Эластичность спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:40, реферат

Описание работы

Экономическая наука призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

Содержание

Введение 3
1. Эластичность спроса 4
2. Эластичность предложения 12
3. Практическое значение теории эластичности 15
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

Эластичность спроса и предложения.docx

— 217.37 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение 3

1. Эластичность спроса 4

2. Эластичность предложения 12

3. Практическое значение теории эластичности 15

Заключение 20

Список использованной литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономическая наука призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные  запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика  включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых  конкретных условиях. Состояние рынка  определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

В данной работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить  влияние перечисленных показателей  на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким  образом покупатели предпочитают тратить  получаемые ими доходы в целях  максимального удовлетворения своих  потребностей, сущность теории эластичности и рассматривают варианты практического  применения теории эластичности.

Основными понятиями, характеризующими поведение на рынке продавцов  и покупателей, являются спрос, предложение, цена. Их анализ позволяет понять функционирование всего рыночного механизма.  
Понятия эластичности спроса и предложения являются одними из центральных понятий микроэкономического анализа поведения покупателей и продавцов на рынке какого либо товара или услуги. 

Спрос и предложение являются неотъемлемой частью нормально функционирующего рынка, а их эластичность отражает  реакцию потребителей и производителей на изменение цен на ресурсы и готовую продукцию.

Целью контрольной работы является всестороннее освещение вопросов эластичности спроса и предложения, а также факторов их определяющих, изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.

 

 

 

1. Эластичность спроса

 

Теория эластичности спроса изучает степень чувствительности потребителей к изменению цен  на товары и услуги. На изменение  цен некоторых товаров потребители  реагируют более чутко, чем на изменение цен других. То есть, при  малом изменении цены на какой-либо товар происходит значительно большее  увеличение объема спроса на этот товар, либо, наоборот, при значительном изменении  цены товара спрос на него практически  не изменяется. В первом случае следует  говорить, что потребители чувствительны  к изменениям цен, а во втором нет.

Эластичный спрос - спрос, при котором: 
- процентное сокращение  в цене вызывает такое процентное  увеличение в количестве спрашиваемых  товаров и услуг, что общий  доход от продажи всей продукции  на рынке увеличится, или 
- процентное увеличение  в цене вызывает такое процентное  сокращение в количестве спрашиваемых  товаров, при котором общий  доход всех продавцов на рынке  сократится.
Эластичный спрос - упрощенно - спрос, имеющий тенденцию  меняться в зависимости от незначительных колебаний цен на товары и услуги.

В зависимости от того, какой из определяющих факторов вызывает изменение  спроса, выделяют следующие виды эластичности спроса: прямая эластичность спроса по цене; эластичность спроса по доходу; перекрёстная эластичность спроса.

Эластичность  спроса по цене

Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) – это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

Эластичность  спроса по цене показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен. Если обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер равен:

          ,                                                                       (1)

где: E ( p )- эластичность спроса по цене; 

d Qd (%)- процентное изменение спроса; 

d P (%) - процентное изменение цены. 

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

На рис. 1 изображены два  варианта графиков спроса. На рис. 1, а  снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30),  т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

Рис. 1, б  графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.

Рис. 1. Относительно эластичный (а)  и относительно неэластичный (б) спрос

Выделяют несколько видов  эластичности спроса по цене в зависимости  от величины коэффициента эластичности. 

  1. Эластичный спрос - Ed>1, т.е. изменение цены на товар вызывает изменение выручки от реализации этого товара в противоположном направлении. Если цена товара увеличивается, то это ведет к уменьшению общей выручки, а если цена уменьшается, то общая выручка повышается. (на товары роскоши); 
  2. Неэластичный спрос - Ed<1, т.е. изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении. Если цена товара увеличивается, то общая выручка тоже увеличивается. (на предметы первой необходимости); 
  3. Единичная эластичность спроса - Ed=1, т.е. на рынке сложилась четкая равновесная цена, царит спокойствие и целесообразнее не подвергаться риску на рынке. Любое изменение цены оставит объем реализации без всяких изменений. (зависит от индивидуального выбора); 
  4. E = 0 - совершенно неэластичный спрос - означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (товары первой необходимости:соль, спички, медикаменты);
  5. E = ∞. Совершенно эластичный спрос - означающий абсолютную чувствительность объема спроса к малейшему изменению цены незначительный рост цены приводит к падению объема спроса  до нуля, а незначительное снижение цены – к увеличению объема спроса  до бесконечности (товары роскоши: в условиях совершенного рынка). 

На графике спрос разной степени эластичности можно представить  следующим образом: 

Схема Эластичность спроса 

 
   

 
Нельзя говорить об эластичных или  неэластичных кривых спроса, т. к. эластичности действительны для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом.

 

 Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене

  1. наличие заменителей данного товара (чем больше товаров - субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар;
  2. удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность);
  3. размер дохода, которую составляет цена данного товара;
  4. качество товара (чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него);
  5. степень срочности, необходимости товара, универсальность товара;
  6. размеры запаса (чем больше запас, тем более эластичен спрос);
  7. Значимость, привычность товара для потребителя, психология покупателя.
  8. Длительность периода времени в течении которого продавец изменит цены1.

Эластичность  спроса по доходу

Реакция величины спроса на изменение в цене – наиболее общее, но не единственное применение такого ключевого понятия как эластичность. Поскольку величина спроса на товар является функцией многих неизвестных, то теоретически можно определить эластичность спроса по любому из факторов, т.е. она может быть использована для выражения реакции спроса на любое условие и допущение, принятое априори постоянным при построении исследуемой кривой спроса. После цены другим таким важным условием является доход потребителей (остальным видам эластичности, например, по вкусам, по ожиданиям, сложно дать количественную оценку).

Эластичность  спроса на товар по доходам определяется как отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению доходов потребителей при прочих равных условиях. Численное измерение эластичности по доходам предполагает, что цены товара в этот конкретный момент не меняются. Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся - в товарах длительного пользования.

Эластичность спроса по доходу на различные товары различна, она тесно связано с понятием нормальных (качественных) товаров и товаров низшего качества. Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого качества - например, продовольственные недиетические товары. Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.

Основные формы эластичности спроса по доходу:

  • положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;
  • отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для товаров низшего качества, выступающих в виде некачественных благ;
  • нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.

Среди нормальных товаров  выделяют три группы товаров. Товары первой необходимости (мыло, соль, спички). Имеют предел насыщения, спрос на них растёт медленнее доходов. Предметы роскоши. Товары второй необходимости – это товары спрос на которые изменяется пропорционально изменению доходов, наример одежда, бытовая химия, по мере того как изменяются доходы один и тот же товар может оказаться в разных группах.

Эластичность спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

                                                                                (2)                           

где ∆Q и QСР - приращение и средняя величина спроса (относительное изменение спроса) ;

       ∆I и IСР - приращение и средняя величина дохода (относительное изменение дохода)2.

На рис. 3, а  представлена зависимость спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты), на рис. 3, б - на качественные эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на рис. 3, в - на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины).

Виды эластичности по доходу.

  1. EP= 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);
  2. EP< 0. Товары низкого качества;

 

Рис. 3. Эластичность спроса по доходу

  1. 0 < EP< 1. Товары неэластичные по доходу. Продукты питания, топливо, сырье;
  2. EP= 1. Единичная эластичность. Товары второй необходимости. Унитарный спрос. Снижение цены не приводит к коммерческому эффекту;
  3. EP> 0. Товары высокого качества (нормальные, стандартные товары);
  4. EP> 1. Товары эластичны по доходу. Качественные товары. Престижные товары;
  5. EP= ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;

Если экономика переживает подъем и средние доходы домохозяйств возрастают, то отрасли, производящие товары с EP> 1, ждет расширение, а отрасли с EP< 0, могут столкнуться с серьезными трудностями.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу

  1. значимость того или иного товара для бюджета семьи (чем больше товар нужен семье, тем меньше он эластичен);
  2. является ли данный товар предметом роскоши или первой необходимости (для первого она выше, чем для последнего);
  3. консерватизм спроса (при повышении дохода потребитель не сразу переключается на потребление более дорогих товаров).

Перекрестная эластичность спроса

Информация о работе Эластичность спроса и предложения