Спрос и предложение. Эластичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Спрос, эластичность спроса……………………………………5
1.1. Понятие спроса. Закон спроса.…….………………………...9
1.2. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса……………………………………………………………….……11
1.3. Факторы ценовой эластичности спроса…………………...14
1.4. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность…………………………………………………………….16
2. Предложение товаров на рынке………………………………21
2.1. Цена и объем предложения на рынке. Особенности рыночного предложения……………………………………………..…21
2.2. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения…………………………………………………………….26
2.3. Влияние фактора времени на эластичность предложения...26
3. Равновесие. Равновесная цена…………………………………29
3.1. Рыночный механизм спроса и предложения……………….29
3.2. Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»…………...29
Заключение……………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

     Простая модель спроса и предложения существует уже почти двести лет. В течение  последнего столетия она - в более  развитой форме - составляет ядро теории политической экономии. Причина такого долголетия не в том, что модель точно отражает действительность, а в том, что она просто и убедительно приводит к ясным и однозначным выводам. Эти выводы могут применяться для анализа различных экономических проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых условий на рыночную цену и эффективность производства, оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот на потребителей и производителей.

     Таким образом, данная модель далека от всеобъемлющей картины действительности, но она в простой форме описывает некоторые из действующих в хозяйстве сил и тем самым отображает важные аспекты реальной жизни.

     Спрос - экономическая категория, характеризующая  представленную на рынке потребность в товарах, обеспеченную соответствующими денежными средствами. Следовательно, можно сказать, что спрос - это платежеспособная потребность.

     Спрос  находится в тесной связи с  ценой продукта. Важнейшее свойство спроса состоит в том, что при неизменности всех других параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Таким образом, существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эта связь получила название закона спроса. Действие этого закона можно объяснить следующим:

  1. Потребители  покупают данного продукта больше  по низкой цене, чем по высокой.  Низкая цена усиливает желание  сделать покупку. Предприятие может сократить свои запасы  продукта путем снижения цен,  а не их повышением.

  2. Покупая  несколько единиц одного вида  товара,  потребитель получает  от них все меньше и меньше  удовлетворения, т.е. полезность  каждой последующей единицы продукта падает. В связи с этим дополнительные единицы продукта будут приобретаться при условии, если цена их будет падать.

  3. Этот  закон спроса можно объяснить  и эффектом дохода и эффектом  замещения.

     Эффект  дохода – при более низкой цене потребитель может купить больше единиц данного продукта, не ущемляя себя в других покупках, т.е. увеличивается покупательная способность денежного дохода потребителя.

     Эффект  замещения – потребитель замещает более дорогой товар товаром  более дешевым (снижение цен на цыплят побуждает его больше покупать именно цыплят, чем более дорогие говядину, свинину. Увеличивается количество покупок более дешевого продукта).

     Роль  спроса в рыночном механизме является определяющей, т.к. он заставляет производство выпускать необходимые населению товары, улучшать их качество и ассортимент. Очевидно, что на рынке происходит столкновение интересов продавцов и покупателей: продавцы стремятся продать свой товар подороже, а покупатели - купить его подешевле. Но здесь существует определенный предел – это та максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за товар. Она называется ценой спроса, и рыночная цена не может ее превзойти.2

 

1.2 Эластичность спроса. Коэффициент эластичности  спроса. 

     Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их: 

                                                  (2) 

     Из  этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса (см. рис. 1), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

     Есть  еще одно обстоятельство, которое  следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?

Пример 1. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа.3

 

 

Таблица 1

Расчет  коэффициента ценовой

эластичности  спроса

Количество  проданных батонов, шт. Цена, руб. Выручка, руб. Коэффициент

эластичности

500 3,5 1750
1000 3,0 3000 4,3
1500 2,5 3750 2,2
2000 2,0 4000 1,3
2500 1,5 3750 0,8
 

     Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал — от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем примере это (1000+1500):2= 1250 батонов. Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%).

     В общем виде формула для определения  процентного изменения величины спроса  ∆Q  будет выглядеть: 

                                                (3)

где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт. 

     Аналогично  для определения процентного  изменения цены ∆P выбранном интервале  получаем:

                                                (4)

где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб. 

     Коэффициент эластичности исчисляем как отношение  прироста величины спроса к приросту цены: 

                          (5) 

     Рассчитав коэффициенты эластичности (см. табл. 1), получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале — неэластичен.4

     На  участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

 

1.3 Факторы ценовой  эластичности спроса. 

     Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие  товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять  одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

           Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.

     Та  же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

     Другим  важным обстоятельством, влияющим на ценовую  эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос  имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос  на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

     Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

     Различия  в эластичности спроса объясняются  также значимостью того или иного  товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

 

1.4 Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. 
 

     Эластичность  спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах  при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов  приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

     Эластичность  спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется  спрос, к процентному изменению  дохода:

                                                (7) 

где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,

       ∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода. 

     Эластичность  спроса по доходу на различные товары различна. Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого качества — например, продовольственные недиетические товары. На западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т. п.

Для товаров  качественных - чем больше товар  нужен семье, тем меньше его эластичность.

     В табл. 2  приведена эластичность товаров по доходу в США (1990-е гг.).

     На  рис. 3, а  представлена зависимость  спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты), на рис. 3, б — на качественные эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на рис. 3, в — на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины). 

   

Таблица  2 

Группа  товаров Наименование  товаров Значение
1 2 3
Низкокачественные товары с отрицательной эластичностью Цельное молоко

Свинина

Картофель

-0,5

-0,2

-0.2

 

Продолжение таблицы  2 

1 2 3
Неэластичные  товары Кофе 

Птица

Сыр

Говядина 

Сигареты

0,0

0,3

0,4

0,5

0,8

Эластичные  товары Бензин 

Вино 

Товары  длительного пользования

1,1

1,4

1,8

Информация о работе Спрос и предложение. Эластичность