Проблемы рыночного равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы рыночного равновесия.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучение понятия и сущности рыночного равновесия;
- рассмотрение видов рыночного равновесия;
- изучение ценового механизма, влияющего на рыночное равновесие;
- рассмотрение условия стабильности и проблемы рыночного равновесия на примерах различных теоретических моделях;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I Общие положения рыночного равновесия ………..……….……...5
Исторические аспекты рыночного равновесия............................5
Теоретические основы рыночного равновесия: понятие, сущность и виды рыночного равновесия………………….………………...11
Глава II Анализ проблем рыночного равновесия и пути достижения рыночного равновесия на примерах экономических моделей………….19
2.1 Проблемы и пути достижения стабильности рыночного равновесия…………………………………………………………………….19
Глава III Рыночное равновесие в условиях экономического кризиса…...32
3.1 Потребительский рынок в России: современное состояние рыночного равновесия во время кризиса………………………….………32
Заключение………………………………..………………………………....39
Библиографический список…….………………………….…………..…...

Работа содержит 1 файл

Эк. теория Готовая.doc

— 351.00 Кб (Скачать)

     Если  после нарушения равновесия устанавливается  новое равновесие и изменяется уровень  цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

     Частичное рыночное равновесие – это количественное соответствие (равенство) двух взаимосвязанных параметров или сторон экономики. Например, равновесие производства и потребления, спроса и предложения, покупной способности и товарной массы и т.д. Наряду с последним существует понятие общего рыночного равновесия – одновременное движение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынках ресурсов). В основе общего рыночного равновесия лежит, прежде всего, соответствие между спросом и предложением товаров и услуг, причем не только потребительских благ, но и средств производства, рабочей силы и т.д. Для того что бы достичь общего равновесия, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Соответствие общественных целей экономическим возможностям;
  2. Наиболее полное использование ресурсов (рабочей силы, средств производства);
  3. Структура производства приведена в соответствие со структурой потребления;
  4. Равновесие спроса и предложения во всех основных рынках.
  

     В зависимости  от временных возможностей производителей и степени эластичности предложения в экономике различают три типа равновесия. 

     Мгновенное равновесие - возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.

 

     Краткосрочное равновесие - при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены. 

     Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.

 

     Иначе говоря, условием устойчивого и стабильного  развития экономической системы  способствует ценовой механизм. Так как всякое несоответствие, возникающее между спросом и предложение, в условиях свободного рынка ликвидируется автоматически через изменение уровня цен. В рыночной экономике цены выполняют уравновешивающую, информационную, регулирующую и стимулирующую функции.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Глава II Анализ проблем рыночного равновесия и пути достижения рыночного равновесия на примерах экономических моделей

            2.1   Проблема рыночного равновесия и пути достижения стабильности рыночного равновесия

 

       Проблема рыночного равновесия всегда волновала экономистов-теоретиков, так как выводы о стабильности системы имеют далеко идущие последствия о степени государственного вмешательства (или невмешательства) в ход экономического развития.

     Рыночное  равновесие предполагает равенство объемов совокупных спроса и предложения. Однако на практике это достигается редко и возникают различные варианты их изменений. Так, рост совокупного спроса сопровождается увеличением цен, объемов производства и национального дохода и наоборот. Рост совокупного предложения сопровождается ростом объема производства и вызывает падение цен и наоборот. Так как цены и объем производства изменяются в различных направлениях, то изменения национального дохода в этих случаях неопределенны. Следовательно, равновесие на макроуровне достигается очень редко в результате постоянных колебаний совокупных спроса и предложения.

     При анализе проблем и устойчивости рыночного равновесия следует использовать динамические модели, в которых учитывается  фактор времени. Для начала рассмотрим классическую модель рыночного равновесия.

     В этой модели, рассматривается положение о рыночном равновесии и методы его достижения с тем, чтобы найти способы удерживать экономику в каких-то обусловленных рамках, чтобы не допустить провалов рынка, то есть такого состояния, когда могут начаться процессы, расстраивающие социальную систему государства.

     Равновесие  совокупных спроса и предложения  можно отобразить графически   (рис. 4). Соотношения совокупного спроса и совокупного предложения (модель АD–АS) дают характеристику величины национального дохода при данном уровне цен, а в целом – равновесие на уровне общества.

Р

      АD  АS

     

      Е

     Ре                            Q (Национальный доход)

        Qе

Рисунок 4. Макроэкономическое равновесие

 

     Таким образом, представлялась классическая модель экономического равновесия, в основе которой лежал «закон Сэя», согласно которому «предложение товаров создает свой собственный спрос». При этом предполагалось выполнение трех условий:

     1) общество состоит из одних  производителей, являющихся одновременно и потребителями;

     2) все они расходуют только свой  доход; 

     3) доход расходуют полностью.

 

     В действительности экономика оказалась  сложнее:

     1) число потребителей больше производителей  и они на отдельных рынках  не совпадают друг с другом; 

     2) доход не обязательно расходуется  полностью – часть сберегается; 

     3) часть затрат производитель осуществляет за счет займов (кредитов).

 

     Таким образом, действительная ситуация оказалась  несколько иной, чем это изображается в модели «спрос есть предложение»: спрос уменьшается на величину  сбережений, а предложение возрастает на величину кредитов. Отсюда следовал важнейший экономический вывод: равновесие совокупного спроса и совокупного предложения требует равенства инвестируемых сбережений и кредитуемых инвестиций.

     Этот  вывод конкретизировал механизм макроэкономического равновесия, сведя  равенство совокупных спроса и предложения  к равенству между совокупными сбережениями и инвестициями. При этом роль цены в этой модели уже выполняет процент, а модель равновесия переходит из рынка товаров на рынок денежных средств. В равновесии устанавливается «равновесный процент» и равновесный объем денег, который по функции сбережений выступает сбережениями, по функции инвестиций – инвестициями (рис. 5).

     %

      I  S

     

      Е

     iе                            W (объем денег)

                        

                         Wе

Рисунок 5. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке (I – инвестиции; S – сбережения; iе – ссудный процент в точке Е; Wе – объем денег в точке Е)

     Для обеспечения равновесия на этом рынке необходимо:

     1) чтобы смогли сформироваться  сбережения за счет доходов; 

     2) эти сбережения удовлетворяли  потребности в инвестициях.

     Итак, классическая модель усматривала при  свободном  ценообразовании соответствие между совокупными: спросом и предложением, сбережениями и инвестициями. В результате должна была обеспечиваться автоматическая настройка экономики без перепроизводства, дефицитов, инфляции и безработицы, без государственного регулирования.

     Но  Великая депрессия 30-х годов показала нежизненность классической модели, выдав нарушения в указанных  правилах, например, уменьшение зарплаты не вело к уменьшению безработицы, а наоборот – цены не хотели снижаться даже при превышении предложения над спросом.

     Стабильно высокий уровень безработицы  и цен означал, что прежний  ценовой механизм саморегулирования  рыночной экономики перестал быть эффективным. Возникла потребность в новой макроэкономической модели, которая могла бы объяснить рыночные процессы другим неценовым механизмом. Такая модель равновесной динамики была предложена М.Кейнсом (1883–1946).

     Кейнс дал новую интерпретацию классической макроэкономической зависимости: сбережения-инвестиции. В классической модели макроэкономики сбережения целесообразны постольку, поскольку они образуют источник дополнительных инвестиций. Последние означают прирост производства и, следовательно, предложения. Поэтому «классический» тезис о необходимости совпадения величин сбережений и инвестиций означал придание приоритета росту совокупного предложения.

     Кейнсианский  же подход отдавал приоритет совокупному спросу, исходя из следующих рассуждений. Рост занятости ведет к росту национальных доходов (заработная плата, прибыль и т.п.) при этом, казалось бы, должен расти спрос. Однако этого не происходит, поскольку часть национальных доходов уходит в сбережения. Получается, чем больше национальный доход, тем меньше прирост спроса, или тем меньше реальный (эффективный) потребительский спрос. А ведь именно спрос провоцирует производство и, тем самым, увеличение занятости.

     Таким образом, получается как бы «замкнутый круг», в котором рост занятости, увеличивая национальный доход, ведет к росту не спроса, а сбережений. В результате производство лишается дополнительного спроса (сбережений) и сокращается, вызывая рост безработицы. Поэтому, делает свой первый вывод Кейнс, необходима политика, стимулирующая эффективный спрос, приближая его к размеру потенциального.

     Второй  важный вывод Кейнса заключался в опровержении им основного вывода классической модели о свободном ценообразовании как главном инструмента достижения рыночного равновесия. Он обосновал это следующими положениями:

      1) монополистические тенденции не  позволяют ценам быть подлинно  свободными, что нарушает адекватность  соотношения спроса и предложения рыночному равновесию и не позволяет объективно проследить всю динамику рыночной экономики;

     2) долгосрочные контракты между  поставщиками и потребителями препятствуют оперативной реакции цены на изменение рыночной конъюнктуры;

     3) действия профсоюзов мешают зарплате  выполнять функции регулирующей  цены на рынке труда.

     В результате цены становятся малоподвижными (особенно в краткосрочном периоде) и дезориентируют предпринимателей при решении вопроса об изменении объема производства.

     Вместо  цены, как регулятора равновесия между  спросом и предложением, Кейнс предложил показатель объема продаж, который в условиях деформированной рыночной экономики выполнял бы те же функции, что и цена в свободной (классической) рыночной экономике.

     Переход от «цены» к «объему продаж» позволил по-новому представить механизм формирования равновесия объектов совокупного спроса и совокупного предложения. Теперь на графике спроса и предложения не фигурируют непосредственно цены. Место цен занял показатель объема продаж, пустив на свое место показатель  национального дохода, который, по сути, равен, с одной стороны, объему произведенных и реализованных товаров конечного потребителя, с другой – всем доходам государства.

     Тогда график спроса и график предложения строятся как на рис. 6. Указанный наклон кривой спроса к оси абсцисс объясняется тем, что:

  1. вначале спрос удовлетворяется за счет имевшихся запасов населения;
  2. затем часть НД уходит в сбережения, то есть не расходуется полностью как один к одному к имеющемуся предложению.

Информация о работе Проблемы рыночного равновесия