Эластичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я хочу рассмотреть эластичность спроса и предложения, а также кривые их изменений.
Измерения спроса и предложения являются важным инструментом экономического анализа, применяющимся для оценки их влияния на торговую выручку. Существенным моментом здесь выступает эластичность, т.е. реакция спроса и предложения на изменение соответственно рыночной цены или доходов покупателей. Таким образом, эластичность означает меру реагирования одной переменной величины на изменения другой переменной. Эластичность считается одной из самых важных категорий в экономике. Она была введена А. Маршаллом.

Содержание

Введение
Спрос и факторы изменения спроса
Предложение и факторы изменения предложения
Эластичность спроса
Эластичность предложения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по экономике.docx

— 59.05 Кб (Скачать)

 

Эластичность  спроса и предложения 
План

Введение

    1. Спрос и факторы изменения спроса
    2. Предложение и факторы изменения предложения
    3. Эластичность спроса
    4. Эластичность предложения

Заключение

Список использованной литературы 

Введение

Спрос и предложение –  это проявление действующего в конкурентной рыночной системе основного закона ценообразования на любые блага  или услуги. Содержание законов спроса и предложения выражается в особом взаимодействии между изменяющимися  на рынках ценами и количеством благ, покупаемых потребителями и выпускаемых  фирмами.

Спрос и предложение –  самые важные понятия, которые рассказывают о взаимодействии продавцов и  покупателей, с учетом того, что и те, и другие стремятся к полному удовлетворению своих потребностей.

В своей работе я хочу рассмотреть эластичность спроса и  предложения, а также кривые их изменений.

Измерения спроса и предложения  являются важным инструментом экономического анализа, применяющимся для оценки их влияния на торговую выручку. Существенным моментом здесь выступает эластичность, т.е. реакция спроса и предложения  на изменение соответственно рыночной цены или доходов покупателей. Таким  образом, эластичность означает меру реагирования одной переменной величины на изменения  другой переменной. Эластичность считается одной из самых важных категорий в экономике. Она была введена А. Маршаллом.

Понятие эластичности имеет  огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о  том, на какую величину изменится  объем спроса и предложения при  изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки, —  важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно  более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

 

Спрос и факторы изменения спроса

Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую  покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. На спрос влияет ряд рыночных факторов, например доходы покупателей, их вкусы и предпочтения. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату—т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей—мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.

Одна из особенностей спроса проявляется в обратной зависимости  между ценой товара и количеством  его покупок по данной цене. В  условиях рынка эта особенность  выражается в том, что при прочих равных условиях, чем выше цена и отчетливее тенденция к росту, тем меньше количество благ и услуг будет куплено потребителями. И наоборот, если цена товара снижается, количество продаж данного блага возрастет. Другой особенностью спроса будет тенденция постепенного убывания полезности для покупателя одних и тех же благ или услуг. Убывающая полезность благ проявится в снижении количества их покупок по данной цене.

В тенденциях изменения спроса возможны некоторые исключения, связанные  с так называемым эффектом покупательских ожиданий. Например, когда на рынках не хватает каких-то товаров, то даже при тенденции к росту цен  на этот товар, покупатели попытаются увеличить его закупки впрок. В данной ситуации имеют место: инфляционные ожидания возможного роста предстоящих расходов в результате повышающихся цен дефицитного товара и возможного вынужденного сокращения его поставки на рынки.

Измеряя спрос количеством  товаров, которые покупатели готовы купить (Q), можно выразить зависимость  спроса от цены (P)  некоторой убывающей функцией Q=D(P) и наглядно представить закон спроса графически в виде так называемой кривой спроса:

                                   

                                      Рис. 1 Кривая спроса

Снижающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, так  как описывает обратную зависимость  между ценой и количеством  покупаемого товара.

  На наличие у покупателей  желания и возможности покупать  данный товар по определенной  цене (то есть на положение  и точную форму вышеприведенной  кривой D в осях Q и P) влияет множество  факторов, называемых неценовыми  детерминантами спроса, которые  предполагались фиксированными  при построении кривой спроса, но в реальности, естественно,  могут изменяться.

Следует различать обычное  изменение количества покупок товаров  под воздействием движения цен и  изменение собственно спроса. Количество покупок обратно пропорционально  движению их цен и не отражает изменение  покупательского спроса на эти товары. Изменение спроса проявляется в  изменении количества покупок товаров, но происходит это при неизменной цене, т.е. под воздействием неценовых факторов.

К ним относятся:

  • Уровень денежных доходов покупателей, т.е. изменение их платежеспособности;
  • Наличие на рынках взаимодополняющих и взаимно заменяющих товаров;
  • Влияние моды и субъективное отношение к ней покупателей;
  • Гарантийное и послегарантийное обслуживание продаваемых товаров.

Изменение неценовых параметров вызовет «смещение» кривой спроса на вышеприведенном графике Q=D(P) (при  этом под «смещением» понимается сдвиг не каждой точки, а сдвиг всей кривой спроса.)

Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении. 

Предложение факторы изменения предложения

В рыночной системе предложение  и спрос – две равнозначные стороны одного и того же процесса ценообразования. Предложение, как  и спрос, - это взаимосвязь между  ценой и количеством товаров. Однако в отличие от функции спроса предложение представляет собой прямую зависимости между ценами и количеством выпускаемых для продажи благ и услуг.

Предложение – это сумма  товаров, которые продавцы готовы продать  при разной динамике рыночной цены. Если спрос является качественной характеристикой потребления, то предложение—категория, с помощью которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу?

Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Кривая предложения может  быть схематично представлена графически следующим образом:

Рис. 2. Кривая предложения

Кривая предложения на графике (рис.2) иллюстрирует функциональную зависимость между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать.

Аналогично тому, как изменения  неценовых детерминантов спроса «сдвигают» кривую спроса, изменения  неценовых детерминантов предложения  будут вызывать «сдвиги» кривой предложения.

Смещение кривых, означающее изменение предложения в ту или  иную сторону, происходит под воздействием следующих факторов:

  • Изменения объема и структуры инвестиций в фирмах, выпускающих данные блага;
  • Наличия на рынках ресурсов взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства, их качества и уровня цен;
  • Изменения, обновления, совершенствования технологий производства, позволяющих экономить ресурсы при выпуске товаров или улучшать организацию труда, снижать издержки производства;
  • Проявления тенденций налогообложения, напрямую влияющих на уровень цен товаров, а соответственно и на спрос и количество их предложения на рынках;
  • Наличия или отсутствия субсидий или иных форм поддержки производителей;
  • Условий продажи товаров (реклама, маркетинг и др.)

Изменение этих условий увеличивает  затраты фирм, но вместе с тем  подобные затраты улучшают качество продукции, ускоряют процесс продажи, увеличивают объем проданных  товаров, что способствует возмещению осуществленных затрат.

 

 

 

 

 

Эластичность спроса

Степень количественного  изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность.  Под эластичностью спроса подразумевается  степень изменения спроса в зависимости  от цены. Мерой такого изменения  служит коэффициент эластичности спроса (Кс):

 

Коэффициент эластичности спроса позволяет разбить все товары на две основные группы:

  1. Товары эластичного спроса.
  2. Товары неэластичного спроса.

Рис. 3. Варианты эластичности спроса: (а) - эластичный спрос; (б) - неэластичный спрос; (в) - единичная эластичность

В первую группу попадают те товары, для которых коэффициент  эластичности спроса больше единицы. Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена.

Во вторую группу попадают те товары, для которых коэффициент  эластичности меньше единицы. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Коэффициент эластичности спроса – одна из тех концепций экономической  науки, которые находят широкое  применение в коммерческой практике. Сегодня специалисты по изучению рынков умеют просчитывать такие  коэффициенты довольно точно, и это  позволяет повышать обоснованность решений, принимаемых фирмами при  выработке своей хозяйственной  стратегии.

С помощью коэффициента эластичности можно найти ответ на вопрос о  том, стоит ли повышать цены на товары ради увеличения доходов фирмы. Механизм поиска такого решения несложен и  состоит в расчете того, насколько  изменятся величина спроса и доход от продаж при изменении цены.

Если речь идет о товаре неэластичного спроса, то повышение  цены на него приведет к росту выручки  от продаж (ведь количество покупок  сократится в меньшей степени, чем  возрастет цена). Если же мы имеем  дело с товаром эластичного спроса, то результатом может стать не рост, а, напротив, падение выручки  фирмы.

Уровни коэффициентов  эластичности определяют три главных  фактора:

  1. Наличие товаров заменителей. Чем больше у покупателя возможностей удовлетворить ту же свою потребность за счет иного товара, тем придирчивее он будет оценивать приемлемость соотношения цены и качества. И тем легче он откажется от покупки данного товара, если его цена после повышения станет больше, чем у товара-конкурента.
  2. Размер доходов покупателей. Речь идет о соотношении уровня цены и величины доходов покупателя . Если на приобретение данного товара тратится значительная доля доходов покупателя, то изменение цены товара для него куда более значимо, чем на товар, приобретение которого отнимает лишь незначительную часть доходов.
  3. Время. В первое время реакция на изменение цен может оказаться весьма значительной. Но впоследствии ее масштабы могут существенно возрасти. На поиск заменителей подорожавшего товара потребуется время, а когда они будут найдены, спрос сократится куда более заметно, чем в первый момент.

Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значение для прогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен. 

Эластичность предложения

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения  понимается степень его изменения  в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп):

 

Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Эластичным предложение становится, когда его  величина изменяется на больший процент, чем цена.

Неэластичным предложение  бывает, если оно не изменяется при  повышении или снижении цен. 

При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров  вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен  единице.

Рис. 4. Варианты эластичности предложения: (а) — единичная эластичность; (б) — эластичное предложение; (в) — неэластичное предложение

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три  временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

а) в краткосрочном периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В этом случае предложение неэластично;

б) в среднесрочном периоде, когда предложение может в  некоторой степени отреагировать  на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Объем предложения изменится, но незначительно. Эластичность предложения в этом случае повышается;

Информация о работе Эластичность спроса и предложения