Спрос, предложение, эластичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Содержание

Введение
1. Спрос, предложение, эластичность и рыночное
равновесие
2. Ценовая эластичность спроса
2.1. Формула ценовой эластичности
2.2.1. Использование показателей процентных изменений
2.3. Формула центральной точки
2.4. Оценка по показателю общей выручки
2.4.1. Эластичный спрос
2.4.2. Неэластичный спрос
2.4.3. Единичная эластичность
3. Свойства эластичности
3.1. Эластичность и ценовые интервалы
3.2. Эластичность и наклон кривой спроса
3.3. Факторы ценовой эластичности спроса
3.3.1. Заменяемость
3.3.2. Удельный вес в доходе потребителя
3.3.3. Предметы роскоши и предметы необходимости
3.3.4. Фактор времени
4. Практическое применение законов спроса и
предложения
4.1. Переговоры об уровне заработной платы
4.2. Небывалый урожай
4.3. Автоматизация
4.4. Дерегулирование воздушного транспорта
4.5. Акцизный налог
4.6. Наркотики и уличная преступность
4.7. Минимум заработной платы
Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

SPROS.DOC

— 138.50 Кб (Скачать)

 

                               МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                   ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на  тему:

«Спрос, предложение, эластичность»

 

 

 

 

                                                                       Выполнил студент

                                                                         группы ДЭ-103

                                                                         Швачкин М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 1997

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                       

1. Спрос, предложение,  эластичность  и рыночное 

равновесие                                                                     

2. Ценовая эластичность  спроса                                        

2.1. Формула ценовой  эластичности                                              

2.2.1. Использование показателей  процентных изменений               

2.3. Формула  центральной точки                                                 

2.4. Оценка  по показателю общей выручки                                   

2.4.1. Эластичный  спрос                                                          

2.4.2. Неэластичный спрос                                                       

2.4.3. Единичная эластичность                                                  

3. Свойства эластичности                                               

3.1. Эластичность  и ценовые интервалы                                       

3.2. Эластичность  и наклон кривой спроса                                    

3.3. Факторы ценовой  эластичности спроса                                   

3.3.1. Заменяемость                                                                 

3.3.2. Удельный вес в  доходе потребителя                                    

3.3.3. Предметы роскоши  и предметы необходимости                    

3.3.4. Фактор времени                                                             

4. Практическое  применение законов спроса и  

предложения                                                                 

4.1. Переговоры  об уровне заработной платы                                

4.2. Небывалый урожай                                                           

4.3. Автоматизация                                                                  

4.4. Дерегулирование  воздушного транспорта                                

4.5. Акцизный налог                                                                 

4.6. Наркотики и  уличная преступность                                       

4.7. Минимум заработной  платы                                                 

Заключение                                                                  

 

Список  использованной литературы                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Основные  элементы рыночного механизма. Понятие  рынка совершенной конкуренции

 

       Любой рынок, независимо от  его конкретного вида, базируется  на трех основных элементах:  цене, спросе и предложении, конкуренции.

 

       Инструменты  способствовали установлению равновесия  на рынке. 

       Во-первых, это цены. Изменение относительных  цен послужило ориентиром для  производителя при определении  необходимости изменения объемов  производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

        Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос  (платежеспособный) - это представленная  на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

       Наконец,  в третьих, это конкуренция.  Цель каждого предпринимателя  - максимизация прибыли, а следовательно,  и расширение масштабов хозяйственной  деятельности. Это с неизбежностью  приводит к взаимной борьбе  предпринимателей за наиболее  выгодные условия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них  старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложение данного товара.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

       Наиболее эффективно рыночный  механизм действует в условиях  свободной, или совершенной конкуренции,  т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

 

 

1. Спрос,  предложение, эластичность  и  рыночное равновесие

       Как спрос, так и предложение  могут быть представлены в  виде таблиц. Таблица спроса показывает   зависимость между различными  возможными уровнями цен и  количествами продукции, покупаемой потребителями по соответствующим ценам . Изображенная таким образом зависимость между ценами и количествами продукции, на которую предъявляется спрос, является обратной, или отрицательной. Как правило, потребители при высоких ценах покупают меньше, чем при низких. Эта очевидная зависимость называется законом спроса.

 

       Таблица предложения демонстрирует  зависимость между возможными  цепами и количествами продукции,  которую предложат на рынке  производители по каждой из  этих цен . Эта зависимость,  является прямой, или положительной.

       Закон предложения гласит, что  производители сочтут выгодным  направить большее количество  ресурсов на производство данного  товара при относительно более  высоком уровне цены на нее,  чем при более низком.

 

 

       Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции.

       Дефицит,  сопутствующий ценам ниже цены  равновесия, подскажет конкурирующим  друг с другом покупателям,  что им следует предложить  более высокую цену, если они не хотят остаться без продукта. Растущая цена будет:

1) побуждать фирмы к  перераспределению ресурсов в  пользу производства данного  товара и 

2) вытеснять некоторых  потребителей с рынка. 

       Избыточное  предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут:

1) подсказывать фирмам, что  необходимо сокращать ресурсы,  затрачиваемые на производство данной продукции, и

2) привлекут на рынок  дополнительных покупателей.

       Изменения  в потребительских вкусах, доходах,  ценах взаимосвязанных товаров,  ожиданиях потребителей, а также  числе потребителей на рынке  - все это будет вызывать перемещения кривой спроса.

       Изменения  в любом из факторов, влияющих  на издержки производства, например  в технологии производства или  в ценах ресурсов, в величине  налогов или субсидий, приведут  к определенным сдвигам в кривой  предложения.

      Зависимость  между изменениями в спросе и проистекающими отсюда изменениями в цене равновесия и равновесном количестве продукции является прямой. Обратная зависимость существует между изменением предложения и последующим изменением цены. В то же время зависимость между изменением предложения и последующим изменением в количестве продукции является прямой.

 

2. Ценовая эластичность  спроса

       Согласно  закону спроса, потребители при  снижении цены будут приобретать  большее количество продукции.  Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Более того, мы обнаружим, что, как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах. Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен, небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок.

В таких случаях спрос  относительно неэластичный или просто неэластичный.

 

2.1. Формула ценовой  эластичности

       Помимо  ценовой эластичности спроса  большое значение имеют еще две концепции эластичности.

       Мы знаем,  что ценовая эластичность спроса  измеряет влияние изменения цены  продукта на величину спроса, предъявляемого на данный продукт.  Концепция перекрестной эластичности  спроса позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (скажем, Х) к изменению цены какого-то другого продукта (скажем, У). Формула перекрестной эластичности спроса идентична формуле простой ценовой эластичности, с той разницей, что нам придется взять отношение процентного изменения объема потребления продукта Х к процентному изменеию цены продукта У:

 

              процентное изменение количества 

                    спрашиваемого продукта Х          

Еху =


             процентное изменение цены продукта  У

 

       Можно заметить, что эта концепция  эластичности позволяет нам количественно  охарактеризовать и более глубоко  понять смысл явлений взаимозаменяемости  и взаимодополняемости товаров.  Если коэффициент перекрестной  эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта У, то продукты Х и У являются взаимозаменяемыми товарами. Например, рост (падение) цены масла (У) заставляет потребителей покупать больше (меньше) маргарина (Х). Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, мы можем заключить, что продукты  Х и У "идут в комплекте" и являются взаимодополняемыми товарами. Так, рост (падение) цены фотоаппаратов приведет к сокращению (увеличению) количества покупаемой фотопленки. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два продукта не связаны между собой, или являются независимыми товарами.  Например, вряд ли следует ожидать, что изменение цены масла  окажет какое-либо заметное влияние на колическтво покупок фотопленки.

Концепция эластичности спроса по доходу позволяет измерить процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным процентным изменением доходов потребителей:

Информация о работе Спрос, предложение, эластичность