Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:39, курсовая работа
С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.
Введение……………………………………………………………3
1. Спрос, эластичность спроса……………………………………5
1.1. Понятие спроса. Закон спроса.…….………………………...9
1.2. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса……………………………………………………………….……11
1.3. Факторы ценовой эластичности спроса…………………...14
1.4. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность…………………………………………………………….16
2. Предложение товаров на рынке………………………………21
2.1. Цена и объем предложения на рынке. Особенности рыночного предложения……………………………………………..…21
2.2. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения…………………………………………………………….26
2.3. Влияние фактора времени на эластичность предложения...26
3. Равновесие. Равновесная цена…………………………………29
3.1. Рыночный механизм спроса и предложения……………….29
3.2. Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»…………...29
Заключение……………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………36
Кривые спроса и предложения пересекаются в точке Е, которую называют точкой равновесия. Она характеризует такое состояние рыночных цен, когда объем спроса на товар равен объему его предложения. В точке равновесия Ре= Ps= Pd, где:
Рe - цена равновесия;
Ps - цена предложения;
Pd - цена спроса.
Это означает, что Qe=Qs=Qd, где:
Qe - объем равновесия;
Qs - объем предложения;
Qd - объем спроса.
Если предложение превысит спрос, то товар перестанут покупать, и продавцы вынуждены будут снижать цены. Когда же спрос превысит предложение, то цена повысится. На графике это показано стрелками: при повышении цены они направлены вниз, при увеличении спроса – вверх. Таким образом, рыночное равновесие устанавливается тогда, когда цена товара будет такой, что объем товара, который покупатели хотят купить, будет в точности равен объему товара, который производители желают продать.
Равновесная цена - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действии конкурентных сил. Образование равновесной цены -процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения.
Дефицит должен привести к тому, что конкурирующие между собой покупатели должны предлагать более высокую цену, чтобы приобрести продукт.
Повышение цен:
1) будет
стимулировать производителя
2) вытолкнет
некоторые потребности с рынка
(т.е. уменьшит величину
Излишек продукта (избыточное предложение) складывается при ценах выше цены равновесия. Для этого состояния характерна конкуренция среди продавцов за сбыт своей продукции (они будут предлагать более низкие цены).
Ситуация, складывающаяся в результате снижения цен будет:
1) заставлять
производителей сокращать
2) приводить на рынок данного продукта дополнительных потребителей (увеличится спрос).
Стрелки: вниз по кривой спроса (его увеличение) и вниз по кривой предложения (падение предложения).
Таким образом, равновесная цена - цена, при которой нет ни нехватки, ни излишка продукции, не существует оснований для того, чтобы реальная цена на продукцию отклонялась от этой цены. При этой (равновесной) цене величина спроса и величина предложения уравновешиваются (т. Е). Графически точка пересечения кривой спроса и кривой предложения и есть точка равновесия, которая определяет равновесную цену и равновесное количество продукции.
Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.
В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителям цены, то величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно изобразить через площадь Рmах ЕРе (рис.3.2.). В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Разница между общей выручкой Ре х Qе (площадь прямоугольника ОРеЕQе) и совокупными издержками (площадь ОPminEQE) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PеE Pmin).7
Рис.3.2.
Излишек потребителя, издержки и излишек
производителя
Какое же изменение на равновесные значения Ре и Qе окажут указанные выше факторы, влияющие на изменения спроса и предложения, т.е. приводящие к сдвигам кривых спроса и предложения? Здесь возможны 4 варианта. Рассмотрим их последовательно (Рис. 3.3.).
Таким образом, существует прямая зависимость между изменением спроса и изменениями равновесной цены и количеством продукции. Изменение предложения вызывает обратную зависимость между его изменением и равновесной ценой и прямую зависимость между изменением предложения и количеством продукции.
Рис.3.3. Изменение равновесной цены и количество продукции в результате изменения спроса и предложения.
Заключение
Рассмотрев тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.
Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.
Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.
Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.
Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.
Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли.
Список использованной литературы
Дополнительная
литература: