Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:39, курсовая работа
С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.
Введение……………………………………………………………3
1. Спрос, эластичность спроса……………………………………5
1.1. Понятие спроса. Закон спроса.…….………………………...9
1.2. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса……………………………………………………………….……11
1.3. Факторы ценовой эластичности спроса…………………...14
1.4. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность…………………………………………………………….16
2. Предложение товаров на рынке………………………………21
2.1. Цена и объем предложения на рынке. Особенности рыночного предложения……………………………………………..…21
2.2. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения…………………………………………………………….26
2.3. Влияние фактора времени на эластичность предложения...26
3. Равновесие. Равновесная цена…………………………………29
3.1. Рыночный механизм спроса и предложения……………….29
3.2. Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»…………...29
Заключение……………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………36
Министерство образования и науки
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
Российский государственный торгово-
Саратовский
институт (филиал)
Кафедра
внешнеэкономической
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ
Тема:
Спрос
и предложение. Эластичность.
Выполнил : студент
Курс, факультет___________________
Фамилия ____________________________
Имя
____________________________
Отчество
____________________________
Номер зачетной книжки________
ученое звание _________
фамилия, инициалы_________________
______________________________
Тема:
Спрос
и предложение. Эластичность.
План
Введение…………………………………………
1. Спрос, эластичность спроса…………
2. Предложение товаров на рынке……
2.1.
Цена и объем предложения на
рынке. Особенности рыночного
предложения……………………………………………..
2.2.
Эластичность предложения.
2.3. Влияние фактора времени на эластичность предложения...26
3.
Равновесие. Равновесная цена…………………………………
3.1. Рыночный механизм спроса и предложения……………….29
3.2. Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»…………...29
Заключение……………………………………
Список использованной литературы…………………………36
Введение
Цель курсовой работы: «Спрос и предложение. Эластичность».
В данной курсовой работе также рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.
С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.
Однако нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Как изменится величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 руб.? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
Основные задачи:
1.
Спрос, эластичность
спроса.
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %;
«Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене1
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.
Показатель
ценовой эластичности спроса для
всех товаров является отрицательной
величиной. Действительно, если цена товара
снижается — величина спроса растет,
и наоборот. Однако для оценки эластичности
часто используется абсолютная величина
показателя (знак «минус» опускается).
Например, снижение цены стирального порошка
на 5% вызвало увеличение спроса на него
на 10%. Показатель эластичности будет равен:
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.
При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.
На рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1, а снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.
Рис. 1, б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.
Рис.
1. Относительно эластичный (а)
и относительно неэластичный (б) спрос
Существует два крайних случая.
Первый случай — существование
только одной цены, при которой
товар будет приобретаться
Рис. 2. Крайние случаи эластичности:
а — спрос абсолютно эластичен, б
— спрос абсолютно неэластичен
Другой крайний случай —
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
— спрос эластичен;
— спрос неэластичен;
— спрос с единичной эластичностью.
1.1
Понятие спроса. Закон
спроса.
Категории спроса и предложения лежат в основе рыночного механизма, и поэтому их изучение имеет первостепенное значение для понимания рыночной экономики.