Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:24, курс лекций
Слово "стратегия" - греческого происхождения и означает искусство развертывания войск в бою. Однако этот военный термин за последние двадцать лет широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. Стратегия представляет собой набор правил, которыми предприятие руководствуется при принятии управленческих решений.
Культуру предприятия можно определить как совокупность видов неформальных процедур, превалирующих в предприятии, относительно того, как наилучшим способом достигать целей, и что определило текущее состояние предприятия.
Культура определяется преобладающими постулатами веры и этическими стандартами, доминирующими в предприятии. Исследования процветающих компаний показали, что роль культуры в достижении эффективного управления исключительно велика. Можно утверждать, что культура является краеугольным камнем текущей стратегии, хотя факт нередко остается неосознанным в предприятиях.
Корпоративная культура определяется:
-стилем отношений между сотрудниками и, в частности, между руководителями и подчиненными, в значительной степени формирующим моральную атмосферу;
-набором наиболее
Культуру предприятия в
Реализация постулатов веры и этических стандартов происходит в предприятии в процессе ее существования. В тех случаях, когда высшие руководители не занимаются напрямую формированием постулатов веры и стандартов этики, и она происходит стихийно, последние называются естественными. Ниже приведены области, относительно которых могут быть определены постулаты веры:
Ниже перечислены области, для которых могут быть определены этические стандарты:
5. Формирование стратегического плана.
Состав и горизонт стратегического планирования определяется сложностью и обновляемостью выпускаемого товара, возрастом и особенностью предприятия. Например, в электронной промышленности стратегия предприятия может разрабатываться на 2 - 3 года, машиностроении - на 3 - 5 лет, добывающих отраслях - на 5 и более лет.
К принципам планирования относятся следующие:
Основные плановые показатели функционирования и развития предприятия формируются на стадии стратегического маркетинга, на которой должны быть даны ответы на следующие вопросы: что производить, с какими конкретными показателями качества и ресурсоемкости объекта в сфере его потребления, для кого производить, по какой цене, в каком количестве, кому производить, в какие сроки.
В методологии управления передовыми предприятиями сформирована следующая система планов: стратегическое планирование; тактическое планирование; текущее планирование; оперативное планирование.
Для каждого уровня должен быть разработан соответствующий план.
Таким образом, внутрипроизводственное планирование стратегии, тактики и управленческой политики представляется следующим образом. Высшее, "думающее" звено в лице руководителя и его заместителей (заместителей по отдельным функциям) планирует развитие предприятия на перспективу, создавая долгосрочные программы. На этом концептуальном уровне, исходя их оценки общей экономической конъюнктуры, на максимально возможный срок планируются стратегические цели и управленческая политика в главных вопросах. Этому этапу необходимо уделить максимально внимания, так как он имеет большое значение.
Реализация этих относительно долгосрочных программ передается на следующий уровень управления - заместителям, руководителям производственных подразделений и организаторам главных функций в масштабе всего предприятия(финансовой, маркетинговой, МТС, НИОКР и т.д.). На этом уровне разрабатываются краткосрочные программы реализации стратегических целей. Как правило, на каждый планируемый год.
На следующем уровне - исполнителей - разрабатываются планы по всем разделам с четкими временными, объемными, ресурсными параметрами и четкими границами между участниками работ, за выполнение которых отвечают различные исполнители в течение года, полугода или квартала.
Оперативный план, детализирующий задание исполнителям на месяц, неделю, сутки по комплексным работам. Кроме того, планы, детализируются по функциям управления. Функциональный план может быть разработан на каждый комплект задач. Комплект работ или на комплекс работ, выполняемых одним подразделением. Вопросами относится для, как спланировать выпуск товара для удовлетворения спроса показателя и как получить прибыль.
Состав "Стратегии предприятия" как комплексного планового документа предлагается следующий:
Предисловие представляет собой ключ к "Стратегии предприятия". В нем должны быть освещены следующие вопросы:
-значимость выпускаемого
-показатели
- основные показатели технологии за прошлые годы и на перспективу;
-факты, подтверждающие
- технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов.
В разделе "Стратегия развития производства" должно быть описание следующих вопросов:
В разделе "Стратегия обеспечения производства" должны быть освещены следующие вопросы:
-анализ качества
-технико-экономическое
В разделе "Стратегический финансовый план предприятия" должно быть описание следующих вопросов:
-экономические показатели (цена, рентабельность, эффективности) конкретных товаров на конкретных рынках;
- экономические показатели функционирования предприятия (объем продаж, прибыль, показатели использования различных видов ресурсов, общие экономические показатели, устойчивость предприятия и др.);
-прогноз изменения финансовых
показателей по товарам,
- обоснование "стратегического финансового плана предприятия";
В разделе "стратегия международной деятельности предприятия" должно быть описание следующих вопросов:
-прогнозирование и выбор
- обоснование стратегии международной деятельности предприятия.
В разделе "Стратегия развития системы менеджмента" должно быть описание следующих вопросов;
ТЕМА 6
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
4. Организационная структура
и культура как объекты стратегических
изменений.
4.1.Изменение организационной структуры.
4.2.Изменение организационной культуры.
5. Приведение потенциала предприятия в соответствии с изменчивостью его внешней среды.
6. Технология управления применяемая на предприятии.
Основная задача стадии реализации
стратегии состоит в том, чтобы
создать необходимые
Выполнение стратегии