Проблемы рыночного равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы рыночного равновесия.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучение понятия и сущности рыночного равновесия;
- рассмотрение видов рыночного равновесия;
- изучение ценового механизма, влияющего на рыночное равновесие;
- рассмотрение условия стабильности и проблемы рыночного равновесия на примерах различных теоретических моделях;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I Общие положения рыночного равновесия ………..……….……...5
Исторические аспекты рыночного равновесия............................5
Теоретические основы рыночного равновесия: понятие, сущность и виды рыночного равновесия………………….………………...11
Глава II Анализ проблем рыночного равновесия и пути достижения рыночного равновесия на примерах экономических моделей………….19
2.1 Проблемы и пути достижения стабильности рыночного равновесия…………………………………………………………………….19
Глава III Рыночное равновесие в условиях экономического кризиса…...32
3.1 Потребительский рынок в России: современное состояние рыночного равновесия во время кризиса………………………….………32
Заключение………………………………..………………………………....39
Библиографический список…….………………………….…………..…...

Работа содержит 1 файл

Эк. теория Готовая.doc

— 351.00 Кб (Скачать)

     На  теорию общего экономического равновесия опираются изучение динамики экономического роста, разработка концепции общего благосостояния, построение системы межотраслевых связей.

     Следующим последователем Л. Вальраса, стал выдающийся английский экономист Альфред Маршалл внес огромный вклад в изучение проблем рыночного равновесия. В частности, он выдвинул концепции краткосрочного и долгосрочного равновесия. Само понятие «краткосрочный период» Маршалл определял как время, в течение которого производители и покупатели не успевают полностью приспособиться к изменившимся рыночным условиям.

     Маршалл обнаружил, что цены постоянно меняются потому, что постоянно меняются различные  факторы, воздействующие на спрос и  предложение. Помимо цены, спрос на данный товар находится под значительным влиянием многих факторов, особенно цен на другие товары, общей численности населения, дохода на душу населения. 
В свою очередь, на предложение воздействуют: цены факторов производства, которые производители используют для выпуска товаров, уровень технического развития, а также ожидания производителей в отношении будущих цен на их товары.

     Изменения всех этих факторов постоянно разрушают  баланс спроса и предложения. Но рыночные цены с тем же постоянством стремятся  к равновесному уровню, обеспечивая  участников рынка информацией о том, при какой цене уравновешиваются спрос и предложение, и действуя как главный уравновешивающий инструмент.

     Маршалл отмечал, что, если отбросить региональные или национальные различия в налогах  и стоимости транспортировки  товаров, то на свободных рынках эти товары везде будут продаваться по одной и той же цене. Ведь любые различия в цене на одни и те же товары создают для кого-то возможность извлечения дополнительной прибыли.

     Наша  “уличная торговля” вся построена  на том, чтобы купить на оптовой базе дешево, а продать дороже. Но в нормальной рыночной экономике, когда где-то появляется более дешевый рынок и туда устремляется перекупщик, почти сразу возникают две ситуации.

     Во-первых, дополнительный спекулятивный спрос  ведет к тому, что низкие цены на дешевом рынке быстро поднимаются и становятся нормальными, и, во-вторых, появление этого дополнительного товара на более дорогом рынке снижает высокие цены до нормальных. В итоге и здесь возникает краткосрочное равновесие на основе одних и тех же цен, действующих повсеместно.

     Маршалл ввел также в концепцию рыночного  равновесия понятие долгосрочного  периода — времени, достаточно длительного, чтобы производители и потребители (продавцы и покупатели) успели полностью  приспособиться к новым рыночным условиям, в том, числе изменить комбинацию факторов производства, установить новое оборудование, построить новые здания и сооружения. Выявив, что баланс спроса и предложения является причиной краткосрочного равновесия, Маршалл заинтересовался тем, какие условия могут определять устойчивость рыночных цен, т. е. их долгосрочный характер. Ответ, найденный им, состоял в том, что устойчивые рыночные цены должны соответствовать альтернативным издержкам (стоимости) производства данного товара. Если цена товара выше альтернативной стоимости, то возникает дополнительная прибыль. Она и привлечет в отрасль новых производителей, которые создадут дополнительную продукцию, что понизит цены и ликвидирует дополнительную прибыль. Если же рыночная цена ниже альтернативных издержек (стоимости), то из этой отрасли уйдет часть производителей, производство сократится, а равновесие рыночной и альтернативной цен восстановится.

     Однако  приход новых и уход традиционных производителей — процесс не краткосрочный. Этот процесс выражает полное приспособление производства к рыночным условиям, что подразумевает создание новых производственных мощностей, либо сокращение действовавших. Но он требует относительно длительного времени.

 
 
 
 
 
 
 
     
    1. Теоретические основы рыночного  равновесия: понятие, сущность и виды рыночного равновесия.
 

     На  рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Взаимодействие между покупателями и продавцами и, соответственно, между производством и потреблением осуществляется через взаимодействие спроса и предложения. И то, и другое представлено определенным количеством товара: спрос определяется количеством товара, которое могут приобрести покупатели, предложение – количеством товара, которое готовы предложить продавцы.

     Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит производитель-продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса.

     Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше этой цены рыночная цена подняться не может — у потребителей больше нет денег на покупку. Чем ниже цена спроса, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег.

     Под рыночной ценой понимается фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.

     У производителей-продавцов другие интересы. Они заинтересованы в продаже  товара подороже и поэтому предлагают цены предложения — такие предельные минимальные цены, по которым производители-продавцы еще готовы продавать свои товары. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда производство и сбыт становятся нерентабельными. Это несовместимо с экономическим интересом производителя-продавца. Чем ниже цена предложения, тем меньшее количество товаров поступит в продажу. У многих производителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой цены, а поэтому они понесут убытки.

     На  рынке происходит конкурентная борьба между продавцами и покупателями за более выгодную для них цену и удовлетворение своих интересов. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний.

     Следовательно, рыночное равновесие – это ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению. Это означает, что объем предлагаемых и объем покупаемых товаров совпадают, достигается наибольший объем оборота, и ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена.

     Цена, при которой спрос равен предложению  и которая не обнаруживает тенденции к росту или снижению, называется ценой рыночного равновесия (Pe), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров – равновесным объемом (Qre).

 
 
 

     «Рыночная цена каждого отдельного товара определяется отношением между количеством его, фактически доставленным на рынок, и спросом на него со стороны тех, кто готов уплатить его естественную цену…Эти лица могут быть названы действительными покупателями, а их спрос – действительным спросом…»                                                  А.Смит

     Для более подробного раскрытия понятий  приведем график (рис.1). Для чего совместим  кривые спроса и предложения одного и того же товара на этом графике. Линия D есть графическое изображение спроса от цены, линия S – графическое изображение функции предложения от цены. Точка их пересечения – это точка равновесия E. В данной ситуации объем спроса равен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd = Ps), то есть рынок сбалансирован.

     Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены, называется равновесным. Координатами точки пересечения кривых спроса и предложения E является равновесная цена Pe и равновесный объем производства Qre. В таких условиях производителям данного товара невыгодно дальнейшее расширение производства, а значит, и предложения, так как товар не найдет спроса. В свою очередь покупатели этого товара именно на такой объем предложения и рассчитывали, цена предложения их также устраивает.

Рисунок 1. Рыночное равновесие по Вальрасу

 

     Рассмотренная нами модель Вальраса, иллюстрирующая одновременное взаимодействие спроса и предложения определенного товара, получила в экономической теории название модели частичного рыночного равновесия (равновесия на рынке одного товара).

     Приведенная характеристика равновесия в экономической  теории известна как «равновесие по Вальрасу» (швейцарский экономист). Существует и другой подход к описанию равновесия — «равновесие по Маршаллу». Отличие этих моделей в следующем: если Вальрас делает акцент на соотношении величины спроса и величины предложения в установлении равновесия, то Маршалл — на соотношении цены спроса и цены предложения в данном процессе.

     Равновесие по Маршаллу можно проиллюстрировать на следующем графике (рисунок 2). Допустим, что объем предложения ниже равновесного (Q1 < Qe), тогда цена спроса будет выше цены предложения (Р1 > P4). Это будет побуждать продавцов наращивать объем предложения. Если же объем предложения превышает равновесный уровень(Q2 > Qe) , то цена предложения превысит цену спроса, то есть P2 > P3, и продавцы станут снижать объем предложения. При равновесном объеме производства цена спроса совпадает с ценой предложения. 
 
Рисунок 2. Рыночное равновесие по Маршаллу

 

     Модель  Маршалла больше применима к анализу установления равновесия в длительном периоде, когда объем предложения в состоянии адекватно отреагировать на изменение рыночной цены спроса. Вместе с тем обе модели показывают естественную способность рынка «самонастраиваться» путем непрерывного «поиска» соответствий между спросом и предложением.

     Рисунок 1 и 2 иллюстрируют единственность рыночного  равновесия, когда линии рыночного спроса и рыночного предложения пересекаются в единственной точке Е. Точка пересечения кривых спроса(D) и предложения(S) есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена.

     Теория  спроса и предложения, базирующаяся на концепции предельной полезности, не смогла раскрыть экономическую природу  равновесной цены. Маршалл ограничился  описанием воздействия на цену рыночных сил. Между тем несомненно, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.

     1. Товаров представлено на рынке  не больше и не меньше, чем  нужно для потребления людей.  Все затраты на производство  благ окупаются их продажей  по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.

     2. В точке равновесия выражен  и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель  приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей.

     3. На рынке не обнаруживается  ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи  при данном объеме доходов  населения), ни дефицита (нехватки) благ. Напротив, за пределами равновесной цены и равновесного количества на рынке обнаруживаются две зоны, которые свидетельствуют об определенном неблагополучии в отношении экономического положения либо продавцов, либо покупателей. Равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток у покупателей.

      Равновесие — закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается стабильность экономической системы в целом.

     Словарь определяет слово " равновесие" как  ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы. Данное определение описывает и рыночное равновесие.

     На  рисунке (рис. 3) можно увидеть, каких видов бывает равновесие.

 

  Рисунок 3. Виды равновесия

 

     Если  после нарушения равновесия рынок  приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым.

Информация о работе Проблемы рыночного равновесия