Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:39, курсовая работа
Основной целью рыночного механизма является удовлетворение потребностей. Потребности в отличие от ресурсов, используемых для их удовлетворения, безграничны. Ограниченность ресурсов может быть причиной дисбаланса между производством и потреблением, дефицита благ и услуг, уменьшения правительственных расходов на социальные нужды, нормирования потребления и других малоприятных явлений.
Проблема ограниченности ресурсов заставляет людей выбирать оптимальный вариант использования ресурсов. В условиях ограниченности ресурсов выбор осуществляется с учетом:
вида и объема альтернативных продуктов;
альтернативных средств производства и технологий для производства продуктов;
распределения дохода, налогов и трансфертных платежей;
распределения ресурсов для текущего и будущего потребления.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.1. Понятие спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.
1.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
ГЛАВА 2 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2.1. Эластичность спроса (по цене, по доходу, перекрестная, дуговая). Факторы эластичности спроса.
2.2. Эластичность предложения.
ГЛАВА 3 ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основной целью рыночного механизма является удовлетворение потребностей. Потребности в отличие от ресурсов, используемых для их удовлетворения, безграничны. Ограниченность ресурсов может быть причиной дисбаланса между производством и потреблением, дефицита благ и услуг, уменьшения правительственных расходов на социальные нужды, нормирования потребления и других малоприятных явлений.
Проблема ограниченности ресурсов заставляет людей выбирать оптимальный вариант использования ресурсов. В условиях ограниченности ресурсов выбор осуществляется с учетом:
вида и объема альтернативных продуктов;
альтернативных средств производства и технологий для производства продуктов;
распределения дохода, налогов и трансфертных платежей;
распределения ресурсов для текущего и будущего потребления.
При решении этих вопросов покупателям и продавцам необходима информация о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства. Такую информацию передают различные рынки в основном в форме цен. Именно цены служат индикаторами дефицитности товаров, услуг и производственных ресурсов. Покупатели и продавцы, оценивая информацию, полученную на рынке, принимают решения об объемах покупок и продаж. Обмен новой информацией приводит к изменению цен на рынках. Так, повышение цен на подсолнечное масло будет сигнализировать о его дефиците, связанном с падением урожайности подсолнечника или уменьшением посевных площадей. Рост цен на подсолнечное масло в долгосрочной перспективе вызовет увеличение посевных площадей для получения исходного сырья, что приведет к снижению цены на данный продукт.
Любой рынок независимо от его конкретного вида подчиняется стихийному порядку, при котором субъекты рынка, основываясь на информации и стимулах, координируют свои действия в соответствии со сложившимися условиями. Таким образом, механизм формирования рынка — это процесс взаимодействия субъектов рынка по поводу формирования цен, распределения ресурсов, установления объема и структуры производства.
Основными элементами рыночного механизма являются цены, спрос и предложение, конкуренция.
Понятие предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам). Сначала мы рассмотрим кривую спроса, а затем кривую предложения. Используя эти основные понятия, можно увидеть, как определяются рыночные цены. Именно движение цен - механизм цен, уравновешивает или приводит к равновесию предложение и спрос.
Инструменты, способствующие установлению равновесия на рынке:
Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.
Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Но для того, чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия:
Спрос;
И предложение.
Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Цель данной работы изучить концепции эластичности спроса и предложения и их применение при исследовании рынка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятия спрос, предложение, эластичность;
изучить типы и виды эластичности спроса и предложения;
проанализировать практическое применение концепций эластичности спроса и предложения.
Независимо от конкретного вида рынка основными его элементами являются спрос, предложение, цена.
Спрос – это не просто потребность в том или ином товаре.
Спрос – потребность, обеспеченная деньгами, позволяющими купить желаемый товар.
В экономической теории под спросом всегда имеют в виду «платежеспособный» спрос (т.е.размер возможной купли)?
Если какая-то потребность может быть удовлетворена только через куплю соответствующего товара, то на выбор приобретаемых товаров и на величину их приобретения влияет цена товаров.
Например: пусть к продаже предложено 6 единиц товара. Предположим, что и платежеспособный спрос также равен шести денежным единицам. Величина предложения и покупки не совпадут, потому, что все зависит от уровня цены. если цена товара будет равна 6 денежным единицам, то покупатели смогут приобрести только одну единицу товара; при цене в три – 2 единицы товара; при цене 2 денежные единицы – 6 единиц товара.
Итак, спрос – это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Значит, спрос – это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Можно утверждать, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Взаимосвязанный ряд цен и соответствующих объемов (величин) спроса и есть сам спрос, каждый объем покупки – величина (объем) спроса.
Само явление спроса может быть охарактеризовано при помощи следующих понятий:
- величина спроса;
- шкала спроса;
- кривая спроса;
- закон спроса.
Величина спроса (объем спроса) – количество товара, которое покупатели желают приобрести при данной цене за определенный период времени.
Шкала спроса – это таблица, которая отражает связь между величиной спроса на товар и ценой этого товара.
При построении шкалы спроса цены других товаров и прочие факторы, которые могут оказывать влияние на величину спроса, остаются неизменными (не учитываются).
В качестве примера рассмотрим шкалу спроса на товар Х
Зависимость спроса от цены товара Х
Рх (цена) 10 | 9 | 8 | 7 | 6 |
Qdx (спрос) - | 1 | 2 | 3 | 4 |
Кривая спроса – это графическое изображение шкалы спроса. Она показывает в графическом виде величину спроса на товар при каждом значении цены и при неизменных прочих факторах.
Спрос изображается в виде графика, показывающего количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по разным возможным ценам.
Изобразим шкалу спроса на товар Х графически: на оси Y – цена товара X, на оси X – величина спроса на товар X, D – кривая спроса (сам спрос). На графике видно, что между ценой и количеством покупок (величиной спроса) существует обратная зависимость. Эта зависимость и есть закон спроса.
Рисунок 1.1.1- Кривая спроса
Закон спроса: на любом рынке при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
Существование такой зависимости объясняется следующими причинами:
1) снижение цен увеличивает число покупателей; покупать начинают товар при снижении цены и те лица, которые раньше не могли себе позволить этой покупки;
2) действует «эффект дохода» и «эффект замещения». «Эффект дохода» указывает на то, что при снижении цены на данный товар потребитель имеет возможность увеличить объемы закупок, не отказывая себе в покупке других товаров;
«Эффект замещения» проявляется в стремлении покупателя приобретать более дешевые товары, вместо аналогичных, цены на которые возросли.
Исключения:
Однако закон спроса имеет свои нюансы. Экономисты называют их «парадоксами» закона спроса. Это проявляется в «эффекте сноба» и «эффекте Гиффена».
«Эффект сноба» состоит в том, что дорогие ювелирные изделия пользуются спросом, как правило, потому что цены на них очень высоки, снижение цен на них может уменьшить их привлекательность для снобов, а следовательно, сократить спрос на такие товары. Снобы также часто судят о качестве товара по их цене, ее снижение приведет к уменьшению величины спроса.
«Эффект Гиффена» (получил название по имени английского экономиста Роберта Гиффена, который заметил, что ем дороже становился хлеб, тем больше его покупали. Почему? В то время в Англии беднейшие слои населения имели очень низкие доходы, и повышение цены на хлеб сильно повлияло на их покупательскую способность, они стали отказываться от других товаров и вместо них покупали все тот же хлеб.
Различают индивидуальный и рыночный спрос.
Индивидуальный спрос - спрос отдельного потребителя.