Стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:24, курс лекций

Описание работы

Слово "стратегия" - греческого происхождения и означает искусство развертывания войск в бою. Однако этот военный термин за последние двадцать лет широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. Стратегия представляет собой набор правил, которыми предприятие руководствуется при принятии управленческих решений.

Работа содержит 1 файл

лекц_ї Стратегия предприятия.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

Культуру предприятия можно  определить как совокупность видов  неформальных процедур, превалирующих в предприятии, относительно того, как наилучшим способом достигать целей, и что определило текущее состояние предприятия.

Культура определяется преобладающими постулатами веры и этическими стандартами, доминирующими в предприятии. Исследования процветающих компаний показали, что  роль культуры в достижении эффективного управления исключительно велика. Можно утверждать, что культура является краеугольным камнем текущей стратегии, хотя факт нередко остается неосознанным в предприятиях.

Корпоративная культура определяется:

-стилем отношений между сотрудниками и, в частности, между руководителями и подчиненными, в значительной степени формирующим моральную атмосферу;

  • стилем принятия решений;
  • стилем управления проблемами;
  • стилем отношений с внешними компонентами микро- и макросреды;
  • отношением к истории предприятия и ее фольклору;

-набором наиболее распространенных  отношений сотрудников к миссии  и целям предприятия;

  • реальными и провозглашаемыми руководством ценностями предприятия;
  • этическими стандартами;
  • установленными формальными процедурами;
  • стилем осуществления изменений в предприятии.

Культуру предприятия в значительной степени определяют этические стандарты, основной функцией которых является разграничение "допустимого" и "недозволенного", естественно, и моральной точкой зрения. Этика формируется исторически, и на нее наибольшее влияние оказывает корпоративный уровень управления в предприятии.

Реализация постулатов веры и этических  стандартов происходит в предприятии  в процессе ее существования. В тех  случаях, когда высшие руководители не занимаются напрямую формированием постулатов веры и стандартов этики, и она происходит стихийно, последние называются естественными. Ниже приведены области, относительно которых могут быть определены постулаты веры:

  • важность потребителей и качества их обслуживания;
  • отношение к качеству товаров;
  • отношение к инновациям;
  • отношение к сотрудникам и обязанности предприятия по отношению к сотрудникам;
  • отношение к ответственности перед акционерами;
  • отношение к ответственности перед поставщиками;

Ниже перечислены области, для которых могут быть определены этические стандарты:

  • честность и соблюдение законодательства;
  • честности при продаже товара и честность используемых маркетинговых приемов;
  • отношение к конфиденциальности внутрипроизводственной информации;
  • получение и использование информации о других предприятиях;
  • использование ресурсов предприятия;
  • управление ценами, контрактами, счетами.

        

        5. Формирование стратегического плана.

Состав и горизонт стратегического  планирования определяется сложностью и обновляемостью выпускаемого товара, возрастом и особенностью предприятия. Например, в электронной промышленности стратегия предприятия может разрабатываться на 2 - 3 года, машиностроении - на 3 - 5 лет, добывающих отраслях - на 5 и более лет.

К принципам планирования относятся следующие:

  • ранжирование объектов планирования по их важности;
  • вариантность планов;
  • сбалансированность планов;
  • согласованность планов с параметрами внешней среды системы менеджмента;
  • адаптивность планирования;
  • преемственность стратегических и тактических (текущих) планов;
  • социальная ориентация планов (соответствие плановых показателей объектов по экологичности, эргономичности и безопасности);
  • экономическая обоснованность плановых показателей с учетом неопределенности будущих ситуаций;

Основные плановые показатели функционирования и развития предприятия формируются  на стадии стратегического маркетинга, на которой должны быть даны ответы на следующие вопросы: что производить, с какими конкретными показателями качества и ресурсоемкости объекта в сфере его потребления, для кого производить, по какой цене, в каком количестве, кому производить, в какие сроки.

В методологии управления передовыми предприятиями сформирована следующая  система планов: стратегическое планирование; тактическое планирование; текущее планирование; оперативное планирование.

Для каждого уровня должен быть разработан соответствующий план.

Таким образом, внутрипроизводственное планирование стратегии, тактики и управленческой политики представляется следующим образом. Высшее, "думающее" звено в лице руководителя и его заместителей (заместителей по отдельным функциям) планирует развитие предприятия на перспективу, создавая долгосрочные программы. На этом концептуальном уровне, исходя их оценки общей экономической конъюнктуры, на максимально возможный срок планируются стратегические цели и управленческая политика в главных вопросах. Этому этапу необходимо уделить максимально внимания, так как он имеет большое значение.

Реализация этих относительно долгосрочных программ передается на следующий уровень управления - заместителям, руководителям производственных подразделений и организаторам главных функций в масштабе всего предприятия(финансовой, маркетинговой, МТС, НИОКР и т.д.). На этом уровне разрабатываются краткосрочные программы реализации стратегических целей. Как правило, на каждый планируемый год.

На следующем уровне - исполнителей - разрабатываются планы по всем разделам с четкими временными, объемными, ресурсными параметрами и четкими границами между участниками работ, за выполнение которых отвечают различные исполнители в течение года, полугода или квартала.

Оперативный план, детализирующий задание исполнителям на месяц, неделю, сутки по комплексным работам. Кроме того, планы, детализируются по функциям управления. Функциональный план может быть разработан на каждый комплект задач. Комплект работ или на комплекс работ, выполняемых одним подразделением. Вопросами относится для, как спланировать выпуск товара для удовлетворения спроса показателя и как получить прибыль.

Состав "Стратегии предприятия" как комплексного планового документа  предлагается следующий:

  1. Предисловие (исполнительное резюме).
  2. Описание предприятия.
  3. Стратегия маркетинга.
  4. Стратегия использования конкурентных преимуществ предприятия.
  5. Стратегия обновления выпускаемо товара.
  6. Стратегия развития производства.
  7. Стратегия обеспечения производства.
  8. Стратегический финансовый план предприятия.
  9. Стратегия международной деятельности предприятия. Ю.Стратегия развития системы менеджмента.

Предисловие представляет собой ключ к "Стратегии предприятия". В нем должны быть освещены следующие вопросы:

-значимость выпускаемого предприятием  товара с точки зрения конкурентоспособности  и качества;

  • имидж предприятия;
  • основные технике - экономические показатели предприятия (за прошлые 5 лет и на планируемый период);

-показатели конкурентоспособности  товаров предприятия по конкретным  рынкам и периодам;

- основные показатели технологии за прошлые годы и на перспективу;

-факты, подтверждающие надежность  предприятия, юридические и экономические гарантии.

- технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов.

В разделе "Стратегия развития производства" должно быть описание следующих вопросов:

  • анализ организационно - технического уровня производства;
  • анализ социального развития коллектива;
  • анализ стратегий развития производства;
  • анализ организационной структуры предприятия;

В разделе "Стратегия обеспечения производства" должны быть освещены следующие вопросы:

-анализ качества методического,  информационного, ресурсного, правового обеспечения производства;

-технико-экономическое обоснование  по реализации новой стратегии  обеспечения производства.

В разделе "Стратегический финансовый план предприятия" должно быть описание следующих вопросов:

-экономические показатели (цена, рентабельность, эффективности) конкретных товаров на конкретных рынках;

- экономические показатели функционирования предприятия (объем продаж, прибыль, показатели использования различных видов ресурсов, общие экономические показатели, устойчивость предприятия и др.);

-прогноз изменения финансовых  показателей по товарам, рынкам, предприятию в целом;

- обоснование "стратегического финансового плана предприятия";

В разделе "стратегия международной деятельности предприятия" должно быть описание следующих вопросов:

  • стратегические цели экспортера;
  • стратегические цели импортера;

-прогнозирование и выбор стратегии  международной деятельности предприятия;

- обоснование стратегии международной деятельности предприятия.

В разделе "Стратегия развития системы менеджмента" должно быть описание следующих вопросов;

  • анализ качества и эффективности функционирования системы менеджмента предприятия за прошлые годы (желательно не менее чем на 5 лет);
  • выявление узких мест в структуре, содержании и взаимосвязях компонентов системы менеджмента предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 6

РЕАЛИЗАЦИЯ  СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

  1. Задачи стадии реализации стратегии предприятия.
  2. Этапы реализации стратегии.
  3. Стратегические изменения на предприятии.

 

  1. Основные типы изменений.
  2. Сопротивления изменениям.
  3. Стили проведения изменений.

4. Организационная структура и культура как объекты стратегических изменений. 
4.1.Изменение организационной структуры.

4.2.Изменение организационной  культуры.

5. Приведение потенциала предприятия в соответствии с изменчивостью его внешней среды.

  1. Этапы развития общего руководства предприятия.
  2. Функции высшего руководства.
  3. Мобилизация ресурсов.

6. Технология управления применяемая на предприятии.

 

  1. Задачи стадии реализации стратегии предприятия.

 

Основная задача стадии реализации стратегии состоит в том, чтобы  создать необходимые предпосылки  для успешного выполнения стратегии. Таким образом, реализации стратегии -это проведение стратегических изменений в предприятии, приводящих ее в такое состояние, в котором предприятие будет готова к проведению стратегии в жизнь.

Выполнение стратегии направлено на решение трех задач. Во-первых, это  установление приоритетности среди  административных задач с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать предприятие. Это касается в первую очередь таких задач, как распределение ресурсов, установление организационных отношений, создание вспомогательных систем и т. п. Во-вторых, это установление соответствия между выбранной стратегией и процессом внутри предприятия, с тем чтобы сориентировать деятельность предприятия на осуществление выбранной стратегии. Соответствие должно быть достигнуто по таким характеристикам предприятия, как ее структура, система мотивирования и стимулирования, нормы и правила поведения, разделяемые убеждения, ценности и верования, квалификация работников и менеджеров и т. п. В-третьих, это выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению предприятием. Все три задачи решаются посредством изменения, которое фактически является сердцевиной выполнения стратегии. Именно по этому изменение, которое проводится в процессе выполнения стратегии, называется стратегическим изменением.

 

  1. Этапы реализации стратегии. Функции высшего руководства

Информация о работе Стратегия предприятия