Механизм рыночного равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

Известно, что каждый способ производства, каждая экономическая система представляют собой единство производства, распределения, обмена и потребления. Общественный продукт, созданный в процессе производства,

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 4
2. Спрос и закон падающего спроса 6
2.1. Эластичность спроса по цене 7
3. предложение и закон изменения предложения 9
3.1. Эластичность предложения по цене 10
4. Рыночное равновесие 11
4.1. Равновесная цена и равновесный объем 11
4.2. Существование и единственность равновесия 12
4.3. Устойчивость равновесия 14
5. Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу 15
6. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия 17
6.1. Паутинообразная модель 17
7. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Механизм рыночного равновесия.docx

— 77.56 Кб (Скачать)

Механизм рыночного равновесия

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 4

2. Спрос и закон падающего спроса 6

2.1. Эластичность спроса по цене 7

3. предложение и закон изменения предложения 9

3.1. Эластичность предложения по цене 10

4. Рыночное равновесие 11

4.1. Равновесная цена и равновесный объем 11

4.2. Существование и единственность равновесия 12

4.3. Устойчивость равновесия 14

5. Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу 15

6. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия 17

6.1. Паутинообразная модель 17

7. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном   периодах 19

Заключение 23

Список использованной литературы 24

 

ВВЕДЕНИЕ

      Известно, что каждый способ производства, каждая экономическая система  представляют собой единство  производства, распределения, обмена  и потребления. Общественный  продукт, созданный в процессе  производства,

проходит объективно обусловленные  фазы распределения, обмена и завершает  свой путь в потреблении. Поэтому  все фазы органически соединены, выступают как единство общественного  производства, как части целого. Рынок—это конкретная форма проявления и товарного обмена, и товарного  обращения, совокупность экономических  отношений между продавцами и  покупателями в процессе купли-продажи  товаров и услуг.

Равновесные модели применяются при  изучении взаимоотношений между  экономическими агентами. Эти модели выступают частным случаем более  общего класса моделей взаимодействия экономических агентов. Посредством  равновесных моделей изучаются  и равновесное и неравновесное  положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические  агенты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют  достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку  каждый отдельный экономический  агент не может иметь такую  информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.

Данная тема является актуальной и  в наши дни, так как с проблемами, которые рассматриваются в ней, экономисты сталкиваются довольно часто. Понимание рыночного равновесия и рыночного механизма в целом  дает возможность правильной оценки ситуации на конкурентном рынке.

В последующих двух главах будет  подробно рассмотрено рыночное равновесие и механизм его установления.

 

1. РЫНОЧНЫЙ  МЕХАНИЗМ

Известно, что любой хозяйственный  механизм представляет собой совокупность элементов в их взаимодействии, совокупность экономических законов, определяющих динамику движения элементов хозяйственных  механизмов, а также организационную  структуру экономической системы.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических  законов. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются  производители и потребители  в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка. Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д. На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления – спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства. Важно отметить, что рыночный механизм действует как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), действовать в конечном счете на пользу потребителей. У товаропроизводителей есть альтернатива: либо расширять производство и снижать цену и таким образом удовлетворять потребность большего числа покупателей, либо держать высокую цену до тех пор, пока конкуренты не заполнят эту нишу на рынке и отнимут клиентуру, а с ней не только сверхприбыль (от высоких цен), но и прибыль. Эта опасность побуждает производителя своевременно расширять производство, снижать цену своего товара до полного насыщения рынка. Такой механизм действует при условии наличия конкурентов.

Действие этого механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому  для привидения в действие рыночного  механизма не нужно ничего, кроме  свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее  действует механизм саморегулянта рыночной экономики. Рынок продолжает встречу продавца и покупателя, которые на свой страх и риск совершают обменные сделки. В чем же заключается риск при обмене и отчего возникает страх.

На рынке все боятся прогадать, быть обманутыми, понести убытки. Риск выражается в том, что товаропроизводитель  стремиться предугадать спрос, сформировать его и выпустить продукцию  по высоким ценам, когда рынок  еще не насыщен. В это время  он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство неперспективных  товаров, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать  товар за бесценок. Таким образом, на рынке стихийно возникают различного рода конфликты, которые решаются с  помощью рыночного механизма. Экономическое  положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит  от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических  условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и  услуг. Она определяется экономическими показателями, характеризующими состояние  рынка: соотношение спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными  возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т.д. Колебания  прибыли – барометр рынка, подающий сигнал производству. Товаропроизводитель  в своей хозяйственной деятельности неизбежно руководствуется интересами прибыли. Прибыль зависит от цен, роста объема производства и скорости оборота капиталов. Сам рыночный механизм содержит элементы: 1) саморазвития и 2) государственного регулирования путем воздействия государства на спрос, предложение, цены и конкуренцию. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, бездействующим на спрос, предложение. Рассмотрим подробнее эту зависимость.  

 

2. Спрос  и закон падающего спроса

Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Спрос на рынке выступает со стороны потребителя и отражает потребности людей. Поэтому под спросом следует понимать представленную на рынке потребность в товарах, но не всякую потребность, а лишь подлежащую удовлетворению и обеспечению денежным эквивалентом, т.е. платежеспособную потребность. В современных условиях таким эквивалентом выступают деньги. Механизм рынка позволяет удовлетворить только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего, относят блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

Количество  товаров, которые покупаются людьми, всегда зависит от цен на них. Между  рыночной ценой товара и тем его  количеством, на которое предъявляется  спрос, всегда существует определенное соотношение.  Эта взаимосвязь называется кривой спроса. Она отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. На рис. 1.1 показана кривая спроса (D), на которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной – цена на него (P). Из рис.1.1 видно, чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны.  На графике кривая опускается сверху вниз. Это обусловлено законом падающего спроса. Суть данного закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большое количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.


 

 

 

Рис.1.1. Кривая спроса       

Рис. 1.2. Кривая изменения спроса


Функция спроса –  функция, определяющая величину товара в зависимости от влияющих на него различных факторов. Итак, спрос  – величина переменная. При этом следует различать изменение  величины спроса, или объема спроса, и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда  переменная только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда  изменяются факторы, имевшие ранее  постоянные величины. Графически изменение  объема спроса выражаются в «движении» по кривой спроса вниз или вверх (рис. 1.2.).

2.1. Эластичность спроса  по цене

Эластичность показывает, на сколько процентов изменится  одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

Эластичность  спроса по цене – это степень  изменения величины спроса (∆QD) в ответ на изменение рыночной цены (∆p). Рассчитывается она по формуле:

ED = ∆QD%/∆p%

Эластичность  спроса по цене выступает в следующих  основных формах:

- эластичный  спрос (ED>1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цена (рис.1.3 а);

- неэластичный  спрос (ED<1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена (рис. 1.3 б);

- единичная  эластичность спроса (ED=1). Она возникает в том случае, когда величина спроса и цена изменяются на одну и ту же величину (рис.1.3 в);

- абсолютно  эластичный спрос (ED= ∞). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены (рис.1.3 г);

- абсолютно неэластичный спрос  (ED= 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютна, не меняется при изменении цены (рис.1.3 д).


 

 

 


 

 

 

 

Рис. 1.3. Форма эластичности спроса по цене

Эластичность  спроса по цене зависит от ряда факторов:

1) незаменимость.  Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет  более эластичным, противоположным  образом влияет отсутствие таковых;

2) значимость  товара для потребителя. Как  правило, неэластичным является  спрос на товары первой необходимости,  а более эластичным – на  все другие группы товаров;

3) удельный  вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная  доля средств, эластичны, а  занимающие незначительную долю  бюджета – неэластичны;

4) временные  рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.

3. предложение  и закон изменения предложения

Под предложением западные экономисты понимают чье-либо желание продать  товар. Объем предложения при  этом составляет то количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и  в конкретное время. Предложение  – количество благ, предлагаемых для  продажи на рынке в определенный момент или период времени. А объем  предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного  промежутка времени. Объем и структура  предложения характеризуют экономическую  ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами  и возможностями производства, а  также той долей товаров, которая  направляется на рынок, ибо часть  производимой продукции потребляется в производстве.

Объем предлагаемого к продаже  товара при прочих равных условиях будет тем меньше, чем выше цена на товар, то есть между предложением и ценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом  предложения. 

Между ценой товара и тем  его количеством, которое предлагают производители, существует зависимость, называемая кривой предложения. Количество товара, которое производители готовы продать при каждом данном уровне цен показывает кривая предложения рис.1.4. Продавцу выгодно совершать продавать лишь в левой верхней зоне, но убыточно – в правой нижней, так как кривая предложения демонстрирует множество минимальных цен для продавца.

Информация о работе Механизм рыночного равновесия