Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:24, курс лекций
Слово "стратегия" - греческого происхождения и означает искусство развертывания войск в бою. Однако этот военный термин за последние двадцать лет широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. Стратегия представляет собой набор правил, которыми предприятие руководствуется при принятии управленческих решений.
В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству. Эта деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.
Первый этап - углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи:
Второй этап состоит в том, что высшее руководство должно принять решения по эффективному использованию имеющихся у предприятия ресурсов. На этом этапе проводится оценка ресурсов, принимаются решения по их распределению, а также по созданию условий для заинтересованного вовлечение сотрудников в процесс реализации стратегий.
На третьем этапе высшее руководство принимает решения по поводу организационной структуры. Выясняется соответствие имеющийся организационной структуры принятым к реализации стратегиям и, если это необходимо, вносятся соответствующие изменения в организационную структуру предприятия.
Четвертый этап состоит в проведении необходимых изменений в предприятии, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Проблема изменения исключительно тонкая, сложная и болезненная. Изменения не могут быть проведены без учета объективных факторов, задающих условия и возможности проведения таких изменений. Часто требуется несколько лет для того, чтобы провести серьезное изменение в предприятии.
При проработке вопроса изменений очень важно не только концентрировать внимание на том, для чего делаются изменения, к чему они должны привести, что и как следует изменить, но также и на том, как изменения будут восприняты, какие силы и в какой форме будут им сопротивляться, какой должен быть выбран стиль проведения изменений и какими методами они должны осуществляться.
Для того чтобы успешно провести изменения, высшее руководство должно независимо от типа, сущности и содержания изменений:
Пятый этап участия высшего руководства в реализации стратегии состоит в том, что оно проводит пересмотр плана осуществления стратегии в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникающие обстоятельства. Стратегический план не догма, и, естественно, он может и должен при определенных обстоятельствах подвергаться модификации.
3. Стратегические изменения в предприятии.
3.1. Основные типы изменений.
Проведение изменений в
Перестройка предприятия предполагает
фундаментальные изменения
Радикальное преобразование предприятия проводиться на стадии выполнения стратегии в том случае, если предприятие не меняет отрасли, но при этом в ней происходят радикальные изменения, вызванные, например, ее слиянием с аналогичным предприятием. В этом случае слияние различных культур, появление новых товаров и новых рынков требует сильных внутриорганизационных изменений, особенно касающихся организационной структуры.
Умеренное преобразование осуществляется в том случае, когда предприятие выходит с новым товаром на рынок и пытается получить для него покупателей. В этом случае изменения затрагивают производственный процесс, а также маркетинг, особенно в той ее части, которая связана с привлечением внимания к новому товару.
Обычные изменения связаны с проведением преобразований в маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к товару предприятия. Эти изменения не являются существенными их проведения мало затрагивает деятельность предприятия в целом.
Неизменяемое функционирование предприятия происходит тогда, когда она постоянна реализует одну и ту же стратегию. В этом случае на стадии выполнения стратегии не требуется проводить никаких изменений, потому что при определенных обстоятельствах предприятие может получать хорошие результаты, опираясь на накопленный опыт.
Стратегические изменения, если они правильно проводятся, носят системный характер. В силу этого они затрагивают все стороны предприятия. Однако можно выделить два среза предприятия, которые являются основными при проведении стратегических изменений. Первый срез - это организационная структура, второй -организационная культура.
3.2. Сопротивление изменениям.
Проведение стратегических изменений в предприятия очень сложная задача. Трудности решения этой задачи в первую очередь связаны с тем, что всякое изменение встречает сопротивление, которое иногда может быть столь сильным, что его не удается преодолеть тем, кто проводит изменения. Поэтому для того, чтобы провести изменение, необходимо как минимум проделать следующее:
Носителями сопротивления, кстати, так же, как и носителями изменений, являются люди. В принципе люди не боятся изменений, они боятся быть измененными. Люди боятся того, что изменения в предприятии затронут их работу, их положение в предприятии, т.е. сложившийся статус-кво. По этому 'они стремятся помешать изменениям, с тем, чтобы не попасть в новую, не совсем ясную для них ситуацию, в которой им придется многое делать не так, как они уже привыкли делать, и заниматься не тем, чем они занимались ранее.
Отношение к изменению может быть рассмотрено как комбинация состояний двух факторов:
Руководство предприятия на основе бесед, интервью, анкетирования и др. форм сбора информации должно пытаться выяснить, какой тип реакции на изменения будет наблюдаться в предприятии, кто из сотрудников предприятия займет позицию сторонников изменений, а кто окажется в одном из трех др. положений.
Отношение к изменению
Проявление отношений к изменениям
|
«Сторонники» |
«Противники» |
Открытое Скрытое
|
«Пассивный элемент» |
«Опасный элемент» |
Принимается Не принимается
Уменьшению сопротивления
3.3. Стили проведение изменений.
Большое влияние на то, в какой мере руководству удается устранить сопротивление изменению, оказывает стиль проведения изменения. Можно выделить следующие стили принятия решения: авторитарный, коллегиальный, партисипантивный, снизу - вверх. Авторитарный -когда решения принимаются индивидуально руководителем на основе имеющейся у него информации. Коллегиальный стиль предполагает обсуждение вопроса на заседании коллегии, которая обычно состоит из ответственных лиц. Партисипантивный стиль предполагает установление такой процедуры, при которой к решению привлекаются те сотрудники, которым в дальнейшем придется выполнять это решение. Процедура решения сверху вниз (практикуемая в японских компаниях) состоит в том, что решение принимает исполнитель и согласовывает с подразделениями причастными к выполнению. Затем после согласования это решение поступает обратно к исполнителю.
При разрешении конфликтов, которые могут возникать в предприятии во время проведения изменения, менеджеры могут использовать различные стили руководства:
Невозможно однозначно утверждать, что какой-то из названных пяти стилей более приемлем для разрешения конфликтов, а какой-то -менее. Все зависит от ситуации, от того, какое проводится изменение, какие решаются задачи и какие силы оказывают сопротивление. Важно также учитывать характер конфликта. Проведение изменения должно завершаться установлением нового статус - кво в предприятии. Очень важно не только устранить сопротивление изменению, но и добиться того, что бы новое • положение дел оказалось не просто формально установленным, а было принято членами предприятия и стало реальностью.
4. Организационная структура
и культура как объекты
4.1.Изменение организационной структуры.
Одним из достаточно распространенных стратегических изменений является изменение организационной структуры. Уже подчеркивалось, что организационная структура, не является чем-то существующим самостоятельно, независимо от стратегии и целей предприятия. Для стратегии предприятия организационная структура является одним из важных средств обеспечения реализации стратегии. В связи с этим и ее оценка, и ее выбор в процессе выполнения стратегии обусловлены в первую очередь тем, способствует ли организационная структура достижению целей предприятия. Поэтому процесс ее выбора или изменения строится по следующей схеме: