Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:39, курсовая работа
С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.
Введение……………………………………………………………3
1. Спрос, эластичность спроса……………………………………5
1.1. Понятие спроса. Закон спроса.…….………………………...9
1.2. Эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса……………………………………………………………….……11
1.3. Факторы ценовой эластичности спроса…………………...14
1.4. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность…………………………………………………………….16
2. Предложение товаров на рынке………………………………21
2.1. Цена и объем предложения на рынке. Особенности рыночного предложения……………………………………………..…21
2.2. Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения…………………………………………………………….26
2.3. Влияние фактора времени на эластичность предложения...26
3. Равновесие. Равновесная цена…………………………………29
3.1. Рыночный механизм спроса и предложения……………….29
3.2. Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»…………...29
Заключение……………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………36
Рис.
3. Эластичность спроса по доходу.
Исследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей.5
Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом Еd таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель — безусловно, блага низшего порядка.
Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния. В настоящее время не менее 70% населения страны не могут полноценно удовлетворить даже физиологические нужды в продовольственных товарах. Большая часть населения страны живет ниже черты нищеты, в чем оно, естественно, не виновато.
Понятие
перекрестной эластичности спроса используется
для определения степени влияния на
величину спроса на данный товар изменения
цены другого товара. Коэффициент перекрестной
эластичности — это отношение процентного
изменения спроса на товар А к процентному
изменению цены товара Б:
где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).
Значение коэффициента
Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.
Измерив
перекрестную эластичность, можно определить,
являются ли выбранные товары взаимодополняемыми
или взаимозаменяемыми и
2. Предложение товаров на рынке.
2.1.
Цена и объем
предложения на
рынке. Особенности
рыночного предложения.
Предложение — это те из произведенных благ, которые поступают на рынок с целью их продажи по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителей. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы.
Прямая
связь между ценой и
Рис.
2.1. Кривая предложения.
Изображенная кривая характеризует уровень цен и объем блага в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, ни предложение влияют и другие факторы.
Объем предложения определяется общей суммой предложений товаров, продаваемых на рынке При более высоких ценах возрастает доходность продаж, что заставляет продавцов увеличивать объем предложения. На свободном рынке повышение или понижение цены отдельным продавцом не влияет на уровень установившейся рыночной цены, хотя на смешанном рынке, где участвуют продавцы-монополисты, равновесие может быть нарушено сначала в сторону понижении цены для завоевания рынка, а затем в сторону повышения - для разорения конкурентов.
Роль предложения заключается, в общем, виде в том, чтобы связать производство с потреблением, продажу товаров с покупкой. Реагируя на
возникающий спрос, производство начинает увеличивать выпуск товаров, улучшать их качество, уменьшать издержки на их изготовление, тем самым увеличивая общий объем предложения на рынке.
Ценой предложения называют минимальную цену, по которой продавец все еще согласен продать свой товар. Ниже этой цены он не может его уступить, так как тогда потерпит убыток, и производство окажется нерентабельным.
Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Как уже отмечено выше, важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения (рис. 2.2.).
Восходящее направление кривой S, ее вогнутость, можно объяснить так: когда цена товара повышается, в его производство вовлекается все большее количество фирм, что обусловливает сначала сильный прирост количества предложенного товара. Если цена будет повышаться и дальше, то в какой-то момент наступит насыщение этим товаром, производственные мощности достигнут своего максимального развития, резервы расширения производства иссякнут. В такой ситуации произойдет стабилизация производства на определенном уровне и не будут учитываться изменения цены. Предполагается, что если цена будет продолжать увеличиваться, кривая S станет вертикальной.
Рис.
2.2. Движение по кривой предложения в
случае изменения цен
Мы рассмотрели кривую предложения исходя из допущения, что «прочие факторы остаются неизменными». Если же один из этих «прочих факторов» претерпит изменения, то положение кривой предложения тоже изменится.
В действительности на предложение влияют не только цены, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов); 2) технология; 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики; 4) размер налогов и субсидий; 4) количество продавцов, и другие. Предложение является функцией всех этих факторов:
Qs= f (P, Рr, К, Т, N, В),
где:
Qs - предложение;
Р – цена;
Рг- ресурсы;
К - характер применяемой технологии;
Т- налоги и субсидии;
N - количество продавцов;
В - прочие факторы.
Например,
повышение цен на факторы производства
означает сокращение предложения, то есть
сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот,
в случае понижения цен на факторы производства
произойдет увеличение предложения, что
приведет к сдвигу кривой S в положение
S2 (рис.2.3.).
Рис. 2.3. Функция предложения (сдвиг кривых предложений).
2.2 Эластичность предложения. Коэффициент эластичности предложения.
2.3.
Влияние фактора
времени на эластичность
предложения.
Измерив
эластичность предложения по цене,
можем получить ответ на вопрос,
насколько производство той или
иной продукции реагирует на изменение
цены. Коэффициент ценовой
где Q0 и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; «s» в индексе означает эластичность предложения.
Предложение,
поскольку оно связано с
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис. 4).
При единичной
эластичности предложения 1% увеличения
цены товаров вызывает 1% увеличения
их предложения. В этом случае имеет
место равновеликое изменение цен
и количества предлагаемых товаров,
коэффициент которого равен единице.
Рис. 4. Варианты эластичности предложения:
кривая А — единичная эластичность;
кривая В — эластичное предложение;
кривая
С — неэластичное предложение;
В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии. Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.
3. Равновесие. Равновесная цена.
3.1. Рыночный механизм спроса и предложения.
3.2.
Регулирование цены.
Цены «пола» и
«потолка».
Равновесие
между спросом и предложением
лучше всего можно понять, рассматривая
совместно кривые спроса и предложения.
Как уже было сказано выше, спрос
растет, когда цена товара понижается,
а предложение увеличивается с ростом
цены. Путем совмещения кривых спроса
и предложения можно понять их взаимодействие
(рис.3.1.).