Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 21:32, контрольная работа
Государство из-за неисполнения доходной части бюджета не может провести финансирование в необходимом объеме запланированных целевых программ, инвестиционных проектов.
Острый дефицит денежных средств является необходимым следствием неплатежей. Это вынуждает предприятия, различные энергетические компании и железные дороги искать альтернативу деньгам, использовать в расчетах другие финансовые инструменты.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в
экономике нашей страны сложилась
двойственная ситуация. С одной стороны,
наблюдается некоторая
Кризис неплатежей, в первую очередь в промышленном секторе принял угрожающие масштабы: на 1 января 1998 г. общая кредиторская задолженность промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строительных и транспортных организаций составляла 499,0 трлн.руб. или 54% от общей суммы кредиторской задолженности. Общая дебиторская задолженность на начало января 1998 г. составляла 664,8 трлн.руб., из нее просроченная 334,0 трлн.руб. или 50%. Суммарная задолженность по заработной плате возросла за 1997 г. в 2,2 раза, достигнув в январе 1998 г. 47 151 млрд. руб. (только в Иркутской области она составила 88 трлн.руб.). При этом в производственных отраслях она увеличилась в 2,1 раза, в отраслях социальной сферы - в 3,2 раза.
Государство из-за неисполнения доходной части бюджета не может провести финансирование в необходимом объеме запланированных целевых программ, инвестиционных проектов.
Острый дефицит денежных средств является необходимым следствием неплатежей. Это вынуждает предприятия, различные энергетические компании и железные дороги искать альтернативу деньгам, использовать в расчетах другие финансовые инструменты.
Предприятия по-разному стараются
выйти из кризиса, и одним из вариантов
решения проблемы неплатежей стал вексель.
Вексель - одно из основных орудий, используя
которое можно реально
Стремительное внедрение векселей в финансовую сферу российской экономики было вызвано, главным образом, двумя причинами. С одной стороны, жесткая кредитно-денежная политика государства (направленная на обуздание инфляции) вызвала физическую нехватку денежной массы для обслуживания хозяйственного оборота. Это способствовало бурному росту объемов денежных суррогатов, роль которых, в частности, играли векселя. Причем правительство же первым и подало пример, когда вместо реального финансирования бюджетных предприятий выпустило сначала казначейские обязательства (1994-1995 гг.), а затем гарантировало вексельные кредиты банков (1995-1997 гг.). С другой стороны, росту вексельной массы способствовала налоговая политика государства, обремененного чрезвычайно большими бюджетными и социальными проблемами. Неподъемный налоговый пресс, составляющий более 30% ВВП, породил весьма настоятельную потребность хозяйствующих субъектов в “оптимизации” объемов налоговых платежей (или в перемещении в “тень” части хозяйственного оборота). Проблема, в частности, решалась с помощью применения в финансовых схемах векселей.
В последнее время выпуск вексельной массы достиг таких огромных размеров, что вексель стал играть роль “квази” денег в экономике страны. Благодаря своей самостоятельной расчетной функции, векселя привлекают к себе внимание со стороны различных субъектов рыночной экономики и прежде всего инвестиционных институтов. Интерес, проявляемый инвестиционными институтами (в частности – инвестиционными компаниями) и банками к такому финансовому инструменту, как вексель, вполне закономерен. Во-первых, периодическое снижение доходности на рынке государственных долговых обязательств, которые являются традиционно банковскими, заставляет банки и инвестиционные компании пересматривать свою инвестиционную политику в пользу более доходных ценных бумаг, во-вторых, они не могут учитывать и запросы клиентов, которые в последнее время, все чаще применяют вексель в качестве средства расчетов. Кроме того, занимаясь операциями с векселями, инвесткомпании и банки не только получают дополнительный доход, но и расширяют спектр услуг, предоставляемых клиентам, и тем самым повышают свою конкурентоспособность. При расширении инфраструктуры вексельного рынка и обострения конкуренции между его участниками владение навыками работать с векселями и грамотное использование законодательства может стать фактором выживания и показателем профессионализма компании.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, российские финансовые институты накопили достаточно обширный опыт и знания, касающиеся методик вексельного обращения, начиная с учета векселей различных эмитентов до реализации собственных вексельных программ.
1. ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК В РОССИИ.
Родиной
векселя следует считать
Как
уже указывалось, вексельные операции
первоначально были связаны с
переводом денег из одних городов
и стран в другие. Но уже вскоре
векселя стали орудием
Вообще, векселя появились в России еще в XVII веке, а документы, регулировавшие вексельный оборот, дважды уточнялись (последняя редакция вексельного устава была принята в 1902 г.). В течение первых послереволюционных лет векселя не использовались, но с переходом к НЭПу система коммерческого кредита была восстановлена, однако затем окончательно упразднена кредитной реформой 1930 г., ликвидировавшей хозяйственную самостоятельность предприятий. Кстати, в этом же году с целью унификации порядка выпуска и обращения векселей в разных странах в Женеве была подписана Международная конвенция № 358 о векселях, к которой Советский Союз присоединился через несколько лет, одновременно утвердив постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341 “Положение о простом и переводном векселе”, которое является приложением № 1 к вышеуказанной конвенции.
Новейшая история векселей в России, как известно, началась в 1990 г. с Положения о ценных бумагах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590, в котором подтверждался порядок выпуска и обращения векселей в России. Векселю там посвящались пункты 40-43 и 48. В пункте 40 давалось определение векселя, причем, весьма неудачное, пункты 41-43 воспроизводили нормы статей 1, 75, 2 и 6 “Положения о векселях”, а пункт 44 отсылал к этому Положению всех желающих получить более подробные разъяснения. Пункт 48 декларировал, что “обращение векселей осуществляется под общим контролем Госбанка СССР”, который за последующие полтора года так и не нашел времени этим заняться. Однако недостаток нормативной базы в те годы по данному фондовому инструменту можно объяснить тем, что тогда бюджет нашей страны был не столь дефицитным, глобальных неплатежей в народном хозяйстве не существовало, и весь народнохозяйственный механизм функционировал более или менее нормально. Текст “Положения о переводном и простом векселе” был повторно утвержден постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. (которое в дальнейшем было отменено со дня вступления в силу Федерального закона “О простом и переводном векселе”). При этом не было отменено действие положения 1937 г. Таким образом, до недавнего времени в России действовали два практически идентичных “Положения” о векселях. Разница между ними была только лишь в двух моментах:
1) Положение 1937 г. разбито на статьи, а положение 1991 г. - на пункты.
2) В Положении 1937 г. употребляется термин “переводной”, в то время как Положение 1991 г. настаивает на транскрипции “переводный”.
31
мая 1991 г. были приняты Основы
гражданского законодательства
СССР, где статья 31 “Основ” еще
раз отнесла векселя к ценным
бумагам, а статья 35 сформулировала
определение векселя,
24
июня 1991 г. Президиум Верховного
Совета РСФСР принял
Кроме того, как отмечают юристы, “само выделение вексельного права и его обособленное развитие как от торгового, так и от гражданского права было обусловлено его подчинением в свое время нормам особых европейских купеческих обычаев, сведенных к законодательным нормам уже во времена позднего средневековья”. Эти обычаи до сих пор регулируют ряд вопросов, не отраженных в конвенционном законодательстве. Таких обычаев было чрезвычайно мало и в дореволюционной, и в нэповской России, да и те, что были, скорее заимствованы из европейской практики. Их отсутствие крайне отрицательно сказывается на развитии вексельного обращения в нынешней России.
Многие специалисты отмечают, что в нашей стране фактически нет федерального вексельного закона, так как в соответствии с Конституцией РСФСР в компетенцию Президиума Верховного Совета не входило принятие нормативных актов в этой области (имеется в виду постановление Президиума Верховного Совета РСФСР №1451-1 от 24.06.91 г., регламентирующее обращение векселей). Кроме того, данное постановление не содержит ссылки на постановление ЦИК и СНК СССР №104/1341 от 07.08.37 г., утвердившее “Положение о простом и переводном векселе”.
Современное состояние вексельного рынка России
В начале 90-х годов предполагалось, что вексель в нашей стране быстро станет популярным инструментом привлечения инвестиций для отечественных предприятий. Однако этого не получилось. В 1992 г. после либерализации цен возник дефицит денежной массы, резко подскочила инфляция, произошел спад в экономике. В таких условиях долгосрочные капиталовложения не могли быть эффективными. Гораздо более интересными с точки зрения доходности в 1992-1993 гг. стали ваучеры, МБК, акции коммерческих банков и суррогатные ценные бумаги. В векселя же инвесторы не спешили вкладывать средства.
Сейчас многие участники фондового рынка, разворачивающие операции на периферии, считают, что вексель - это путь решения проблемы неплатежей и даже последнее средство спасения для регионов.
Вексельный рынок 1997 г. стремительно
расширялся как по количеству обращающихся
на рынке векселей, так и по числу
операторов, работающих на нем. По оценке,
данной первым заместителем Центрального
банка России Козловым А.А. в выступлении
на конференции “Вексельный рынок
и коммерческие бумаги в России”,
объем выпуска собственных
Выросла активность банков по операциям с векселями: рост объема учтенных банками векселей за этот же период составил 170%.
В течение 1997 г. на вексельном рынке произошли события, которые позволяют назвать его годом “великого перелома” в сфере вексельного обращения. Отметим два из них, определяющих состояние вексельного рынка страны. Прежде всего, это вступление в силу Закона “О простом и переводном векселе”, одно из положений которого запрещает административным органам управления на местах обязываться по векселям. Выпуск таких векселей не значителен по объему: по экспертным оценкам, объем выпуска муниципальных векселей составлял в целом по стране менее 10%. Векселя областных и городских администраций сыграли особую роль в обучении широкого круга операторов, в том числе специалистов инвестиционных компаний, работе с векселями.
Второй фактор, определивший состояние вексельного рынка, это динамика доходности. В качестве примера приведем данные по рынку ГКО и ставке рефинансирования Центрального банка России. Ставка рефинансирования снизилась с 48% (на 1 января 1997 г.) до 24% к концу 1997 г. Доходность на рынке ГКО изменилась с 40% в начале 1997 г. до 18% перед ситуацией кризиса на финансовом рынке. Такое снижение доходности на рынке обусловило с начала 1997 г. отток денежных средств с рынка государственных ценных бумаг. Часть из них поступила на вексельный рынок, где доходность по векселям с близким сроком погашения была на 25 - 30 процентных пунктов выше, чем на рынке ГКО. Об этом свидетельствует увеличение количества заказов на покупку векселей, приобретаемых операторами под доходность. Повысился спрос на векселя, гашение которых осуществляется в денежной форме. Значительно выросла конкуренция среди посредников, в том числе физических лиц, работающих на комиссионных началах и приобретающих векселя предприятиям в счет погашения задолженности.
Данные два обстоятельства
сказались в целом на вексельном
рынке. На региональных вексельных рынках,
в частности в “далекой”
Но, несмотря на слабость получаемой
информации, и правовой базы рынок
векселей растет чрезвычайно быстро:
только за один 1997 г. число операторов
вексельного рынка увеличилось
в несколько раз. Прежде всего, это
связано с ростом объема вексельной
эмиссии банками и
Вексельный рынок России
представлен практически