Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:23, контрольная работа
Понятие рыночного равновесия. График.
Равновесная цена и равновесный объем.
Равновесная цена и фактор времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие.
Понятие рыночного равновесия.
Равновесная цена и равновесный объем
Кривые спроса и предложения, отражающие планы покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия. На рис. 1 представлены кривые спроса и предложения, которые обе изображены в одной системе координат.
Рыночный спрос и рыночное предложение взаимосвязаны. Хотя интересы продавцов и покупателей на рынке прямо противоположны, тем не менее устанавливается некая равновесная цена, удовлетворяющая обе стороны. Каким образом устанавливается такая цена? Рассмотрим его на графическом примере (рис. 1).
Точка Ео — точка пересечения кривых спроса и предложения. Она показывает, что только при таком соотношении пены и объема реализуемой продукции продавцы и покупатели хотят продавать и покупать одинаковое количество данного товара и по одинаковой цене. Спрос и предложение в такой ситуации находятся в состоянии равновесия, поэтому цену Ро называют ценой равновесия, а объем производства Qro - равновесным объемом производства.
В точке Ео рыночный спрос равен рыночному предложению. Производителям невыгодно дальнейшее расширение производства, а значит, и предложения, ибо товар не найдет спроса; покупатели не станут рассчитывать на снижение цены единицы товара, ибо такое снижение противоречит интересам продавцов (производителей).
Предположим теперь, что в силу каких-то причин цена на данный товар увеличилась с Р0 до Р1. Из рисунка видно, что в этом случае величина предложения 0Qr2 превысит величину спроса 0Qr1. Возникнет товарный избыток, равный Qr1Qr2. Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. Снижение цены сократит предложение товара и будет побуждать потребителей покупать его в большем количестве. Установление цены на уровне Ро уравновесит спрос и предложение.
Если цена P2 окажется ниже равновесной Ро, то величина спроса превысит величину предложения и возникнет товарный дефицит, равный Qr1Qr2- В этом случае конкуренция покупателей будет способствовать повышению цены, что, в свою очередь, побуждает производителей расширять производство данного товара, в результате чего дефицит станет постепенно исчезать. В точке Е0 опять произойдет уравновешивание интересов покупателей и продавцов, и цена установится на уровне Р0.
Сказанное о равенстве спроса и предложения, т.е. покупок и продаж, предполагает определенные абстракции. Так, мы предполагаем, что на рынке реализуется какой-то конкретный товар; что цены на другие товары, и прежде веет на товары-субституты, остаются на прежнем, постоянном уровне; что доходы потребителей также неизменны. Поэтому равновесное состояние рынка некоего данного товара является неполным, частичным, а равенство Qd = Qs при цене, равной Р0, выражает условие частичного равновесия рынка. [5; с.159]
Рис.1
Рыночное равновесие
Равновесная
цена и фактор времени.
Мгновенное, краткосрочное
и долгосрочное равновесие
Концепция цены А. Маршалла.
На рынке особое значение имеет равновесная цена (результат взаимодействия цены спроса и цены предложения). Цена спроса – цена, по которой определенное количество товара способно привлечь покупателей в течение определенного периода времени (она уменьшается по мере увеличения предложения). Цена предложения – цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок (по мере изменения ежегодного количества товара она может и возрастать , и снижаться; она зависит от цен факторов производства данного товара).
Исходная позиция Маршалла такова: на рынке представлены нормальный спрос и нормальное предложение. Силы спроса и предложения действуют свободно, не существует прочного объединения торговцев, широко развертывается свободная конкуренция. На рынке в одно и то же время есть лишь одна нормальная цена (нормальная цена определяется состоянием устойчивого равновесия нормального спроса и нормального предложения). Общая конъюнктура рынка остается неизменной на протяжении всего принятого периода. Нормальная цена определяется делением совокупных затрат производства на количество товара, это средние затраты.
Формирование рыночной цены Маршалл рассматривал в трех периодах, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никаких мер, либо приспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспособить к изменившейся цене все факторы производства.
Мгновенное | Кратковременное | Длительное | |
Предложение | Фиксировано. Цена полностью зависит от спроса. | Растет без увеличения оборудования. | Различия межу предложением в долго- и краткосрочном периодах состоят в том, что в долгосрочном периоде фирма может расширить производство, новые фирмы могут войти в отрасль. Такие процессы происходят в условиях роста цен, если цены обеспечивают сверхнормальную прибыль. Сверхнормальная прибыль несовместима с равновесием в открытой индустрии. Как только общее предложение возрастет, цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состояние и фирма не будет иметь нормальную прибыль |
Спрос | Увеличение спроса приводит к увеличению цены, его снижение – к падению. | Увеличение спроса ведет к увеличению объема выпуска товаров и предложения, а снижение – к сокращению. | |
Цена | Колеблется (полностью зависит от спроса) | Колеблется | Постоянна |
Условия равновесия |
Существенное воздействие на предложение товаров оказывает изменяющийся во времени уровень цены и прибыли.
Отсюда вытекают три возможных варианта изменения рыночной цены:
1. Рыночная цена отклоняется все дальше от цены равновесия.
2.
Рыночная цена постепенно
3.
Рыночная цена неопределенно
варьируется вокруг цены