Спрос, предложение и эластичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.
Задачи работы:
- характеристика спроса и предложения;
- рассмотрение модели рыночного равновесия;
- рассмотрение рыночного неравновесия;
- виды и типы эластичности спроса и предложения;
- рассмотрение практическое применение эластичность на спроса и предложения

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Формирование рыночной (равновесной) цены…………………...4-13
1.1. Спрос, факторы спроса и закон спроса………………………………….4-5
1.2. Предложение, факторы предложения и закон предложения……........5-6
1.3. Модели рыночного равновесия……….………………………………....6-9
1.4. Рыночное неравновесие (излишек продавца и покупателя)………...10-13
Глава 2. Эластичность спроса и предложения…………………………….13-24
2.1. Виды и типы эластичности спроса (понятие, расчет и графическое изображение), факторы, на нее влияющие13-16
2.2. Практическое применение концепции эластичности спроса…….....16-18
2.3. Виды и типы эластичности предложения (понятие, расчет и графи
ческое изображение), факторы, на нее влияющие……………………….18-21
2.4. Практическое применение концепции эластичности предложения….22-24
Заключение…………………………………………………………………….24
Библиографический список…………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Спрос.docx

— 219.08 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки 

Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования  «Ивановский государственный  энергетический университет имени  В. И. Ленина»

 

Кафедра общей экономической  теории

 

 

 

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

Спрос, предложение  и эластичность.

 

 

 

Выполнил: студентка ФЭУ

гр. __1-57рз___________                                                                           

ФИО__Тумашова К.С. ___ 

 

Проверил: докт. экон. наук

(канд. экон. наук)

кафедры ОЭТ                   

Ф.И.О. __Терехова Н.Р._

 

 

 

 

Иваново  2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Формирование рыночной (равновесной) цены…………………...4-13

1.1. Спрос, факторы спроса и закон спроса………………………………….4-5

1.2. Предложение, факторы  предложения и закон предложения……........5-6

1.3. Модели рыночного равновесия……….………………………………....6-9

1.4. Рыночное неравновесие (излишек продавца и покупателя)………...10-13

 

Глава 2. Эластичность спроса и предложения…………………………….13-24

2.1. Виды и типы эластичности  спроса (понятие, расчет и графическое  изображение), факторы, на нее  влияющие..………………………………………………..13-16

2.2. Практическое применение  концепции эластичности спроса…….....16-18

2.3. Виды и типы эластичности предложения (понятие, расчет и графи

ческое  изображение), факторы, на нее влияющие……………………….18-21

2.4. Практическое применение  концепции эластичности предложения….22-24

 

Заключение…………………………………………………………………….24

Библиографический список…………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной курсовой работе рассматриваются  кривые спроса и предложения и  направление их изменения. Спрос  и предложение – самые важные понятия, которые рассказывают о  взаимодействии продавцов и покупателей, с учетом того, что и те, и другие стремятся к  наиполному удовлетворению своих потребностей. Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

В курсовой работе рассматривается  эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет  оценить влияние перечисленных  показателей на спрос, а также  теория потребительского выбора, которая  объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими  доходы в целях максимального  удовлетворения своих потребностей.

Актуальность исследования не вызывает сомнений, потому что спрос и предложение являются неотъемлемой частью нормально функционирующего рынка, а их эластичность отражает реакцию потребителей и производителей на изменение цен на ресурсы и готовую продукцию.

 

Цель: изучение теории эластичности и рассмотрение вариантов её практического применения.

Задачи работы:

- характеристика спроса и предложения;

- рассмотрение модели рыночного равновесия;

- рассмотрение рыночного  неравновесия;

- виды и типы эластичности спроса и предложения;

- рассмотрение практическое применение эластичность на спроса и предложения.

Глава 1. Формирование рыночной (равновесной) цены.

    1. Спрос, факторы спроса и закон спроса.

Спрос – это количество товара или услуги, которое может быть куплено в определенном месте, по определенной цене, в определенное время. Закон спроса определяет: «при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены». или при низких ценах покупают больше.

Это происходит  по двум причинам: во-первых, при снижении цены увеличение числа покупок создает эффект дохода; во вторых, подешевевший товар покупать выгоднее, чем другой – это  эффект замещения.

Закон спроса не действует  в трех случаях: при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения  цен; при колебании цен на вещи, которые служат средством вложения денег   (валюта, золото, антиквариат);   при переключении спроса на высококачественные товары с ростом доходов.  

рис. 1 Кривая спроса 

Движение точки вдоль кривой спроса показывает изменение величины спроса. Изменение же самого спроса показывает смещение кривой (увеличение спроса – вправо, снижение – влево). Иногда может показаться, что закон спроса не действует: цена выросла, и спрос вырос – это создание иллюзии роста полезности, престижности товара- это эффект Гиффена, названный по имени английского  экономиста  Роберта Гиффена  (1837-1910). Низший товар – для бедняков – называют товаром Гиффена.

Факторы спроса: цена товара; цена взаимозаменяемых товаров (субститутов) – выросла цена на импортное масло, спрос переключился на отечественное;  цена взаимодополняемых товаров (при повышении цены на пленку и печать спрос на фотоаппараты падает);  изменения в среде (в жару растет спрос на мороженое);изменения в полезности товара; величина  доходов (первый закон Энгеля,  немецкого статистика  Х1Х века) звучит так: «с увеличением дохода удельный вес расходов на товары первой необходимости в общей сумме расходов уменьшается, а на роскошь увеличивается»;


Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. Микроэкономика. Издательство: Питер, 2012. – с. 37

 

представления о будущей экономической ситуации (ожидание понижения или повышения цен),  имеются два парадокса закона спроса: первый – повышение цены может вызвать повышение спроса, потому что потребитель считает, что цена в ближайшем будущем вырастет еще больше, второй – снижение цены может вызвать падение спроса – зачем покупать сегодня то, что завтра будет стоить дешевле? Изменения вкусов, привычек, стиля жизни; величина накопленного имущества (богатство).

Все эти факторы можно  смоделировать в одной формуле, которая называется функцией от переменных:

Qd = f(P… Pa…Pb…I…T…W), 
где W – богатство,  I - доход,    Т- вкус.

 

      1. Предложение, факторы предложения и закон предложения.

Предложение – это то количество продукта, которое продавцы готовы предложить покупателям в определенном месте, в определенное время, по определенной цене. Закон предложения звучит так: «при высоких ценах на продажу выставляется больше продукции, чем при низких» или «при прочих равных условиях с ростом цены величина предложения растет». Этот закон выражается графической моделью:

рис. 2 Кривая предложения

Влияние изменения цены на величину предложения показывает движение точек вдоль кривой предложения. Изменения же в предложении сдвигает кривую (влево, если предложение падает и вправо, если растет).

Факторы предложения: цена на товар; цены на ресурсы – при их росте кривая сдвигается влево; технология производства – влияет в зависимости от того, сокращает она затраты или увеличивает; налоги и дотации (денежная помощь государства фирмам) – рост налогов сдвигает кривую S влево, а рост дотаций вправо; цены на другие товары – капитал переливается в ту отрасль, где цены повышенные и доходы поэтому выше;


2 Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. Микроэкономика. Издательство: Питер, 2012. – с. 42

 

 ожидания повышения  цен сдвигает кривую вправо; число  продавцов на рынке - чем их  больше, тем предложение выше.

 

      1. Модели рыночного равновесия.

 Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»

Макроэкономическое равновесие – это равенство совокупного  спроса и совокупного предложения, это состояние экономики, когда  весь произведенный национальный продукт  равен совокупным расходам. Графически данная модель представлена на рисунке 3

Рис.3 Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS»

Модель «AD-AS» позволяет рассмотреть механизм формирования равновесного объема национального производства в краткосрочном периоде в условиях изменяющихся цен.

Макроэкономическое равновесие достигается тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Видно, что равновесие наступает  в точке пересечения кривых совокупного  спроса AD и совокупного предложения AS. Проекции точки равновесия на вертикальную и горизонтальную оси дают соответственно равновесный уровень цен и  равновесный реальный объем национального  производства. Равновесие можно рассматривать  на трех участках кривой AS: горизонтальном, промежуточном и вертикальном.

На рис. 3 изображены три возможные ситуации макроэкономического равновесия (точки E1, Е2 и Е3). Точка Е1 отражает ситуацию макроэкономического равновесия при высоком уровне безработицы и негибкости цен. Увеличение совокупного спроса на кейнсианском отрезке приводит к увеличению реального объема национального продукта, но не затрагивает уровня цен, так как экономика, выходя из кризиса, задействует имеющиеся мощности. Точка Е2 характеризует макроэкономическое равновесие в условиях неполной занятости, наличия «узких мест» в экономике и отставания темпов роста заработной платы от темпов роста товарных цен. Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению, как реального объема ВНП, так и уровня цен, т.к. экономика приближается к состоянию полной занятости Точка Е3 – это равновесие в условиях полной занятости. На классическом отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем ВНП не может выйти за пределы своего уровня «при полной занятости» – ресурсы исчерпаны.

Приспособление экономики  в случае отклонения от различных  равновесных состояний в точках E12 и Е3 будет происходить по-разному. В кейнсианском случае, когда цены и заработная плата жестки, возвращение в точку равновесия E1 будет происходить за счет колебаний в объемах реального ВВП. Фирмы будут сокращать или расширять производство при неизменном уровне цен в стране. В промежуточном случае отклонение от точки Е2 будет сопровождаться приспособлением экономики к равновесному состоянию путем изменения и уровня цен, и объемов выпуска. В классическом случае при отклонении от точки Е3 возвращение к равновесному состоянию будет происходить только за счет изменения гибких цен и за работной платы без каких-либо изменений в объеме реального выпуска, поскольку экономика уже находится на уровне потенциального ВВП. Итак, можно сделать вывод, что в случае жестких цен реальные объем ВВП определяется колебаниями совокупного спроса, так как цены и заработная плата негибки. Напротив, в случае гибкости ценового механизма реальный ВВП определяется объемом совокупного предложения.

Кейнсианская модель общего равновесия

Кейнсианская модель макроэкономического  равновесия, как нам уже в самых  общих чертах известно, построена  на допущении о фиксированных  ценах. Поэтому графическая интерпретация  равновесия в этом пункте будет иной, нежели в модели «AD-AS» отметим основные положения кейнсианской теории, которые произвели переворот в экономической науке в середине 1930-х гг. и дали толчок развитию макроэкономики. Во-первых, Кейнс, в отличие от классиков, выдвинул положение о том, что не совокупное предложение определяет совокупный спрос, а, наоборот, совокупный спрос определяет уровень экономической активности, т. е. максимально возможный уровень выпуска продукции (совокупное предложение) и, соответственно, занятости. Во-вторых, Кейнс предполагал, что заработная плата и цены не обладают совершенной гибкостью. В-третьих, процентная ставка не уравнивает объемы инвестиций и сбережений, как это представляется в модели классиков. В-четвертых, полная занятость не достигается в экономике автоматически, и это дает основания для государственного вмешательства в экономические процессы.

Совокупный спрос в  кейнсианской модели зависит от таких  важнейших категорий, как функции  потребления и сбережения. И потребление, и сбережения являются, по Кейнсу, функцией дохода. Функция потребления и  сбережения имеют следующий вид :

С = С0 + МРС Y (2.1)

S = - С0 + MPS Y (2.2)

Где, C – ожидаемые расходы на потребление;

S – желаемый уровень сбережений;

Y – совокупный доход;

С0 – автономное потребление;

MPC и MPS – предельные склонности потребления и сбережения соответственно.

Кейнс выдвинул положение, которое  принято называть основным психологическим  законом: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход А если так, то часть созданной продукции не сможет быть реализована, предприниматели понесут убытки и будут сворачивать объем производства. Недостаточность склонности к потреблению может привести к хроническому отставанию совокупного спроса от уровня, обеспечивающего полную занятость. Эмпирические исследования показали, что предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению не изменяются на краткосрочных отрезках времени и нередко остаются одной и той же величиной даже на протяжении длительного периода. Кейнс вводит в оборот понятие автономного потребления, которое не зависит от уровня дохода. Важнейший компонент планируемых совокупных расходов составляют инвестиции. Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объем национального дохода общества; от его динамики будет зависеть множество макропропорций в национальной экономике. Кеинсианская теория особо подчеркивает тот факт, что уровень инвестиций и уровень сбережений (т. е. источник, или резервуар инвестиций) определяется во многом разными процессами и обстоятельствами. Инвестиции (капиталовложения) в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, возведение жилых домов, прокладка дорог, а следователь но, и создание новых рабочих мест зависят от процесса инвестирования, или реального капиталообразования.

Информация о работе Спрос, предложение и эластичность