Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:03, реферат
Необходимо признать, что выведенные в XIX веке законы спроса и предложения были практически революционными в экономической теории. Но они сыграли свою роль не только в теоретическом плане, их роль весьма и весьма велика и в практическом применении на практике.
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осущест
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………….......3
1. Понятие рыночного равновесия……………………………………………….4
2. Отраслевое рыночное равновесие ………………………………………….....5
3. Бюджетные ограничения потребителя и их изменения. Равновесие в потреблении……………………………………………………………………….8
4. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном период….11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованных источников…………………………………………...14
1. Понятие рыночного равновесия……………………………………………….4
2. Отраслевое
рыночное равновесие …………………………
3. Бюджетные
ограничения потребителя и их
изменения. Равновесие в
4. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном период….11
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Необходимо признать, что выведенные в XIX веке законы спроса и предложения были практически революционными в экономической теории. Но они сыграли свою роль не только в теоретическом плане, их роль весьма и весьма велика и в практическом применении на практике.
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.
Все это требует
глубоких экономических знаний. Ведь
в условиях рыночной экономики выживет
лишь тот, кто наиболее грамотно и
компетентно определит
Изучение же
спроса и предложения на рынке
сейчас становится первоочередной задачей
при функционировании предприятия.
Постоянное отслеживание спроса и предложения
и способность моментально
ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний.
На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состояние выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов. [1]
Иногда происходит так, что суммарное количество товара, предложенное производителями, в точности совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить. Если планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы менять. В этом случае мы говорим, что рынок находится в состоянии равновесия. Словарь определяет слово " равновесие" как ситуацию, в которой уравновешиваются разнонаправленные силы. Данное определение описывает и рыночное равновесие.
Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не имеет тенденции к изменению.
Закон рыночного равновесия утверждает, что цена любого товара изменяется, чтобы привести спрос и предложение товара в состояние равновесия.
Стабильное равновесие- состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена- цена равновесия, образованная на конкурентном рынке. Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка. Равновесный объём - объём предложения и объём спроса в условиях, когда цена уравновешивает спрос и предложение.[2]
Кривые спроса и предложения , отражающие планы покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия.
Если мы сравним
планируемые количества продаж по каждой
цене с планируемыми по этим же ценам количествами
купленных товаров, то заметим, что существует
лишь одна цена, при которой планы продавцов
и покупателей совпадают. Эта цена- 0,40
доллара за фунт - является равновесной
ценой. Если все покупатели и продавцы
будут строить свои планы, учитывая указанную
цену, то никому не придется перестраиваться
на ходу. [1]
ОТРАСЛЕВОЕ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Равновесием на рынке называется ситуация, когда продавцы предлагают к продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести (объем спроса равен объему предложения).
Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения [2].
Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.
В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка: на рынке не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов).
Таким образом,
чтобы найти равновесие на рынке
некоторого блага, нужно определить,
какая цена вызовет на этом рынке
такой объем предложения, который
будет соответствовать объему спроса:
при этой цене продавцы принесут на
рынок ровно столько
Быстрота, с которой рынок найдет равновесную цену, зависит от "подвижности" его участников и от легкости передачи информации на рынке (то есть от совершенства рынка).
Под равновесием отраслевого рынка понимают оптимизацию размеров фирм данной отрасли при одновременном снижении цены на отраслевом рынке до уровня минимальных средних издержек производства. Равновесие в отрасли достигается, когда каждая фирма достигнет своего равновесия [3].
Кривая спроса отрасли показывает, сколько товаров приобретут все потребители. Она убывает, так как больше товаров потребители купят по более низкой цене. Цена здесь определяется взаимодействием всех фирм и потребителей на рынке, а не решением отдельной фирмы.
Кривая отраслевого предложения показывает объем выпуска продукции, осуществляемого отраслью при каждой возможной цене. Объем производства отрасли – это суммарное предложение всех отдельных фирм.
Первоначально цена при равновесии равна 40 д. ед., что представлено на графике б точкой пересечения кривых спроса и предложения. Как видно из графика а, фирма получает положительную прибыль, так как средние издержки достигают минимума при цене в 30 д. ед. Положительная прибыль побуждает новые фирмы вступать на рынок и является причиной смещения кривой предложения вправо, в положение S2. Равновесие возможно при цене 30 д. ед., так как при этой цене каждая фирма получает нулевую прибыль и нет стимулов для входа в отрасль или выхода из нее [2].
Отраслевое равновесие наступает, когда соблюдаются условия:
Все отрасли максимизируют прибыль.
Все факторы производства становятся переменными и изменяется число фирм в отрасли.
Ни у одной
фирмы нет стимула для входа
или выхода из отрасли, так как
все фирмы получают нулевую экономическую
прибыль. Иными словами, цена должна
быть равна средним совокупным издержкам.
Поскольку вхождение в отрасль
и выход из нее осуществляются
достаточно легко, позитивная или негативная
экономическая прибыль
Цена товара такова, что совокупное предложение равно совокупному спросу.
Таким образом,
под равновесием отраслевого
рынка понимают оптимизацию размеров
фирм данной отрасли при одновременном
снижении цены на отраслевом рынке
до уровня минимальных средних издержек
производства. Отраслевое равновесие
наступает, когда соблюдаются следующие
условия: все отрасли максимизируют
прибыль; все факторы производства
становятся переменными и изменяется
число фирм в отрасли; ни у одной
фирмы нет стимула для входа
или выхода из отрасли; цена товара
такова, что совокупное предложение
равно совокупному спросу. [3]
БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ИХ ИЗМЕНЕНИЯ. РАВНОВЕСИЕ В ПОТРЕБЛЕНИИ
На выбор потребителя оказывают влияние не только предпочтения потребителя, но и экономически факторы. К экономическим факторам, ограничивающим возможности потребителя при покупке товаров и услуг, относятся цены на товары и доход.
Доход, или бюджет, дает информацию о том, какое количество средств может быть израсходовано потребителем в данный момент времени. Количество приобретенных товаров и услуг зависит от цен на них.
Допустим, что потребитель обладает доходом I и может приобрести любой набор товаров Х = (x1, х2,..., Хn), удовлетворяющий следующему условию [16, с.237]:
P1 x1 + Р2 x2 +...+Pn Xn ≤ I, (1)
где х1, x2,…, xn — количество единиц товара;
P1, Р2,..., Рn — цены товаров.
Выражение (1) называется бюджетным ограничением потребителя. Для набора из двух видов товаров Х и Y бюджетное ограничение имеет вид:
Рx Х + Рy Y ≤ I.
Все множество товарных наборов, которое удовлетворяет этому условию и может быть приобретено потребителем, расположено в границах линии:
Рx Х + Рy Y = I, (2) ,которая носит название бюджетной линии.
Уравнение бюджетной линии можно преобразовать, разделив обе его части на Рy: Y = I / Py - (Рx /Рy)Х.
Полученное уравнение — это уравнение прямой линии типа у = ах + b.
Бюджетная линия —это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров Х и У, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход при заданных ценах. [4].
Таким образом, любая точка на бюджетной линии означает определенный товарный набор, на который израсходован весь доход целиком, например точка С. Точки А и В означают, что весь доход тратится лишь на один из товаров Х или Y. Ордината точки A указывает на максимальное количество товара, которое может приобрести потребитель, израсходовав весь свой доход только на товар Y. Ордината точки А = I : Рy. Соответственно абсцисса точки В = I: Рx.
Все множество товарных наборов, удовлетворяющее бюджетному ограничению, представлено треугольником ОАВ, который называется бюджетным пространством. Любая точка внутри бюджетного пространства характеризует товарные наборы, на которые доход тратится полностью (точка K). Точки за пределами бюджетного пространства D отражают более желательные для потребителя, но недоступные при данном доходе товарные наборы [3].