаров на рынке |
+ |
+++ |
? |
Большой размер рынка |
? |
+ |
+++ | |
Темп роста рынка |
+++ |
? |
? | |
Изменчивость спроса |
+++ |
+++ |
? | |
Значение важнейших факторов конкурентоспособности
|
Издержки |
+ |
+++ | |
Сервис |
+++ |
+ |
? | |
Качество |
+ |
+++ |
? | |
Гибкость |
+++ |
+++ |
? | |
Опережение в нововведениях |
+++ |
+++ |
+ | |
Примечание: «?» - фактор имеет малое значение для рынка, «+» - фактор имеет среднее значение для рынка, «+++» - фактор имеет большое значение для рынка |
Анализ приведенных данных говорит о том, что конкурентное преимущество является «внутренним», если оно базируется на превосходстве предприятия или товара, который создает «ценность для изготовителя», позволяющую добиться меньших чем у конкурентов издержек.